Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос. Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства.





Налоговые правонарушения — это противоправные деяния, нарушающие требования, установленные нормами налогового права, т.е. когда не исполняются (или исполняются ненадлежа­щим образом) обязанности, нарушаются права и законные ин­тересы субъектов налоговых правоотношений, за совершение которых предусмотрена юридическая ответственность.

Юридическая ответственность следует за нарушение право­вых норм. За нарушения применяется принудительная мера, которая определяется степенью юридической ответственности. Юридическая ответственность влечет за собой определенные лишения имущественного или личного характера.

За нарушение налогового законодательства существуют сле­дующие виды юридической ответственности: финансовая (налого­вая), административная, уголовная, дисциплинарная, которые характерны для различных отраслей права.

Налоговая (финансовая) ответственность. Введение НК РФ изменило ранее принятые нормы законода­тельства по вопросам ответственности за налоговые правонару­шения, в частности, утратил силу Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», в ст. 13 которой говорилось о налоговых санкциях (взыскание штра­фа). Факт совершения налогового правонарушения налоговому органу приходилось доказывать с использованием общих при­знаков правонарушения (глава 25 «Ответственность за наруше­ние обязательств», ст. 393—406 ГК РФ).



НК РФ предусмотрел в понятии налогового правонарушения новую юридическую конструкцию.

В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушени­ем признается виновное совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которые кодексом установлена ответствен­ность.
В указанной конструкции понятия можно выделить следую­щие признаки налогового правонарушения:

- противоправность деяния, которое установлено в форме действия или бездействия, нарушающего норму права;

- виновность деяния, характеризуемого совершением противоправного действия (или бездействия) умышленно или по неосторожности;



- наказуемость деяния, т.е. наличие установленной законом ответственности за совершение данного налогового правонарушения.

Срок исковой давности привлечения к ответственности за со­вершение налогового правонарушения составляет три года (ст. 113 НК РФ).
Этот срок исчисляется со дня совершения налогового пра­вонарушения до момента привлечения к ответственности. Одна­ко не следует забывать, что привлечение к ответственности по истечении большего срока теряет смысл по следующим причи­нам:

1.с течением времени лицо, совершившее налоговое право­нарушение (если оно не совершило нового правонаруше­ния), не представляет значительной опасности для обще­ства;

2.с течением времени ослабевает доказательственная база дела о налоговом правонарушении;

3.налогоплательщик обеспечивает сохранность данных бухгалтерского учета и других необходимых документов в течение лишь трех лет (п. 1 ст. 23 НК РФ). Указанный срок исковой давности соответствует общему сроку иско­вой давности, предусмотренному в ст. 194 ГК РФ.

Отмеченные выше причины позволяют сделать вывод о не­обходимости дифференциации срока давности в зависимости от видов налоговых правонарушений, форм вины, последствий и других критериев.
Предупреждение налоговых правонарушений не всегда дос­тигает желаемых целей. Поэтому Налоговый кодекс РФ изменил нормы ранее принятого законодательства по вопросам ответст­венности за нарушения в данной сфере. Согласно ст. 114 НК РФ мерой ответственности за совершение налогового правона­рушения является санкция. Налоговые санкции устанавливают­ся и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 НК РФ.



Штраф — это денежное взыскание имущественного характе­ра, которое выражается в получении с налогового правонаруши­теля в доход государства определенной законом суммы денеж­ных средств. Следовательно, по характеру воздействия эти санкции носят о посредственное наказание, т.е. не приносят иму­щественного вреда налогоплательщику, лишь уменьшают его доходы на перспективу или в какой-то степени ограничивают его предпринимательскую деятельность (арест счетов, приоста­новление деятельности организации и т.п.). Размер штрафов по НК РФ резко снижен по сравнению с их размером, указанным в ранее действовавшем законодательстве, что означает отказ го­сударства от способов принудительного пополнения бюджета. В существующем налоговом законодательстве отсутствуют санк­ции непосредственного воздействия на плательщика налогов, его имущественное состояние (лишение свободы, конфискация объектов обложения и т.д.), т.е. за совершение налоговых пра­вонарушений предусмотрена лишь налоговая ответственность.

Налоговая ответственность — это санкция (принудительная мера) за налоговое правонарушение, предусмотренная главой 16 НК РФ. Неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей обеспечивается мерами государственного принуждения. За налоговое правонарушение применяют налоговые санкции, ме­ры к принудительному взысканию недоимок по налогам. Ис­полнение обязанностей по уплате налогов и сборов может обес­печиваться следующими способами: залогом имущества, пору­чительством, пени, приостановлением операций по счетам на­логоплательщика — организации, индивидуального предприни­мателя, плательщика сборов — организации или налогового агента — организации, наложением ареста на имущество нало­гоплательщика (ст. 72 НК РФ).

