Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятия духовного воспитания





На семинарских занятиях я иногда прошу студентов написать на листке бумаги о личных проблемах, которые труднее всего обсуждать со своими друзьями. Когда я чувствую, что, выполняя задание, студенты становятся особенно встревоженными, я разрешаю им прервать запись. После этого я вижу их облегчение, понимаю их, зная, как нелегко открыть постороннему нечто глубоко личное. В этих случаях я хочу только одного: чтобы мои слушатели ощутили страх перед тем, как будут восприняты их сокровенные тайны.

Затем я прошу студентов описать человека, с которым могли бы поделиться своими проблемами, указав его привычки, характер, способности. Предоставив им возможность дописать до конца, задаю свой главный вопрос: "Вы бы хотели стать таким человеком, как тот, которого описали?"

Позвольте мне задать и вам тот же вопрос: вы бы согласились стать таким человеком, которому можно было бы полностью довериться? Для духовного воспитателя очень важно иметь способность расположить к себе людей, уметь создать доверительную атмосферу, в которой человек начинает рассказывать о современных и давнишних проблемах. Христианский воспитатель может не иметь специального образования, хотя настоящий профессионал должен хорошо знать Библию. Где бы вы ни находились – на церковной скамье или за обеденным столом; где бы вы ни стояли – на церковном помосте или на кафедре, вы с Божьей помощью сумеете оказать моральную поддержку людям, если хотите стать их духовным другом.



Духовное воспитание нужно для того, чтобы помочь людям справиться со своими сегодняшними проблемами, разрешая конфликты прошлого. Многие конфликты коренятся в предрассудках и стереотипах мышления, навязанных сатаной. Люди не в состоянии расти духовно из-за несвободы, которую порождают дьявольские стереотипы. Поэтому цель христианского воспитания, кем бы оно ни проводилось – пастором, профессором или просто другом – состоит в том, чтобы помочь человеку испытать свободу во Христе во имя будущего союза с Ним.

Свобода во Христе составляет тему моей книги "Разрывающий оковы", и я рекомендую прочитать её. Это может быть полезно и для вас самих, и для тех, кому вы захотите помочь в духовном воспитании. А сейчас позвольте мне дать пять практических советов, которые помогут в общении с верующими, в проведении формального или неформального воспитания.



 

Помогайте людям выявить причины их проблем

В Псалме 1:1-3 духовно зрелый христианин сравнивается с плодоносным деревом (см. рис. 13-Б). Плодоношение растений зависит от плодородия почвы и здоровья корневой системы. Верующего можно сравнить с деревом, посаженным в плодородную почву его сущности во Христе (уровень I), которое укореняется по мере духовного роста (уровень II) и приносит плоды продуктивного хождения по вере (уровень III).

Люди обычно ищут утешения в духовном воспитании, когда происходят сбои в повседневном хождении во Христе. Жизнь их пуста и бесплодна. Как и в примере с деревом, это нередко является серьёзным симптомом, причины которого следует искать не на поверхности, а в глубине. Ветви дерева сухи и не приносят плода, если что-то происходит с корневой системой и с почвой, в которую посажено дерево.

Прежде всего, воспитатель должен помочь верующему выявить причину бесплодности его жизни. Чтобы сделать это, целесообразно определить, что из его потребностей не удовлетворяется и как он пытается решить эти проблемы. О характере неудовлетворённости можно судить по тому, как верующий описывает своё состояние.

Например, если человек говорит: "Я везде чувствую себя лишним; никто меня не любит", то ему не достаёт признания со стороны окружающих и равноправного общения с людьми. Если он говорит: "Я просто неудачник. Ничего у меня не получится", то он не удовлетворён собой, своей сущностью. Когда он говорит: "Вся моя жизнь летит к чертям. У меня так тяжко на душе", из этого следует, что пропало чувство защищённости и нет надежды на лучшее. Если он говорит: "У меня ничего не получается", то это результат страданий от некомпетентности. А если вы слышите: "Я не могу не делать этого", знайте, что человеку не достаёт свободы.



