Сделай Сам Свою Работу на 5

Совершенствование долговой политики в области государственных ценных бумаг





В 2014 - 2015 годах решение задач социально-экономического развития будет осуществляться в условиях преемственности курса бюджетной политики на обеспечение макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, снижение зависимости бюджетов от внешнеэкономической конъюнктуры.

В период до 2018 года будет продолжена реализация потенциала повышения эффективности бюджетных расходов, заложенного в завершающейся в текущем году Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов.

К 2015 году планируется рост расходов федерального бюджета в номинальном и в реальном выражении, что показано в таблице: 9.

 

Таблица 9 - Динамика расходов федерального бюджета*

 

Показатель План  
2014 год 2015 год  
Прирост к предыдущему году (расходы всего):
млрд. рублей 714,6 1 214,1  
% (в номинальном выражении) 5,3 8,6  
% (в реальном выражении) 0,3 3,4  
         

* Составлено самостоятельно на основе данных Министерства финансов РФ

 

Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности, что можно увидеть в таблице 10 [36]:



 

Таблица 10- Источники финансирования дефицита федерального бюджета*

В миллиардах рублей

Показатель 2014 год 2015 год  
 
Всего источников 459,7 92,2  
Государственные заимствования, всего 1248,7 711,4  
в том числе:      
привлечение 1 908,9 1 688,7  
погашение -660,2 -977,3  
Приватизация 475,0 385,0  
Иные источники -1 264,0 -1 004,2  
из них:      
Резервный фонд -988,7 -722,6  
исполнение государственных гарантий -230,7 -230,7  

* Составлено самостоятельно на основе данных Министерства финансов РФ

 

Расходные обязательства Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации определены на основании международных договоров и соглашений, оригинальных графиков платежей иностранным кредиторам в соответствии с двусторонними соглашениями, условий выпуска государственных ценных бумаг, а также прогнозного уровня процентных ставок на 2014-2015 годы (таблица 11).



В связи с увеличением объема размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации увеличатся в в 2014 году - на 23,2% по сравнению с 2013 годом и составят 443,7 млрд. руб., в 2015 году - на 18,4% по сравнению с 2014 годом и составят 525,5 млрд. рублей.

Объем бюджетных ассигнований на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации в 2014 году - 97,1 млрд. рублей (3,2 млрд. долл. США), в 2015 году - 102,5 млрд. рублей (3,3 млрд. долл. США).

Более 90% указанных расходов составят процентные платежи по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, что в абсолютном выражении равно 93,3 млрд. рублей (3,1 млрд. долларов США) - в 2014 г. и 99,2 млрд. рублей (3,1 млрд. долларов США) - в 2015 году.

 

Таблица 11- Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации*

 

  Показатель 2014 год 2015 год
Млрд.руб. в % к предыдущему году Млрд.руб. в % к предыдущему году
Обслуживание государственного и муниципального долга, всего 540,8 121,6 628,0 116,1
в том числе:        
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации 443,7 123,2 525,5 118,4
Обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации 97,1 114,5 102,5 105,6

* Составлено самостоятельно на основе данных Министерства финансов РФ



 

В 2014-2015 годах дефицит федерального бюджета проектируется в объеме: 0,6% ВВП (459,7 млрд. рублей) в 2014 году и 0,1% ВВП (92,2 млрд. рублей) в 2015 году. При относительно небольшом дефиците федерального бюджета объем ненефтегазового дефицита сохранится на достаточно высоком уровне (в 2014 г. - 8,9% ВВП, в 2015 г. – 8,6% ВВП), что свидетельствует о сохранении зависимости российской экономики от цен на энергоресурсы на мировом рынке.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2014-2015 годах будут выступать государственные заимствования и поступления от приватизации федеральной собственности.

«Чистое» привлечение денежных средств на внутреннем и мировом финансовых рынках в течение 2014-2015 годов составит 3 336,4 млрд. рублей, в том числе: в 2014 году - 1 248,7 млрд. рублей и в 2015 году - 711,4 млрд. рублей. Несмотря на наращивание государственных заимствований долговая нагрузка на федеральный бюджет будет оставаться в пределах, позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять обязательства по государственному долгу Российской Федерации.

