Отбор и работа с литературнымпи источниками
Методически правильно построить работу с источником в следующем порядке:
1. Предварительно просмотреть книгу (брошюру, статью), обратить внимание на титульный лист, полное название, подзаголовок, аннотацию и эпиграф.
2. Ознакомиться с оглавлением книги, выяснив, из каких глав, частей и разделов она состоит.
3. Если в книге есть предисловие или введение, то его нужно прочесть в первую очередь, поскольку в нем обычно дается характеристика книги в целом, показывается цель, которую ставит перед собой автор, дается ссылка на источники, литературу и т.п.
4. Общее представление о содержании книги может быть получено из предварительного ознакомления с заключением, в котором излагаются основные выводы книги.
5. Самым важным этапом является ее чтение с самого начала до конца, вникая в содержание книги, добиваясь ее глубокого понимания и усвоения. При чтении необходимо пользоваться закладками, делать на них пометки, выписки и т.п. (не делая этого, безусловно, в самой книге). При первом чтении первоисточника не всегда все бывает ясно. Однако, многое из неясного становится понятным при повторном чтении, в процессе дальнейшего изучения материала. В необходимых случаях следует обращаться к преподавателю за разъяснением.
6. После прочтения книги необходимо уяснить, какие основные положения содержатся в изучаемой книге, какое они имеют отношение к теме выпускного или курсового проекта, как связаны с ранее изучаемыми вопросами, на какие вопросы плана работы они отвечают.
7. Завершающим этапом работы над источником является сжатое изложение основного содержания интересующих читателя проблем. В подготовленном конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют несравненно более важное значение, чем при обстоятельном и подробном изложении. Лучше основную часть обрабатываемого источника излагать своими словами, избегая при этом неточных формулировок.
8. Хорошо зарекомендовал себя такой способ работы с материалом, как учет (в специальных карточках, на отдельных листах или в рабочей тетради) того, что и где по данному вопросу написано (название источника, его раздел, страница и т.п.). В период этой работы выявляются основные вопросы темы в их примерной взаимосвязи и последовательности, составляется окончательный план написания работы.
9. После того, как весь материал сгруппирован, следует еще раз уточнить план, приступить к компоновке и написанию работы. Это является важнейшим этапом работы над курсовым проектом.
Руководитель курсового проекта
В целях оказания студенту теоретической и практической помощи в период подготовки и написания курсового проекта преподаватель кафедры, ведущий занятия осуществляет научное руководство.
На руководителя курсового проекта возлагаются следующие задачи:
1. Оказать практическую помощь студенту в выборе темы дипломного работы и разработке плана его выполнения.
2. Выдать задание на курсовой проект.
3. Оказать помощь в выборе методики проведения исследования.
4. Дать квалифицированную консультацию по подбору литературных источников и фактических материалов, необходимых для выполнения работы (проекта).
5. Осуществлять систематический контроль хода выполнения курсового проекта в соответствии с разработанным планом.
6. После выполнения курсового проекта дать оценку качества ее выполнения и соответствия требованиям, предъявляемым к ней (подготовить рецензию).
В интересах студента периодически (примерно раз в неделю по обоюдной договоренности) информировать научного руководителя о ходе подготовки курсового проекта, консультироваться по вызывающим затруднения или сомнения вопросам и обязательно ставить в известность о возможных отклонениях от утвержденного графика выполнения работы.
Следует помнить, что научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором работы, и поэтому не должен поправлять все имеющиеся в курсовом проекте теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки.
В ходе работы над курсовым проектом научный руководитель выступает как оппонент, указывая студенту на недостатки аргументации, теоретическую и практическую слабость, особенности оформления и стиля и т.п., советует, как их лучше устранить.
Рекомендации и замечания научного руководителя следует должен воспринимать творчески. Учитывать их или отклонять - дело автора курсового проекта, поскольку ответственность за теоретически и методологически правильную разработку и освещение темы, качество содержания и оформление курсового проекта полностью лежит на нем, а не на научном руководителе.
После сдачи курсового проекта научный руководитель, выступающий экспертом кафедры, пишет рецензию. В ней он характеризует качество курсового проекта, отмечает положительные стороны, и указывает недостатки, в целях избегания студентом подобных ошибок в будущем, мотивирует возможность или нецелесообразность представления курсового проекта на защиту. В рецензии научный руководитель отмечает ритмичность выполнения работ, добросовестность автора, определяет степень самостоятельности, активности и творческого подхода, проявленные студентом в период написания курсового проекта, и рекомендует оценку.
НАПИСАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Язык и стиль изложения
Поскольку курсовой проект является, прежде всего, квалификационной работой, ее языку и стилю следует уделять самое серьезное внимание. Именно языково-стилистическая культура курсового проекта лучше всего позволяет судить об общей культуре ее автора.
Язык и стиль курсового проекта как часть письменной научной речи сложились под влиянием так называемого академического этикета, суть которого заключается в интерпретации собственной и привлекаемых точек зрения с целью обоснования научной истины. В науке уже выработались определенные традиции в общении ученых между собой как в устной, так и письменной речи.
Следует твердо помнить, что научный термин не просто слово, а выражение сущности данного явления. Следовательно, нужно с большим вниманием выбирать научные термины и определения. Нельзя произвольно смешивать в одном тексте различную терминологию, помня, что каждая наука имеет свою, присущую только ей, терминологическую систему.
Фразеологиянаучной прозы весьма специфична. Она призвана выражать логические связи между частями высказывания (такие, например, устойчивые сочетания, как: "привести результаты", "как показал анализ", "на основании полученных данных", "резюмируя сказанное", "отсюда следует, что" и т.п.).
Рассмотрим теперь грамматические особенностинаучной речи. Для образования превосходной степени чаще всего используются слова "наиболее", "наименее".
Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой "по" (например, "повыше", "побыстрее"), а также превосходная степень прилагательного с суффиксами -айш-, -ейш- за исключением некоторых терминологических выражений, например, "мельчайшие частицы вещества"
Глагол и глагольные формы в тексте курсовых проектов несут особую информационную нагрузку. Так, правильно писать "рассматриваемая проблема", а не "рассмотренная проблема". Эти глагольные формы служат для выражения постоянного свойства предмета (в научных законах, закономерностях, установленных ранее или в процессе данного исследования), они употребляются также при описании хода исследования, доказательства в описании устройства приборов и машин.
Часто употребляется изъявительное наклонение глагола, редко - сослагательное наклонение и почти совсем не употребляется повелительное наклонение. Широко используются возвратные глаголы, пассивные конструкции, что обусловлено необходимостью, подчеркнуть объект действия, предмет исследования (например, "В данной статье рассматриваются... ", "Намечено выделить дополнительные кредиты... ").
В научной речи очень распространены указательные местоимения "этот", "тот", "такой". Они не только конкретизируют предмет, но и выражают логические связи между частями высказывания (например, "Эти данные служат достаточным основанием для вывода..."). Местоимения "что-то", "что-нибудь" в силу неопределенности их значения в тексте работ не используются.
У письменной научной речи имеются и чисто стилистические особенности. Объективность изложения - основная стилевая черта такой речи. Отсюда наличие в тексте научных работ вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, действительно), как предполагаемый (видимо, надо полагать), как возможный (возможно, вероятно). В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.).
Другое необходимое качество научной речи - ее ясность. Ясность - это умение писать доступно и доходчиво. Практика показывает, что особенно много неясностей возникает там, где авторы вместо точных количественных значений употребляют слова и словосочетания с неопределенным или слишком обобщенным значением. В самом деле, может ли удовлетворить читателя курсового проекта, желающего видеть в каждой строке его текста конкретные и точные данные, такие фразы: "Надлежащее продвижение работника в рамках известной карьерной лестницы, обеспечивается своевременной обработкой необходимых данных кадровой статистики" или "Для обеспечения нормального функционирования требуется, чтобы предварительно была произведена соответствующая диагностика взаимодействующих структур".
Краткость - третье необходимое и обязательное качество научной речи, более всего определяющее ее культуру. Реализация этого качества означает умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Разновидность многословия - тавтология, т.е. повторение того же самого другими словами. Многие курсовые проекты буквально переполнены повторениями одинаковых или близких по значению слов, например: "в августе месяце", "схематический план", "пять человек грузчиков", "семь штук трансформаторов" и так далее.
Требования к содержанию курсового проекта
Независимо от избранной темы структура курсового проектапредставляет аналог дипломного проекта, что позволяет уже на стадии подготовки курсового проекта прививать навыки грамотного построения и проведения исследования, в рамках общих требований к дипломному проектированию.
Итак, курсовой проект - самостоятельная творческая работа студента, содержит следующие элементы:
- Титульный лист (см. Приложение А).
- Аннотацию (краткое содержание работы) объемом не более половины страницы.
- Содержание (см. Приложение Б).
