Сделай Сам Свою Работу на 5

Органы управления финансами и их функции

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единый финансовый аппарат.

 

Финансовый аппарат состоит из:

1. Министерства финансов, осуществляющего выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Министерство финансов состоит из:

• Федеральной налоговой службы;

• Федеральной службы страхового надзора;

• Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;

• Федеральной службы по финансовому мониторингу;

• Федерального казначейства. Функции Министерства финансов РФ:

• участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития;

• организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов;

• участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;

• укрепление денежного обращения и покупательной способности рубля;

• выпуск государственных внутренних займов РФ;

• организация учета и отчетности и т.д.

2. Федерального казначейства, осуществляющего переводы бюджетных денежных средств через свои счета для их гарантированного поступления в учреждения федеральной бюджетной сферы на соответствующей территории субъекта Федерации, района или города.

3. Федеральной налоговой службы, являющейся единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и республик, входящих в ее состав.

4. Федеральной службы страхового надзора, осуществляющей государственный надзор за страховой деятельностью в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Также устанавливает общие требования по лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, контроля за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.



 

 

ВОПРОС 10

Финансовое планирование, его содержание и принцип

Финансовое планирование – это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития.

Цель финансового планирования – определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей.

Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:

• обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

• определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономического использования денежных средств;

• установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

• соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

• контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия. Методы финансового планирования используются для определения основных закономерностей, тенденций в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренних резервов предприятия.

Различают:

1. Нормативный метод – на основе заранее установленных норм и технико-экономических норматиbob рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках.

2. Метод балансовых расчетов основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе для определения будущей потребности в финансовых средствах.

3. Метод денежных потоков является универсальным при составлении финансовых планов и основывается на ожидании поступления средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов.

4. Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, для того чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут быть различными.

Финансовое планирование в зависимости от содержания назначения и задач можно классифицировать на:

1. Перспективное планирование – используется для определения важнейших показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Охватывает период времени от 1 года до 3 лет.

2. Текущее планирование – рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. Составляется на 1 год.

3. Оперативное планирование – необходимо для контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов.

 

 

ВОПРОС 11
Методы финансового планирования и их содержание

В РФ разнообразные финансовые планы,которые можно сгруппировать по различным видам.В рамках публичных финансов выделяется система бюджетов.Каждый бюджет принимается как закон и обязателен исполнению.Ежегодно утверждается на всех уровнях гос.власти более 29000 бюджетов.Кроме того,бюджеты утверждаются по каждому внебюджетному фонду.Поосновным внебюджетным фондам так же применяется закон.В нац.экономике по отдельным отраслям состовляются фин.планы.В настоящее время фин.планирование на предприятии осуществляется предприятием и на большинстве предприятий составляется не фин.план,а баланс доходов и расходов.Некомерческие предприятия составляют смету,а не фин.план.Смета расходов составляется,если фин.ресурсы обеспечивают бюджеты средствами.Если же имеют доп. ресурсы или поступления,то смета называется сметой доходов и расходов.В любой смете в обязательном порядке делается детальная расшифровка всех денежных расходов по статьям сметы.Кроме индивидуальных фин.планов и бюджетов составляются сводные финансовые планы(публичные,финансово-консолидированные бюджеты,которые включают нижестоящие бюджеты).На уровне федерации составляются консолидированные общегосударственные планы,которые обосновывают движение гос. фин-ов и фиксируют перераспределительные процессы осуществляемы финансовой системой гос-ва.
Централизованные планы содержат признаки:

1. «О»(объекты)-(обзегос-ные ресурсы формирующиеся и распределяемые на макроуровне)

2. Охват сферы фин-ой деятельности гос-ва,его финансовых взаимоотношений с участниками воспроизводственного процесса и образующиеся при этом глобальные стоймостные пропорции
3. Цель централизованных фин-ых планов-обоснование фин-ой политики гос-ва на конкретный период,базирующийся на его фин-ых возможностях удовлетворить общегосударственные потребности

Основным заданием общегосударственных централизованных планов выступают получаемые доходы и расходы всех централизованных стредств создаваемых на макроуровне,а так же определение источников и формирование их использования.Количество централизованных планов,их форма и содержание во многом зависит от построения финансовой системы гос-ва,отдельными фин-ми звеньями фин-ой системы,а так же от особенностей перераспределительных процессов осуществлять в конкретный период с помощью финансов.

ВОПРОС 12

ФИНАНСОВЫЕ ПЛАНЫ ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА

Основными финансовыми планами на общегосударственном и территориальном уровнях выступают бюджет (федеральный, региональный, местный) и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Бюджет как плановый документ представляет собой роспись доходов и расходов органов государственной власти или местного самоуправления. Составляется в форме баланса денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Конкретизация доходов и расходов бюджета осуществляется в соответствии с группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования де-фицитов этих бюджетов, установленной Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 15.08.1996 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».