Чтобы выявить основу, причину проблем, следует помочь продумать ответы на несколько вопросов, которые представят этого человека в пяти характеристиках, данных на рис. 13-А. Эти вопросы (о них я скажу далее) ни в коей мере не являются исчерпывающими, их не следует задавать прямо, поскольку человек не всегда может найти на них ответ. Но в беседе необходимо всё время помнить об этих вопросах.

Выявляя эмоциональное состояние человека (с этого лучше всего начинать, потому что именно отрицательные эмоции привели его к вам), попытайтесь выяснить: когда появились эти настроения? Какие события способствовали этому? Как он воспринимает эти события? Что за неудовлетворённые потребности отражают эти чувства?

Полезно выяснить, что он думает о Боге, о себе, о перспективах собственной жизни. Большинство людей совершает поступки, действуя в соответствии со своими представлениями об успехе, счастье, значимости и т.п. Опросив обратившегося к вам человека по схеме оценки личных достоинств (глава 7), вы поможете раскрыть его сегодняшнюю систему веры.

Изучая волевую сторону личности, старайтесь определить: как человек реагирует на власть над собой? Как он относится к Богу? Посещает ли он местную церковь? Является ли он слабовольным человеком, не способным никому отказать? Верит ли он в то, что жизненные события управляются им? В какой степени он импульсивен и недисциплинирован?

Способность к общению с другими целесообразно проверять следующими вопросами: чего человек ждёт от Бога и других людей? Кого ему хотелось бы простить? От кого ему хотелось бы получить прощение? Каких навыков межличностных отношений ему не хватает? Получает ли он какую-либо поддержку со стороны семьи, друзей, церкви?

Духовное состояние личности можно понять, задавая такие вопросы: какова его позиция в отношении Бога? Знает ли он, как нужно ходить по Духу? Воспринимает ли он водительство Святого Духа? Общается ли он с Богом через молитву и чтение Библии?

 

Поощряйте эмоциональную честность

Люди, которые приходят к духовному воспитателю, обычно стремятся рассказать о том, что с ними произошло; однако они не слишком расположены говорить о собственных ошибках и наотрез отказываются от самооценки. Если вам не удастся склонить их к откровенному изъявлению чувств, они вряд ли сумеют преодолеть свои внутренние конфликты и освободиться от груза переживаний. Нельзя быть правым перед Богом, скрывая свои истинные чувства.

 

Сатана и его прислужники подобны тараканам.

Когда на них падает свет, они разбегаются по тёмным щелям.

Если христианин сдерживает свои чувства, не делится ни с кем, он даёт возможность сатане, князю тьмы, овладеть им. Бог совершает всё "во свете" (1Ин.1:5-7). Когда человек, пытаясь решить возникшие проблемы, честно признаётся в своих чувствах, он открывает свою душу Богу, Который "есть свет" (1Ин.1:5). Сатана и его прислужники подобны тараканам. Когда на них падает свет, они разбегаются по тёмным щелям. Желая освободиться от груза прошлого и начать свободную жизнь, люди должны научиться ходить "во свете". Эмоциональная честность людей не даёт покоя дьяволу.

 

Поделитесь истиной

Христианин приходит к вам за утешением, как правило, когда тягостное жизненное испытание заставляет его усомниться в своей сущности. При этом у него обычно бывает искажённое восприятие Бога, и, как ему кажется, Он не может любить Его.

Какое же это счастье – дать человеку понимание его сущности во Христе и помочь обрести истинную систему веры! У меня всегда с собой копия списка "Кто я?" (глава 2) и его продолжение, представленное в главе 3. когда я говорю с человеком, который проявляет признаки ложного самовосприятия, я обычно даю один из этих списков и прошу прочесть вслух содержащиеся в тексте утверждения. Преображение, которое происходит с людьми после такого чтения, просто невероятно! От неверия и отчаяние – к радости! Почему? Потому что, делясь с людьми истиной об их сущности во Христе, мы как бы прикладываем исцеляющие Слова Божии к заболевшим корням дерева, к их жизни, иными словами, - к ложной системе веры. И только тогда, когда эта правда о своей сущности начинает восприниматься, все проблемы, связанные с духовной, умственной, эмоциональной, волевой и социальной незрелостью, счастливо разрешаются.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.