|
Нежесткие дорожные одежды
8.3.1 Нежесткие дорожные одежды на полосах движения проезжей части следует рассчитывать на прочность с учетом кратковременного многократного действия подвижных нагрузок. Продолжительность действия нагрузки следует принимать равной 0,1 с и в расчет вводить соответствующие этой продолжительности значения модулей упругости и прочностных характеристик материалов и грунтов.
Дорожные одежды на площадках отдыха, автобусных остановках, обочинах следует рассчитывать на продолжительное действие нагрузки (10 мин). Повторность нагружения в этом случае допускается не учитывать.
8.3.2 Нежесткие дорожные одежды следует рассчитывать с учетом уровня надежности по следующим критериям:
- сопротивление упругому прогибу всей конструкции;
- сопротивление растяжению при изгибе монолитных слоев;
- сопротивление сдвигу в слоях дорожной одежды и в грунте земляного полотна;
- морозоустойчивость и осушение.
8.3.3 В качестве оснований для дорог I-а, I-б, I-в и II категорий следует применять, как правило, монолитные материалы (пористый и высокопористый асфальтобетон, каменные материалы и грунты, укрепленные цементом, отходами и побочными продуктами промышленности, обладающими вяжущими свойствами, тощий бетон, а также слои из каменных материалов с пропиткой цементопесчаной смесью).
Дополнительные слои дорожных одежд
8.4.1 При невозможности выполнения требований 7.3.1 - 7.3.7, а также в случаях, когда необходимая по условиям прочности толщина дорожной одежды не превышает 2/3 глубины промерзания, следует предусматривать противопучинные мероприятия в соответствии с 7.3.8, обеспечивающие достаточную морозоустойчивость дорожной одежды.
8.4.2 Поверх рабочего слоя земляного полотна из глинистых и пылеватых грунтов следует предусматривать дренирующий слой, предназначенный для сбора и отвода воды, поступающей в дорожную одежду сверху или снизу, толщину которого следует определять расчетом. Коэффициент фильтрации при максимальной плотности у песка, применяемого для устройства дренирующего слоя, должен быть не менее 1 м/сут.
Дренирующий слой допускается не предусматривать на участках дорог с морозозащитным слоем или с верхней частью рабочего слоя, устроенного в соответствии с 7.3.7, из непучинистых или слабопучинистых песчаных грунтов с коэффициентом фильтрации не менее 0,2 м/сутки, в которых может разместиться вся поступающая в основание дорожной одежды вода.
Материалы для дорожных одежд
8.5.1 Для цементобетонных покрытий и оснований следует применять бетоны тяжелый и мелкозернистый по СТБ 1310.
Бетон для покрытий и оснований должен соответствовать требованиям ГОСТ 26633 и таблицы 23.
8.5.2 Асфальтобетонные и органно-минеральные смеси для покрытий должны применяться в соответствии с СТБ 1033, ГОСТ 30491 и таблицей 24.
При соответствующем технико-экономическом обосновании для обеспечения повышенной сдвигоустойчивости и трещиностойкости асфальтобетонных покрытий следует применять асфальтобетоны с использованием полимерно-битумных вяжущих.
8.5.3 Асфальтобетонные и органно-минеральные смеси и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для оснований должны применяться в соответствии с таблицей 25.
8.5.4 Материалы (смеси щебеночно-песчаные, гравийно-песчаные, щебеночно-гравийно-песчаные, пески и грунты), укрепленные неорганическими вяжущими, для покрытий и оснований должны соответствовать требованиям СТБ 1521 и таблицей 26.
Таблица 23
Категория дороги
| Назначение бетона
| Минимальный проектный класс (марка) бетона по прочности на растяжение при изгибе
| Минимальный проектный класс бетона по прочности на сжатие
| Минимальная проектная марка бетона по морозостойкости
| I-а, I-б,
I-в, II
| Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия
| Bbrb 4,0 (Pи50)
| B30
|
| Нижний слой двухслойного покрытия
| Bbrb 3,2 (Pи40)
| B22,5
|
| III
| Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия
| Bbrb 3,6 (Pи45)
| B27,5
|
| Нижний слой двухслойного покрытия
| Bbrb 2,8 (Pи35)
| B20
|
| IV
| Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия
| Bbrb 3,2 (Pи40)
| B25
|
| Нижний слой двухслойного покрытия
| Bbrb 2,4 (Pи30)
| B15
|
| I-V
| Основание
| Bbrb 1,2 (Pи15)
| B5
|
| Примечания
1. При соответствующем технико-экономическом обосновании для однослойного или верхнего слоя двухслойного покрытий дорог I-а, I-б, I-в, II, III категорий допускается применять тяжелый бетон как для дорог III категории.
