Сделай Сам Свою Работу на 5

Образовательные технологии

Поисково-исследовательская (задачная) технология обучения. Сущность поисково-исследовательской технологии обучения состоит в том, чтобы построить учебное познание как систему, задач и разработать средства (предписания, приемы) для того, чтобы, во-первых, помочь студентам в осознании проблемности предъявляемых задач, во-вторых, найти способы сделать разрешение проблемных ситуаций, заключенных в задачах, личностно-значимым для студентов и, в-третьих, научить их видеть и анализировать проблемные ситуации, вычленять проблемы и задачи.

Технология критериально-ориентированного обучения. Сущность технологии критериально-ориентированного обучения заключается в том, что, варьируя виды заданий, формы их предъявления, виды помощи студентам, можно добиться достижения всеми студентами заданного уровня обязательных критериев, без усвоения которого невозможно дальнейшее полноценное обучение и развитие личности.

Модель критериально-ориентированного обучения включает следующие этапы:

1. Точно определяется эталон (критерии) усвоения темы, что выражается в перечне конкретных результатов обучения (целей обучения с определением уровней усвоения, требуемых образовательной программой).

2. Подготавливаются проверочные работы – тесты.

3. Учебный материал разбивается на отдельные фрагменты (учебные единицы). Каждый фрагмент представляет собой целостный раздел учебного материала.

После выделения учебных единиц определяются результаты (критерии), которые должны быть достигнуты в ходе их изучения, и составляются текущие проверочные работы, которые позволяют убедиться в достижении целей изучения каждой учебной единицы. Основное назначение текущих тестов – выявить необходимость коррекционных учебных процедур.

Имитационная (моделирующая) технология обучения. Имитационную технологию обучения чаще всего называют технологией «активного обучения». Но это название не отражает ее специфики, так как одно из требований к любому методу – требование активности. Специфика имитационной технологии состоит в моделировании в учебном процессе различного рода отношений и условий реальной жизни. Обозначим методы имитационной технологии.



Неигровые методы:

Анализ конкретной ситуации. Задается реальная ситуация, которая имела те или иные последствия (положительные или отрицательные). Студенты должны вычленить проблему, сформулировать ее, определить, каковы были условия, какие выбирались средства решения проблемы, были ли они адекватны и почему. В данном случае анализируется уже свершившееся действие.

Решение ситуаций. Моделируется нерешенная ситуация. Студенты должны не только сформулировать проблему, но, разделившись на группы, разработать варианты ее решения. Затем организуется «защита» решений, коллективное обсуждение.

Игровые методы:

Обучающие игры представляют собой синтез релаксопедических подходов (снятие барьеров, психологическое раскрепощение) и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями. Практикуются обучающие имитационные игры, используются игры поискового характера, результатом которых должны быть реальные проекты преобразований, исследования и выводы по спорным подходам.

Организационно-деятелъностпые игры (ОДИ), предусматривающие организацию коллективной мыследеятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Задача руководителя ОДИ –«сделать» группу единицей учебного процесса, но при условии сохранения личной позиции каждого.

Ролевые игры, которые характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения.

Деловые игры, представляющие собой имитационное моделирование реальных механизмов и процессов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, политической, технической и т. д.).

Познавательно-дидактические игры, в которых создаются ситуации, характеризующиеся включением изучаемого в необычный игровой контекст.

Информационные технологии. Применяются различные программные комплексы: текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций.

Глобальная сеть обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты. Специфика технологий Internet заключается в том, что они предоставляют громадные возможности выбора источников информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров.

 

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины И Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

В качестве аттестации раздела используются систематические устные опросы по пройденному материалу и контрольные работы, которые проводятся в тестовой форме. В семестре проводится четыре аттестации разделов дисциплины и итоговая аттестация в форме зачета. Результаты усвоения дисциплины оценивается по 100-бальной системе со следующими диапазонами баллов -0-59 баллов - не зачтено, 60-100 – зачтено.

Общий балл по текущей успеваемости складывается из следующих составляющих:

- аттестация перового модуля дисциплины – до 40 баллов;

- аттестация второго модуля дисциплины – до 30 баллов;

- аттестация третьего модуля дисциплины – до 10 баллов;

- балльная оценка на зачете - до 20 баллов

Балльная оценка по дисциплине определяется как сумма баллов, набранных студентом в результате работы в семестре (текущая успеваемость) и на зачете. Максимальное количество баллов, которое может набрать студент по текущей успеваемости – 80 баллов, на зачете 20 баллов.

