Сделай Сам Свою Работу на 5

Общение: основа духовного роста и зрелости





Два наиболее распространенных вопроса, которые мне задавали, интересуясь наставлением людей в духовном росте и возмужании: "Какую программу использовать?" и "Каков ваш учебный план?" Что я отвечаю? Если в основе учебной программы нет Библии и программа эта не связана с общением между людьми, то вы занимаетесь чем угодно, но не наставничеством в вере.

Учебный план не вызывает особых затруднений. Семинаров по духовному совершенствованию на основе Библии проводится великое множество. Но обычно не достаёт одного – общения между людьми. Мы, прежде всего, стараемся дать человеку книгу, говоря при этом: "Отсюда ты узнаешь, что надо делать, чтобы возрастать во Христе". Но мы без особой охоты идём на откровенность, обращаясь к ученикам со словами: "Давай поделимся сведениями о том, что Господь совершил с нами, и будем помогать друг другу расти во Христе".

Наставничество – это глубинный межличностный процесс общения между двумя или более людьми, в котором каждый помогает другому достичь сближения с Богом. Первые слова, обращённые Иисусом к Своим ученика, были: "Придите ко Мне" (Матф.11:28) и "Идите за Мной" (Матф.4:19). Марк записал: "И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов" (Марк 3:14,15). Заметьте, что общение Сына Божьего с учениками предшествовало наставлению, наставление – делу, духовная зрелость – служению, личность – призванию.



Каждый христианин, включая и вас, является и учеником, и наставником в христианском общении. На вас возложена великая ответственность быть учителем и учеником, то есть жить во Христе, ходить по Духу, жить по вере. В семье или приходе вам может быть отведена роль наставника; например, вы отец, пастор, преподаватель воскресной школы, руководитель семинара и т.п. Но и являясь наставником по должности, вы не перестаёте быть учеником, который и сам учится и возрастает во Христе через общение со своими учениками. И наоборот, даже если официально у вас нет обязанностей наставника, вы никогда не перестаете им быть. Вы можете помочь своим детям, друзьям, другим верующим, проявляя заботливое отношение с ними.



Точно также каждый христианин в христианских отношениях является воспитанником и воспитателем. Помните разницу между наставничеством и воспитанием: наставничество направлено в будущее, имея целью достижение учениками духовной зрелости; воспитатель же имеет дело с прошлым человека, помогая ему решать былые проблемы и избавляться от слабостей. Ваша роль в обществе или достигнутый уровень духовной зрелости могут привести к воспитательной работе. И всё же временами вам тоже может понадобиться свой воспитатель-христианин. Вы можете быть новообращённым христианином или человеком, которого отягощает тяжёлое прошлое; при всём этом продолжить воспитание в христианском духе совсем не лишнее. Кроме того, вы должны использовать все возможности, которые предоставляет вам Бог, чтобы воспитывать подобным образом верующих, окружающих вас.

В этой, заключительной главе я хотел подготовить вас к возможному служению на поприще духовного наставничества и воспитания. Независимо от того, являетесь ли вы "профессиональным" наставником или "рядовым" христианином, который считает своим долгом помогать другим в достижении свободы и зрелости во Христе, предлагаемая схема занятий по наставничеству, а также основные понятия воспитательной работы станут полезным практическим руководством в вашем праведном начинании.

 

Схема занятий по наставничеству

Мне представляются три уровня занятий по наставничеству, отражение которых можно найти в Послании апостола Павла к Колоссянам (2:6-10). В обобщённом виде эти уровни представлены на рис.13-А.



Занятия на уровне I предназначены для того, чтобы помочь людям осознать основную истину, касающуюся их сущности во Христе. Апостол Павел так говорит по этому поводу: "И вы имеете полноту в Нём" (2:10).

Уровень II рассматривает духовную зрелость во Христе, которую апостол Павел охарактеризовал словами: "Будучи укоренены и утверждены в Нём" (2:7).

Уровень III отражает проблемы повседневного хождения во Христе, в основе которого – наша сущность и духовная зрелость во Христе. Апостол Павел наказывал: "Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господом, так и ходите в Нём" (2:6).

Преуспевание на каждом уровне зависит от достигнутого на предыдущем. Христианин не добьётся настоящего хождения во Христе (уровень III), если не стремится обрести духовную сущность, и он не достигнет её, если не осознает своей сущности во Христе (уровень I).

