Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные направления использования финансов рыночной экономике

ВОПРОС 1

Финансы как экономическая категория

Термин «ФИНАНСЫ» возник достаточно давно, в 13-15 вв. изначально в торговых городах Италии. Означает денежный платеж или денежную казну.
Когда этот термин получил международное распространение он стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между государством и населением, а так же в процессе образования государственных фондов. Позднее закрепляется как государственные доходы и расходы.
По мере развития денежных отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств. Эти отношения носили фондовый характер, т.е денежные средства формировались в виде бюджета государства.
Регулярное поступление денежных средств в казну достигалось:
1. С помощью правовой, нормотворческой деятельностью государства
2. Создание фискального аппарата (чиновники)
Признаки финансов:
1. Исторический характер
2. Денежных характер. Поскольку финансовые отношения обусловлены денежными отношениями и обслуживают они в целом общественное воспроизводство, то проявление этих отношений через реальные денежные отношения подтверждает денежный характер финансов как экономической категории. Не смотря на то, что деньги возникли раньше, чем финансы их возникновению предшествовали определенные предпосылки:
-- в центральной Европе в средние века, в результате буржуазных революций была весьма существенно ограничена власть монархов, что привело к отторжению монархов от казны государства (возникли общественные фонды в виде бюджетов, которыми монархи не могли распоряжаться единолично).
-- законодательно возникли закрепленные системы государственных доходов и расходов с определенным составом и структурой – стала формироваться определенная система бюджета (проявляется его системный характер).
-- все доходы государства преимущественно формируются за счет разнообразных налогов и платежей только в денежной форме.
Финансы имеют специфическое общественное назначение: формирование и использование денежных фондов государства осуществляется посредством особых форм движения стоимости.
3. Стоимостной характер
4. Распределительный характер. Если рассмотрим все стадии воспроизводственного процесса, то участие финансов имеет место на всех стадиях, но на первой и последней стадии финансы имеют косвенный характер распределения, а на второй и третей- прямой характер распределения.
5. Правовой характер
Производство -> распределение -> обмен -> потребление.



Производство: реального движения стоимости нет, прямого воздействия на наш продукт финансы не имеют, распределительного характера финансов нет.
Распределение и обмен: реальное движение стоимости имеет место, но характер движения на этих стадиях различается, поскольку отражаются разные формы распределения общественного продукта.
На стадии распределения – движение стоимости распределяется в денежной форме, а на стадии обмена- общественный продукт распределяется в товарной форме: 1) характер распределения на второй стадии получает форму движения денежных средств, 2) движениях денежных средств происходит автономно, т.е обособленно от движения товаров. На третей стадии 1)распределение получает форму движения товаров, реализованных через систему торговли, 2) движение денежных средств опосредует движение товаров.
Потребление: характеризуется конечным использованием ранее созданной стоимости, которая предстает в своем натуральном вещественном воплощении, а не в денежной форме. Потребляются средства производства и предметы потребления.
Денежные отношения строятся по принципу эквивалентности к финансовым отношениям принцип нормативно-правовой характер. (денежные отношения шире, чем финансовые отношения).
Финансы- это экономические отношения базирующиеся на денежных отношениях, обусловленных формированием, распределением и использованием общегосударственных (централизованных или публичных) и децентрализованных (субъектов хозяйствования) фондов денежных средств для удовлетворения их потребностей при выполнении ими соответствующих функций.

 

 

