Сделай Сам Свою Работу на 5

БЕСПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ИЛИ





Словарь

Театральных терминов

Создание актерского образа

 

Российская академия театрального искусства

Гитис

 

Москва 2007

Словарь подготовлен

Научно-практическим центром по мастерству актера и режиссуре

РАТИ ГИТИС

Зверева Н. А., ЛивневД. Г.

Словарь театральных терминов (создание актерского образа). –

М.: Российская академия театрального искусства - ГИТИС, 2007. - 136 с.

 

Задача словаря - осмысление основ­ных понятий, связанных с проблемами создания актерского образа. Это первый опыт подобного издания, призванного со­действовать правильному пониманию су­ществующей терминологии, без чего не­возможно глубокое освоение профессии актера и режиссера.

В первой половине XX века усилиями великих мастеров К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко и их бли­жайших учеников и последователей была предпринята попытка, увенчавшаяся ус­пехом, найти пути воспитания актёра и ра­боты над ролями. Эти пути дают возмож­ность добиваться серьёзных результатов не только гениям и не иногда, а талантам, работающим в театре регулярно, в условиях репертуарного театра.



По мере творческой работы над постановками и экспериментальной работы великих реформаторов сцены родилось много терминов, в основном взятых из обиход­ного языка. Не будучи закрепленными в каких-то формулировках, они на практике стали иногда неточно применяться и тол­коваться, так, как удобно данному режиссеру или актеру.

Это стало причиной того, что мы попытались, используя и оставленным, закрепленный в книгах и стенограммах матери­ал, и театральную практику, дать понима­ние большинства, наверное, не всех терми­нов по мастерству актёра и режиссуре в области создания образа, сложившееся к началу XXI века.

Авторы-составители словаря и изда­тельство будут рады всем замечаниям и по­желаниям читателей.

 

АКТЕР. АКТРИСА.

АРТИСТ. АРТИСТКА

Актёр (актриса) - это слово обозначает профессию исполнителя, предполагаю­щую, как правило, наличие некоего произ­ведения других творцов (писателя, композитора, балетмейстера и т.д.), создающих текст, партитуру и другие произведения, которые актёр своими данными и своей техникой доносит до зрителя.



Слово «актёр» применяется преимущественно в драматическом театре, в других исполнительских искусствах чаще используется слово «артист», в этом смысле являющиеся синонимом слова «актёр». Актер в драматическом театре в известном смысле - профессия уникальная. В музыкальном театре (в оперном, балетном, камерном, в эстрадных жанрах) кроме артиста на сцене звучит музыка — как материальная данность вне творца, т.е. ещё один инструмент воздействия. У драматического актёра инструментом создания нового качества - образа — является только он сам, его психофизический аппарат, его сознание, его эмоциональная система. Творец является носителем и составной частью образа.

Слово «актёр» происходит от англий­ского глагола «act», что означает действо­вать. Поэтому одним из основных средств создания актером образа является «сцени­ческое действие» (см.: Действие. Контр-деиствие. «Линия действий» роли).

Слово «артист» происходит от англий­ского слова «art», что означает искусство. Поэтому это слово часто употребляют не только как синоним слова «актёр», но и как выражение особо высоких качеств и достижений, которыми наделён или кото­рых достиг тот или иной актёр в своём творчестве.

АКТЁРСКИЕ ШТАМПЫ

Слово «штамп» происходит от итальян­ского слова «stampa», что значит «печатать».

«Под штампом в науке об искусстве актеpa, - пишет в своей книге «Актёрские штампы и их преодоление» JI. Заславская, - принято понимать внешнее актёр­ское приспособление, с помощью которого живые человеческие чувства, действия, характеры подменяются их формальным и поражением посредством раз и навсегда выработанных приемов».



Фактически, штампы - это подмена того, что должно происходить на сцене каждый раз заново (конечно, по установленной в репетициях логике) - осмысление происходящего и поведение в адрес партнёра, — тем, что привычно, хорошо знакомо, т.е. подмена того, что должно происходить «здесь, сегодня, сейчас», тем, что уже было. Всякий штамп есть подражание кому-то, чего-то,чему-то или самому себе. То, что актёр где-то видел или у него самого родилось на каком-то спектакле и имело успех, он хочет повторить завтра, потом еще раз и т.д. Так и рождается штамп в этом месте роли, и затем еще в одном и т.д. И может получиться , что вся роль будет сыгранна на штампах.