2. Классы бетона по прочности на сжатие следует применять только при проектировании железобетонных и предварительно напряженных покрытий.
3. Среднемесячную температуру наиболее холодного месяца для районов строительства определяют по СНБ 2.04.02.
4. Покрытия для дорог IV категории допускаются при соответствующем технико-экономическом обосновании.
|
8.5.5 При проектировании щебеночных оснований, укрепляемых пескоцементной смесью, следует применять щебень фракций 5 – 40, 20 - 40, 40 - 70 и 70 - 120 мм.
Прочность и морозостойкость щебня должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267, ГОСТ 3344 и таблицы 27. Свойства пескоцемента и расход пескоцементной смеси должны соответствовать требованиям СТБ 1521 и таблицы 28.
Таблица 24
Категория дороги
| Материал слоя покрытия
| верхнего
| нижнего
| I-а, I-б,
I-в, II
| Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов ЩМСц, А, Б, В и Г, марки I
| Горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки I
| III-IV
| Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов А, Б, В, Г и Д марки II
| Горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки II
| Холодные асфальтобетонные смеси типов БХ, ВХ и ГХ марки I
| Горячие и теплые смеси для высокопористого асфальтобетона марки I
| IV-V
| Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов Б, В, Г и Д марки III
| Горячие смеси для пористых асфальтобетона и дегтебетона марки II
| Холодные асфальтобетонные смеси типов БХ, ВХ, ГХ и ДХ
марки II
| Каменные материалы, обработанные органическими вяжущими
Горячие и теплые смеси для высокопористого асфальтобетона марки I
| Органно-минеральные смеси по ГОСТ 30491
| Органно-минеральные смеси по ГОСТ 30491
|
Таблица 25
Категория дороги
| Материал
| I-а, I-б,
I-в, II, III
| Горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки II, высокопористого асфальтобетона марки I
| III
| Горячие смеси для высокопористого асфальтобетона марки II
| II - III
| Органно-минеральные смеси и грунты, укрепленные органическими вяжущими, методами смешения в установке, пропитки, смешения на дороге
|
Таблица 26
Марка укрепленных материалов
| Для покрытий со слоем износа
| Для оснований
| Категория автомобильной дороги
| IV, V
| I-а, I-б,
I-в, II
| III
| IV, V
| По прочности на сжатие
| М 40-М 60
| М 60-М 100
| М 40 -М 75
| М 20 -М 60
| По морозостойкости
| F 25
| F 25/ F 50
| F 15/ F 25
| F 15/ F25
| Примечания:
1. Минимальные значения марок по прочности на сжатие М 20 и по морозостойкости F 15 принимают только для дорог V категории с облегченным типом дорожной одежды.
2. В числителе приведены значения марок по морозостойкости для дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием, в знаменателе – с цементобетонным покрытием.
|
Таблица 27
Показатели свойств щебня
| Категория автомобильной дороги
| I-а, I-б,
I-в, II
| III
| IV, V
| Марка по прочности на раздавливание в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже:
|
|
|
| изверженных, метаморфических пород, шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии
|
|
|
| осадочных пород
|
|
|
| Марка по истираемости, не ниже
| И 3
| И 3
| И 4
| Марка по морозостойкости
| F 25
| F15
| -
|
Таблица 28
Показатели свойств пескоцемента
| Категория автомобильной дороги
| I-а, I-б,
I-в, II
| III
| IV, V
| Марка по прочности пескоцемента на сжатие
| 60 - 100
| 60 - 75
| 40 - 60
| Глубина укрепления, см
| 10 - 15
| 5 - 10
| 5 - 10
| Расход пескоцементной смеси, м3/100 м2
| 4 - 9
| 3 - 6
| 3 - 6
| 8.5.6 При проектировании щебеночных покрытий и оснований, устраиваемых методом заклинки, следует применять щебень по ГОСТ 8267, ГОСТ 3344 фракций 20 – 40, 40-70 и 70-120 мм в качестве основного материала, а фракций 20-40, 10-20 и 5-10 мм - в качестве расклинивающего. При устройстве оснований для расклинки допускается применение смесей № 12 и 13 по ГОСТ 25607, песка обработанного битумом по ГОСТ 30491, а также гранулята, получаемого от фрезерования асфальтобетонных покрытий.