- Введение (с обоснованием актуальности темы, описанием стоящей перед исследователем проблемы, целей, задач, методов исследования и предполагаемых результатов курсового проекта) на 1-3 страницах.
- Глава 1 (теоретико-методическая). Теоретические и методические основы изучения и исследования проблемы - 5-10 страниц
- Глава 2 (аналитическая). Интерпретация полученных данных и глубокий анализ проблемы - 5-10 страниц.
- Глава 3 (проектно-рекомендательная). Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изученной проблемы и их обоснование - 5-10 страниц.
- Выводы и предложения - 2-4 страницы.
- Заключение -1-2 страницы.
- Глоссарий (основные термины и определения) - 1-2 страницы.
- Список используемой литературы (не менее 20 наименований).
- Приложения (таблицы, графики, тесты, копии документов), с необходимыми ссылками на них в тексте курсового проекта.
Дадим краткую характеристику основных частей курсового проекта.
Введение - это вступительная часть работы, в которой рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется существующее состояние, обосновывается теоретическая и практическая актуальность проблемы, формулируются решаемая проблема, цель и задачи работы, а также объект, предмет и гипотеза исследования.
Глава 1. Теоретические и методические основы изучения проблемы.В разделе дается обзор литературы по проблеме, формулируется концепция, обосновывается методика анализа проблемы в конкретной организации (предприятии, фирме).
По первой главе судят о глубине теоретической базы курсового проекта. Приветствуется использование источников монографического характера и публикаций в ведущих специализированных журналах России и зарубежья, а также использование ресурсов сети Internet. Учебники и учебные пособия должны занимать лишь незначительную часть библиографического списка, и использоваться в основном на стадии теоретического анализа основных определений и концепций для построения собственной теоретической базы исследования.
В процессе изучения имеющихся литературных источников по исследуемой проблеме очень важно найти сходство и различия точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою позицию по данному вопросу с обязательным указанием источников в установленной форме.
Целесообразно начать с более детального описания характеристики объекта и предмета исследования. Затем сделать небольшой исторический экскурс, по возможности, оценить степень изученности исследуемой проблемы, рассмотреть вопросы, теоретически и практически решенные и дискуссионные, по-разному освещаемые в научной литературе, и обязательно высказать свою точку зрения. Затем следует осветить изменения изучаемой проблемы за более или менее длительный период с целью выявления основных тенденций и особенностей ее развития.
Методология исследования предполагает изложение как теоретических (сущностных), так и методических основисследования проблемы. Курсовой проект – это полигон для отработки методики исследования. Поэтому требования к качеству методического обеспечения такие же, как и в дипломном проекте. Так, разработка методической части курсового проекта предполагает обзор теоретических подходов к методике исследования, разработку собственного исследования, включая его программу исследования, подготовку форм сбора первичной информации (вопросники, анкеты, аналитические таблицы, бланки фиксации результатов и т.п.), а также методику ее обработки и анализа полученных данных.
Глава 2. Анализ состояния вопроса.В этом разделе на основе разработанной методики исследования анализируется состояние проблемы на конкретном предприятии. Акцент на реальности исследования вызван тем, что такой подход требует от студента ориентации на установление контактов и поиск сотрудничества с потенциальным работодателем. Для получения возможности приобретения практического опыта работы, и последующего трудоустройства студенту выгодно подготовить вариант решения производственной задачи, даже на безвозмездных условиях.
Материалами для анализа могут быть: планы работы организаций, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация, изученная студентом во время прохождения учебных и производственных практик.
Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить пути их использования, а также устранить имеющиеся недостатки в работе.
Анализ состояния дел в организации предполагает обработку собранных статистических материалов, например, по ее производственной деятельности за последние 4-5 лет. Анализ и обработку цифровой информации необходимо проводить с помощью современных методов экономического, социологического и психологического анализа.
Глава 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы.Это проектная глава, она является главным отличием курсового проекта от курсовой работы. Опираясь на выводы сделанные по результатам анализа, обосновываются рекомендации и мероприятия по решению поставленной проблемы на предприятии.
В частности, намечаются пути использования вскрытых резервов, устранения недостатков в работе, планируются, обосновываются и принимаются решения, обеспечивающие реализацию цели и задач курсового проекта.
Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы студент сможет привести достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации. Например, в соответствии со сформулированными предложениями по совершенствованию системы управления целесообразно внести изменения в действующую систему управления организации: структурную и функциональную схемы; процедуры выполнения управленческих работ, положения об организации и ее структурных подразделениях, планы работ и т.д.
