Сделай Сам Свою Работу на 5

Налоговые органы. Структура налоговых органов





Элементы налога.

Теоретическую основу налогов составляют их элементы. Элементы налога – это родовые признаки, отражающие социально-экономическую сущность налога. Перечень обязательных элементов приведен в Налоговом кодексе Российской Федерации. Ст. 17 НК РФ гласит, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщик и элементы налогообложения, а именно:

1. объект налогообложения;

2. налоговая база;

3. налоговый период;

4. налоговая ставка;

5. порядок исчисления налога;

6. порядок и сроки уплаты налога.

Субъект налогообложения (налогоплательщик) – это юридическое или физическое лицо, на которое, в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах, возложена обязанность уплачивать налог.

Носитель налога – это лицо, на которое перекладывается тяжесть налогового бремени с субъекта налогообложения, именно за счет носителя налога налоговый платеж уплачивается в бюджет.

Налоговые агенты - лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.



Сборщики налогов и сборов - уполномоченные органы (государственные, местного самоуправления) и должностные лица, осуществляющие прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и сборов и перечисление их в бюджет.

Объект налогообложения – предмет подлежащий налогообложению, в качестве которого могут выступать:

1. Доход

2. Имущество

3. Реализазация ТРУ

4. Прибыль и др.

Виды объектов налогообложения:

1. права имущественные (право собственности на имущество, право пользования имуществом и т.д.) и неимущественные (право на вид деятельности);

2. действия (деятельность) субъекта (реализацию товаров, работ, услуг);

3. результаты хозяйственной деятельности (прибыль, доход, добавленная стоимость).

Источник налога – это доход субъекта, из которого уплачивается налог.

Налоговая база - один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным.

Существуют различные способы определения налоговой базы:



1. прямой - основан на определении реально и документально подтвержденных показателей налогоплательщика;

2. косвенный - основан на определении налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков;

3. условный - учитывает вторичные признаки условной суммы дохода;

4. паушальный - вторичные признаки условной суммы налога.

Основные методы формирования налоговой базы:

1. кассовый (метод присвоения) - при котором доходом считаются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами - реально выплаченные суммы (при налогообложении имущества, переходящего в порядке наследования);

2. накопительный - при котором доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они в действительности, а расходами - сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде (при исчислении подоходного налога с физических лиц).

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (ст. 55 НК РФ).

Отчетный период – это период промежуточной отчетности и уплаты части налога в рамках налогового периода.

Налоговая ставка – размер налога на единицу обложения или норма налогообложения.

В соответствии со ст. 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.



Классификация ставок налога с учетом различных факторов:

I. В зависимости от построения налогов:

1. твердые – в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размера дохода,

2. процентные или долевые,

3. смешанные ставки, сочетающие в себе твердые и процентные;

II. В зависимости от влияния налогов на объект обложения:

1. стандартная,

2. повышенная,

3. пониженная;

III. По экономическому содержанию различают:

1. маргинальные – предельные ставки, установленные законодательством,

2. экономические – отношение всей суммы уплаченного налога ко всему полученному доходу плательщика,

3. фактические – отношение реально уплаченной суммы налога к расчетной величине налоговой базы.

Существуют методы налогообложения, в зависимости от которых размеры ставок могут меняться. Метод налогообложения - порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы.

1. Равное налогообложение - метод налогообложения, когда для каждого плательщика устанавливается равная сумма налога.

2. Пропорциональное налогообложение - метод налогообложения, при котором для каждого плательщика равна ставка налога, а не сумма. Ставка не зависит от величины дохода, то есть налоговой базы.

3. Прогрессивное налогообложение - порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы возрастает ставка налога.

4. Регрессивное налогообложение - порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы происходит сокращение размера налоговой ставки

Налоговые льготы – это полная или частичная освобождение от уплаты налогов в соответсвии с законодательством. Льготы устанавливаются в следующих основных формах:

1. уменьшение налогооблагаемой базы;

2. уменьшение подлежащей уплате суммы налога посредством применения налогового вычета;

3. освобождение (полное или частичной) от уплаты налога;

4. уменьшение ставки налога.

Порядок исчисления налога – это порядок определения сумм налоговых платежей по конкретному виду налогообложения.

Системы исчисления налога:

1. Некумулятивная - обложение налоговой базы предусматривается по частям (налог на добавленную стоимость);

2. Кумулятивная - исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода (налог на доходы физических лиц).

Сроки уплаты налога устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору законодательно, при нарушении сроков уплаты налогов взимается пени.

В теории существует несколько основных способов уплаты налога:

1. кадастровый – заключается в уплате налога на основании данных соответствующего реестра объектов налогообложения. Кадастр - это реестр типичных объектов, классифицированных по внешним признакам, показывающий среднюю доходность объекта обложения.

2. "у источника" - предписывает, что обязанность по исчислению налога, его удержанию из начисленного дохода и перечислению в бюджет возложена на того, кто выплачивает доход. Налогоплательщик сам не рассчитывает налог. Он получает свой доход за вычетом налога, в "чистом" виде. При этом способе сначала уплачивается налог, а затем налогоплательщик получает свой доход. Таким образом, уплачивается, например, подоходный налог по основному месту работы. Бухгалтерия организации, в которой работает физическое лицо, начисляет заработную плату, удерживает из нее подоходный налог и лишь после этого выплачивает работнику причитающуюся ему денежную сумму в "чистом" виде;

3. по декларации – состоит в предоставлении налогоплательщиков в налоговые органы информации о полученных им за прошедший налоговый период объектах налогообложения и расчет суммы налогового платежа. Налоговая декларация представляет собой официальное заявление о налоговых обязательствах налогоплательщика, составленное по законодательно установленной форме;

4. по уведомлению (административный) – налоги уплачиваются после получения налогового уведомления.

