Сделай Сам Свою Работу на 5

Теория социальной коагуляции Ридли

В 1996 году вышла в свет одна из самых значительных книг десятилетия — «Истоки добродетели» Матта Ридли.

Это фундаментальное исследование проблем сотрудничества и добродетели с многочисленными примерами из биологии и экономики. Помимо прочего в ней содержатся немаловажные выводы для бизнеса.

Ридли рассматривает идеи эгоистичного гена и эволюционной биологии в совершенно неожиданном ракурсе. Он доказывает, что общество — это продукт наших генов и эволюции. Люди уникальны, потому что организованы в большие группы со сложными взаимоотношениями между индивидами, и потому форма нашего сотрудничества качественно отличается от всех других животных. Это наивысшая и наиболее успешная форма эволюции. Автор говорит:

«Присущая человеческим существам виртуозность подтверждается не параллелями с царством животных, а самим отсутствием убедительных параллелей «.

Преимущество общества основано на разделении труда и обобществлении, которые современное человечество довело до счастливой крайности. Вот что говорит по этому поводу Ридли:

«Чтобы процветать в сложном обществе, вам нужен большой мозг. Чтобы иметь большой мозг, вам нужно жить в сложном обществе. Человеческий мозг не просто лучше мозга других животных, он качественно иной... он... [может] эксплуатировать принцип взаимности, чтобы обмениваться любезностями и пожинать плоды общественной жизни».

Разделение труда

Если вы хотя бы немного шучали экономику, то, возможно, помните прниедспнып Адамом Смитом пример булавочной фабрики, где К) человек благодаря специализации могли про-ичнодить 48 000 булавок в день. Смит был шотландским политическим философом и в опубликованном в 1776 году «Исследовании о природе и причинах богатства народов» выдвинул концепцию разделения труда:

«Величайшим улучшением продуктивных сил труда и наибольшей частью умения, сноровки и рассудительности, с которыми труд может оказаться везде, где возможно его применение, похоже, является эффект разделения труда «.



Смит выделяет три ключевых преимущества специализации:

■ Практика ведет к повышению производительности.

■ Специализация экономит время на переключение с одного задания на другое (что, кстати, является главным фактором, стоящим за процессом перевооружения бизнеса, главным источником повышения производительности труда в 1990-х годах).

■ Специализация делает оправданными инвестиции в производство машин, увеличивающих производительность труда и позволяющих «одному человеку выполнять работу многих».

Смит показывает — и здесь проявляется связь с увеличением степени сотрудничества — следующее:

■ разделение труда ограничивается размерами рынка и, следовательно, усиливается при увеличении размеров рынка;

■ разделение труда увеличивается с улучшением транспорта и связи.

В результате проблемы разделения труда, усиления специализации и «торговли» понадобились биологам и антропологам для объяснения причин эволюции и процветания сложных организмов. Развитие сотрудничества — это одновременно и причина и результат такого успеха.

Биологи доказали, что чем крупнее клетки в мелких организмах, тем больше они склонны к разделению труда, благодаря чему некоторые клетки могут специализироваться на воспроизводстве. Общественные насекомые — такие как муравьи, термиты и пчелы — добиваются выдающихся успехов, потому что их общественные структуры включают несколько ролей, требующих специализации.

В человеческих обществах, состоящих из значительных по размеру групп, больше разных профессий. У изолированных и теперь уже вымерших жителей острова Тасмания было всего две касты, которые жили группами по 15 человек и менее. А у народа маори, например, чьи общины насчитывали до 2000 человек, существовало до 60 различных профессий.

Закон сравнительного преимущества Рикардо

Связи между сотрудничеством, разделением труда и торговлей были впервые детально описаны в 1817 году Давидом Рикардо, богатейшим британским инвестором, экономистом и радикальным политиком. Его закон сравнительного преимущества связал разделение труда с общественными группами и целыми странами.

Закон впечатляет, потому что противоречит интуиции: известный экономист Пол Сэмюэлсон говорит, что закон Рикардо — это единственная из идей обществоведения, которая одновременно правдива и нетривиальна!

До Рикардо считалось очевидным, что страны могут торговать, только если одна из них производит что-нибудь лучше другой. Рикардо высказал мысль о том, что в действительности основания для торговли возникают всегда, когда есть разница в сравнительных уровнях производительности, какими бы ни были абсолютные уровни — что означало практическое отсутствие ограничений для конструктивной торговли. Если страна X лучше страны Y производит два вида продукции, между ними все равно возможна торговля, способная обогатить обе страны. Вели в стране Xпроизводство стало в два раза, а производство кожаных изделий в четыре раза выше, то страна X должна специализироваться на производстве кожаных изделий, а страна Y на производстве стали, где у нее есть сравнительное преимущество, несмотря на отставание в абсолютных цифрах.