Обратите внимание на пять характеристик, свойственных каждому человеку: это сферы духа, разума, чувств, воли и взаимоотношений между людьми. Каждой характеристике соответствует своя степень и духовного роста, и противодействия ему. Степень противодействия – указывает на то, в какой мере грех, плоть и дьявол мешают становлению человека в процессе наставничества. Помните: дьявол всегда будет стремиться к искажению восприятия человеком своей сущности во Христе, мешать в достижении духовной зрелости и навыков хождения во Христе. Эти ступени противодействия являются результатом происков дьявола, которые можно нейтрализовать конкретными усилиями, направленными к духовному росту.

Помните, что в Писании нет чётких границ между перечисленными тремя уровнями наставничества, как и между пятью упомянутыми характеристиками, которые даны на схеме рис.13-А. В этом виде схема служит лишь для того, чтобы обозначить специфические, фундаментальные задачи, возникающие перед верующими в процессе духовного роста, и чтобы научить людей помогать друг другу в истинном служении Богу.

 

 

Наставничество во Христе

Уровни духовной зрелости и противодействия ей

  Уровень I: Сущность Уровень II: Зрелость Уровень III: Хождение
  "Полнота" во Христе (Кол.2:10) "Укрепление" во Христе (Кол.2:7) "Хождение" во Христе (Кол.2:6)
    Дух Противодействие:   Отсутствие уверенности в спасении (Еф.2:1-3) Противодействие:   Хождение по плоти (Гал.5:19-21) Противодействие:   Неспособность слушаться Духа Святого (Евр.5:11-14)
Духовный рост:   "Дитя Божье" (1Ин.3:1-3; 5:11-13) Духовный рост:   "Хождение по Духу" (Гал.5:22,23) Духовный рост:   "Водимый Духом" (Рим.8:14)
    Разум Противодействие:   "Помрачение в разуме" (Еф.4:18) Противодействие:   Ложные представления и "философия" жизни (Кол.2:8) Противодействие:   "Надменность" (1Кор.8:1)
Духовный рост:   "Обновление ума" (Рим.12:2; Еф.4:23) Духовный рост:   Неукоризненная проповедь Слова истины (2Тим.2:15) Духовный рост:   "Приготовленность ко всякому доброму делу" (2Тим.3:16,17)
    Чувства Противодействие:   Страх (Матф.10:26-33) Противодействие:   Гнев (Еф.4:31), Озабоченность (1Петра 5:7), отчаяние (2Кор.4:1-18) Противодействие:   Уныние и печаль (Гал.6:9)
Духовный рост:   Освобождённость (Гал.5:1) Духовный рост:   Радость, покой, долготерпение (Гал.5:22) Духовный рост:   Довольство (Фил.4:11)
    Воля Противодействие:   Непокорность (1Тим.1:9) Противодействие:   Отсутствие самоконтроля, гневливость (1Кор.3:1-3) Противодействие:   Бесчинства (2Фес.3:7,11)  
Духовный рост:   Покорность (Рим.13:1,2) Духовный рост:   Кротость, воздержание (Гал.5:23) Духовный рост:   Упражнения в благочестии (1Тим.4:7,8)
    Людские взаимоотношения Противодействие:   Противление (Еф.2:1-3) Противодействие:   Злопамятность (Кол.3:1-3) Противодействие:   Эгоизм (Флп.2:1-5; 1Кор.10:24)
Духовный рост:   Любовь (Рим.5:8; 15:7) Духовный рост:   Великодушие, снисходительность (Еф.4:32) Духовный рост:   Братолюбие (Рим.12:10; Фил.2:1-5)

Рис.13-А

 

 

Уровень I: Сущность

Духовное противодействие на этом уровне связано с непониманием факта спасения человека Христом или с недостаточной уверенностью в этом. Убеждение людей в реальности спасения не является задачей наставника. Это делает Сам Бог (Рим.8:16; 1Ин.5:13). Ваш долг привести людей к Священному Писанию, в котором провозглашается духовная сущность людей как детей Божьих.

Если относиться к наставничеству с позиций разума, станет ясно, что для полного признания Бога и своей сущности во Христе следует знать о Нём и о том, каким человеку необходимо быть во Христе (Ос.4:6). До тех пор, пока не произойдёт обновление умов и формирование соответствующей системы веры, люди будут удовлетворять свои насущные потребности неправедным путём: независимо от Бога.