ВОПРОС 2


Функции финансов и их содержание


Непосредственное выражение финансов как экономической категории проявляется через их выполняемые функции.
Под функцией понимают способ проявления сущности категории в действии или специфический способ выражения присущей категории свойств.
Функции характеризуются тем, что, во-первых, функция всегда является производной от сущности, которую она выражает, и, во-вторых, она всегда объективна, т.к. предопределена общественным назначением своей категории.
Именно в функциях полнее раскрывается экономическая природа категории и признается ее специфическое общественное назначение. Кроме того, именно функция показывает, каким образом это общественное назначение реализуется, но при этом функции не могут быть сведены к конкретному механизму действия разных форм проявления категории. Они, прежде всего, должны характеризовать способ ее поведения, а не различные формы ее проявления. Кроме того, функции нельзя отождествлять с конкретными результатами, достигаемыми при функционировании категории и отражающими роль последней в общественном воспроизводстве. Функция всегда действует в рамках тех экономических отношений, которые составляют содержание соответствующей категории. В случае, если воздействие распространяется на объекты, выходящие за пределы экономических отношений, составляющих данную категорию, то здесь речь может идти только о роли категории, т.е. о результате исполнения ее функций.
Относительно финансов как экономической категории выделяют 2 основные функции: распределительную и контрольную.
Объектами деятельности распределительной функции выступают: стоимость ВВП, совокупного общественного продукта и части национального дохода, принявшую денежную форму. Именно распределительная функция финансов позволяет осуществить распределение вновь созданной стоимости и на этой основе сформировать различные виды денежных доходов (форм). Содержание распределительной функции на макроуровне при первичном распределении совокупного общественного продукта и национального дохода заключается в компенсации затрат при создании совокупного продукта в сферу материального производства на оплату труда и связанные с ней платежи и на формирование чистого дохода предприятия, но при первичном распределении еще не создаются общегосударственные целевые фонды, поэтому происходит дальнейшее перераспределение финансовых ресурсов через бюджетную систему путем изъятия волевым порядком в виде налогов и платежей, части накоплений, образованных при первичном распределении и создание целевых общегосударственных фондов. На микроурове содержание распределительной функции финансов также проявляется на 2 стадиях – первичного и вторичного перераспределения. Здесь первичному распределению подлежит выручка от реализации продукции, выполненных работ или оказанных услуг, при этом часть ее направляется на компенсацию материальных затрат, которые пошли на производство данной продукции, выполненных работ или оказанных услуг, часть на оплату труда работников предприятия и связанные с ней платежи в пользу государства и часть на формирование прибыли хозяйствующего субъекта (которая подлежит дальнейшему распределению или перераспределению. Волевым порядком изымаются налоги и платежи в пользу государства, в бюджетную систему, а часть остается в распоряжении для формирования его целевых фондов, предназначенных для развития предприятия и создания социальных благ для работников предприятия – фонд накопления и фонд потребления.
Контрольная функция тесно связана с распределительной. Наличие этой функции обусловлено тем, что финансы, будучи связанными с движениями денежной формы и стоимостью общественного продукта, обладают свойством количественно через финансовые ресурсы и фонды отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его стадии. Благодаря тому свойству, финансы способны постоянно сигнализировать о том, как складываются пропорции распределения общественного продукта, обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса, формируются ли фонды целевого назначения своевременно и полно в разных областях и сферах общественного производства и воспроизводства. Способность финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции. Таким образом, основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов, происходящее как в фондовой, так и не в фондовой форме. Т.е. контрольная функция финансов является следствием распределительной функции финансов как экономической категории, она действует в тесном единстве с распределительной функцией, поскольку они являются 2 функциями или 2 сторонами одного и того же экономического процесса. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация, которая заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Степень и глубина реализации контрольной функции финансов, во многом, определяется реализацией финансового контроля и состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Но финансовый контроль является одной из важнейших функций управления финансовыми потоками и , в отличии от объективной контрольной функции финансов, финансовый контроль обладает субъективной природой, поскольку его организация зависит от многих обстоятельств (например, методы хозяйствования, решаемые общественные задачи, уровень централизации управления государством и т.д.).
Финансовая дисциплина представляет собой обязательный для всех предприятий, организаций и учреждений, а также должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства и соблюдение установленных норм, нормативов и правил. Требования финансовой дисциплины определяются, с одной стороны, общими принципами организации финансов, а с другой стороны, специфическими условиями функционирования финансов в структурных подразделениях сферы материального производства и непроизводственной сферы. Финансовая дисциплина несовместима с ведомственным местническим подходом к выполнению финансовых обязательств.

 

ВОПРОС 3

Основные направления использования финансов рыночной экономике

В упр-ии процессом функц-ия фин.отношениями об-во устанавливает различ. способы их орг-ции, l оформляются з-ми и др. норматив. актами и опред-ся соответ. методы, формы, принципы и направления исп-я общегос. фин-ых ресурсов. При этом активно исп-ся фин. мех-м, представ. собой сов-ть способов и методов, инстр-тов и рычагов воздействия на эконом. и соц. развитие об-ва в процессе осущ-ия распред-я и перераспред-я фин.отнош-й, т.е. фин-сы могут целенаправ. исп-ся субъектами хоз-я и субъектами власти в интересах граждан, об-ва и гос-ва в целом.

Предпосылками исп-я этой категории выступают ее ф-ции.

В целом финн. Мех-м выступает состав. частью важнейшей подс-мой хоз.мех-ма гос-ва, т.е. его функц-ие происходит в процессе форм-я, распред-я и исп-я различ. фондов ден. средств.

Реализ. объективных предпосылок исп-я фин-сов в обществ. воспр-ве завис. от того, в каких конкрет. орг.-правовых формах происходит функц-ие финн. отнош-й. Благодаря орг. формам фин-сы могут исп-ся в кач-ве инст-та упр-я эк-кой.

Как любой эконом. инстр-т хоз-я фин-сы способны колич. и кач. влиять на обществ. воспр-во.

