Сделай Сам Свою Работу на 5

ДАЮТ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТЫ ПРОЛЕТАРИАТУ ПО ОТНОШЕНИЮ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ? 8 глава





Революционная армия — это тоже очень большое слово. Создание ее — трудный, сложный и долгий процесс. Но, когда мы видим, что он уже начался и обрывками, ку­сочками идет повсюду; — когда мы знаем, что без такой армии действительная победа революции невозможна, — мы должны выдвинуть решительный и прямой лозунг, проповедовать его, делать его оселком злободневных задач политики. Ошибочно было бы


____________________ ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО «ИСКРОВСКОЙ» ТАКТИКИ__________________ 367

думать, что революционные классы всегда обладают достаточной силой для соверше­ния переворота, когда этот переворот вполне назрел в силу условий общественно-экономического развития. Нет, общество человеческое устроено не так разумно и не так «удобно» для передовых элементов. Переворот может назреть, а силы у революци­онных творцов этого переворота может оказаться недостаточно для его совершения, — тогда общество гниет, и это гниение затягивается иногда на целые десятилетия. Что демократический переворот в России назрел, это несомненно. Но хватит ли силы те­перь у революционных классов осуществить его, это еще неизвестно. Это решит борь­ба, критический момент которой приближается с громадной быстротой, — если нас не обманывает целый ряд прямых и косвенных признаков. Моральный перевес несомне­нен, моральная сила уже подавляюще велика; без нее, конечно, ни о каком перевороте не могло бы быть и речи. Она — условие необходимое, но еще не достаточное. А пре­творится ли она в материальную силу, достаточную, чтобы сломить весьма и весьма серьезное (не будем закрывать на это глаза) сопротивление самодержавия, — это пока­жет исход борьбы. Лозунг восстания есть лозунг решения вопроса материальной силой, — а таковой в современной европейской культуре бывает лишь военная сила. Этот ло­зунг нельзя выставлять до тех пор, пока не назрели общие условия переворота, пока не проявились определенно возбуждение и готовность масс к действию, пока внешние об­стоятельства не привели к явному кризису. Но раз такой лозунг выставлен, — тогда уже было бы прямо позорно пятиться от него назад, опять к моральной силе, опять к одному из условий нарастания почвы для восстания, опять к одному из «возможных переходов» и т. д. и т. п. Нет, раз уже жребий брошен, надо оставить всякие увертки, надо прямо и открыто разъяснять самым широким массам, каковы теперь практические условия успешного переворота.






368__________________________ В. И. ЛЕНИН

Мы далеко не исчерпали всех ошибок искровской резолюции, которая, — для людей думающих, а не отделывающихся «ловлей момента», — надолго останется печальным памятником опошления задач социал-демократии. Нам кажется более важным просле­дить основные источники ошибок, чем перечислить все, даже сравнительно мелкие, проявления коренной фальши. Поэтому мы отметим лишь мимоходом нелепость и ре­акционность идеи о предъявлении «ультиматумов» (военное слово, звучащее пошлым хвастовством при отсутствии подготовленной военной силы) к Думе, о стремлении превратить в революционное собрание эту Думу , — и перейдем к общему значению лозунга: «революционное самоуправление народа».

В этом лозунге, или, вернее, в превращении его в центральный лозунг, корень всех шатаний «Искры». Защищать этот лозунг «Искра» пробовала ссылкой на «диалектику», — ту самую плехановскую диалектику, благодаря которой «организационные туманно­сти» «Искры» были сначала защищаемы, а потом изобличаемы Плехановым!