Эмоциональным противодействием на этом уровне является страх, толкающий на неправильные поступки и мешающий человеку делать то, что следует. Когда действиями людей руководит страх перед кем-либо, кроме Бога, эти люди несвободны, а ведь свобода – наше наследие во Христе. Сатана сковывает людей страхом, но "страх Господень" изгоняет все другие страхи (Прит.1:7). Темой моей книги "Разрывающий оковы" является путь к истинной свободе человека.

Люди привыкли жить в сознательном противостоянии Богу, в независимости от Него. Они – стремятся жить или сами по себе, или в горькой зависимости от родителей, супруга или начальства. Большинство людей предпочитает мнение лиц, занимающих высокое общественное положение. Духовный рост на этой стадии предполагает библейское понимание покорности Богу как любящему Отцу.

Если рассматривать взаимоотношения между людьми, то, учитывая общественное признание в зависимости от личного успеха, можно заметить, что большинство людей уже в детстве испытывают горечь отрицательного отношения к себе. Жизнь же в Царствии Божием имеет в основе безусловную Его любовь и милость (Тит.3:5). Поэтому принципом взаимоотношений между людьми должно быть не осуждение (воздаяние по заслугам), а милосердие (то, в чём люди испытывают нужду). Мой друг Дик Дей отмечает, что наставничество не предполагает первичной власти, которая в свою очередь требует отчётности перед кем-то. Наставничество должно начинаться с признания человека, за которым следует утверждение его в правах. Только после этого люди становятся ответственны за себя перед властью.

Поэтому главная цель наставничества – помощь людям в осознании своей сущности во Христе. Для этого необходимо:

- привести людей ко Христу, обратив их к Библии, где провозглашается спасение человечества во Христе;

- направить людей к истинному знанию Бога, Его путей и своей сущности во Христе;

- заменить чувство страха перед людьми и обстоятельствами на благоговение перед Богом;

- помочь людям увидеть, в каких формах проявляется бунт против Бога;

разрушить общепринятую систему защиты от неприятия в обществе, признав и утвердив человека в своих правах.

 

Наставничество требует определённой дисциплины ума.

Лицам, не склонным к внутренней организованности,

наставничество не приносит пользы.

Уровень II: Зрелость

Становление людей во Христе, как процесс освящения, начинается в их духовной сфере. При этом человек узнаёт разницу между хождением по плоти и по Духу. Чем более он склонен ходить по плоти, тем дольше будет оставаться духовно незрелым. И чем более он стремится жить по Духу, тем скорее станет духовно зрелым человеком. Основа этого утверждения – в понимании, что не внешние обстоятельства определяют сущность человека, его образ жизни и успехи. Всё это определяется Богом в Его взаимодействии с человеком и больше – ничем и никем.

Когда христиане, рассуждая, уступают лжи сатаны или мирским взглядам, то есть увлекаются "философией и пустым обольщением по домыслу человеческому,…а не Христу" (Кол.2:8), они потеряны для Христа. Это борьба за умы, и мы должны научиться разоблачать сатанинские замыслы и пленять "всякое помышление в послушание Христу" (2Кор.10:5). Наставничество требует определённой дисциплины ума. Лицам, не склонным к внутренней организованности, наставничество не приносит пользы.

Анализируя эмоциональный уровень, следует сказать, что чувства возникают как следствие мыслительных процессов. Если к собственному успеху в жизни, к счастью и самоценности человек подходит, имея ложные представления, то, как правило, становится жертвой негативных эмоций. Результат ошибочной системы веры – такие чувства, как гнев, беспокойство, подавленность и отчаяние. Величайшая детерминанта заключена в истинном знании Бога, в осознании, принятии Его путей и уверенности в Его прощении.

Достижение духовной зрелости происходит через прощение. Это крепко связывает и семьи, и церковные общины. Мстительность и злопамятность – те недостатки человека, которые сатана чаще всего использует, чтобы помешать его духовному росту во Христе. Человек, который не может простить ближнего, неотделим от прошлого, теряет возможность свободного развития, приближающего его ко Христу.