Руководствуясь принципом обязательного электронного сопровождения курсового проекта, он должен содержать такие элементы электронного сопровождения как:
- Использование электронных таблиц, баз данных, систем проектирования товарных потоков и информационных систем предприятия для обеспечения решений задач или внедрения рекомендаций курсового проекта.
- Схема, слайд, памятка, страничка на Internet-сайте - как «итоговый продукт» курсового проекта.
- Обеспечение презентации своей работы: слайды, мультимедийные презентации.
В любом случае электронное сопровождение курсового проекта не ограничивается набором текста на персональном компьютере и его распечатку на принтере.
Научная работа завершается заключениемс основными выводами и рекомендациями. Эта часть исполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.
Заключение предполагает, как правило, также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением исследования. Заключительная часть, составленная по такому плану, дополняет характеристику теоретического уровня исследования, а также показывает уровень профессиональной зрелости и научной квалификации ее автора.
Если каждая часть делится на параграфы, то пропорциональность (одинаковое количество структурных частей и их объемов) желательно сохранять и внутри раздела, например: считается ошибкой, если часть, обозначенная цифрой "3" будет содержать 3 страницы, что точно равно (тоже, например) объему части, обозначенной цифрой "1.2". Размер главы (цифра "3") всегда превышает размер параграфов внутри главы (цифры 1.1, 1.2 и т.д.).
Обязательным приложением для курсовой работы является глоссарий (толкование) ключевых слов.
Темы курсовых работ
1.Моделирование качеств руководителя современного типа (с использованием анкетного опроса руководителей эффективно действующих предприятий).
2.Количественная оценка качеств и компетенций предпринимателя.
3.Разработка модели и количественная оценка качеств руководителя (модель персонального менеджмента).
4.Система тестов в сфере персонального менеджмента.
5.Обобщение опыта развития научной организации управленческого труда в России.
6.Обобщение опыта развития научной организации управленческого труда за рубежом.
7.Моделирование алгоритма постановки и реализации жизненных целей.
8.Применение ситуационного анализа в постановке жизненных целей.
10.Разработка системы тестов для определения индивидуальных способностей.
11.Освоение новой работы и адаптация в трудовом коллективе.
12.Анализ факторов, влияющих на самоуправление личной карьерой менеджера.
13.Разработка технологии поиска и получения работы.
14.Анализ эффективности (успешности) методов трудоустройства студентов и подготовка свода правил по поиску и получению работы.
15.Ролевое включение человека в организацию.
16.Определение роли и значения фактора времени в работе менеджера.
36. Методы исследования процессов управления и затрат рабочего времени современного руководителя.
17.Анализ потерь рабочего времени менеджера.
18.Технологии текущего, среднесрочного и перспективного планирования деятельности руководителя.
19.Разработка принципов составления распорядка рабочего дня руководителей.
21.Изучение затрат рабочего времени руководителя и содержания управленческого труда.
22.Разработка рекомендаций по эффективному делегированию полномочий.
23.Анализ практики организации и технической оснащенности рабочих мест менеджеров.
24.Разработка требований к организации рабочих мест менеджеров.
26. Система информационного обеспечения деятельности менеджера.
27.Разработка автоматизированного рабочего места менеджера.
28.Анализ организации работы менеджера с документами.
29.Разработка практических рекомендаций по рационализации личного труда руководителя с помощью еженедельника.
30.Оптимизация планирования личной работы предпринимателя с помощью еженедельника
31.Подготовка к служебной командировке.
32.Методы интенсификации личного труда менеджера.
33.Разработка практических рекомендаций по «управлению» собеседником в процессе общения.
34.Анализ подготовки руководителей к публичным выступлениям.
35.Рекомендации по подготовке и проведению деловых переговоров.
36.Анализ практики проведения деловых совещаний.
37.Разработка должностных требований к секретарю руководителя.
38.Разработка практических рекомендаций по взаимодействию руководителя и секретаря.
39.Разработка практических рекомендаций по самоорганизации здоровья менеджера.
42. Эмоционально-волевой потенциал и гигиена умственного труда руководителя.
43.Методы формирования собственного имиджа.
44.Организация и проведение презентаций.
45.Самоанализ уровня организации личного труда менеджера.
46.Определение критериев оценки и анализ эффективности организации управленческого труда.
47.Современные технологии формирования плана жизни и карьеры деловых людей обновляющейся России.
48.Формирование долговременных деловых связей как важный фактор конкурентоспособности студентов.