Революционное самоуправление народа не пролог восстания, говорили мы, не «есте­ственный переход» к нему, а эпилог. Без победы восстания нельзя и говорить серьезно о настоящем и полном самоуправлении. И мы добавляли, что реакционна самая мысль о перенесении центра тяжести на управление государством, а не на устройство госу­дарства, что отожествление революционного самоуправления с революционной армией есть величайший вздор, что революционная армия,



Если мы окажемся сильны в предстоящей решительной борьбе с царизмом, то Государственная ду­ма неизбежно повернет влево (по крайней мере либеральной своей частью, о реакционной мы не гово­рим), но попытаться серьезно повлиять на Государственную думу помимо разрушения власти царя — это такая же глупость, как если бы Япония стала предъявлять «ультиматумы» Китаю или придавать серьез­ное значение помощи Китая помимо разрушения военной силы России. После 18 марта 1848 г. прусская Государственная дума (Соединенный ландтаг) моментально «подмахнула» бумажку о созыве учреди­тельного собрания, а до тех пор все «ультиматумы» революционеров и все их «стремления» повлиять на Государственную думу, все их угрозы были пустыми словами для заседавших в Государственной думе Петрункевичей, Родичевых, Милюковых и т. п.


____________________ ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО «ИСКРОВСКОЙ» ТАКТИКИ__________________ 369

победив, обязательно предполагает революционное самоуправление, а революционное самоуправление еще не обязательно включает революционную армию.

«Искра» пыталась защитить путаницу своих сознательных лозунгов ссылкой на «диалектику» бессознательного стихийного процесса. Жизнь-де не знает резких границ. Биржи рабочих есть и сейчас («Социал-Демократ»136 № 12), вот вам элементы само­управления. Пролог и эпилог в диалектическом процессе развития нередко-де перепле­таются.

Это последнее совершенно справедливо. Да, процесс действительного развития все­гда идет запутанно, всовывая кусочки эпилога раньше настоящего пролога. Но значит ли это, что вождю сознательной партии позволительно запутывать задачи борьбы, по­зволительно смешивать пролог с эпилогом? Может ли диалектика запутанного стихий­ного процесса оправдывать путаницу в логике сознательных социал-демократов? Не значит ли это подменять диалектику в смысле Маркса диалектикой в смысле Плехано­ва?

Чтобы сделать нашу мысль более наглядной, возьмем пример. Допустим, речь идет не о демократическом, а о социалистическом перевороте. Кризис зреет, близится эпоха диктатуры пролетариата. И вот, оппортунисты выдвигают на первый план лозунг: по­требительные общества, а революционеры — лозунг: завоевание политической власти пролетариатом. Оппортунисты спорят: потребительные общества — реальная сила пролетариев, завоевание реальной экономической позиции, настоящий кусочек социа­лизма; вы, революционеры, не понимаете диалектического развития, этого перераста­ния капитализма в социализм, этого проникновения ячеек социализма в недра самого капитализма, этого опорожнения капитализма новым социалистическим содержанием.

Да, отвечают революционеры, мы согласны, что потребительные общества есть в из­вестном смысле кусочек социализма, Во-1-х, социалистическое общество есть одно большое потребительное общество с планомерно организованным производством для потребления;


370__________________________ В. И. ЛЕНИН

во-2-х, социализм неосуществим без мощного, многостороннего рабочего движения, а одной из этих многих сторон неизбежно являются потребительные общества. Но дело-то не в этом. Пока власть остается в руках буржуазии, до тех пор потребительные об­щества — жалкий кусочек, никаких серьезных перемен не гарантирующий, никакого решительного изменения не вносящий, иногда даже отвлекающий от серьезной борьбы за переворот. Навыки, приобретаемые рабочими в потребительных обществах, очень полезны, спора нет. Но поприще для серьезного приложения этих навыков может соз­дать лишь переход власти к пролетариату. Тогда система потребительных обществ бу­дет включать в свое распоряжение и прибавочную стоимость; теперь сфера применения этого полезного института сужена до убожества убогими размерами заработной платы. Тогда это будет потребительный союз действительно свободных работников; теперь это союз наемных рабов, придавленных и придушенных капиталом. Итак, потреби­тельные общества — кусочек социализма. Диалектический процесс развития действи­тельно всовывает еще в пределах капитализма элементы нового общества, и матери­альные и духовные элементы его. Но социалисты должны уметь отличать кусочек от целого, должны выставлять своим лозунгом целое, а не кусочек, должны противопос­тавлять коренные условия действительного переворота тем частичным штопаниям, ко­торые нередко сбивают борцов с истинно революционного пути.

Как думает «Искра», кто прав в этом споре?