Бюджет составляется исполнительным органом власти на один календарный год и утверждается в форме закона соответствующим законодательным (представительным) органом власти. Порядок составления и утверждения бюджета как планового документа регламентируется Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований, устанавливающими особенности бюджетного процесса в данных административно-территориальных образованиях.

Бюджет как план носит целевой и директивный характер, для него свойственны конкретность и адресность показателей; бюджет, по существу, стал в России основным документом, комплексно определяющим количественные и качественные параметры го-сударственной (региональной, муниципальной) социально-экономической политики.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования) формируются в виде баланса доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на социальное обеспечение, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Состав доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов определен Бюджетным кодексом РФ.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этими фондами на один календарный год. Утверждаются органами законодательной власти в форме законов одновременно с принятием закона о федеральном (региональном) бюджете.

К финансовым планам, составляемым субъектами хозяйствования, относятся баланс доходов и расходов, сводный бюджет, смета доходов и расходов. Вид финансового плана, разрабатываемого коммерческими и некоммерческими организациями, определяется их организационно-правовой формой, а также учредительными (уставными) документами. Кроме того, в учредительных (уставных) документах определяется орган или должностное лицо, уполномоченные утверждать финансовый план организации. Порядок и сроки составления финансового плана, методика расчета его показателей устанавливаются: для бюджетных учреждений — Бюджетным кодексом РФ и нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти; для коммерческих организаций и некоммерческих организаций других (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм — приказами, распоряжениями по организации.

При составлении финансовых планов в коммерческих организациях учитывается необходимость максимизации прибыли; оптимизации структуры капитала организации и обеспечения ее финансовой устойчивости; достижения прозрачности финансово-экономического состояния для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов; обеспечения инвестиционной привлекательности; использования рыночных механизмов привлечения финансовых средств.

Разработка финансовых планов коммерческих организаций осуществляется на основе бизнес-плана, в котором отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Финансовый план коммерческой организации может составляться в форме баланса доходов и расходов или сводного бюджета. Баланс доходов и расходов содержит информацию о составе и объеме финансовых ресурсов коммерческой организации и направлениях их использования на планируемый период; составляется на календарный год с поквартальной разбивкой показателей.

В балансе доходов и расходов выделяют, как правило, следующие разделы: доходы и поступления, расходы и отчисления, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. При этом финансовый план должен быть сбалансирован: объем доходов и поступлений средств, в том числе из бюджета, должен быть равен сумме расходов, отчислений и платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. С целью проверки правильности расчета показателей баланса доходов и расходов к нему составляется проверочная таблица, по строкам которой детализируются виды и объемы финансовых ресурсов коммерческой организации, а по графам — направления их использования. Это позволяет не только проверить сбалансированность плана, но и проследить взаимосвязь отдельных видов доходов и расходов.

Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, в настоящее время в коммерческих организациях используется система управления финансами, основанная на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов. Система бюджетов, включающая бюджеты структурных подразделений, налоговый бюджет и сводный бюджет организации, позволяет установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием денежных средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии. Бюджеты составляются на месяц, квартал, календарный год.

Сводный бюджет коммерческой организации формируется на основе принципа декомпозиции: каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты структурных подразделений и налоговый бюджет конкретизируют сводный бюджет.

Сводный бюджет коммерческой организации состоит из доходной и расходной частей. Оптимальным бюджетом является такой, в котором доходная часть равна расходной.

 

ВОПРОС 13
Финансовый контроль

Финансовый контроль – это совокупность мероприятий по проверке соответствия фактического состояния финансовой системы плановому или отчетному.

Значение финансового контроля заключается в:

1. Деятельности специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2. Управлении финансами и денежными потоками на макро– и микроуровне.

Финансовый контроль разделяют на два различных аспекта:

1. Государственный финансовый контроль – это комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства.

2. Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

Главная цель государственного контроля – максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного (главным образом, внутрифирменного) – напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал.

Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:

• Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона (налоговые проверки, контроль за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательное аудиторское подтверждение данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т.д.).

• Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

• Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений.

• Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов.

Объекты контроля:

• бюджетный контроль;

• контроль за внебюджетными фондами;

• налоговый контроль;

• валютный контроль;

• кредитный контроль;

• страховой контроль;

• инвестиционный контроль;

• контроль за денежной массой.
МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

1. Обследование – изучение широкого спектра финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

2. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России – за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

3. Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

4. Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности могут привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

5. Ревизия или проверка – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Виды ревизии:

• полные и частичные;

• комплексные и тематические;

• плановые и внеплановые.

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.

ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

1. Бюджетный контроль – это проведение комплексных ревизий и тематических проверок с целью контроля поступлений и целевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Проводится органами Федерального казначейства, которые призваны осуществлять государственную бюджетную политику, управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного использования государственных средств.