 

 

Вопросы к зачету по курсу «Психология и педагогика»

1. Понятие психологии как науки. Предмет психологии.

2. Основные исторические этапы развития представлений о предмете психологии.

3. Характеристика уровней исследования в науке. Понятия «методология», «метод» и «методика» в психологическом исследовании.

4. Методы исследования в психологии.

5. Структура современной психологии. Связь психологии с другими науками.

6. Общее понятие о психике. Основные функции психики.

7. Структура психики. Закономерности психики. Связь психических явлений с работой человеческого мозга.

8. Понятие о сознании. Структура сознания. Сознание и бессознательное.

9. Ощущения, их происхождение и виды.

10. Природа восприятия. Основные свойства восприятия.

11. Общее представление о памяти. Виды памяти и их особенности.

12. Определение воображения. Связь воображения с мышлением. Виды воображения.

13. Мышление, его виды. Соотношение мышления и речи.

14. Понятия об эмоциях и чувствах. Функции эмоций. Физиологические основы эмоций.

15. Психическое состояние и его структура. Настроение, аффект, страсть, стресс как формы психических состояний.

16. Общее понятие о воле. Волевые качества и их формирование.

17. Общее представление о личности. Структура личности.

18. Человек, индивид, индивидуальность, личность: соотношение объема и содержания данных понятий.

19. Направленность личности: потребности, мотивы, мировоззрение и убеждения.

20. Темперамент, его свойства и виды.

21. Характер человека, его структура, формирование. Характер и темперамент.

22. Природа человеческих способностей и условия их развития. Задатки и способности. Классификация и структура способностей.

23. Определение общения. Виды и структура общения. Роль общения в психическом развитии человека.

24. Понятия малой группы и коллектива. Этапы развития малой группы. Групповая сплоченность.

25. Межличностные отношения в группах. Понятие социально-психологического климата.

26. Руководитель и лидер. Типы лидеров.

27. Объект и предмет педагогики. Цели образования и воспитания.

28. Основные категории педагогики.

29. Выдающиеся педагоги и педагогические школы в истории и современности.

30. Воспитание в целостном педагогическом процессе. Цели и принципы гуманистического воспитания.

31. Основные направления воспитания.

32. Методы воспитания и их классификация.

33. Понятие образования. Цели образования. Базовые модели образования.

34. Образовательная система России. Типология и многообразие образовательных учреждений.

35. Сущность обучения. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

36. Понятие и классификация методов обучения.

37. Понятие технологии обучения. Современные педагогические технологии.

38. Средства обучения и их классификация.

39. Структура и содержание педагогического процесса.

40. Дидактические принципы современного образования.

41. Предмет и основные понятия инженерной психологии.

42. Инженерно–психологические требования к системам «человек–

43. машина–среда».

44. Психические состояния в профессиональной деятельности человека.

 

 

Критерии оценки студентов на зачете по дисциплине:

Зачет проводится в форме устного собеседования. Оценку «зачтено» студент получает, если:

1) названы и раскрыты все основные понятия по данному вопросу, ответ достаточно полон по содержанию (1-3 уточняющих вопроса позволяют получить основную информацию) (17-20 баллов).

2) допускаются малосущественные фактические ошибки и неточности в ответе, но они исправляются студентом в ходе рассуждений и ответов на уточняющие вопросы (13-16 баллов).

3) студент воспроизводит основные положения и понятия, поставленного вопроса, но значительно нарушается логика рассуждений и объяснений (10-13 баллов).

 


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение УЧЕБНОЙ дисциплины

 

а) основная литература:

 

1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2003.- 496с.

2. Грачёв, Н.Н. Психология инженерного труда [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Грачёв. - М.: Высш. шк., 1998. – 333с.

3. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005.- 176с.

4. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Основы инженерной психологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.- 576с.

5. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учеб. пособие для вузов / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко и др.; отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. - 2-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 544с.

6. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / [Вульфов, Б.З.], [Ермоленко, Л.В.], [Ермоленко, М.Н] и др.; под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высш. образование, 2007.-430с.

7. Психология [Текст]: учеб. для втузов / под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - 608 с Психология [Текст]: учеб. для втузов / под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - 608 с.

8. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб. [и др.]: Питер, 2007.- 432с.

9. Сластенин, В.А. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. - М.: Академия, 2001.- 480с.

10. Сластёнин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 576 с.

11. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов [Текст]: учеб. для втузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.-512с.

12. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. – М.: Академия, 2001. – 360с.

13. Феоктистова, С.В. Психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. В. Феоктистова, Т. Ю. Маринова, Н. Н. Васильева. - М.: Академия, 2009.-240с.