Вот то же самое и с лозунгом: «революционное самоуправление» в эпоху демокра­тического переворота. Мы не против революционного самоуправления, мы отвели ему давно известное скромное место в нашей программе-минимум (см. § о широком мест­ном самоуправлении), мы согласны, что это — кусочек демократического переворота, как отметил еще № 15 «Пролетария» , сославшийся на Смоленскую думу. Демократи­ческий

См. настоящий том, стр. 206. Ред.


____________________ ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО «ИСКРОВСКОЙ» ТАКТИКИ__________________ 371

переворот был бы невозможен без мощного и многостороннего демократического дви­жения, а одной из этих многих сторон является движение в области самоуправления. Но демократический переворот был бы невозможен, напр., и без революционной шко­лы, которая есть столь же несомненный признак фактического разложения царизма, как рабочие биржи вопреки полиции, как брожение в духовенстве, как противозаконное местное самоуправление и проч. Какой же вывод следует отсюда, подумайте-ка, това­рищи из «Искры»! Тот ли, что надо подытоживать все эти кусочки разложения в цель­ный лозунг восстания? или тот, что надо уродовать лозунг восстания, связывая его с одним из кусочков, с самоуправлением?

«Организация революционного самоуправления или, что то же самое, организация народных сил для восстания» — писала храбрая «Искра» (№ 109, с. 2, ст. 1). Это все равно, что сказать: организация революционной школы есть организация сил для вос­стания, организация брожения в духовенстве есть организация сил для восстания, орга­низация потребительных обществ есть организация сил для социалистического перево­рота. Нет, плохие вы диалектики, товарищи из «Искры». Вы не умеете рассуждать диа­лектически, хотя прекрасно умеете вилять и вертеться, как Плеханов, с вопросом об ор­ганизационных и тактических туманностях в ваших взглядах. Вы просмотрели, что при условии победы восстания все эти кусочки переворота неизбежно сольются в цельный, законченный «эпилог» восстания, тогда как без победы восстания кусочки останутся кусочками, жалкими, ничего не изменяющими, только филистеров удовлетворяющими кусочками.

Мораль: 1) Оппортунисты социал-демократии и накануне социалистического и на­кануне демократического переворота имеют дурную привычку носиться, как с писаной торбой, с одним из мелких кусочков великого процесса, возводя этот кусочек в целое, соподчиняя этому кусочку целое, уродуя этим целое, превращаясь в силу этого в при­хвостней непоследовательных и трусливых реформистов. 2) Диалектика стихийного


372__________________________ В. И. ЛЕНИН

процесса, который всегда и обязательно бывает запутанным, не оправдывает путаницы логических заключений и политических лозунгов, которые довольно часто (но не обя­зательно) бывают путаные.

P. S. Статья уже была сверстана, когда мы получили заграничное искровское изда­ние резолюций Южной учредительной конференции. Текст резолюции о Государствен­ной думе несколько отличается от изданного в России и перепечатанного нами выше. Но эти отличия не существенны и нисколько не задевают нашей критики.

«Пролетарий» № 21, Печатается по тексту

17 (4) октября 1905 г. газеты «Пролетарий»,

сверенному с рукописью


ПРИМЕЧАНИЕ К СТАТЬЕ М. БОРИСОВА «О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ И О ЗАДАЧАХ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ»137

От редакции. Мы помещаем с удовольствием эту статью действующего в России то­варища, ибо всестороннее обсуждение вопроса о профессиональных союзах стоит те­перь на очереди дня. Только опыт всей партии, освещаемый постоянно теорией мар­ксизма, может помочь выработке наиболее подходящих для русских условий форм со­циал-демократических профессиональных союзов. Следует пользоваться также теми уроками, которые преподают нам враги, Буржуазия всего мира ликовала по поводу «цеховых» тенденций Кёльнского съезда, надеясь отвлечь рабочих от социализма к «чистому», т. е. буржуазному тред-юнионизму. В России даже «Московские Ведомо­сти» научились теперь тянуть подобную песенку. И если буржуазия станет хвалить ко­го-либо из нас за «просветление» или «усердие» по части «разумного» профессиональ­ного движения, то это будет верным признаком того, что в нашей работе есть прорехи. Товарищ М. Борисов ставит вопрос именно так, чтобы исполнить всесторонне наш со­циалистический долг, отнюдь не допуская подобных прорех.