2. Налоговый контроль – это система контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Осуществлением налогового контроля занимаются налоговые органы в лице городских и районных налоговых инспекций, которые осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. При проведении налогового контроля проверяются любые денежные документы у юридических и физических лиц; налогоплательщики обязаны предъявлять необходимые справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); обследуются производственные, складские и торговые помещения.

3. Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и др. – за финансовой деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью и целесообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных, привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, контролируют финансовое состояние предприятия.

4. Аудиторский контроль – это деятельность по установлению достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Аудиторская проверка может быть:

• инициативная – проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта;

• обязательная – проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных законодательством.

Все аудиторские услуги платные. Отношения аудиторской фирмы с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам.

Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора. Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

 

 

ВОПРОС 14
Бюджетная система РФ и принципы ее построения

Бюджеты Публичных Финансов РФ представлены бюджетными системами и государственными внебюджетными фондами. Основу бюджетного устройства определяется конституцией страны, и ее государственным устройством и в соответствии и конституцией РФ и бюджетным кодексом РФ. Бюджетная система состоит из 3-х уровней: 1.Федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов; 2.Бюджет субъектов РФ (региональные бюджеты), и бюджет территориальных внебюджетных фондов; 3.Местные бюджеты;
Бюджетные системы РФ включают: Федеральный бюджет, 21 республиканских бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов(вкл. бюджет г.Москвы и С-Пб), 1 областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов и АО и около 29 тыс.местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские).
Для общего представления о бюджетной системе РФ составляется консолидированный бюджет РФ, который представлен федеральным бюджетом РФ и консолидированными бюджетами субъектов РФ.
Федеральный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет и целевые бюджетные фонды. Консолидированные бюджеты субъектов РФ включают в себя региональные бюджеты, территориальные целевые внебюджетные фонды и бюджет муниципальных образований(местные бюджеты), которые в свою очередь объединяют бюджет районов и бюджет городов. Все бюджеты входящие в бюджетную систему РФ самостоятельны, и не включаются друг в друга.
Функционирование бюджетной системы РФ основываются на принципах:
1.Единства бюджетной системы – единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкции за нарушения бюджетного законодательства, а т.ж. единый порядок финансирования, расходов бюджета, всех уровней бюджетной системы, ведение бух учета, средств федерального бюджета, региональных и местных бюджетов
2.Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы – закрепление полностью или частично соответственных видов налоговых доходов и платежей за определенным уровнем бюджета.
3.Самостоятельности всех бюджетов –предоставление права законодательным и представительным органом власти или органом местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; -наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, определенных в соответствии с действующим законодательством; -законодательное закрепление регулируемых доходов и полномочий по формированию их в соответствии с действующим законодательством; -право органов гос.власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходований средств бюджетов, и источников финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.
4.Полноты отражения доходов расходов бюджетов и бюджета государственных внебюджетных фондов все расходы и доходы подлежат отражению в бюджетах в полном объеме и все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, аккумулируемых в бюджетной системе РФ. Все налоговые кредиты, отсрочки по уплате учитываются по доходу бюджета за исключением отсрочек и рассрочек, предоставленных в течении текущего финансового года.
5.Сбалансированность бюджета-объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицит, при этом органы власти при состоянии бюджета должны исходить из необходимости минимальных расходов бюджета.
6. Эффективности и экономности использования бюджетных средств – при состоянии бюджета и использовании бюджетных средств получатели должны исходить из необходимости достижения наилучших результатов с определением объема бюджетных средств или достижением заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.
7.Гласности-должно иметь место опубликования в открытой печати отчетов бюджета по их использованию полноту информации об использовании бюджета, открытость для общества процедур рассмотрения и принятию решений по проектам бюджета. Секретные статьи бюджета утверждаются только состоянии федерального бюджета.
8.Достоверности бюджета-бюджеты должны формироваться на базе экономических прогнозов социально-экономического развития соответственных территорий, содержание надежные показатели, а т.ж. реалистичность доходов и расходов бюджета.
9.Адресности и целевого характера бюджетных средств – бюджетные средства выделяются в распоряжении конкретных получателей с обозначением финансирования и конкретных целей.

