Сделай Сам Свою Работу на 5

Маржинальная гравитация не является линейной - уклонение от конкуренции резко увеличивает доходы

В ньютоновской астрономии для расчета орбит главное — знать массу тел и обратный квадрат расстояния между ними. Такое соотношение является не линейным, а скорее логарифмическим. Тот же подход применим в отношении гравитации конкуренции. У нас нет повода сомневаться в том, что при увеличении расстояния между нашей фирмой и главным конкурентом или увеличении нашего относительного размера рост прибыли окажется больше чем просто линейным. Мы чувствуем это интуитивно, потому что маржинальная гравитация должна уменьшаться достаточно пропорционально к увеличению расстояния или уменьшению относительного размера конкурента. Но есть ли какие-нибудь количественные, эмпирические данные, способные поддержать эту гипотезу?

Оказывается, есть. В 1980-х годах консалтинговая фирма, одним из основателей которой был я, занималась измерением соотношения между прибылью на инвестированный капитал (ПНИК) и относительной рыночной долей (ОРД) для своих клиентов в нескольких тысячах сегментов рынка разных стран. Мы обнаружили, что между относительно высокой рыночной долей и высокой рентабельностью существует сильная взаимосвязь. Кроме того, мы убедились — ив этом заключается ключевой пункт концепции маржинальной гравитации, — что соотношение было больше чем линейным. 10-процентное увеличение относительной рыночной доли влекло за собой увеличение рентабельности, превышающее 10 процентов. Самую большую выгоду с точки зрения прибыли, как правило, давало увеличение рыночной доли на тех рынках, где клиент уже был достаточно силен.

Наши выводы очень близки к концепции «возрастания доходности с увеличением масштаба», которую экономист Брайан Артур предложил примерно в то же время*.

Точно таким же образом при удалении от конкурентов прибыль возрастает на величину, более чем пропорциональную увеличению расстояния.

Как увеличить ваши размеры относительно главного конкурента?

Самый простой ответ — это увеличить вашу относительную рыночную долю. Ваши объемы продаж должны расти быстрее, чем у конкурента. Один из способов достижения этой цели — найти новых потребителей или продавать больше тем, кто уже входит в число ваших потребителей, и делать это быстрее, чем соперник. Другой путь состоит в увеличении коэффициента сохранения потребительского контингента.



Но, как мы уже убедились, понятие «размера» не ограничивается простым определением относительной рыночной доли. «Размер» — это еще и умение обслужить потребителей, и ваша репутация, и ваши финансовые ресурсы. Есть и другие факторы, способствующие росту сбыта: обязательность, понимание рынка и способность завоевать популярность у потребителей

* См. главу 11, где обсуждается тема возрастания доходности с увеличением масштаба и ее роль в так называемой новой экономике.

путем улучшения качества товаров и услуг, ускорения доставки, использования передовых методов маркетинга или снижения цен.

Как увеличить дистанцию между вами и главным конкурентом?

В принципе, это просто. Вы дифференцируетесь от конкурента, увеличивая разницу в величине добавленной стоимости, типе потребителей и продукции, а также географических регионах, которые вы обслуживаете.

Единственная проблема состоит в том, что, отдаляясь от одного конкурента, вы приближаетесь к другому. Если вы намного больше нового ближайшего конкурента (или, что точнее, если ваша относительная доля рынка по сравнению с долей нового конкурента больше, чем в сравнении с предыдущим), то в этом нет ничего страшного. Если же новый ближайший конкурент занимает большую часть главного сегмента рынка, чем прежний, это повлечет ваш шаг назад. Следовательно, вам нужно рассмотреть все возможные варианты и найти способ одновременно увеличить расстояние до ближайшего конкурента и ваши относительные размеры по сравнению с этой компанией.

Избавьтесь от корпоративной гравитации

Из концепции корпоративной гравитации можно извлечь несколько ясных и важных уроков:

■ Лучший способ удержаться на орбите — это избегать конкурентов.

■ Отрицательное влияние конкурентов на прибыль, то есть коэффициент гравитации, зависит от их относительного «размера» и «дистанции» между вами.

■ Ресурсы следует сконцентрировать на уже существующих сегментах рынка, тех, которые могут быть созданы как можно дальше от конкурентов, или там, где они не представляют угрозы.

Сегменты, где конкуренция отсутствует или почти отсутствует, качественно отличаются от сегментов с сильной конкуренцией.

В этих «свободных от конкуренции зонах» гравитация не оказывает существенного воздействия на прибыль. Единственное, что отличает их от нормальных сегментов бизнеса, это отсутствие серьезной конкуренции. Потребители могут быть теми же, что и в других сегментах бизнеса. Технологии могут быть одинаковыми. Это же относится к поставщикам и руководителям. Но экономические и космологические законы, которые действуют в свободных от конкуренции зонах, удалены от законов нормального бизнеса на много световых лет. Поэтому такие зоны имеют поистине астрономическую ценность.

