|
Темп и ритм движения камеры.
Много кадров снимают подвижной камерой - без проездов, проходов, подъемов на кране не обходится ни один фильм или телепрограмма. Нередко движение самой камеры сочетается с применением трансфокатора, что делает изображение еще более динамичным и выразительным.
Если мы решили смонтировать несколько проездов или наездов между собой, нужно следить за тем, чтобы темп этих проездов, наездов или отъездов совпадал. Когда мы хотим смонтировать, скажем, несколько панорам по живописным пейзажам, нужно, чтобы темп движения был постоянным и не изменялся в каждом кадре: где-то быстрее, где-то медленнее, где-то опять быстрее. Разумеется, все панорамы должны быть проведены в одном направлении - скажем, справа налево. Встречные панорамы не смонтируются. Раз уж речь зашла о панорамах, еще раз напомню: любая панорама при съемке должна начинаться со статики и заканчиваться статикой. Во время съемок не всегда можно предусмотреть точное место кадра в будущем фильме (особенно в документальном). Если темп и направление ваших панорам совпадает, то можно потом статику отрезать и переходить при монтаже с движения на движение. Но если ритм панорам не совпадает, адва кадра необходимо поставить рядом, статика выручит вас и позволит перейти со статичного финала первой панорамы на статичное начало второй. Финальная статика будет уместной и тогда, когда панораму нужно смонтировать с последующим статичным планом. Все сказанное касается не только панорам, но ипроездов, наездов, отъездов. Правда, существуют некоторые исключения из этого правила. Если мы стремимся достичь какого-то бешеного, неистового ритма, тогда можно монтировать незаконченные панорамы со статикой, даже встречные панорамы будут уместными. Скажем, именно таким монтажом начинается
Роман ШИРМАН. Алхимия режиссуры
каждая серия телевизионного сериала «Полиция Нью-Йорка». Цель режиссера понятна и оправданна - передать нервный ритм большого города, где каждую секунду людей подстерегают опасности и неожиданные испытания. Но если мы не ставим перед собой целью ударить зрителя по глазам, следует воспользоваться давно накопленным опытом «комфортного монтажа».
Монтаж и композиция кадров.
Кадры могут хорошо монтироваться по направлению, крупности, по фазам движения, по ритму, но не монтироваться композиционно. Если, например, два героя расположены на среднем плане в центре кадра, а в следующем кадре на общем плане сместятся куда-то в сторону, это не смонтируется.
Два общих плана разных людей (как мы уже выяснили) теоретически монтируются. Но попробуем смонтировать следующие кадры: две группы депутатов что-то обсуждают в зале парламента. Если композиционно оба кадра будут похожи (такое же количество людей, примерно те же позы, аналогичный фон и крупность), они не смонтируются: будет ощущаться неприятный скачок изображения. Композиционное сходство кадров станет для монтажа помехой.
Тональность, свет, цвет и монтаж.
Если мы попробуем смонтировать три панорамы по живописному лесу и они монтируются по направлению и темпу, это еще не все. Если первая панорама снята на рассвете, вторая - в полдень, а третья - снова на рассвете и это никак драматургически или режиссерски не оправдано - это плохой монтаж. Наши кадры не смонтируются по тональности и по цвету. Утренний туман, потом контрастное полуденное освещение и потом почему-то снова нежный рассвет.
Если Шерлок Холмс и доктор Ватсон спешат куда-то улицами туманного Лондона, то их крупные планы, снятые в яркий солнечный день, никогда не смонтируются с общими планами в тумане и дожде. Если вы снимаете длинное интервью на натуре, а солнце ежесекундно то прячется за тучи, то выходит из-за них, у вас могут возникнуть серьезные трудности при монтаже этих кадров. Тут уже не всякая перебивка выручит.
Монтаж
Если мама в первом кадре входит в ярко освещенную детскую, а во втором кадре, когда она заботливо склоняется над колыбелью, характер освещения внезапно и немотивированно изменяется, это никогда не смонтируется. Перебивки.Мы уже упоминали о перебивках. Это кадры, которые имеют вспомогательный характер и позволяют смонтировать то, что без них никак не монтируется. Когда в нашем примере ссорились супруги, перебивкой был крупный план часов. Он позволил нам поменять генеральное направление следующих планов. Перебивкой в той сцене могла бы быть старая фотография родителей на стене, которые бы с укором «смотрели» на неразумную молодежь. Перебивкой мог бы стать глаз ребенка, который подсматривает через замочную скважину. Перебивкой мог бы быть чайник, закипающий на кухне.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|