Сделай Сам Свою Работу на 5

Общие понятия о финансовой системе.

Финансовая система, ее сферы.
Финансовая система в целом представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды, т. е. реализуются функции финансов, Финансовая система состоит из трех подсистем:
государственных и муниципальных финансов;
финансов хозяйствующих субъектов;
финансов граждан.
В зависимости от форм и методов формирования доходов и денежных фондов эти подсистемы могут подразделяться на более частные звенья.
Наличие звеньев финансовой системы определяется существованием самостоятельных экономических субъектов, участвующих в хозяйственной жизни.
Экономический субъект — это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей. В современных рыночных отношениях участвуют четыре экономических субъекта:
государство;
регион;
хозяйствующий субъект — коммерческое предприятие, некоммерческая организация, финансовый посредник;
гражданин (физическое лицо) — производитель, предприниматель, инвестор, посредник, продавец, покупатель, спекулянт, игрок.
Государственные и муниципальные финансы состоят из бюджетной системы, включающей бюджеты всех уровнен (федеральный, территориальные бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты), целевых внебюджетных фондов и государственного кредита.
Современная бюджетная система России максимально приближается к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство, хотя для нее все еще характерны некоторые противоречия, вызывающие необходимость совершенствования механизма бюджетного регулирования.
Специфика бюджета обусловлена его формой, материальным содержанием и особым общественным назначением. Экономическое содержание бюджета характеризуется следующими основными взаимосвязями.

Целевые внебюджетные фонды представляют средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Государственному кредиту в финансовой системе присущи специфические формы финансово-кредитных отношении по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, при этом государство выступает в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта.
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей. Он отличается от банковского и коммерческого кредитов. Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности. На общегосударственном уровне государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Заимствования средств на более низких уровнях бюджетной структуры имеют, как правило, четко выраженную целевую направленность.
Вторая подсистема — финансы хозяйствующих субъектов, в которой выделяются финансы коммерческих предприятий и организаций, некоммерческих организаций и финансовых посредников (кредитных, страховых организаций, частных пенсионных фондов). Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Именно в данном звене финансовой системы формируется основная часть доходов, которая в результате перераспределения по установленным государством правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. Однако существенная часть бюджетных средств в форме бюджетных ссуд, прямого бюджетного финансирования, гарантий государства направляется на финансирование текущей и инвестиционной деятельности предприятий.
Каждое звено финансовой системы выполняет свои задачи и ему соответствует особый аппарат управления движением денег. Вместе они образуют единую финансовую систему государства.
Финансы граждан тесно взаимосвязаны с государственными и муниципальными финансами через систему налогообложения и социальную политику государства, с финансами хозяйствующих субъектов — через систему финансово-кредитных отношений.



ИЗ ДРУГОГО ИСТОЧНИКА

Финансовая система выполняет ряд функций, связанных с ее функционированием и опирающихся на функции присущие категории финансов, а именно: планирования, организации, стимулирования, контроля.
1.Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения с учетом полномочий закрепленных за каждым звеном финансовой системы. К ней обычно относят распределение и перераспределение финансовых ресурсов (в территориальном, отраслевом, временном аспекте). Данная функция реализуется через составление бюджетов, балансов, планов на соответствующий финансовый год или перспективу, определение порядка налогообложения и так далее.
2.Функция организации включает бюджетное устройство, классификацию, определение прав и обязанностей отдельных подразделений финансовых органов, институтов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков, финансовых ресурсов государства и так далее.
3.Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию поставленных целей. С помощью этой функции интерпретируются (раскрывается суть) факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах.
4.Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.
К видам деятельности, осуществляемой в рамках финансовой системы, относят бюджетирование, финансирование, инвестирование, налогообложение, страхование (социальное, личное, имущественное, страхование предпринимательских рисков, страхование ответственности), финансово-бухгалтерскую деятельность, аудит, финансовое инспектирование.
К финансовой системе непосредственно примыкает и тесно взаимодействует с ней кредитная система, однако в отличие от финансовой системы она оперирует только возвратными денежными средствами.
Финансовая система страны обладает развитыми внешними связями в виде прямых и обратных финансовых потоков, устанавливающими отношения между страной и правительствами, банками, компаниями других государств, международными финансовыми центрами, фондами.Структура, функции, взаимосвязи звеньев, элементов финансовой системы различных стран обладают определенным своеобразием и зависят экономического и политического строя государства. В странах с централизованно управляемой экономикой финансовая система в основном огосударствлена и обладает меньшим разнообразием элементов и функций по сравнению со странами с рыночной экономикой, где более высок удельный вес финансов корпораций, функционирующих согласно законам рынка.