Общими условиями привлечения к ответственности за совер­шение налогового правонарушения являются следующие (ст. 108 НК РФ):

1.Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренными Налоговым кодексом РФ.

2.Никто не может привлекаться повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового пра­вонарушения.

3.Ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, не наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством, в частности ст. 199 УК РФ.

4.Привлечение организации к ответственности за совершение налоговых правонарушений не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности.

5.Привлечение налогоплательщика или налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает их от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

6.Каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в силу решением суда.

В главе 18 НК РФ предусмотрены нарушения законодательства о налогах и сборах, совершаемые банками не в качестве самостоятельных налогоплательщиков или налоговых агентов, а в качестве агентов Правительства РФ, через которых производятся платежи налогов в бюджет или внебюджетные фонды. По мнению С.Д. Шаталова, к банковским нарушениям законодательства о налогах и сборах не могут применяться установленные правила в отношении налоговых правонарушений, такие, как:

- необходимость доказывать вину (при наличии факта на­рушения);

- учет обстоятельств, исключающих привлечение к ответственности либо смягчающих или отягчающих ответственность;

- существование срока давности привлечения к ответственности;

- существования срока давности взыскания санкций;

- презумпция невиновности.

Поэтому НК РФ дополнен ст. 101.1, где описаны основные правила производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах лицами, которые не являются (при нарушении законодательства выступают в ином качестве) налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, а нарушения законодательства о налогах и сборах, совершаемые ими, не относятся к налоговым правонарушениям.

Руководитель организации за нарушение налогового законодательства несет административную, дисциплинарную и уголовную ответственность.

Административная ответственность согласно п. 12 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» заключается в том, что на руководителей предприятий, учреждений и организаций налагаются административные штрафы в размере 2,5—5,0 минимальных размеров оплаты труда за следующие наруше­ния налогового законодательства:

- за не передачу налоговым органам документов и копий их, касающихся хозяйственной деятельности юридического лица (налогоплательщика);

- за отказ допустить должностных лиц налоговых органов к обследованию производственных, складских, торговых и иных помещений предприятий, учреждений и организаций, в которых содержатся объекты налогообложения;

- за устранение выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности;

- за не предоставление (или отказ предоставить) налоговым органам документов (бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и иных документов), связанных с исчислением и уплатой налогов и иных платежей в бюджет.

Административные санкции за налоговые правонарушения применяются к физическим лицам (налогоплательщикам), ко­торые не являются должностными лицами. К числу таких пра­вонарушений относятся: а) занятие предпринимательской дея­тельностью без регистрации; б) ведение такого вида предприни­мательской деятельности, которая отсутствует в полученном свидетельстве о государственной регистрации; в) занятие пред­принимательской деятельностью, запрещенной законодатель­ными актами Российской Федерации.

9 вопрос. Конституционные нормы о налогах и сборах.Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Конституционный Суд РФ отмстил, что «установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными». Таким образом, Конституция РФ не допускает взимания налогов или сборов на основе указов, постановлений, распоряжений или других актов органов исполнительной власти. Конституционный Суд РФ подчеркнул, что «конституционное требование об установлении налогов и сборов только и исключительно в законодательном порядке представляет собой один из принципов правового демократического государства и имеет своей целью гарантировать, в частности, права и законные интересы налогоплательщиков от произвола и несанкционированного вмешательства исполнительной власти».

Конституция РФ не препятствует субъектам РФ до издания федеральных законов осуществлять собственное правовое регулирование по предметам их совместного с Российской Федерацией ведения, включая установление общих принципов налогообложения и сборов, с тем, однако, что принятый в опережающем порядке акт субъекта РФ после издания федерального закона должен быть приведен в соответствие с ним. Таким образом, субъекты РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать собственные налоги и сборы, но лишь в пределах, определенных Конституцией РФ, и с соблюдением основных прав и свобод граждан.
Регулируя налогообложение, субъекты РФ должны руководствоваться требованиями ст. 18 Конституции РФ о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов. В законах субъектов РФ, устанавливающих налоги и сборы, должны учитываться конституционныепринципы равенства (ч. 1 ст. 19) и соразмерного конституционно значимым целям ограничения прав и свобод (ч. 3 ст. 55).
Установить налог или сбор — не значит только дать ему название, необходимо дать определение в законе существенных элементов налоговых обязательств. Налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогообложения. Только закон в силу его определенности, стабильности, особого порядка принятия может предоставить налогоплательщику достоверные данные для исполнения им установленных обязанностей. Если существенные элементы налога или сбора устанавливаются исполнительной властью, то принцип определенности налоговых обязательств подвергается угрозе, поскольку эти обязательства могут быть изменены в худшую для налогоплательщика сторону.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ «законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

В соответствии с п. 3 ст. 75 Конституции РФ «система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.