«Пролетарий» № 21, Печатается по тексту

17 (4) октября 1905 г. газеты «Пролетарий»,

сверенному с рукописью


ЛИБЕРАЛЬНЫЕ НАДЕЖДЫ НА ДУМУ

Либералы стараются вселять в публику оптимизм насчет состава Думы. Корреспон­дент «Франкфуртской Газеты» пишет из Петербурга от 14 октября н. ст.: «Рассмотре­ние результатов подготовительных собраний к выборам, происходящих теперь, приво­дит к выводу, что состав Думы будет далеко не столь худой, как казалось сначала. Уже теперь можно с известной вероятностью предсказать, что собственно консервативный элемент вряд ли составит половину Думы. Больше всего шансов быть выбранными имеют умеренные либералы и либералы, шансы же радикалов гораздо менее благопри­ятны, хотя и их можно назвать сравнительно хорошими с точки зрения того пессимиз­ма, с которым радикалы смотрели на будущее еще в августе. Вряд ли может подлежать сомнению, что радикалы будут представлены в Думе не слишком слабо. Вопрос только в том, насколько удастся им повести за собой либералов и умеренных либералов, ибо лишь в том случае, если эти три элемента будут сплоченно выступать против консерва­тивного ядра, обеспечено учредительное собрание».

Радикалы — это несомненно кадеты. Кандидаты их в Питере — Набоков, Кедрин, Винавер. «Умеренные либералы» автором корреспонденции не определяются сколько-нибудь точно, но в числе кандидатов названы Федоров («собственно» консерватор, «но его могли бы поддержать и либералы»!) и Никитин (кандидат правой и в то же время кандидат умеренно-либеральный).


_________________________ ЛИБЕРАЛЬНЫЕ НАДЕЖДЫ НА ДУМУ_______________________ 375

Итак, учредительное собрание «обеспечено» при подчинении и либералов и умерен­ных либералов руководству «радикальных» освобожденцев... Вот уже, воистину, «за соломинку» хватаются либеральные оптимисты. Курьезнее всего, однако, их слепота в том отношении, что даже при голосовании большинства Государственной думы за уч­редительное собрание «обеспечено» на самом деле еще не это последнее, а обеспечена только решительная революционная борьба за него. Господам к.-д. хочется двух маток сосать: и самодержавную (легальная оппозиция в легальной Думе) и революционную («мы пахали» в пользу учредительного собрания).

Написано в октябре, позднее 9 (22), 1905 г.

Впервые напечатано в 1931 г. Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике XVI


УРОКИ МОСКОВСКИХ СОБЫТИИ

Революционный подъем московского пролетариата, выразившийся так ярко в поли­тической стачке и уличной борьбе, еще не улегся. Стачка продолжается. Она перекину­лась частью в Петербург, где бастуют наборщики из сочувствия своим московским то­варищам. Еще неизвестно, стихнет ли настоящее движение вслед до следующей волны прибоя, или примет затяжные формы. Но некоторые, и притом крайне поучительные, результаты московских событий уже сказались, и на этих результатах стоит остано­виться.

В общем и целом, движение в Москве не дошло до решительного боя революцион­ных рабочих с силами царизма. Это были только небольшие стычки на форпостах, ча­стью, может быть, военная демонстрация в гражданской войне, но не одно из тех сра­жений, которые определяют исход войны. Из двух предположений, высказанных нами неделю тому назад, оправдывается как будто первое, именно, что перед нами не начало решительного натиска, а лишь репетиция его. Но репетиция все же показала всех дей­ствующих лиц исторической драмы во весь рост, проливая, таким образом, яркий свет на вероятный — отчасти даже неизбежный — ход самой драмы.