На 2014-2015 годы государственные заимствования запланированы в объеме, превышающем дефицит федерального бюджета. Это позволит воздержаться от траты Резервного фонда и пополнить его за счет части нефтегазовых доходов.

В случае развития кризисных тенденций в мировой экономике
условия заимствований на долговых рынках для Российской Федерации,
как и для многих суверенных заемщиков, значительно ухудшатся. При самом негативном сценарии долговой рынок может быть фактически «закрыт», что не позволит привлечь средства в нужных объемах на приемлемых условиях.

В целом расходование накопленных в суверенных фондах нефтегазовых доходов негативно влияет на макроэкономическую стабильность страны (инфляцию, валютный курс) и является фактором, непосредственно влияющим на привлекательность российской экономики для иностранных инвесторов. Иными словами, сохранение фондов - залог более широких возможностей для привлечения Российской Федерацией заемных ресурсов на благоприятных условиях в будущем. При относительно спокойной ситуации в экономике и на финансовых рынках целесообразно воздерживаться от трат Резервного фонда, стремясь занимать на рынке на благоприятных условиях. Эту стратегию можно назвать «занимай и сберегай».

Политика в области государственного долга Российской Федерации на 2014 - 2015 годы будет направлена на достижение следующих целей:

- обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;

- развитие и модернизацию инфраструктуры национального рынка капитала для превращения его в стабильный источник финансирования возрастающих потребностей бюджета;

- уменьшение стоимости государственных заимствований (обслуживания государственного долга) с учетом сроков заимствований и фактически складывающихся условий размещения внутренних и внешних займов;

- поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории с перспективой повышения рейтингов до категории «А»;

- расширение круга инвесторов, осуществляющих покупку государственных ценных бумаг;

- сохранение присутствия России как суверенного заемщика на международных рынках капитала в результате осуществления регулярных заимствований в иностранной валюте путем выпуска облигационных займов Российской Федерации в умеренных объемах;

- поддержание репрезентативной кривой доходности по государственным долговым обязательствам Российской Федерации в иностранной валюте, необходимой для формирования адекватных ориентиров для российских заемщиков.

Решение вопроса о балансе между внутренними и внешними заимствованиями будет зависеть от конъюнктуры внутреннего и мирового финансовых рынков, эффективности решения задачи развития внутреннего рынка государственного долга, сохранения благоприятной макроэкономической ситуации в России, прежде всего с точки зрения сохранения сравнительно низкого уровня инфляции и с учетом приоритета заимствований на внутреннем рынке госдолга.

В планируемый период основным инструментом привлечения средств выступят ОФЗ, диверсифицированные по срокам до погашения. При этом приоритетным направлением эмиссионной политики будет выпуск среднесрочных и долгосрочных государственных ценных бумаг. Эмиссия краткосрочных инструментов (до 1 года) рассматривается как исключительная мера, использование которой может быть оправдано лишь в условиях крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры, при отсутствии возможностей фондирования за счет эмиссии среднесрочных и долгосрочных государственных ценных бумаг. В качестве целевого ориентира дюрации портфеля ОФЗ устанавливается срок 5 лет [37].

Будет продолжена практика размещения государственных сберегательных облигаций (ГСО) для удовлетворения спроса институциональных инвесторов, прежде всего, осуществляющих размещение средств пенсионных накоплений.

На текущем этапе инструмент государственных гарантий Российской Федерации используется все более активно, выступая в качестве важного инструмента посткризисной экономической политики государства. В 2013-2015 годах планируется предоставление следующих государственных гарантий Российской Федерации:

- по обязательствам ОАО «АИЖК», ОАО «РОСНАНО», ОАО «Заполярье», ОАО «ОПК «Оборонпром»;

- на реализацию инвестиционных проектов;

- по обязательствам организаций оборонно-промышленного комплекса для реализации государственной программы вооружений в рамках государственного оборонного заказа;

- для поддержки экспорта промышленной продукции;

- по проектам, реализуемым с участием международных финансовых организаций.