Вторая цель наставничества – помощь людям в принятии Божьей цели освящения человека и стремлении достичь духовной зрелости во Христе. Для этого нужно:

- помогать людям учиться ходить по Духу и по вере;

- направлять процесс познания Бога, чтобы утвердить в умах людей истинную веру;

- поощрять в людях стремление научиться управлять собой;

- проповедовать решение личных проблем через прощение обидчиков.

 

Уровень III: Хождение

Большинство христиан желает, чтобы их наставляли, начиная именно с третьего уровня, минуя первые два. Они спрашивают: "Что нужно делать, чтобы вырасти духовно как христианину?", вместо того, чтобы поинтересоваться: "Каким я должен быть?" Одна из самых больших ошибок в христианском воспитании заключается в том, что оно ставит перед человеком задачу научиться вести себя подобно истинным христианам (Уровень III) до того, как они достигли духовной зрелости (Уровни I и II). При этом от людей требуется невозможное, поскольку желаемый образ действий не соответствует ни восприятию ими своей сущности, ни уровню их духовной зрелости. Тем не менее, как только верующие убеждаются в своей сущности во Христе и духовно вырастают, можно перейти к следующей ступени наставничества, когда перед верующими ставится задача – научиться ходить во Христе в повседневной жизни.

Духовно зрелыми людьми можно считать тех, "у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла" (Евр.5:14). Способность к такому "различению" зачастую освещают неправильно, ибо Библия рассматривает её как функцию не только разума, но и Духа. Через Святой Дух Бог указывает духовно зрелому верующему на дух, несущий добро, и предупреждает о духе зла. Сильнейшим оружием верующего в этом случае является умение отличить добро, которое несёт положительный духовный заряд, от зла – с зарядом отрицательным.

Поскольку знания ускоряют дальнейшее интеллектуальное развитие, возникает опасность появления гордыни у человека. Однако верующему не дано знать о Боге и Его путях в той степени, которая позволила бы обходиться без Него. Если христианин приходит к такому характеру жизни, когда полагается только на себя, ему не нужен Бог. Человек же, серьёзно изучающий Слово Божье, понимает, что чем больше он узнаёт о Боге, тем становится более зависимым от Него.

В эмоциональном плане духовно зрелый верующий может сказать, что "научился быть довольным" (Фил.4:11) во всех обстоятельствах. Жизнь его, как правило, полна разочарований, и многие желания остаются неудовлетворёнными. Однако если цели верующего соответствуют Божиим, желания всегда исполняются. В житейский бурях и испытаниях христианин всегда нуждается в утешении, предполагающем поддержку в настоящем и будущем. Поэтому каждый наставник должен обладать искусством утешения.

Кто-то сказал, что истинно христианская жизнь достигается тренировкой воли. Недисциплинированный человек не способен прожить жизнь продуктивно. С другой стороны, внутренне организованный человек представляет собой богатую личность, которой неведомы неразрешённые противоречия или конфликты и которая старается удовлетворить свои потребности во Христе.

Истинно верующий живёт более для других, чем для себя. Пожалуй, - самым великим испытанием зрелости верующего является призыв апостола Павла быть "братолюбивыми друг ко другу с нежностью" (Рим.12:10). Ведь о нашей истинной приверженности христианству судят не по проповедуемым богословским теориям, титулам или научным степеням, не по нашей внешности, не по интерьеру дома, а исключительно по проявлению любви к ближнему.

Иначе говоря, третья цель наставничества заключается в том, чтобы научить верующих жить по-христиански и дома, и на работе, и среди друзей. Действенной хождение по вере предполагает использование духовных способностей и дарований в сфере служения другим людям, привнесение в жизнь положительного начала. Столь высокие цели реализуются лишь при условии, если человек признаёт свою духовную сущность во Христе и достигает духовной зрелости.

По моим наблюдениям, большинство христианских наставников в своих молитвах ориентирует верующих на уровень III, надеясь пробудить определённое поведение. Но, как правило, христиане в своём духовном развитии лишь приближаются к уровню I, живя под гнётом прошлых лет в страхе и отчаянии. У них нет представления о своей сущности во Христе, поэтому и хождение по вере для них маловероятно. Чем то и дело повторять, обращаясь к духовно незрелым верующим, что они должны делать, лучше восславить вместе с ними – то, что Христос уже сделал для людей, помочь им обрести и осознать свою сущность во Христе.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.