Завязкой московских событий были происшествия чисто академического, на первый взгляд, характера. Правительство даровало частичную «автономию», или якобы авто­номию, университетам. Гг. профессора полу-


__________________________ УРОКИ МОСКОВСКИХ СОБЫТИЙ________________________ 377

чили самоуправление. Студенты получили право сходок. В общей системе самодер­жавно-крепостнического гнета была пробита, таким образом, маленькая брешь. И в эту брешь сейчас же устремились с неожиданной силой новые революционные потоки. Мизерная уступочка, крошечная реформа, проведенная в целях притупления политиче­ских противоречий и «примирения» разбойников с ограбляемыми, вызвала на деле громадное обострение борьбы и расширение состава ее участников. На студенческие сходки повалили рабочие. Стали получаться революционные народные митинги, на ко­торых преобладал передовой класс в борьбе за свободу — пролетариат. Правительство вознегодовало. «Солидные» либералы, получившие профессорское самоуправление, заметались и забегали от революционных студентов к полицейскому, нагаечному пра­вительству. Либералы воспользовались свободой, чтобы изменить свободе, чтобы удерживать студентов от расширения и обострения борьбы, чтобы проповедовать «по­рядок» — перед лицом башибузуков и черносотенцев, господ Трепова и Романова! Ли­бералы воспользовались самоуправлением, чтобы править дела народных палачей, что­бы закрыть университет, это чистое святилище разрешенной нагаечниками «науки», которое осквернили студенты, допустив в него «подлую чернь» для обсуждения «не разрешенных» самодержавной шайкой вопросов. Самоуправляющиеся либералы пре­давали народ и изменяли свободе, ибо они боялись побоища в университете. И они бы­ли примерно наказаны за свою подлую трусость. Закрыв революционный университет, они открыли уличную революцию. Жалкие педанты, они уже ликовали было, напере­рыв с негодяями Глазовыми, что им удалось потушить пожар в школе. На самом деле, они только разожгли пожар в громадном промышленном городе. Они запретили, эти ходульные людишки, рабочим идти к студенчеству; они только толкнули студенчество к революционным рабочим. Они оценивали все политические вопросы с точки зрения своего, насквозь пропитанного вековой казенщиной, курятника; они умоляли студентов пощадить этот


378__________________________ В. И. ЛЕНИН

курятник. Достаточно было первого свежего ветерка, выступления свободной и юной революционной стихии, — чтобы все позабыли даже и думать о курятнике, ибо ветерок крепчал, превращаясь в бурю, направленную против основного источника всей казен­щины и всего надругательства над русским народом, против царского самодержавия. И даже теперь, когда первая опасность миновала, когда шторм явно улегся, лакеи само­державия все еще дрожат от страха при одном воспоминании о той пучине, которая разверзлась перед ними в кровавые московские дни: «пока еще это не пожар, но уже несомненный поджог», — бормочет г. Меньшиков в лакейском «Новом Времени» (от ЗО-го сентября) — «пока это еще не революция... но уже пролог к революции». ««Она идет», доказывал я (г. Меньшиков) в апреле, и с тех пор какие страшные шаги «ею» сделаны!.. Народную стихию всколыхнуло до самых ее пучин»...

Да, в хорошие тиски попали Треповы и Романов вместе с предательствующими ли­беральными буржуа. Откроешь университет — дашь трибуну для народных революци­онных собраний, окажешь неоценимую услугу социал-демократии. Закроешь универ­ситет — откроешь уличную борьбу. И мечутся, скрежеща зубами, наши рыцари кнута: они снова открывают московский университет, они делают вид, что хотят позволить студентам самим охранять порядок во время уличных процессий, они смотрят сквозь пальцы на революционное самоуправление студентов, которые оформливают деление на партии социал-демократов, социалистов-революционеров и т. д., образуя правильное политическое представительство в студенческом «парламенте» (и которые, мы увере­ны, не ограничатся революционным самоуправлением, а займутся немедленно и серь­езно организацией и вооружением отрядов революционной армии). А вместе с Трепо­вым мечутся и либеральные профессора, бросаясь уговаривать — сегодня студентов, чтобы были поскромнее, завтра нагаечников, чтобы они были помягче. Метания тех и других доставляют нам величайшее удовольствие; значит, хорошо дует


__________________________ УРОКИ МОСКОВСКИХ СОБЫТИЙ________________________ 379

революционный ветерок, если политические командиры и политические перебежчики подпрыгивают так высоко на верхней палубе.