Марки по прочности и морозостойкости каменных материалов должны соответствовать требованиям таблицы 29. Прочность расклинивающего материала может быть на марку ниже основного.
8.5.7 При проектировании щебеночных и гравийных покрытий и оснований из плотных смесей применяемые материалы должны отвечать требованиям ГОСТ 25607.
Марки по прочности и морозостойкости щебня и гравия, входящих в состав смесей, должны соответствовать требованиям таблицы 30.
Конструкция слоев оснований из щебня карбонатных пород марок 400 и ниже допускается без использования расклинивающего материала
8.5.8 В щебне из изверженных и метаморфических пород марок 800 и выше и осадочных пород марок 600 и выше для щебеночных покрытий дорог IV, V категорий содержание зерен пластинчатой (лещадной ) и игловатой форм не должно превышать 15 % по массе, а для оснований дорог I-а, I-б, I-в, II, III категорий - 35 %.
Таблица 29
Показатели свойств щебня
| Для покрытий
| Для оснований
| Категория автомобильной дороги
| IV
| V
| I-а, I-б,
I-в, II, III
| IV, V
| Марка по дробимости в насыщенном водой состоянии, не ниже:
|
|
|
|
| щебня из изверженных и щебня метаморфических пород
|
|
|
|
| щебня из осадочных пород
|
|
|
|
| из металлургических шлаков
|
|
|
|
| щебня из гравия
|
|
|
|
| Марка по истираемости
| И 3
| И 3
| И 3
| И 4
| Марка по морозостойкости
| F 25
| F 25
| F 25
| F 15
|
Таблица 30
Показатели свойств каменных материалов
| Для покрытий
| Для оснований
| Категория автомобильной дороги
| IV
| V
| I-а, I-б,
I-в, II
| III
| IV, V
| Марка по дробимости в насыщенном водой состоянии, не ниже:
|
|
|
|
|
| щебня из изверженных и метаморфических пород
|
|
|
|
|
| щебня из осадочных пород
|
|
|
|
|
| гравия и щебня из гравия
|
|
|
|
|
| из металлургических шлаков
|
|
|
|
|
| Марка по истираемости, не ниже
| И 3
| И 3
| И 3
| И 3
| И4
| Марка по морозостойкости
|
|
|
|
| -
| Количество в щебне из гравия дробленых зерен, % по массе, не менее
|
|
|
|
|
|
8.5.9Для дренирующих и морозозащитных слоев дорожных одежд можно допускать без дополнительных испытаний пески по ГОСТ 8736, содержащие зерна размером менее 0,14 мм не более 25 % по массе, пылевидных глинистых частиц не более 5%, в том числе глинистых частиц для природного песка не более 0,5 % и для дробленного - не более 1 % по массе. Коэффициент фильтрации при максимальной плотности должен быть не менее 1 м/сут
Искусственные сооружения
9.1 Расположение мостов, путепроводов, эстакад на автомобильных дорогах не должно вносить резких и неожиданных для водителей изменений в направлении дороги. Параметры мостов, путепроводов, эстакад должны обеспечивать единообразие условий движения по дороге.
9.2 Расположение мостов через судоходные реки следует согласовывать с Министерством по чрезвычайным ситуациям.
9.3 Сброс воды с мостового полотна путепроводов и эстакад должен производиться за пределы верха земляного полотна и откосов автомобильных и железных дорог, проходящих под сооружениями. Вода с проезжей части и обочин подходов не должна быть допущена на мостовое полотно сооружений.
9.4 При отсутствии на подходах пешеходной дорожки, связанной с тротуаром на мосту или путепроводе, следует обеспечивать доступ пешеходов с тротуара на обочину дороги.
9.5 При расположении мостовых сооружений на кривых в плане проезжая часть должна быть уширена в соответствии с таблицей 8. Проезжую часть мостовых сооружений на автомобильных дорогах I-а, I-б, I-в, II и III категорий допускается уширять за счет полосы безопасности. При этом ширина полосы безопасности должна быть не менее 1 м.
9.6 Габариты мостовых сооружений по ширине следует принимать по таблице 31.
9.7При расположении опор путепроводов на разделительной полосе минимальное расстояние между опорой и кромкой проезжей части следует принимать с учетом конструкции ограждения опоры.