49.Методологические основы исследования факторов, влияющих на жизненное везение и удачу в работе делового человека.
50. Поддержание высокого уровня личной работоспособности.
51. Разработка технологии повышения эффективности личной работы деловой молодежи.
52.Пути повышения привлекательности студента как один из факторов конкурентоспособности деловых людей.
53.Семейное благополучие как фактор конкурентоспособности молодого поколения России.
54.Планирование деятельности на год, месяцы, недели и дни.
55.Пути формирования навыков реальной организаторской деятельности в Вузе.
56.Подготовка молодежи к активной управленческой деятельности в период обучения в Вузе.
57.Пути формирования репутации как важнейший фактор конкурентоспособности на рынке труда.
58.Факторы формирования жизненного успеха молодого поколения России.
59.Формирование организационной культуры в студенческой среде.
60.Пути расширения личного кругозора как один из факторов конкурентоспособности студенческой молодежи.
61.Модель качеств и жизненных ориентиров студента-первокурсника.
62.Моделирование портрета выпускника-менеджера с точки зрения требований работодателя.
63. Резервы интенсификации деловой карьеры молодого менеджера.
64.Роль предприятий-работодателей в формировании конкурентоспособности будущих менеджеров.
65.Анализ системы формирования резерва предпринимательских кадров.
66.Методы высокоэффективного обучения в российском вузе.
67.Эффективное управление человеческим капиталом личности через непрерывное образование и личное развитие.
68. Профессиональные привычки менеджера.
69.Система и методы персонального управления информацией.
70.Система управления личными архивами.
71.Жизненная цель как критерий успеха.
72.Технологии развития творческой личности.
73.Внедрение личных стандартов в работу менеджера.
2.4. Требования к оформлению курсового проекта
Оформление текстового материала
К оформлению курсового проекта предъявляются следующие требования:
1. Курсовой проект оформляется на отдельных листах (с одной стороны) бумаги стандартного формата А4 (210x297 мм.) машинописным способом с предоставлением преподавателю электронного варианта.
2. Текст курсового проекта должен быть отпечатан на принтере через полтора межстрочных интервала с использованием шрифта Times New Roman №14. Минимальный объем курсового проекта без приложений должен составлять 18-25 страниц. Большие таблицы, иллюстрации и распечатки с ПЭВМ допускается выполнять в виде приложений на листах чертежной бумаги формата A3 (297x420 им.). Объем приложений не ограничивается.
3. Расстояние от границы листа до текста слева-30 мм, справа- 10 мм, от верхней и нижней строки текста до границы листа - 20 мм. Номер страницы ставится внизу в центре шрифтом №10. Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 10 мм.
4. Оглавление курсового проекта оформляется по установленному образцу (см. прил. Б) и имеет номер страницы 4.
5. Основная часть курсового проекта состоит из глав, разделов и пунктов (при необходимости). Главы должны иметь порядковые номера в пределах всей курсового проекта, обозначенные арабскими цифрами без точки в конце. Разделы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы. Номер раздела состоит из номера главы и номера раздела, разделенных точкой. В конце номера раздела точка не ставится. Нумерация пунктов должна быть в пределах раздела, и номер пункта должен состоять из номеров главы, раздела и пункта, разделенных точками.
6. Заголовки глав и разделов и подразделов следует записывать с абзаца с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Заголовки глав выполняют стилем «Заголовок 1», заголовки разделов стилем «Заголовок 2» и т.д. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Стиль текста лучше определить как «Обычный». Изменения в стилях можно выполнить в меню «Формат / Стиль (Стили и форматирование)».
7. Расстояние между заголовком и текстом должно быть 15 мм (через строку), а между заголовками раздела и подраздела - 8 мм. Каждый раздел курсового проекта рекомендуется начинать с нового листа (страницы).
8. В тексте курсового проекта могут быть перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или, при необходимости ссылки на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка (без точки). Если необходима дальнейшая детализация перечислений, используют арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа. Каждый пункт, подпункт и перечисление следует записывать с абзацного отступа.
9. Перечисления, состоящие из отдельных слов или небольших фраз без знаков препинания внутри, пишутся в подбор с остальным текстом и отделяются друг от друга запятой. Если перечисления состоят из развернутых фраз со своими знаками препинания, то здесь части перечисления чаще всего пишутся с новой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой. В том случае, когда части перечисления состоят из законченных фраз, они пишутся с абзацными отступами, начинаются с прописных букв и отделяются друг от друга точкой.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|