Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1.4. Сенсорно-перцептивные и интегративные психические познавательные процессы





Часа

Общая характеристика познавательных процессов, их роль в жизнедеятельности человека.

Сенсорно-перцептивные психические процессы. Ощущение и восприятие. Понятие ощущений как процесса первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений, как о чувственном отражении свойств действительности. Общее представление об анализаторах и сенсорных системах. Классификация ощущений. Закономерности ощущений: чувствительность, нижний и верхний абсолютные пороги чувствительности, разностная чувствительность, основной психофизический закон. Изменение (адаптация) чувствительности. Взаимодействие ощущений: сенсибилизация, синестезия.

Общая характеристика восприятия. Понятие уровней восприятия: сенсорный, перцептивный, операторный. Общие закономерности восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность. Особенности восприятия времени, пространства, движения. Характеристика ви-дов восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое, кинестетическое.

Интегративные психические процессы. Внимание и память.



Внимание как ограничение поля восприятия. Направленность и сосредоточенность. Характеристика видов внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Условия возникновения отдельных видов внимания. Формы проявления внимания: сенсорные, интеллектуальные, двигательные. Характеристика свойств внимания: устойчивость, концентрация, переключение, распределение, объем. Приемы организации внимания в различных видах деятельности.

Общая характеристика процесса памяти. Современные физиологические и психологические теории памяти. Процессы памяти: сохранение, узнавание, воспроизведение, припоминание, забывание. Характеристика видов памяти: по характеру психической активности (двигательная, эмоциональная, логико-смысловая), по характеру цели деятельности (произвольная, непроизвольная), по продолжительности закрепления и сохранения материала (долговременная, кратковременная, оперативная). Индивидуальные различия памяти: объем, скорость запоминания, гибкость, полнота запоминания, точность, прочность. Профессиональные различия памяти.



СРС – 4 часа

Тема 1.5. Высшие познавательные процессы

Часа

Представление как вторичный обобщающий образ, звено перехода от конкретного к абстрактному, от ощущения к мышлению. Виды представлений по происхождению (возникшие на основе ощущений, воображения и мышления), по степени обобщенности (единичные и общие), по анализаторам (зрительные, слуховые, обонятельные, двигательные и т.д.).

Воображение как психический процесс создания в сознании новых образов. Репродуктивное и творческое воображение.

Понятие мышления. Характеристика мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-теоретическое. Характеристики и формы мышления. Индивидуальные особенности мышления: гибкость, инертность, самостоятельность, критичность, широта, последовательность и логичность, глубина, быстрота.

Интеллект как способность к мышлению. Качества интеллекта и интеллектуальный потенциал личности. Генетические и средовые факторы интеллектуального развития. Коэффициент интеллекта.

Особенности инженерного мышления.

СРС – 4 часа

Тема 1.6. Эмоционально-волевая сфера личности

Часа

Общая характеристика эмоционально-волевой сферы личности. Понятия об эмоциях и чувствах. Функции эмоций. Физиологические основы эмоций. Современные теории эмоций. Развитие эмоций и чувств. Роль эмоций в жизнедеятельности человека.

Характеристики эмоций: интенсивность, знак, модальность. Классификация эмоциональных процессов. Высшие эмоции – чувства. Социальная обусловленность формы переживания чувств.



Психическое состояние и его структура. Типология психических состояний по преобладающему в данный момент психическому процессу (гностические, эмоциональные, волевые и т.п.). Настроение, аффект, страсть, стресс как формы психических состояний.

Стресс и его особенности. Характеристика фаз стресса. Приемы преодоления стрессовых ситуаций.

Состояние тревожности. Шкала личностной тревожности. Депрессия и ее симптоматика. Фрустрация как форма стресса. Типичные реакции на фрустрирующую ситуацию.

Общее понятие о воле как о сознательной регуляции деятельности. Структура волевого действия. Волевые качества и их формирование. Базовые волевые личностные качества: сила воли, настойчивость, выдержка, энергичность. Вторичные волевые характерологические качества.

Саморегуляция психических состояний. Виды психологической защиты: вытеснение, рационализация, проекция, идентификация, регрессия, сублимация. Измененные состояния сознания.

Сон, его значения и фазы. Медитация, гипноз как внушенные состояния. Влияние психотропных веществ на состояние сознания.

Способы преодоления отрицательных эмоциональных состояний в профессиональной деятельности специалиста.

СРС – 4 часа

Тема 1.7. Психология личности

Часа

Понятие личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность. Современные теории личности: психодинамическая, аналитическая, гуманистическая, поведенческая, диспозициональная, деятельностная.

Структура личности. Способности, направленность, ценностные ориентации личности.

Природа человеческих способностей и условия их развития. Задатки и способности. Классификация и структура способностей.

Направленность личности: потребности, мотивы, мировоззрение и убеждения. Стадии развития личности, их характеристика.

Темперамент – биологический фундамент личности, отражающий динамические аспекты поведения. Учение И. Павлова о типах нервной системы. Сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов возбуждения и торможения как основа темперамента. Характеристика типов темперамента: холерический, сангвинистический, флегматический, меланхолический. Проявление особенностей темперамента в профессиональной деятельности и общении.

Характер как совокупность индивидуальных устойчивых свойств, формирующихся и проявляющихся в деятельности и общении. Акцентуации характера как чрезмерная выраженность отдельных черт характера. Типы акцентуаций по К. Леонгарду: гипертимный, дистимный, циклотимный, тревожный, педантичный, возбудимый, мотивный, застревающий, демонстративный, аффективно-экзальтированный. Соотношение между характером и темпераментом, отличительные признаки.

Профессиональные роли и стереотипы поведения. Профессиональная деформация характера. Направленность личности и Формирование характера человека.

СРС – 6 часов

Тема 1.8. Психология малых групп

Часа

Понятие группы в социальной психологии. Определение группы. Большие и малые группы. Классификация групп: группы формальные и неформальные, условные и реальные, референтная группа. Групповая динамика.

Этапы развития малой группы. Групповая сплоченность. Ценностно-ориентационное единство малой группы.

Межличностные отношения в группах: симпатии и антипатии, притяжения и отталкивания, идентификации, совместимости и срабатываемости.

Понятие социально-психологического климата.

Влияние группы на личность. Внушаемость, конформизм, самостоятельность. Влияние личности на группу. Ценности, нормы, установки. Социальные роли. Статус личности. Ролевые конфликты. Авторитет личности в группе.

Межличностное общение. Определение общения. Виды и структура общения. Роль общения в психическом развитии человека.

Стихийные процессы в производственной группе: неформальное общение, лидерство. Виды и функции лидера. Проблема лидерства и руководства. Стили руководства. Лидерские стратегии.

СРС – 6 часов

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.