Штампы - не есть нечто свойственное только актёрскому искусству и не признак отсутствия таланта. Штампы возникают у режиссеров, у театральных художников, художников по костюмам, у музыкальных оформителей спектаклей.

«Штампы рождаются незаметно и в очень большом количестве. Поэтому актёр должен быть всегда настороже и не ду­мать, что вырвав один штамп, он навсегда избавился от него. Нет, он появится в дру­гом месте роли, а на месте прежнего может появиться новый, и так до бесконечно­сти», писал великий русский актёр Ми­хаил Чехов.

Говоря об актёрском искусстве, можно говорить по крайней мере о четырёх груп­пах штампов, хотя их, наверное, больше.

К первой группе отнесём штампы, воз­никшие в результате механического заим­ствования у других актёров тех или иных приемов игры, манеры говорить, ходить, выражать свои эмоции, заимствования ре­шения образа.

Вторая группа штампов - это личные актерские штампы, когда актер переносит те или иные приёмы, удачные интонации, имевшие успех трюки, манеру поведения, получившие одобрение зрителя в одной из ролей, в свои другие сценические работы. Начинается эксплуатация однажды удач­но найденного при воплощении совершен­но другого характера, в неподходящей ситуации, в спектакле той же, а часто и другой стилистики.

Третья группа штампов - это штампы -общеактёрские. Это формальное прикрытие внешним приёмом того места в роли, где не найдено точного логического реше­нии, искренности в действии, точного внутреннего монолога. Это форма, осуществляемая актёром раньше, чем он накопил содержание.

К четвёртой группе можно отнести штампы, очень распространённые при постановке, как правило, классических спектаклей, особенно в так называемых костюмных пьесах. Это штамп чеховских пьес, пьес Мольера, Гольдони и т.д.

 

 

АМПЛУА

Этим словом принято обозначать опре­делённый круг ролей, наиболее соответ­ствующих внутренним и внешним данным актёра.

В этом смысле, конечно, слово «ам­плуа» и сейчас могло бы употребляться, ибо, безусловно, есть роли, наиболее близ­кие данному исполнителю. Хотя вернее было бы сейчас говорить о ролях, круге ро­лей, которые тому или иному артисту не­свойственны.

В XIX веке в драматическом театре бы­ли распространены амплуа трагических актёров и актрис, драматических любов­ником, фатой, драматических и комиче­ских старух и стариков, благородных от­цов, инженю-драматик и инженю-комик (молоденькие девушки) и т.д.

Деление на амплуа возникло потому, что актёрам средних и малых способностей часто удавались некоторые, как правило, однотипные роли, на которых они и спе­циализировались.

Борьбу с амплуа начал ещё в начале XX века К. С. Станиславский, который счи­тал, что амплуа удел плохих артистов. Истинный артист не признаёт амплуа, учил Константин Сергеевич, все роли должны обладать характером, т.е. быть харак­терными. Поэтому он признавал только од­но амплуа - характерный артист, ибо всякая роль, писал он, не заключающая в себе характерности, - это плохая роль.

Конечно, Станиславский не отрицал того что надо учитывать и внешние данные, и человеческие качества, необходимые для той или иной роли, но здесь речь идет не об амплуа, не о специализации на определен­ных ролях, а о внутренней сущности актёра.

В настоящее время театр все дальше уходит от деления актёров на амплуа. Как часто мы видим исполнение роли тем или иным артистом, не подходящим ни по своим внешним, ни даже внутренним данным тому стандарту, который существует для данной роли. Но выбор этот продиктован решением, взглядом на эту роль режиссера. И на этом пути театр очень часто одерживает победы. Хотя заблуждаться по поводу наличия тех или иных данных для избранной роли дело тоже очень опасное.

Как писал К. С. Станиславский, это тупик на многие годы, пока актёр не осознает своего заблуждения.

 

АНСАМБЛЬ

Слово «ансамбль» пришло в русский язык из французского. В толковом словаре В. И. Даля читаем: ансамбль - это «худо­жественная общность, совместность, об­щее согласие картины, музыки; взаимное соответствие, стройная полнота».