 

ВОПРОС 15
Межбюджетные отношения и их основные принципы формирования

Межбюджетные отношения-отношения между органами власти и органами местного самоуправления, связанных с формированием и использованием соответствующих бюджетов.
Основываются на следующих принципах:
1.Распределение и закрепление расходов бюджета по определенным уровням бюджетной системы РФ.
2.Разграничение, т.е. закрепление на постоянной основе или по временным нормативам регулируемых доходов по уровню бюджетной системы.
3.Равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований.
4.Выравнивание уровней типовых бюджетных обеспечений, субъектов РФ и муниципальных образований.
5.Равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и равенство местных бюджетов с бюджетами субъектов РФ.
Согласно этим принципам отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджет субъектов РФ, а из них в местные бюджеты.
В основе процесса распределение доходов и расходов заложен принцип равенства бюджета, который предполагает использование единой методики расчетов нормативов, финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, а т.ж. нормативов расчетов финансовой помощи территориальным бюджетом, и единый порядок федеральных и территориальных налогов. Дляобеспечение территориальных расходов бюджетов соответствующие бюджеты должны иметь доходы, которые состоят из собственных и регулирующих доходов.
Собственные доходы – все виды доходов, закрепленные законодательством на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом, в соответствии с налоговым кодексом неналоговые доходы определяются нормативными актами, т.ж. в состоянии собственных доходов могут иметь место безвозмездные перечисления. Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов и предназначенные для финансового обеспечения возложенных на региональные и местные органы власти. Функции экономического и социального развития территорий, а т.ж. для сбалансирования территориального бюджета. Вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования или предоставляется регулирующие доходы.
Регулирующие доходы-региональные, федеральные налоги и другие платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в %, бюджетные субъекты федеральные или местные бюджеты на очередной финансовый год или на долговременной основе не менее, чем на 3 года по разным видам таких доходов. Н-р: несмотря на то, что налог на добавленную стоимость-федеральный доход, в качестве регулярного дохода он распространяется, часть его остается на месте. А часть перечисляется в федеральный бюджет то же самое происходит по отдельным видом акцизов. Регулирование доходов в части отчислений определяется соответствующим законом о бюджете того уровня, который передает их нижестоящему бюджету.
К регулируемым доходам относятся: трансферты-средства поступающие из федеральных и региональных фондов финансовой поддержки, размер которой устанавливается и рассчитывается правительством. Т.ж. для сбалансированного бюджета кроме трансфертов используются субвенции, субсидии и дотации.
Дотации-средства предоставленные бюджетом другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе, для покрытия теку3щих расходов.
Субвенции-средства предоставленные бюджетом другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов.
Субсидии-средства передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В соответствии с бюджетным кодексом РФ в случае нецелевого использования субвенций и субсидий, их суммы могут быть востребованы органом власти выдавшими эти средства.
Дотации, субвенции и субсидии как методы наделения финансовыми ресурсами территорий бюджета, несовершенные т.к. они не стимулируют органы власти и создания иждивенческие настроения.
Такая практика передачи средств не способна развитию инициативы органов власти, ниже их воздержание на экономические процессы территории, уменьшая на этой основе возможности перевыполнение доходной части бюджета и ослабевает финансовый контроль.
Доходы бюджета- часть центральных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникшие в процессе формирования фонда денежных средств и поступают в распоряжения органов власти разного уровня.

 

ВОПРОС 16
Доходы бюджетов и их содержание

Под государственным бюджетом понимаются специфические денежные отношения, складывающиеся у государства с физическими и юридическими лицами по поводу перераспределения национального дохода и частично национального богатства, в связи с образованием и использованием главного централизованного бюджетного фонда страны, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

К основным принципам функционирования бюджетной системы относятся: единство бюджетной системы; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов; сбалансированность бюджетов; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее или совокупное покрытие расходов бюджетов; гласность; достоверность бюджета; адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

Одним из нормативных актов, регулирующих учет и систематизацию информации о состоянии бюджета, является бюджетная классификация. Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов и используется для составления и исполнения бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Под доходами бюджета понимаются экономические отношения, складывающиеся у государства с хозяйствующими субъектами и физическими лицами в связи с формированием бюджетного фонда страны.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов власти.

Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней. Доходы могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год.

В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет или бюджет государственного внебюджетного фонда.

В состав доходов бюджетов включаются налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Обособленно в составе доходов бюджета учитываются доходы целевых бюджетных фондов

Закон о бюджете, будучи одним из важнейших законов, определяющим многие параметры развития страны на предстоящий год и среднесрочную перспективу, представляет собой юридически оформленную роспись государственных доходов и расходов. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с субъектами воспроизводства в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения, а материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

С помощью доходов осуществляется процесс формирования бюджетных ресурсов, тогда как расходы опосредствуют процесс их использования. Управление бюджетными ресурсами, сосредоточение их на ключевых направлениях экономического и социального развития страны позволяет реализовать финансовую политику на всей территории страны.

Классификация доходов бюджета

Классификация доходов бюджетов — это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы в соответствии с источниками их формирования, установленными соответствующими законодательными актами. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

В составе бюджетной классификации доходов бюджетов выделяются следующие основные группы, подгруппы и статьи доходов.

I. Налоговые доходы:

- налог на прибыль (доход) организаций;

- налог на доходы от капитала;

- подоходный налог с физических лиц;



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.