Колич. влияние ха-ся пропорциями мобилизуемых, распред., исп-ых финн. ресурсов.

Кач. влияние х-ся воздействием фин-ов на мат. интересы участников воспроизв. процесса ч/з формы оргции фин. отнош-й.

При этом колич. воздействие по возможностям опред-ся объемом и пропорциями самих фин-вых ресурсов, а кач.- зависят от тех возможностей влияния на мат. ресурсы, l облад. та //иная форма фин. отнош-й.

При кач. воздействии важна не только величина фин. ресурсов, но и каким образом они форм-ся, в каких формах и условиях происходит их движ-е прежде всего превращение финансов в стимул. развитие эк-ки.

Потенц. влияние фин-сов на эк-ку обуслав-ся 2мя основными обстоятельствами:

1. Будущ. категории распред-я фин-сы обслуживают воспроизв.процесс в целом, т.е. сфера их влияния не исчерпана обл-тью стоимост. распред-я, а распространена на др. стадии воспроиз-ва.

2. Фин-сы облад. потенциальным св-вом катализатора эконом. процессов, вытек. из распред-я их природы.

Функционируя в обществ.воспр-ве фин-сы обслуживают кругооборот капитала и участвуют в создании новой ст-ти.

Благодаря фин-сам распред-е реализует ст-ть и реализует ден. доходы и накопления, на основе l образуются ден. фонды целевого назнач-я для удовлетворения разнообразных потребностей об-ва.

В рамках исп-я фин-сов в обществ. воспр-ве можно выделить 3 гл. направления воздействия на процессы эконом. развития.

1. Фин.обеспеч. потреб-тей расширения воспр-ва

2. Фин.рег. эк. и соц. процессов

3. Фин.стимулирование личных результатов деятельности.

Фин. обеспечение воспр процесса представ. собой покрытие восп. затрат за счет фин. ресурсов, аккумулирует субъектами хоз-я и субъектами власти.

Форм-ся финн.ресурсы во всех подразделениях обществ. произ-ва -- распред-е и целевое исп-е ч/з ден. формы целевого назначения.

При этом финн. обеспечение может осуществляться в 3 формах:

· Самофинансирование

· Кредитование

· Гос. финансирование

Самофин-е основ-ся на исп-ии собственных фин. ресурсов субъектов хоз-я.

При недостаточности собств. средств предпр. // орг-ции м. сократить свои расходы или восп-ся заемными средствами на фин. рынке с помощью операций с цен. Бум. ( долговыми или долевыми)

Кредитование –способ финн. обеспеч. воспр. затрат, при l расходы субъекта хоз-я покрываются за счет ссуд банка, предостав. на основных принципах кредитования (срочность, возвратность, платность).

Гос. фин-е производится на безвозврат. основе за счет средств бюджет. или внебюджет. фондов, форм-ся на разных уровнях гос.упр-я в процессе распред-я и перераспред-я нац. дохода. Гос-во целенаправ. перераспред. Финн. рес-сы м/у произв. и непроизв. сферами отдел. отраслями эк-ки и террит. страны м/у отдел. формами собств-ти и слоями населения.

На практике все 3 формы обеспеч-я м. прим-ся одновременно, но гл. при этом добиться оптим. для дан. периода соотношения м/у ними, что возможно на основе активной финн. политики гос-ва.

Для обеспеч-я бесперебойного ф-я воспр- процесса важное значение имеют резервы, знач-ть l особенно возрастает в условиях рынка.

Т.к. фин.резервы способны обеспечить непрерывный кругооборот средств в воспр. процессе даже при возник. огромных потерь, при наступлении непредвид. событий.

Норм. функц-е эк-ки возможно при условии, что каждое структур. подразделение огранич. связано с др подраздел-ем.—достиг-ся необходимая пропорциональность стр-ры обществ. произ-ва, l обеспечивает сбаланс-ть его развития как един. целого.

Для обеспеч-я соглас-ти функц-я разных частей эк-ки сущ-ет ее фин. рег-е, под l понимается такое распред-е фи.рес-ов, l приводит к изменению темпов роста отдел. структур. подразделений и перестройке произв. в соответствии с изменившимся потреблением об-ва.

В условиях рынка рег-е эк-ки обеспеч-ся путем перераспр-я фин. рес-ов, l создает необходимые фин. предпосылки для осущ-я структур. сдвигов.

Осущ-ся этот процесс посредством саморег-я, l х-ся такими методами фин. базы в разных звеньях обществ. произ-ва, l выраб-ют сами участники произ-ва и их же исп-ют.