 

 

ВОПРОС 5

1.Понятие финансовой системы. Взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы.

Финансовая система- это система форм и методов образования, распределения, и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Субъекты финансовых отношений формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование.

В общей совокупности финансовых отношений выделяются три сферы: финансы предприятий, учрежде­ний и организаций, страхование, государственные финансы. Внутри каждой сферы выделяются звенья, которые группируются в зависимости от характера деятель­ности субъекта. Каждое звено подразделяется на под звенья. Сферы и звенья финансовой системы взаимосвязаны, а совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств и образуют финансовую систему.

Характеристика сфер и звеньев финансовой системы:

1.Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные) составляют основу финансов. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий зависит общее финансовое состояние страны. Предприятия осуществляют деятельность на коммерческой основе, т.е. расходы покрываются за счет собственных доходов. Предприятия обладают финансовой независимостью, самостоятельно распоряжаются прибылью, формируют фонды специального назначения, привлекают инвесторов, размещают временно свободные денежные средства.

2.Страхование- по мере развития рыночных отношений социальное, имущественное, личное страхование, страхование ответственности приобретают все большее значение, т.к. степень страхового риска, связанного с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью возрастает.

3.Государственные финансы:

Государственный бюджет- ведущее звено финансовой системы, главное орудие перераспределения национального дохода. Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, а расходуются средства бюджета на военные цели, содержание аппарата управления, развитие экономики и социальной сферы.

Внебюджетные фонды- образуются за счет единого социального налога (страховых взносов работодателей) и расходуются на выплату пенсий, пособий. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение.

В настоящее время в Рос­сии функционируют только три государственных внебюджетных фонда социального назначения — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, средства кото­рых используются в качестве дополнительного источника фи­нансирования социального обеспечения населения.

Пенсионный фонд Российской Федерации — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, является основ­ной материальной базой пенсионного обеспечения. Это самый крупный из всех государственных внебюджетных фондов, важ­ное место которого в составе финансовой системы Российской Федерации объясняется его социальной значимостью (в России около 35 млн. пенсионеров) и большим объемом мобилизуемых в нем финансовых ресурсов.

Фонд социального страхования Российской Федерации является вторым среди внебюджетных фондов по объему перераспределя­емых финансовых ресурсов; предназначен для осуществления го­сударственных гарантий по социальному обеспечению граждан в случае временной нетрудоспособности при болезни, инвалид­ности, рождения и воспитания детей и др.

Фонды обязательного медицинского страхования обеспечивают гражданам Российской Федерации возможность бесплатного по­лучения некоторых видов медицинской помощи. В частности, в гарантированный объем бесплатных медицинских услуг включа­ются: амбулаторно-поликлиническая помощь; скорая медицинс­кая помощь; лечение острых заболеваний; услуги по обслужива­нию беременности и родов и т.п.
Государственный кредит- кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, при который государство выступает в качестве заемщика средств.