Но, кроме законной гордости и законного удовольствия, истинные революционеры должны почерпнуть еще из московских событий нечто большее: уяснение того, какие социальные силы и как именно действуют в русской революции, — более отчетливое представление о формах действия этих сил. Представьте себе политическую последова­тельность московских событий, и вы увидите замечательно типичную и характерную в классовом отношении картину всей революции. Вот эта последовательность: пробива­ется маленькая брешь в старом порядке; правительство чинит брешь заплатой уступо­чек, обманчивых «реформ» и т. п.; вместо успокоения получается новое обострение и расширение борьбы; либеральная буржуазия колеблется и мечется, отговаривая рево­люционеров от революции и полицейских от реакции; революционный народ с проле­тариатом во главе выходит на сцену, и открытая борьба создает новую политическую ситуацию; на отвоеванном высшем и более широком поле сражения в укреплениях вра­га опять пробивается новая брешь, и движение поднимается тем же путем выше и вы­ше. Перед нами происходит по всей линии правительственное отступление, — спра­ведливо замечали недавно «Московские Ведомости». А одна либеральная газета не без остроумия добавляла: отступление с арьергардным боем138. Петербургский корреспон­дент либеральной берлинской газеты «Vossische Zeitung» телеграфировал от 3 (16) ок­тября о своей беседе с начальником канцелярии Трепова. «От правительства, — сказала корреспонденту полицейская крыса, — нечего ждать проведения какого-либо последо­вательного плана, ибо каждый день приносит такие события, которых нельзя было пре­дусмотреть. Правительство вынуждено лавировать; силой не подавишь теперешнего движения, которое может протянуться и два месяца и два года».

Да, тактика правительства выяснилась вполне. Это, несомненно, лавирование и от­ступление с арьергардным


380__________________________ В. И. ЛЕНИН

боем. И это совершенно правильная тактика с точки зрения интересов самодержавия: было бы величайшей ошибкой, роковой иллюзией со стороны революционеров забы­вать, что правительство может еще очень и очень долго отступать, не теряя самого су­щественного. Пример неоконченной, ублюдочной полуреволюции в Германии 1848 го­да (пример, к которому мы еще раз вернемся в следующем номере «Пролетария» и о котором никогда не устанем напоминать), — показывает, что, даже отступив до созыва учредительного (на словах) собрания, правительство сохранит достаточно сил для по­беды над революцией в последнем, решительном бою. Вот почему, изучая московские события, это последнее сражение в длинном ряде сражений нашей гражданской войны, мы должны трезво смотреть на ход вещей, должны готовиться с величайшей энергией и с величайшим упорством к долгой, отчаянной войне, должны остерегаться тех союзни­ков, которые уже являются союзниками-перебежчиками. Когда еще ровно ничего ре­шительного не завоевано, когда у неприятеля есть еще громадный простор для даль­нейших, выгодных и безопасных, отступлений, когда идут все более серьезные сраже­ния, — тогда доверчивость к таким союзникам, попытки заключить с ними соглашение или просто поддержать их на известных условиях могут оказаться не только глупостью, но даже изменой пролетариату.

В самом деле, случайно ли поведение либеральных профессоров перед московскими событиями и во время их? Исключение это или правило для всей конституционно-демократической партии? Выражает ли это поведение частичные особенности данной группы либеральной буржуазии или коренные интересы всего этого класса в общем и целом? Среди социалистов не может быть двух мнений по этим вопросам, но не все со­циалисты последовательно умеют проводить истинно социалистическую тактику.