В свободных от конкуренции зонах давление на предельную (маржинальную) прибыль оказывает не прямая конкуренция и даже не желание отпугнуть потенциальных конкурентов или избежать отрицательной реакции регулятивных органов. В действительности экономическое развитие ограничено только размерами рынка и его чувствительностью к ценам. Предельная прибыль должна выйти на уровень, при котором стоимость будущего потока доходов окажется оптимальной. Его может быть трудно или даже невозможно рассчитать, но доходы могут оказаться чрезвычайно высокими. Достаточно сказать хотя бы то, что размер будущего рынка можно расширить до предела путем увеличения, а не снижения предельной прибыли, если значительную ее часть вкладывать затем в улучшение товаров и услуг и более эффективный маркетинг.

На нормальных конкурентных рынках не ждите, что какая-либо акция или инновация останется без внимания конкурентов. Продумайте заранее вашу реакцию на первую и последующие реакции кредитора. Усовершенствования, которые смогут скопировать другие, — даже те, что сумеет скопировать только один из конкурентов, — выгодны для потребителей, но не для вашей фирмы или ее инвесторов.

■ Направляйте всю вашу энергию на те усовершенствования и нововведения, которые увеличивают дистанцию между вами и серьезными конкурентами. Этот процесс не следует рассматривать как обычное «конкурентное, лидерство».

■ Лидерство — это то, что связывает противоположные стороны. Не старайтесь стать лидером. Вместо этого ищите возможность освободиться от притяжения конкурентов. Держаться на постоянном удалении от конкурентов намного легче, чем постоянно лидировать, и к тому же гораздо выгоднее. Чтобы выйти в лидеры, вам нужно работать лучше других. Чтобы увеличить расстояние между вами и остальными, вам нужно просто идти в другом напраачении — предпочтительно в противоположном.

Резюме

Рассматривая Вселенную как гигантскую машину и демонстрируя, как движение на земле и в небесах происходит в соответствии с точными математическими правилами, Ньютон открыл нам способ управления нашей судьбой, развитой промышленностью и наукой.

Почти каждая новая тенденция или рынок вызывают к жизни свою противоположность.

Существует тесная параллель между методом, использованным Ньютоном для измерения воздействия гравитации на траекторию движения тел в пространстве, и методом, которым мы можем воспользоваться для оценки воздействия конкуренции на наши прибыли. Сила гравитации зависит от степени сближения одного тела с другим и относительной массы каждого из них. Конкуренты воздействуют на вашу фирму почти так же, как гравитация на физические тела. Конкуренты мешают вам продвигаться к цели по прямой. Конкуренты искривляют пространство вокруг вас и снижают уровень предельной прибыли, который в противном случае вам могли бы обеспечить потребители. Конкуренты являются причиной маржинальной гравитации.

Маржинальная гравитация становится тем больше, чем ближе вы находитесь к крупному или высококвалифицированному конкуренту. Ее сила резко ослабевает, если конкурент мал, некомпетентен и находится далеко от вас.

Конкурент находится близко от вас, если он зарабатывает на жизнь так же, как и вы: обслуживает тех же потребителей, использует те же технологии и типы работников, располагает однотипными с вами активами, применяет те же методы рассылки товаров, привлекает тех же поставщиков, таким же способом производит добавочную стоимость, применяет ту же стратегию, демонстрирует то же отношение и определяет для себя те же приоритеты. Конкурент находится далеко в том случае, если все эти показатели у него отличаются от ваших.

Конкурент превосходит вас по «размеру» (массе), если у него больше, чем у вас, ресурсов: лучший баланс, более мощные денежные потоки, больше доступа к новому капиталу в форме займов и акционирования, выше рейтинг на фондовой бирже, более известные торговые марки и/или если он превосходит вас в умении, рыночной доле, доходах, привлекательности в глазах ключевых работников и честолюбии.

В некоторых сегментах гравитация конкуренции настолько велика, что полностью исключает получение прибыли или организацию денежных потоков. Их мы можем назвать «черными дырами».

Противоположный тип сегментов, самые идеальные места в бизнесе, можно назвать «зонами, свободными от конкуренции». Эти зоны имеют обыкновение оказываться чрезвычайно доходными — к тому же их можно сделать еще более доходными без ущерба вашему конкурентному положению.

Руководство к действию

Освободитесь от гравитации конкуренции. Систематически увеличивайте дистанцию между вами и конкурентами по четырем ключевым параметрам: типу добавлен-

ной стоимости, типу продукции, типу потребителей и географии обслуживаемого рынка. Подумайте над тем, как вы могли бы вести дела иначе, чем ваш ближайший крупный конкурент, и тем самым еще больше увеличить дистанцию между вами.

Там, где вы уже являетесь лидером, увеличьте ваши относительные размеры и степень различия между вами и серьезными соперниками.

Направьте всю вашу энергию, ресурсы и людей на работу в сегментах, где вы уже владеете крупной долей и находитесь на значительной дистанции от любых конкурентов, или на те, где вы сможете добиться этого.

 

>

7
ОБ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ

Никто неможет вспомнить без содрогания свою первую встречу с эйнштейновским миром Льюиса Кэррола, где пространство—время искривлено, измерений четыре, а честные свидетели беспечно расходятся в ответах на самые элементарные вопросы о том, что случилось, где и когда.

Стивен Хокинг



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.