 

б) дополнительная литература:

 

14. Бачинин, В.А. Психология [Текст]: энцикл. слов. / В. А. Бачинин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.- 272с.

15. Бороздина, Г.В. Психология делового общения [Текст]: учеб. для вузов / Г. В. Бороздина. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2005.- 295с.

16. Волков, Ю.Г. Человек: Энциклопедический словарь - М.: Гардарики, 1999.

17. Горянина, В.А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. А. Горянина. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 416 с.

18. Гулиев, М.А. Социология и психология управления [Текст]: учеб. пособие для вузов / М. А. Гулиев, С. Н. Епифанцев, С. И. Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 410с.

19. Жуков Г.Н. Основы педагогических знаний мастера производственного обучения, 2005.

20. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация [текст]: Учеб. пособие / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2001. - 192 с.

21. Зимняя И.А. Педагогическая психология: [Текст]: учеб. Пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 1997.- 480с.

22. Ильин, Г.Л. Социология и психология управления [Текст]: учеб. пособие для вузов / Г. Л. Ильин. - М.: Академия, 2005. - 192 с.

23. Калошина, И.П. Психология творческой деятельности [Текст]: учеб. пособие для вузов / И. П. Калошина. - 3-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 655 с.

24. Климов, Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие [Текст]: учеб. пособие для вузов / Е. А. Климов; МГУ. - М.: Изд-во МГУ; : Академия, 2004. - 240 с.

25. Кордуэлл, М. Психология А - Я [Текст]: слов.-справ. / М. Кордуэлл; [пер. с англ. К.С. Ткаченко]. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. . - 448 с.

26. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности, 2005.- 639с.

27. Кроль, В.М. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для втузов / В. М. Кроль. - М.: Высш. шк., 2001.- 319с.

28. Немов, Р.С.Психология [Текст]: учебник / Р. С. Немов. - М.: Высш. образование, 2008. – 639.

29. Педагогика. Большая современная энциклопедия [Текст] / [авт.-сост. Е.С. Рапацевич]. - Мн.: Соврем. слово, 2005. - 720 с.

30. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / [гл. ред. Б.М. Бим-Бад]. - М.: Большая Рос. энцикл., 2003. - 528 с.

31. Практикум по инженерной психологии и эргономике: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ Под.ред. Ю.К. Стрелкова. – М.: Академия, 2003. – 400с.

32. Петровский, А.В. Психология [Текст]: учеб. для вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2001. - 512 с.

33. Психодиагностика персонала. Методики и тесты [Текст]: [учеб. пособие]. Т. II / [ред.-сост. Д.Я. Райгородский].В 2 т. Т.1. - Самара: БАХРАХ-М, 2007.- 440с .

34. Психодиагностика персонала. Методики и тесты [Текст]: [учеб. пособие]. Т. II / [ред.-сост. Д.Я. Райгородский].В 2 т. Т.2. - Самара: БАХРАХ-М, 2007.- 560с.

35. Психология управления [Текст]: курс лекций / [Аверченко, Л.К.], [Залесов, Г.М.], [Мокшанцев, Р.И.], [Николаенко, В.М.]; [отв. ред. М.В. Удальцова]. - Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1997. - 150 с.

36. Серов, В.М. Организация и управление в строительстве [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. М. Серов, Н. А. Нестерова, А. В. Серов. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 432 с.

37. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. Д. Смирнов. - М.: Академия, 2009. Феоктистова, С.В. Психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. В. Феоктистова, Т. Ю. Маринова, Н. Н. Васильева. - М.: Академия, 2009. - 240 с.

38. Фокс, Сью. Деловой этикет "для чайников" [Текст] / Фокс, Сью.; пер. с англ. - М. [и др.]: Диалектика, 2008. - 416 с.

39. Харламова, Т.М. Психология влияния [Текст]: учеб. пособие / Т. М. Харламова. - 2-е изд., перераб. - М.: Флинта; : МПСИ, 2008.- 112с.

40. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость [Текст]: учеб. пособие для вузов / О. В. Хухлаева. - М.: Академия, 2002.

41. Шеламова, Г.М. Этикет делового общения [Текст]: учеб. пособие для нач. проф. образования / Г. М. Шеламова. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 192 с.

Интернет-ресурсы

1. Библиотека психологической литературы BOOKAP. – Режим доступа: http://bookap.info/.

2. Библиотеке учебной и научной литературы Русского гуманитарного интернет-университета. – Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx/.

3. Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского: http://www.gnpbu.ru/

4. Ежемесячный электронный педагогический журнал «Педагогическая наука юга» - Режим доступа: http://195.161.148.202/university/publish/schools/1/index.htm-19k.

5. Информационная система «Российская научная сеть» - Режим доступа : http://nature.web.ru/.

6. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам". – Режим доступа : http://window.edu.ru/.

7. Международный научный педагогический Интернет-журнал «Образование: исследовано в мире» – Режим доступа: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=98

8. Портал «Гуманитарное образование» – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/.

9. Педагогическая библиотека – Режим доступа : http://www.pedlib.ru/

10. Психологическая газета . – Режим доступа: http://www.psy.su/.

11. Российский образовательный портал: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp

12. Научный электронный журнал «Психологические исследования». – Режим доступа : http://www.psystudy.com/.

13. Портал «Гуманитарное образование» – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/.

14. 3. Сайт Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.ru/dok/npa/fz/

15. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru/.

16. Федеральный портал Российское образование – Режим доступа: http://www.edu.ru/.

17. Флогистон: Психология из первых рук. – Режим доступа : http://flogiston.ru/.

18. Электронный журнал Психологическая наука и образование. – Режим доступа : http://www.psyedu.ru.

19. Электронный журнал PSYCHOLOGIES. – Режим доступа: http://wday.ru/psychologies/.

 

8. Материально-техническое обеспечение УЧЕБНОЙ дисциплины

Учебная дисциплина обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание представлено в локальной сети института и находится в режиме свободного доступа для студентов. Для преподавания дисциплины используются мультимедийные презентации.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Отбор содержания и преподавание курса «Психология и педагогика» базируется на современных достижениях отечественной и зарубежной науки, учете специфики профессиональной деятельности специалистов, а также требованиях Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Программа курса состоит из трех модулей. Первый модуль освещает проблемы общей психологии и психологии личности, второй – проблемы педагогики, третий – основы инженерной психологии. Содержание модулей излагается в процессе чтения лекционного курса, в котором раскрываются основные темы и проблемы психологии и педагогики в их современном состоянии.

Приступая к изучению психологии и педагогики, важно осознать, насколько значительна их роль в профессиональной и личной жизни каждого человека. Прежде всего, каждому человеку необходимо уметь психологически достоверно характеризовать себя как личность, понимать и учитывать свои возможности, достоинства и недостатки, управлять своим психическим состоянием. В общении с окружающими человек должен ориентироваться в особенностях личности, темперамента и характера, памяти и мышления, объяснять мотивы поведения других людей, знать основы конструктивного общения, предотвращать конфликтные ситуации. Психолого-педагогические знания повысят эффективность профессиональной деятельности при обучении персонала, управление трудовым коллективом, решение производственных и межличностных проблем. И конечно, знание основ психологии и педагогики просто необходимо для родителей, стремящихся познать внутренний мир своего ребенка, выявить и развить его способности, раскрыть творческий потенциал, привить навыки самообразования, помочь найти свое место в жизни.

В ходе теоретического обучения студенты получают, расширяют и закрепляют знания в области общих основ психологии личности, психологии профессиональной деятельности, инженерной психологии и психологии управления, овладевают знаниями закономерностей педагогического процесса, принципов, методов обучения и воспитания, развития и профессиональной подготовки будущих инженеров и экономистов-управленцев на производстве.

Основное внимание при отработке теоретического материала уделяется вопросам: личность и ее характеристики, процесс общения, психология малых групп, педагогические процессы воспитания и обучения.

Основными видами занятий по теоретическому курсу являются лекции, проблемные лекции, лекции-дискуссии.

Практический курс по дисциплине предполагает организацию и проведение семинарских занятий, направленных на развитие у студентов навыков публичного выступления, умения разрабатывать доклады и научные сообщения по конкретным проблемам.

Вся литература, рекомендуемая для изучения по курсу «Психологии и педагогике», подразделяется на основную и дополнительную. К основной литературе относятся учебники и пособия, имеющиеся в библиотеке ВИТИ НИЯУ МИФИ.

С целью определения уровня овладения знаниями по курсу «Психология и педагогика» в течение периода обучения проводятся: тестирования, блиц-опросы понятийные диктанты по базовым понятиям, контрольные по отдельным теоретическим вопросам, которые выполняет контролирующую, диагностическую и образовательную функции.


 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ООП ВПО по специальности:

230201.65 Информационные системы и технологии

 

 

Составитель – канд. пед. наук, доцент Привалова Н.Ф.____________________

 

Рецензент – начальник учебно-методического управления, к.п.н.

Василенко Н.П. ____________________

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.