Определение расчетных нагрузок
В ходе работы на шасси действуют следующие виды нагрузок:
1) - сила полезного сопротивления (дана по условию), кН;
2) - массовая нагрузка, действующая на носовую опору, кг;
3) - боковая нагрузка, кН.
После изучения схемы за прототип выбирается самолет Аэропракт А-22 (передняя стойка), который имеет массу кН. Определим теперь нагрузку, приходящуюся на переднюю стойку по формуле (1):
кН, (1)
где - расстояние от центра тяжести самолета до оси передней стойки, м;
- расстояние от центра тяжести самолета до оси основной стойки, м.
Теперь зададимся значениями коэффициента перегрузки , и коэффициента безопасности . Примем и и определим расчетное значение силы по формуле (2):
кН, (2)
где - расчетное значение силы полезного сопротивления, кН.
Расчетное значение силы , приходящееся на переднюю стойку вычислим по формуле (3):
кН, (3)
Расчетное значение боковой силы приблизительно вычислим по следующей формуле:
кН. (4)
Зная все нагрузки, можно приступить к дальнейшему расчету.
Определение геометрических характеристик шасси
Расчет штока на изгиб
Шток изгибается под действием сил и и сжимается под действием силы . Сначала рассчитаем шток на изгиб и определим его диаметр поперечного сечения (сплошное круглое сечение), а затем проверим его на устойчивость. Из вышеприведенных расчетов видно, что расчетная сила полезного сопротивления больше, чем расчетная боковая сила , поэтому в расчете на изгиб будем учитывать только силу . Будем считать, что 2/3 длины штока входит в цилиндр (при сжатом состоянии амортизатора) и 1/3 выходит. Шток опирается на цилиндр в двух точках – и . Соответственно возникают реакции - и . Посчитаем сумму моментов относительно точки по формуле (5):
кН, (5)
где - длина всего штока, м;
- длина штока, входящая в цилиндр, м.
Реакцию найдем из проекции всех сил на ось (формула (6)):
кН (6)
Построим эпюру поперечных сил и изгибающих моментов . На участке 1 сила и момент определятся по формуле (7):
кН, (7)
На участке 2 (формула (8)):
(8)
Определение диаметра штока
Перед определением диаметра необходимо выбрать материал, из которого будет изготовлен шток. Пусть материал штока – сталь 10Г2, для которой предел пропорциональности МПа. Расчет будем вести по максимальному значению изгибающего момента кН·м. Таки образом, диаметр штока определится по формуле (9):
мм (9)
Расчет цилиндра
Цилиндр представим в виде двухопорной балки. В точке приложим нагрузки Rа, но направленные в противоположные стороны. Найдем реакции и . Для этого составим сумму моментов относительно точки по формуле (10):
(10)
Реакцию найдем из проекции всех сил на ось (формула (11):
кН.(11)
Пусть материал цилиндра – сталь 10Г2, для которой предел пропорциональности МПа. Расчет будем вести по максимальному значению изгибающего момента кН·м. Таки образом, внешний диаметр цилиндра определится по формуле (12):
(12)
где , следовательно, внутренний диаметр определится (формула (13)):
(13)
Проверка на устойчивость штока
Расчет заключается в нахождении критической силы и сравнении ее с силой . Расчетная схема представлена на рисунке 1.20.
А - 0,5
B - 0,1
Рисунок 1.20.
Значение критической силы найдем по формуле (14):
, (14)
где - модуль упругости, МПа;
- момент инерции, мм4;
- функция, получаемая аппроксимацией алгебраического полинома.
После аппроксимации получаем функцию , где . Найдем первую и вторую производные функции по формуле (15):
возьмем t = z / l
(15)
Коэффициент приведения длины =1,33
Гибкость стержня =149,2
Определим значение момента инерции для круглого сечения по формуле (16):
мм4. (16)
Для стали 30 ХГСА модуль упругости МПа. После подстановки всех значений в формулу (14) получим значение кН.
Таким образом, значение критической силы превышает значение силы , следовательно, шток с полученным диаметром не потеряет устойчивость.
Расчет оси колеса
На ось колеса действуют сила полезного сопротивления и вес . Диаметр оси будет определяться из условия на срез.
Определим равнодействующую сил Рпс и Gр: R=453,5Кн.
τв=0,65σвр D=26мм.
Расчет проушин
Расчет проушины крепления подкоса со стойкой
Эскиз проушины представлен на рисунке 1.21.
Рисунок 1.21
Усилие будет равно внутреннему усилию в подкосе :
кН. Материал проушины, болта и втулки – 30 ХГСА. Из условия среза определим расчетный диаметр болта по формуле (22):
мм, (22)
Проверка на смятие втулки по болтом (формула (23)):
мм.(23)
Пусть соотношения , а (при этом коэффициент, учитывающий концентрацию напряжения , мм, мм.).
Проверим проушину на разрыв по формуле (24):
мм.(24)
Проектирование траверсы
Траверса на данной схеме шасси представляет собой проушины, которые требуется рассчитать. Представим проушины в упрощенном виде, чтобы их было удобнее рассчитать. В проушинах будут возникать реакции от действия боковой силы и от веса самолета, приходящегося на проектируемую стойку. Зададимся значением угла α=300.
Максимальное значение изгибающего момента от боковой силы:
.
Получаем М=26040 Н*м.
Реакцию определим по формуле:
(Н).
В одной проушине будет действовать сила, растягивающая проушину:
,
а в другой – сила, сжимающая проушину:
.
Так как S1 > S2, то расчет будем вести по S1, которая получается равной 220259 Н.
Теперь рассчитаем минимальное значение диаметра болта, работающего на срез от суммы сил реакции и веса:
, где
d – минимальный диаметр болта,
i – число плоскостей среза (2),
τср – допускаемое напряжение среза, которое принимаем
равным 0,15σт = 165 МПа.
После расчетов получаем d=27 мм, примем 28 мм.
Рассчитываем проушину на смятие, определяем толщину проушины по формуле:
, где
а – толщина проушины,
μ – коэффициент, учитывающий степень подвижности соединения, примем его равным 0,2.
Получаем, а=28 мм.
Далее примем b/d=2, тогда b=56 мм. Определим значение y по формуле:
.
Получаем y=14 мм. Отношение y/x=1, поэтому x=14 мм.
Коэффициент концентрации напряжений рассчитаем по формуле:
,
В итоге k=0,174, что меньше единицы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|