9.8 При отсутствии промежуточных опор со стороны бровки обочины пересекаемой дороги, расстояние от бровки до передней грани необсыпных устоев или до конуса насыпи при обсыпных устоях путепроводов и пешеходных мостов должно быть не менее величин, указанных в таблице 32.
Таблица 31
в метрах
Категория дороги
| Число полос движения
| Габарит мостовых сооружений, Г
| Ширина
| Полосы безопасности (П)
| Проезжей части (В)
| I-a
|
| 13,75+C+13,75
| 2,5
| 2 х 11,25
| I-a
|
| 10 +C+ 10
| 2,5
| 2 х 7,5
| I-б, I-в
|
| 12,5+C+12,5
| 2,0
| 2 х 10,5
| I-б, I-в
|
| 9 +C+ 9
| 2,0
| 2 х 7,0
| II
|
|
| 2,0
| 7,0
| III
|
|
| 1,5
| 7.0
| IV
|
|
| 1.0
| 6,0
| V
|
| 6,5
| 0.5
| 5,5
|
Окончание таблицы
Примечания
1 Для автомобильных дорог I-a, I-б, I-в категорий указаны габариты по ширине при отсутствии ограждений на разделительной полосе. При наличии ограждений или при раздельных пролетных строениях под каждое направление движения габариты каждого сооружения, м, следует устанавливать по формуле
Г = П + В + Л (6)
где В – ширина проезжей части, м,
П – ширина правой по ходу движения полосы безопасности, м,
Л – ширина левой по ходу движения полосы безопасности.
Значения В и П приведены в таблице; значение Л следует принимать в соответствии с участком дороги на подходах к сооружению, но не более 2 м.
2 Ширину разделительной полосы C, м, следует принимать равной ширине разделительной полосы на подходах.
На мостовых сооружениях длиной свыше 100 м при соответствующем обосновании ширину разделительной полосы допускается уменьшать, но принимать не менее чем 2 м плюс ширина ограждения.
3 Полосы безопасности меньшей ширины, при соответствующем обосновании допускается принимать для мостовых сооружений длиной св. 100 м на автомобильных дорогах I-а, I-б, I-в, II и III категорий и длиной св. 50 м на дорогах IV категории при условиях:
- мосты расположены на расстоянии более 100 км от Минска и более 50 км от других городов, а расчетная интенсивность движения транспортных средств снижается в 2 раза и более по сравнению с пригородными участками;
- в случае расположения мостов и путепроводов на участках дорог с уменьшенной шириной обочины;
- при реконструкции;
- при наличии дополнительной полосы для подъема, переходно-скоростной полосы (со стороны этих полос).
В каждом из перечисленных случаев ширина полосы безопасности должна быть не менее 1 м на автомобильных дорогах I-а, I-б, I-в, II и III категорий и 0,75 м – на дорогах IV категории.
|
Таблица 32
в метрах
Категория пересекаемой дороги
| Расстояние от бровки до устоя (конуса), не менее
| пешеходных мостов
| путепроводов с числом полос движения
|
|
|
|
| I-a, I-б, I-в, II, III
| 2,0
| 3,0
| 4,0
| 5,0
| 6,0
| IV
| 1,0
| 1,5
| 2,0
| 3,0
| 4,0
| V
| 0,5
| 0,5
| 0,5
| 0,5
| 0,5
|
9.9 Боковые поверхности промежуточных опор (со стороны дороги) следует располагать за бровкой обочины пересекаемой дороги на расстоянии не менее 2 м для дорог I-а, I-б, I-в, II и III категорий, 0,5м – на дорогах IV и V категорий.
9.10 Габариты искусственных сооружений по высоте над автомобильными дорогами общего пользования всех классов следует принимать не менее 5 м. Габариты искусственных сооружений для пропуска под дорогой автомобильных дорог необщего пользования и скотопрогонов, при отсутствии специальных требований (например, для дорог промышленных предприятий), следует принимать не менее указанных в таблице 33.
Таблица 33
В метрах
Назначение сооружения
| Габарит искусственных сооружений, не менее
| по ширине
| по высоте
| Для дорог VI-a, VI-б категорий
и необщего пользования
|
|
| Для скотопрогонов
|
| 2,5
|
9.11 Прочие габариты приближения конструкций мостовых сооружений следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.05.03.