 

ВОПРОС 6

Финансовая политика и ее типы
Финансовая политика – совокупность мероприятий государства в области финансов. Политика предполагает соответственное правовое обеспечение тех решений, которые принимаются. Законодательными правами. Финансовое право является обязательным элементом проведения финансовой политики. В общей политике государства, место финансовой политики повышается на современном уровне, но возможности государства по регулированию финансовых отношений в условиях рыночной экономики сокращаются. В условиях рассмотрения периода и характера решаемых задач, всю финансовую политику подразделяют на финансовую стратегию и финансовую тактику. Под стратегией понимают долговременный план. Финансовая стратегия: политика государственного имущества государственного сектора, антиинфляционная политика. Финансовая стратегия- долговременный курс финансовой политики рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач. В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные тенденции развития финансов, формирование концепции их использования и намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ финансовой политики необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития. Финансовая политика направлена на решение задач конкретного этапа жизни общества. Отличается гибкостью, подвижностью и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или другим промежутком времени. При финансовой тактике решение задач конкретного этапа развития общества осуществляется путём своевременного изменения способов организации финансовой связи, а так же путём перегруппировки финансовых ресурсов. Фин.стратегия и фин.тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если гос-во не добилось результата с помощью финансовой тактики, то необходимо вносить коррективы и в стратегический курс гос-ва. Большое влияние на фин. политику оказывает фин.право (оно может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на фин.политику) Финансовое право регулирует финансовые отношения с одной стороны между «S»(субъектом) хозяйствования ,а с другой стороны между гос-вом и населением страны. Финансовая политика- исполнительный орган власти, корректируемый законодательными органами власти посредством нормативных актов. Выделяют многогранность содержания фин.политики. Включает в себя: 1)выработка научно обоснованных концепций развития финансов(концепции формирования на основе изученных экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хоз-ва, перспектив развития производственных сил и производственных отношений, а так же потребление населения) 2)определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период 3)осуществление практических действий направленных на достижение поставленных целей. С переходом на рыночные отношения, современная финансовая политика Рос. гос-ва охватывает большой круг мероприятий требующих проведение коренной экономической реформы 3-ёх основных направлений фин.политики гос-ва: 1)комплекс мероприятий, обеспечивающий нормальные условия S хоз-ния в рыночной экономике; 2)комплекс мероприятий связанных с экономической стабилизацией общества; 3)соц. Поддержка населения. Тактические направления фин.политики конкретизируются в послании президента законодательным органами власти. В эволюционном развитии фин-ой политики выделяют 4 вида:1)классическая;2)регулирующая;3)планово-диррективная;4)рыночная
(1)Основные направления классической политики: невмешательство гос-ва в экономику, сохранение стабильной конкуренции, использование рыночного механизма как главу регулирования всех хозяйственных процессов, предусматривает гос. расходы, система налогов строится на косвенных и имущественных налогах, основным органом управления выступало министерство финансов; (2)Регулирующая политика: В основе этой политики имело место теория Кейнса. Док-вом теории лежала необходимость вмешательство и регулирование государством циклического развития экономики, а основным инструментами выступали гос. расходы, за счёт которых формировался доп.спрос и рост производства, что способствовало ликвидации безработицы и увеличение нац. дохода. Главными механизмами регулирования выступал подоходный налог с прогрессивной ставкой, гос.кредит и рынок ссудного капитала. Дефицит бюджета использовался для регулирования экономики. Из единого органа управления выделяется отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, финансированием расходов, контролем за поступлением налогов и управление гос. долгом. (3)Планово директивная применяется в странах с командно-административной системой. Основана на гос. собственности, на средства производства. Цель политики: концентрация всех используемых ресурсов в руках гос-ва с их последовательным распределением в соответствии и направлениями гос. плана развития. Регулирование использования денежных доходов населения осуществляется при помощи подоходного налога путём размещения практически принудительных финансовых займов. Изъятие средств у местных органов власти обеспечивается путём введения ограничений в самостоятельность финансирования. (4)Основывается на признании свободы предпринимательства, на введении разнообразных форм хоз-ния,на приватизацию гос.собственности и переход на системную экономику,отказ гос-ва от директивного управления, переход отношений предприятий и гос-ва на налоговую основу. В этих условиях изменяется и порядок предоставления бюджетных средств. Получает распространение системный гос.кредит для покрытия дефицита бюджета. Используются рыночные формы госзайма. На смену централизованной бюджетной системе пришла система,основанная на самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней.Применяется система трансфертных платежей,увеличивается размер бюджетных средств со средне душевым использованием на расширенное производство или оказание услуг и удовлетворение социально-культурных потребностей работников предприятия.