Чтобы яснее представить суть дела, возьмем изложение либеральной тактики сами­ми либералами. На страницах русской печати они избегают говорить прямо


УРОКИ МОСКОВСКИХ СОБЫТИЙ________________________ 381

против социал-демократов и даже прямо о социал-демократах. Но вот интересное со­общение берлинской «Vossische Zeitung», несомненно выражающее более откровенно взгляды либералов:

«Студенческие беспорядки возобновились и в Петербурге и в Москве чрезвычайно бурно с самого начала учебного года, несмотря на дарованную, — правда, очень поздно, — автономию университетам и высшим учебным заведениям. В Москве они сопровождаются, кроме того, широким рабочим движени­ем. Эти беспорядки указывают на начало новой фазы русского революционного движения. Ход студен­ческих собраний и резолюции их показывают, что студенчество приняло пароль социал-демократических вождей: превращать университеты в места народных собраний и таким образом нести революцию в ши­рокие слои населения. Как осуществляется этот пароль, показали уже московские студенты: они пригла­сили в здание университета рабочих и других лиц, не имеющих никакого отношения к университету, и притом в таком числе, что студенты сами остались в меньшинстве. Само собою разумеется, что такое явление не может долго продолжаться при существующих условиях. Правительство предпочтет закрыть университеты, чем терпеть такие собрания. Это до такой степени ясно, что на первый взгляд кажется непонятным, как могли социал-демократические вожди дать такой пароль. Они знали прекрасно, к чему это приведет; они и стремились именно к тому, чтобы правительство закрыло университеты. И чего же ради? Да просто по той причине, что они стремятся помешать всеми возможными средствами либераль­ному движению. Они сознают, что они не в силах провести своими собственными силами крупного по­литического действия; поэтому пусть либералы и радикалы тоже не смеют ничего делать, ибо это, изво­лите видеть, только повредит социалистическому пролетариату. Он должен сам завоевать себе свои пра­ва. Русская социал-демократия может очень гордиться этой «непреклонной» («unbeugsame» — несгибае­мой) тактикой, но всякому беспристрастному наблюдателю она должна казаться крайне близорукой; вряд ли она приведет русскую социал-демократию к победам. Совершенно непонятно, что она выиграет при закрытии университетов, неизбежном при продолжении такой тактики. Между тем, продолжение занятий в университетах и высших учебных заведениях в высшей степени важно для всех партий про­гресса. Продолжительные забастовки студентов и профессоров принесли уже русской культуре тяжелый вред. Возобновление академических работ крайне необходимо. Автономия сделала возможным свобод­ное отправление профессорами их учебных занятий. Поэтому профессора всех университетов и высших учебных заведений согласны между собой в том, что необходимо энергично взяться снова за учение. Они употребляют все свое


382_______________________________ В. И. ЛЕНИН

влияние, чтобы побудить студентов отказаться от проведения социал-демократического пароля».

Итак, борьба между буржуазным либерализмом (конституционалистами-демократами) и социал-демократами обрисовалась вполне. Не мешайте либеральному движению! вот лозунг, великолепно выраженный в цитируемой статье. А в чем состоит это либеральное движение? — В попятном движении, ибо свободой университета про­фессора пользуются и желают пользоваться не для революционной, а для противорево-люционной проповеди, не для разжигания пожара, а для тушения его, не для расшире­ния поля борьбы, а для отвлечения от решительной борьбы на сторону мирного со­трудничества с Треповыми. «Либеральное движение» при обострении борьбы стало (мы видели это на деле) переметываньем от революционеров к реакционерам. Либера­лы приносят, конечно, известную пользу нам, поскольку вносят колебание в ряды Тре­повых и других слуг Романова, но эта польза не будет перевешиваться вредом от вне­сения ими колебания в наши ряды лишь тогда, если мы бесповоротно отмежуемся от конституционалистов-демократов и беспощадно будем клеймить всякий нетвердый шаг их. Либералы, сознавая или чаще чувствуя свое господство в современном хозяйствен­ном строе, стремятся быть господами и в революции, называя всякое продолжение, расширение и обострение революции за пределы самого дюжинного штопанья «поме­хой» либеральному движению. Из боязни за судьбу разрешенной Треповым универси­тетской якобы свободы, они борются сегодня с свободой революционной. Из боязни за легальную «свободу собраний», которую даст завтра правительство в полицейски изу­родованном виде, они будут удерживать нас от использования этих собраний в истинно пролетарских целях. Из боязни за судьбу Государственной думы они уже проявили мудрую умеренность на сентябрьском съезде и проявляют ее теперь, воюя с идеей бой­кота; не мешайте-де нам делать дело в Государственной думе!

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.