9.12 Мосты, путепроводы, виадуки, эстакады и трубы на дорогах следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.05.03.
Обустройство дорог
Автобусные остановки
10.1.1 Автобусные остановки следует предусматривать на автомобильных дорогах с регулярным движением маршрутных автобусов. На автомобильных дорогах I-б, I-в, II и III категорий автобусные остановки не должны устраиваться чаще, чем через 1,5 км. На автомагистралях автобусные остановки не устраиваются.
Автобусные остановки должны быть оборудованы остановочными и посадочными площадками со скамьями и урнами для мусора, а также павильонами или навесами для пассажиров с информацией о названии остановки и с устройством для размещения расписания движения автобусов.
10.1.2 Ширину остановочной площадки следует принимать равной ширине полосы движения. Остановочные площадки следует располагать в «карманах», с отгонами длиной не менее 15 м. Длину площадки следует принимать в зависимости от количества одновременно останавливающихся автобусов, но не менее 12 м.
Посадочные площадки должны быть приподняты на 0,2 м над поверхностью остановочных площадок. Поверхность посадочных площадок должна иметь монолитное или вымощенное покрытие на ширине не менее 2 м и длине, соответствующей длине остановочной площадки. Ближайшая грань павильона или навеса должна быть не ближе 3 м от кромки остановочной площадки.
От посадочных площадок в направлении основных потоков пассажиров следует проектировать пешеходные дорожки до существующих улиц или дорог.
10.1.3 Автобусные остановки вне населенных пунктов не следует располагать на кривых в плане и вертикальных выпуклых кривых с радиусами менее минимальных, определенных в соответствии с 5.3.2 и при продольных уклонах более 40 ‰ .
Автобусная остановка должна располагаться по ходу движения после пешеходного перехода в одном уровне. При этом расположение пешеходного перехода не должно противоречить направлению движения основного потока прибывших пассажиров. Минимальное расстояние от автобусной остановки (посадочной площадки) до пешеходного перехода в одном уровне в случае его расположения после автобусной остановки должно соответствовать наименьшему расстоянию видимости согласно таблице 9.
При размещении автобусных остановок в зоне пересечений и примыканий дорог в одном уровне, расстояние от конца закругления съезда до посадочной площадки, расположенной на той же стороне дороги, следует принимать для автомобильных дорог I-б, I-в, II и III категорий не менее 100 м, для дорог IV категории — не менее 70 м. При размещении автобусных остановок у примыканий, расположенных с противоположной стороны дороги и у примыканий, на которых предусматривется только правоповоротное движение, расстояние от конца закругления съезда до посадочной площадки следует принимать не менее 30 м.
Освещение дорог
10.2.1 Наружное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать:
- на участках дорог, проходящих через населенные пункты;
- на железнодорожных переездах в одном уровне;
- на кольцевых пересечениях в одном уровне;
- на больших мостах;
- в пешеходных тоннелях и на лестничных сходах перед ними;
- на автобусных остановках, включая пешеходный переход, при количестве останавливающихся в темное время суток автобусов более двух в час и выраженном потоке пассажиров на автомобильных дорогах I-б категории, а при наличии возможности использования существующих электрических сетей – и на автомобильных дорогах I-в – III категорий.
10.2.2 Средняя яркость покрытия проезжей части вне пределов населенных пунктов должна быть 0,8 кд/м2, на соединительных ответвлениях узлов в пределах транспортных развязок - 0,4 кд/м2, а средняя горизонтальная освещенность покрытия – 15 лк и 10 лк, соответственно.
Отношение максимальной яркости покрытия проезжей части дороги к минимальной должно быть не более 3:1 при норме средней яркости более 0,6 кд/м2 и 5:1 – при норме средней яркости менее 0,6 кд/м2, при этом показатель ослепленности не должен превышать 150.
10.2.3 Освещение участков дорог в пределах населенных пунктов, пешеходных тоннелей следует выполнять в соответствии с требованиями СНБ 2.04.05. Освещение железнодорожных переездов в одном уровне следует выполнять в соответствии с требованиями стандартов безопасности труда на железнодорожном транспорте.
10.2.4 Опоры освещения вне населенных пунктов следует располагать на расстоянии не менее 4 м от кромки проезжей части; при меньшем расстоянии следует предусматривать установку барьерных ограждений.
Высоту установки светильников на опорах следует принимать не менее 6,5 м над проезжей частью дорог.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|