Специализированный бизнес и торговля, которые являются ключевыми видами межгрупповой деятельности, лежат в основе человеческого прогресса. Матт Ридли великолепно объяснил эту мысль:

« 200 000 лет назад орудия каменного века путешествовали на огромные расстояния от каменоломен, где они были изготовлены... Несмотря на то что все неандертальцы жили почти одинаково, у них постепенно начали проявляться значительные местные различия в технологиях обработки камня и стилях искусства...

Изобретение [торговли] стало одним из единичных случаев в истории эволюции, когда Homo sapiens споткнулся о какое-то сравнительное экологическое преимущество, оказавшееся поистине уникальным. На свете просто нет другого живого существа, которое умело бы использовать закон сравнительного преимущества разных групп. Внутри групп... разделение труда прекрасно используется муравьями, кротами и птицами гуйя. Но не между группами.

Давид Рикардо объяснил хитрость, которую наши предки изобрели много-много лет назад. Закон сравнительного преимущества это один из козырей в экологической колоде нашего вида «.

Важность торговли и сотрудничества можно проиллюстрировать графически, сравнив историю жизни тасманийских туземцев с жизнью австралийских аборигенов. Когда в 1642 году европейцы высадились в Тасмании, они положили конец 10 000 лет изоляции и обнаружили самое примитивное человеческое общество на планете. Коренные тасманийцы не умели добывать огонь трением. У них не было костяных орудий, составных каменных орудий, топоров с ручками или бумерангов. Они не умели ловить рыбу и шить теплую одежду в отличие от аборигенов Австралии. Столь низкий уровень развития населения Тасмании объясняется исключительно изолированностью острова.

Изолированные группы страдают, потому что большинство групп получают передовые идеи и новшества со стороны, через торговлю идеями и товарами. Человеческое общество развивается благодаря прогрессу, специализации и межгрупповому сотрудничеству.

Это могут даже обезьяны

Ридли описывает поведение двух молодых самцов бабуинов, объединяющих свои усилия для того, чтобы отогнать супруга самки бабуина. Затем они бросаются в погоню за самкой, и тот, кто ее поймает, совокупляется с ней. Сотрудничество используется для достижения эгоистических целей. Наши инстинкты сотрудничества основаны на том же принципе.

Ридли подхватывает тему, затронутую Ричардом Доукинсом в его концепции мемов:

,,Благодаря человеческой практике передачи традиций, обычаев, знаний и верований... возник совершенно новый вид эволюции, характерной для человеческих существ, соревнование, но не между генетически различными индивидами или группами, а между индивидами или группами, отличающимися в культурном плане. Один человек может процветать... не потому, что у него гены лучше, а потому, что знает., нечто, имеющее практическую ценность "

В процессе межгруппового отбора те, кто лучше сотрудничает, растут за счет тех, кто сотрудничает плохо. Этим и объясняется развитие первых. История человечества есть не что иное, как история постоянного укрепления и усложнения взаимоотношений. Общество — это не искусственная конструкция или тирания, но высшая форма эволюции. Двигателями прогресса являются углубление специализации и развитие торговли.

Я убежден в том, что технология — это тоже полунезависимая переменная, часть великой троицы, двигающей прогресс. Это дополнение прекрасно вписывается в доводы Ридли, так как технологию вполне можно рассматривать как особую форму культуры. Взрыв производительности труда после 1750-х невозможно объяснить только углублением специализации и развитием торговли, так как капитализму для завоевания общества понадобились бы новые технологические чудеса*.

Доверие

И, наконец, повторяя мысль политического философа Фрэнсиса Фукуямы, Ридли выделяет в качестве ключевого человеческого ингредиента взаимное доверие:

«Наш разум построен эгоистичными генами, но построен для того, чтобы быть общительным, заслужи-вающим доверия и сотрудничающим «.

Он понимает, что такой вывод идет вразрез с экономической доктриной, которая в действительности препятствует человеческому прогрессу:

«Еслимы признаем, что Смит, Мальтус, Рикардо, Фридрих Хайек и Мильтон правы и что человек в основном

* См.: Ричард Кох. Третья революция (Richard Koch. The Third Revolution. 1998, Capstone, Oxford).

мотивируется эгоизмом, то не явится ли такое признание призывом к развитию эгоизма?"

Гораздо больше пользы, по мнению Ридли, несет в себе вывод о том, что «человеческий разум включает в себя многочисленные инстинкты, направленные на организацию общественного сотрудничества и поиск репутации порядочного человека». Он завершает свое исследование страстным призывом к тому, что можно назвать «социальным либертарианизмом» (свободой личности):

«Корни социального порядка находятся у нас в головах... Мы должны строить наше общество так... чтобы высвободить эти инстинкты. В первую очередь это означает поощрение обмена между равными. Так же как торговля между странами это лучшее средство для развития дружбы между ними, обмен между свободными и равноправными личностями это лучший рецепт для развития сотрудничества. Мы должны поощрять социальный и материальный обмен между равными, так как именно он является сырьем для доверия, а доверие это фундамент добродетели «.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.