Базир-ся процесс саморег-я на полной свободе субъектов хоз-я, выборе ими своих параметров и форм в/отнош-й с ними и самостоят. распоряж. и распред.и продуктов своего труда, но свобода в выборе методов в формировании базы не безгранична , она рег-ся деят-тью различ. орг. структур способ. установ-ю цивилиз. отнош-й м/у всеми участниками воспр. процесса.

Саморег-е обеспеч-ся функц-ем самого рынка ( товарного, финансового).

Гос. рег-е эк-ки, необходимость обуслав-ся реш-ем тех задач, l стоят перед гос-вом на дан. этапе развития, l связано с уд-ем потреб-тей всего об-ва.

При переходе к с-ме рын. хоз-я сущ-ет возраст. роль финн. стимула, l осущ-ся с пом. различ. фин. рычагов. При этом могут иметь место фин. стимулы, к l относятся: орг. формы фин. отнош-й, с пом. l можно влиять на мат. интересы как субъектов хоз-я, так и на отдел. гр-н.

Для того чтобы влиять на воспр. процесс любое фин. стимул. д. б. огранич. увязан с деят-тью предпр., здесь созд-ся обществ. продукт и нац. доход, для обеспеч. макс. роста l и созд-ся финн. стимулы.

В составе фин. стимулов развития прои-ва и повыш-я эф-ти можно выделить:

1. Эф-ое направление инвестирования финн. ресурсов

2. Поощрительные фонды

3. Бюджет. методы интенсификации произ-ва

4. Спец. фин. льготы и санкции

При эф-но-направ. вложении фин. рес-ов можно выделить след. моменты:

1. Фин-е технич. Перевооруж-я предпр-й, благодаря l созд-ся принципиально new машины и устройства, сущ. меняется хар-ая для об-ва стр-ра ср-в труда, получает развитие комп. обращ-е произ-ва.

2. Фин-е затрат, связ. с воспр-ом раб. силы, проф. подготовкой кадров, повыш. квалификации и переориент. раб. на новый вид произ-ва.

В рез-те функц-я этих мероприятий возрастает общеобразоват. и научно-технич. уровень труд. рес-ов; растут возможности произв. их исп-я и обеспеч-я условия для высокоэф. труда.

3. Послед. Реализ. прог-м, направл. на обеспеч-е сдвигов в отраслевой и террит. стр-рах обществ. произ-ва, и соверш-е нар.хоз. пропорций в соотв. с современными потреблениями развития об-ва.

Роль фин-сов важна в интенсив. росте ключ. отраслей эк-ки

Большое знач-е в эк-ом стимул. произ-ва придается с-ме образ-я спец. поощрит. фондов. Фонды образ-ся в низовом звене хоз-я и призваны призывать раб-ков к более интенсив. и эф-му труду, заинтерес-ть труд. коллективы в улучшении конеч. рез-тов деят-ти, в росте и повыш. их эф-ти.

Достигает это с пом. спец. подбора источников образ-я фонда стимул-я, особого порядка форм-я и исп-я.

Важную роль в развитии произ-ва и повышения его эф-ти м. играть бюджет. стимулы, но их отлич. состоит в т. ч. субъекты стимул-я: органы гос. власти и местного самоупр-я. В кач-ве эконом. стимулов с одной стороны м. выступать с-ма платежей предпр-й в бюджет , в l достиг-ся тесная увязка фискального, рег. и целевого назнач-я разных видов налогов ,а с др. стороны м. выступать с-ма бюджет. фин-я, в l обеспеч. стимул. направ-ть всех ее эл-тов.

Превращ-е платежей в бюджет и с-мы фин-я в стимулы развития обществ. произ-ва, основанных на том, что методы мобилиз. ден. средств в бюджет и направ-я, и порядок исп-я бюджет. ассигнования (выделение средств) д.б. увязаны с эк. интересами субъектов хоз-я.

Сами по себе ни доходы бюджета, ни бюджет. финн-я явл-ся стимулами , но в них заключ. потенциальные возм-ти катализаторов произ-ва.

Например: превращ-е доходов и расходов бюджета в реальные эк. стимулы происходит благодаря соотв. порядку начисления размера платежей и правильному построению с-мы бюджет. фин-я, l вкл. в себя соотв.принципы, формы и методы предоставления бюджет. средств субъектов хоз-я .

Важную роль в стимул-ии процессов обществ. произ-ва играет с-ма обществ. льгот и санкций. В частности финн. льготы осущ. возм-ть наиболее эф-го развития произ-ва и тем самым создавая благоприят. условия для его роста и совершенствования.

Санкции – усиление мат. ответ-ти субъекта хоз-я за рез-ты своей деят-ти.

Истор. опыт функц-ия фин-сов в разных странах показывает пример эф-го исп-я, так и нерац. исп-я фин-сов в практике рын. хоз-я.

 

ВОПРОС 4



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.