Субъекты налоговых правоотношений.
Отношения, возникающие в процессе уплаты налогов и сборов, предполагают участие 2х основных экономических субъектов: налогоплательщики, плательщики сборов, их представители и органы, осуществляющие исчисление, взимание и перечисление налогов
Налогоплательщики и плательщики сборов - это организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги или сборы.
Филиалы и иные обособленные подразделения организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и обособленных подразделений.
Налогоплательщик вправе участвовать в налоговых правоотношениях как лично, так и через своих представителей, которые могут быть законными либо уполномоченными.
Законными представителями организаций являются лица, уполномоченные представлять ее на основании закона либо учредительных документов. Законными представителями физических лиц являются лица, выступающие в качестве их представителей в соответствии с гражданским законодательством (родители, опекуны или попечители).
Уполномоченные представители налогоплательщика – это лица, которых налогоплательщик уполномочивает представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством. При этом доверенность налогоплательщика (физического лица) должна быть нотариально заверена.
Налоговые агенты - это лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.
От налоговых агентов следует отличать сборщиков налогов и сборов, которые осуществляют прием (но не удержание) средств от налогоплательщиков и в последствии перечисляют их на счета Федерального Казначейства.
Как правило, такой порядок имеет место в сельских районах с неразвитой сетью банковского обслуживания.
Вторая группа участников налоговых правоотношений включает, государственные налоговые, правоохранительные и иные органы, в обязанности которых входит осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства либо принятие решения об изменении срока уплаты налога – это МинФин, ФНС, ФТС, органы государственных внебюджетных фондов и т.д.
НК РФ наделяет статусом участников налоговых правоотношений только 2 категории субъектов:
1.Налогоплательщики
2.Государство в лице органов, представляющих и реализующих его имущественные интересы
Налогоплательщики подразделяются на 2 группы:
1.Организации
2.Физические лица
В целях налогового законодательства организации подразделяются на 2 группы:
1.Российские организации
2.Иностранные организации
К числу налогоплательщиков организаций относятся филиалы и иные обособленные подразделения иностранных организаций, расположенные на территории РФ.
Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций самостоятельными налогоплательщиками не являются поскольку они только исполняют налоговые обязанности головных организаций в месте своего нахождения (статья 19 НК РФ.
Налогоплательщиками физическими лицами в соответствии с НК РФ могут быть:
1. Граждане РФ
2. Иностранные граждане
3. Лица без гражданства
Среди налогоплательщиков физических лиц выделяются особые категории субъектов:
1. Индивидуальные предприниматели
2. Налоговые резиденты РФ
ИП являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
К числу ИП НК РФ так же относит частных нотариусов, частных охранников и частных детективов.
Перечень прав и обязанностей налогоплательщиков и плательщиков сборов содержится в статьях 21-23 НК РФ.
Среди прав налогоплательщиков особо следует отметить право получать от налоговых органов письменные разъяснения и пояснению по вопросам применения налогового законодательства.
Одним из существенных полномочий налогоплательщика является право обжаловать акты налоговых органов, а так же действие или бездействие их должностных лиц. Жалобы подаются в вышестоящий налоговый орган или в суд.
Перечень прав налогоплательщиков, указанных в НК РФ, не является закрытым, то есть он не ограничен кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Например, налоговым законом субъекта РФ налогоплательщикам могут быть предоставлены и другие права.
В НК РФ четко закреплены не только права, но и обязанности налогоплательщика.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В ряде случаев налоговое законодательство обязанности налогоплательщика делегирует налоговым агентам. Определение налогового агента дано в статье 24 НК РФ.
Налоговые агенты согласно статье 24 имеют следующий ряд обязанностей:
1. Правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, уплаченных налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального Казначейства.
2. В течение 1 месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможность удержать налог у налогоплательщика и о сумме возникшей недоимки.
3. Вести учет выплаченных налогоплательщику доходов, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе отдельно по каждому налогоплательщику.
4. Предоставлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления и удержания налогов.
5. В течение 4 лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.
Налогоплательщики, плательщики сборов налоговые агенты могут участвовать в налоговых правоотношениях либо лично, либо через своих представителей.
Российское налоговое право предусматривает 2 категории представителей:
1. Законные
2. Уполномоченные
Представителями в налоговых отношениях могут быть физические лица и организации независимо от организационно-правовой формы.
Существуют организации, специализирующиеся на представительстве в налоговых отношениях. Участие представителя в налоговых отношениях не исключает возможности самостоятельного осуществления налогоплательщиком своих полномочий.
В ряде налоговых отношений представительство неизбежно, даже если представляемое лицо и пожелает само выполняет фискальные права и нести обязанности. Например, несовершеннолетние ли недееспособные лица в силу закона обязаны действовать через представителя. Так же неизбежно налоговое представительство при подписании руководителем или главным бухгалтером поручений на перечисление налогов, налоговых деклараций и т.д.
НК РФ установлено правило, согласно которому не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, судьи, следователи, прокуроры и т.д.
В отличие от статуса законного представителя действия либо бездействия уполномоченного представителя не признаются без подтверждения действиями самого налогоплательщика. Существует 2 условия, при наличии одного из которых поступки уполномоченного представителя будут расцениваться в качестве действий либо бездействий самого налогоплательщика:
1. Действия совершены на основании и в пределах доверенности, выданной налогоплательщиком
2. В случае совершения уполномоченным представителем каких-либо действий в пользу налогоплательщика без доверенности, либо с превышением оговоренных в доверенности полномочий, но при последующем одобрении этих действий либо бездействий самим налогоплательщиком
Несмотря на то, что кредитные организации не упомянуты в статье 9 НК РФ, как участники налоговых отношений, однако они фактически ими являются и они обладают специальным налогово-правовым статусом.
Банки являются субъектами налоговых правоотношений, обеспечивающими налоговое изъятие, наделенными в связи с этим соответствующими правами и обязанностями.
Согласно НК РФ налогоплательщики-клиенты банка обязаны самостоятельно до наступления срока платежа сдать в банк или иные кредитные организации платежные поручения на перечисление налогов в бюджет или во внебюджетные фонды (Статья 45 НК РФ).
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предоставления им в банк поручения на уплату соответствующего налога (статья 45 НК РФ).
В соответствии с буквой закона налоговые органы имеют право требовать документы для проверки правильности исчисления и своевременности перечисления налогов (статья 31 НК РФ), а банки обязаны предоставить налоговым органам справки по операциям и счетам налогоплательщиков - клиентов банка в порядке, установленном законодательством (статья 86 НК РФ).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|