Из этого определения видно, что это сло­во употребляется, когда речь идет о явле­ниях художественного порядка, а слово «совместность» указывает на примени­мость его к группе людей, занимающихся художественным творчеством, и к группе объектов - результату художественного творчества людей: ансамбль солистов, во­кальный или инструментальный ансамбль, ансамбль здании Эрмитажа, ансамбль зда­нии того или иного архитектора и т.д.

Если несколько музыкантов (или пев­цов) играют (или поют) вместе, этот кол­лектив называют ансамблем вне зависимо­сти от того, хорошо они исполняют произ­ведение пли нет. Слово «ансамбль» употре­бляется как обозначение группы музыкан­тов, играющих вместе.

Когда речь идет об ансамбле примени­тельно к театральному спектаклю, имеет­ся в виду нечто иное.

На сцене в спектакле тоже, как правило, участвует несколько, а иногда много артистов. Но когда говорят: «в спектакле есть ансамбль», это «ансамблевый спектакль» и т.д., в слове «ансамбль» здесь за­ключается высокая оценка его. Характе­ристика спектакля как произведения, в котором все исполнители объединены единой целью, играют в одном стиле, в одной актерской манере; усилия всех актеров направленны на реализацию в спектакле одной мысли, все роли, и большие и маленькие играются на высоком уровне мастерства.

Великий режиссер и педагог А. Д. Попов подчеркивал, что тщательный подход режиссуры и актёров к второстепенным ролям в пьесе, как к главным, и порождает ансамбль.

До создания К. С. Станиславским и Вл. Немировичем-Данченко в 1898 году Московского Художественного театра, где ансамблевость игры впервые стала одним из главных принципов, спектакль представлял собой зрелище, в котором никакой речи о «совместности», о единой стилистике в актерской работе, об устремленности всех исполнителей к единой цели не было. Центром спектакля были один или два-три великолепных актёра, а вокруг — посред­ственные или молодые актеры, и всё было подчинено работе этих главных актеров, а остальные как бы подыгрывали им.

К XX веку стремление к ансамблю - а слиянности, которой он требует, не так легко добиться - стало одним из серьезней­ших устремлений в театре. Но только по­явление режиссёра как одной из основных профессий в театре, человека, осущест­вляющего творческое и организационное единение всех работающих в спектакле, и актеров, и представителей других профес­сий, способствовало результативности в достижении ансамблевости.

Возникновение ансамблевости в спек­таклях, безусловно, стало серьезным ша­гом вперёд в развитии театрального искус­ства, ибо, как говорил К. С. Станислав­ский, понятие сценического ансамбля необходимо вытекает из самой природы те­атрального искусства как коллективного творчества.

 

 

АТМОСФЕРА СПЕКТАКЛЯ

Л. Д. Попов в книге «Художественная целостность спектакля» писал: «...атмосфера - это воздух времени и места, в котором живут люди, окруженные целым миром звуков и всевозможных вещей». Хотелось бы добавить: люди, погруженные в свои обстоятельства и события.

Автором понятия сценической атмосферы как выразительного средства спектакля можно считать Московский Художественный театр, который искал атмосферу создаваемых им спектаклей исходя из «лица автора», т.е. из образной выразительности только ему присущей. Это стало особенно ясным уже при постановке первых чеховских пьес, новаторская драматургия которых предъявляла свои требования.

Понятие атмосферы сложно и многослойно, no в нем можно выделить несколько важных аспектов: пространственный, и временнной и психологический.

Среда пьесы: время действия, быт, характеры, ритмы, события - все это и рождает атмосферу спектакля, создаваемую и художником, и композитором, и режиссером и актёрами. У каждого из них свои выразительные средства. Но главным носителем атмосферы, конечно, является ак­тер. Поскольку сценическая атмосфера не­разрывно связана с событиями спектакля, с его конфликтами, именно актер создает и поддерживает атмосферу этих событий и конфликтов через отношение к ним, физи­ческое самочувствие, ритм, взаимоотноше­ния с окружающим бытом и т.д.

Такие необходимые для создания атмо­сферы элементы, как музыка, шумы, осве­щение, бытовые детали превращаются в сценические украшательства, если они не связаны с психологической жизнью персо­нажей, и только если они неразрывно сое­динены с ней, спектакль может эмоцио­нально увлечь и захватить зрителя. А. Бармак в своей книге «Художественная атмосфера» справедливо отмечает, что «без атмосферы спектакля невозможно до­биться сопереживания зрителя».

 

 

БЕСПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ИЛИ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.