 

 

ВОПРОС 7-8

Понятие об управлении финансами. Современная система управления финансами

Намеченная финансовая политика может быть успешно реализована только при соответствующе й организации процесса управления финансами. По своему содержанию, процесс управления финансами –это создание, применение, проверка соблюдения, изучения, анализа и совершенствований форм финансовых отношений, предназначенный для реализации целей и задач, намеченных финансовой политикой.
Формы финансовых отношений – это законодательно-оформленные в виде нормативных актов объективные финансовые отношения. В условиях развитых товарно-денежных отношений, кругооборот фондов корпораций и предприятий материализуется в форме денежного капитала в различных финансовых денежных фондах.
Государство осуществляет воздействие на среду финансовых отношений через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда, систему государственной поддержки, т.е. происходит не управление финансами со стороны государства, а воздействия через финансы посредствам реализации финансовой политики, а в сферу государственного управления входят лишь публичные финансы.
В управлении финансами выделяют объекты и субъекты управления: Объекты: - разнообразные виды финансовых отношений Субъекты: - те организационные структуры, которые управляют этими отношениями.
3 группы объектов:
• Публичные финансы
• Финансы предприятий, учреждений, организаций
• Страховые отношения
Этим группам соответствуют следующие субъекты:
• Финансовая служба предприятий, учреждений, организаций
• Страховые органы
• Налоговые инспекции
В управлении финансами выделяют 3 элемента управления:
• Планирование
• Оперативное управление
• Контроль
В ходе планирования, каждый субъект хозяйства всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможность увеличения финансовых ресурсов, направление их эффективного использования
Оперативное управление – комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа, складывающейся финансовой ситуацию и преследующих цель, получения максимального эффекта, при минимуме затрат, с помощью перераспределения финансовых ресурсов.
Контроль – осуществляется и в процессе планирования и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми. Основное назначение контроля –перераспределение финансовых ресурсов через создание централизованных денежных фондов.
• На предприятии – управление финансами осуществляется специальными подразделениями (финансовый отдел) или в составе бухгалтерии финансовой группы. При этом они выполняют следующие функции: Осуществляют финансовое планирование, в части разработки текущих и перспективных планов, анализ их выполнения
• Осуществляется анализ финансового состояния предприятия в целом, особенно по состоянию мобильных ресурсов, т.е. оборотных средств предприятия, платежеспособности предприятия, т.е. способность предприятия выполнять свои обязанности в области рентабельности предприятия, т.е. в области эффективности его деятельности, как по использованию производственного потенциала предприятия, так и по эффективности выпуска его продукции
По результатам анализа этих структурных измерений , проводится разработка по выявлению резервов роста, прибыли, рентабельности предприятия, снижение издержек производства, укрепление финансового положения предприятия
• Организация работы по привлечению дополнительных внешних финансовых ресурсов
• Организация выпуска ценных бумаг, т.е. подготовка проектов эмиссии ценных бумаг, определение потенциальных клиентов ценных бумаг.
• Работа, связанная с размещением временно-свободных финансовых ресурсов предприятия
• Работа, связанная с получением \ погашением банковских кредитов, подтверждением их целевого использования на предприятии
• Осуществление финансового контроля на предприятии за законностью использования всех финансовых ресурсов

 

 

ВОПРОС 9



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.