Планируемый объем предоставления государственных гарантий Российской Федерации в 2014-2015 годах составит:

- в валюте Российской Федерации в общей сумме 560,7 млрд. рублей, в том числе: 4в 2014 году - 218,3 млрд. руб., в 2015 году - 11,0 млрд. руб.;

- в иностранной валюте - 13,9 млрд. долларов США, в том числе: 4в 2014 году - 4,3 млрд. долл. США, в 2015 году - 4,6 млрд. долл. США.

В 2014-2015 годах на возможное исполнение вышеуказанных государственных гарантий будут предусмотрены бюджетные
ассигнования за счет источников финансирования дефицита федерального бюджета в общей сумме 588,4 млрд. руб., в том числе: в 2014 году - 250,3 млрд. руб. и в 2015 году - 250,9 млрд. рублей.

По состоянию на 1 января 2014 года государственный долг Российской Федерации составит 9 040,5 млрд. рублей, на 1 января 2015 г. - 10 779,7 млрд. рублей и на 1 января 2016 г. -11 730,7 млрд. рублей.

Рисунок 12- Государственный долг Российской Федерации, в процентах к ВВП

Таким образом, совокупный объем государственного долга Российской Федерации достигнет к концу 2015 года 14,4% ВВП, при этом доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга практически достигнет 80% при соответствующем снижении доли внешнего долга.

 

Заключение

Каждая страна имеет свою сложившуюся историю и практику рынка государственных ценных бумаг, что находит отражение в видах и формах выпускаемых государственных облигаций, масштабах национального рынка облигаций и его участниках, порядке размещения облигаций и особенностях их налогообложения и т.д.

На наш взгляд, важнейшим источником развития экономики, нового промышленного подъема и преодоления инвестиционного кризиса России должно было стать становление рынка ценных бумаг, истинное предназначение которого заключается не только в покрытии бюджетного дефицита, перераспределении собственности и получении спекулятивной прибыли, но и в стимулировании инвестиций в различные сферы экономики. Государственные ценные бумаги занимают важное место среди инструментов рынка ценных бумаг. Необходимость выпуска государственных долговых обязательств может появиться и в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов даже при бездефицитности бюджета текущего года.

В мировой практике выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с заимствованием средств в центральном банке и привлечением средств за счет эмиссии денег. Общепринятая во всех странах практика ограничения доступа правительства к ссудному фонду страны через кредиты, получаемые в центральном банке, в Российской Федерации впервые нашла воплощение в федеральном бюджете на 1995 г.

В Российской федерации государственные ценные бумаги выпускались в основном для финансирования бюджетного дефицита. Государственные ценные бумаги выпускаются правительством или им гарантируются. Хотя они и не представляют самостоятельного вида фондовых ценностей, специфика эмитента таких бумаг делает необходимым и возможным объединение их в особый вид ценных бумаг. Государственные ценные бумаги являются формой существования государственного долга.

По результатам проведенного исследования, мы можем сказать, что рынок государственных ценных бумаг и долговой рынок не лишены проблем. Например, в настоящее время недостаточно обеспечивается осуществление централизованной и долгосрочной политики в области управления государственным долгом и государственных заимствований, а также отсутствует четкое законодательное закрепление разделения компетенции между ветвями государственной власти в области управления государственным долгом. Так, например, в прогрессе реализации политики государственных заимствований не всегда учитываются структурные особенности и графики платежей по фактическому портфелю государственных долговых обязательств. В результате, в ряде случаев осуществление новых заимствований способствовало образованию так называемых «пиков» платежей по погашению и обслуживанию государственного долга.

Что касается перспектив развития рынка государственных ценных бумаг, то мы хотим сказать, что в среднесрочной перспективе рынок сохранит возлагаемую на него роль основного источника финансирования дефицита федерального бюджета, будут привлекаться при необходимости средства за счет эмиссии государственных внутренних облигаций в 2014-2015гг. В перспективе основным инструментом привлечения средств будут облигации федерального займа, как правило среднесрочные и долгосрочные. Эмиссия краткосрочных государственных ценных бумаг рассматривается как исключительная мера, использование которой может быть оправдано лишь в условиях крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры, при отсутствии возможностей фондирования за счет эмиссии среднесрочных и долгосрочных государственных ценных бумаг.

Также будет продолжена практика размещения государственных сберегательных облигаций для удовлетворения спроса институциональных инвесторов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.