Функции налогов:

1. фискальная;

2. распределительная (перераспределительная);

3. регулирующая;

4. контрольная;

5. поощрительная.

Рассмотрим эти функции более подробно, но будем иметь ввиду, что указанное ниже разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

1. Фискальная функция («фиск» - казна).

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной. Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства.

2. Распределительная функция.

Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

3. Регулирующая функция.

С развитием экономической системы возникла необходимость определённого корректирующего воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию налогов.

Посредством регулирующей функции обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов. Налоговое регулирование стало активно практиковаться, начиная с 1930-х гг. XX в., в рамках кейнсианской экономической политики.

Регулирующая функция осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.

Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет три подфункции:

1. стимулирующую;

2. дестимулирующую ;

3. воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Они реализуются через систему льгот и освобождений от налогов. Нынешняя система налогообложения представляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется путем введения повышенных ставок налогов (так, для казино до 2001 года была установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установления налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и других.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду.

4. Контрольная функция

Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.

5. Поощрительная функция

Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В условиях развития рыночных отношений налогообложение является одной из наиболее важных и сложных проблем. Налоговая система призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения различных экономических и социальных задач.

Классификация налогов.

I. По способу взимания:

1. Прямые налоги - налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль предприятий (корпораций, организаций и т. п.); налог с наследства и дарения, имущественный налог, налог на добычу полезных ископаемых и т. п.

a. реальные – облагают имущество,

b. личные – облагают доходы;

2. Косвенные налоги - те, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или объема продаж товаров, работ, услуг, то есть налог на товары и услуги. К основным косвенным налогам, которыми облагаются как предприятия, так и население, относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акциз, таможенная пошлина (налог на экспорт и импорт).

a. универсальные – облагают все товары, работы и услуги,

b. индивидуальные,

c. фискальные – косвенные налоги на товары, производство или реализацию которых монополизировано государством,

d. таможенные пошлины.

II. По субъекту уплаты:

1. физические лица;

2. юридические лица;

3. смешанные.

Физические лица - все граждане (РФ, иностранные граждане, и лица без гражданства). В целом, физическое лицо может обладать различными правовыми статусами, иногда несколькими сразу, такими как: лицо без гражданства, гражданин, иностранец, беженец, предприниматель, индивидуальный предприниматель, учредитель юридического лица.

Юридическое лицо - предприятие (организация), которое имеет в собственности, хозяйственном или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может приобретать от своего имени и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

III. По уровню управления

Налоговая система РФ согласно ст. 12 НК РФ включает в себя три вида налогов и сборов:

1. федеральные;

2. региональные;

3. местные.

Федеральными признаются налоги и сборы, которые установлены ст. 13 НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. К ним относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на наследование или дарение, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и государственная пошлина

Региональными признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, такие как: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог. Они вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом.

Местными признаются налоги, которые установлены Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Они вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. К местным налогам относятся: земельный налог и налог на имущество физических лиц.

IV. По объектам налогообложения:

1. имущество (движимое, недвижимое);

2. доход (прибыль) от экономической деятельности;

3. операции по реализации товаров, работ, услуг;

4. ввоз (вывоз) товаров на таможенную территорию России (или с неё);

5. отдельные виды экономической деятельности;

6. отдельные объекты.

V. По принадлежности к звеньям бюджетной системы:

1. собственные (закрепленные налоги), те налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

2. регулирующие налоги, то есть налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

VI. По срокам уплаты:

1. срочные - плательщики уплачивают его в течение определенного срока установленного налоговым законодательством, после совершения какого-либо действия;

2. периодично-календарные:

a. декадные;

b.ежемесячные;

c. ежеквартальные;

d.полугодовые;

e. годовые.

VII. По порядку введения:

1. общеобязательные, те, которые взимаются на всей территории страны не зависимо от бюджета, в который они поступают;

2. факультативные предусмотрены налоговым законодательством, но их введение и взимание является компетенцией представительных органов местного самоуправления. Эти налоги обязательны к уплате только на территориях соответствующих муниципальных образований, где они введены.

VIII. По целевой направленности:

1. абстрактные (общие) налоги, предназначены для формирования доходной части бюджета в целом;

2. целевые (специальные) налоги - налоги или сбор, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Поступления от них обычно зачисляются не в государственный бюджет, а в специальные внебюджетные фонды. Это форма мобилизации государством средств на проведение определенных мероприятий.

Налоговые органы. Структура налоговых органов

Система налоговых органов была создана в 1991 году. Налоговые органы представляют единую централизованную систему контроля:

1) за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

2) за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов;

3) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

В состав налоговых органов входят:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба);

2) его территориальные органы.

-Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам;

-Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных;

-Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по федеральному округу;

-Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации;

-инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня.

Федеральная налоговая служба.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за:

1) соблюдением законодательства о налогах и сборах;

2) правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов;

3) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

4) за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

5) за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Кроме того, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти:

1) осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

2) обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются юридическими лицами. В процессе осуществления своих функций ФНС России взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Свою работу ФНС России осуществляет как непосредственно, так и через свои территориальные органы: управления ФНС по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС, инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС межрайонного уровня.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.