Сделай Сам Свою Работу на 5

Психологический, юридический и медицинский (психиатрический) подходы к понятию аффекта.





Аффект– сильное, относительно кратковременное эмоциональное состояние, которое связано с резким изменением жизненных обстоятельств важных для субъекта и сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.

Главными признаками являются кратковременность и высокая интенсивность в сочетании с выраженными изменениями в поведении и работе внутренних органов.

Аффекты различаются по силе – начиная от более слабых, которыесознательноконтролируются,и заканчивая патологическими, которые полностью исключают возможность сознательного контроля.

Физиологический аффект – состояние, представляющее интенсивную эмоцию, которая преобладает в сознании человека, снижает его контроль за своими действиями, характеризуется сужением сознания и определенным торможением интеллектуальной деятельности, нопри этом сохраняется самообладание, а значит, физиологический аффект уменьшает, а не полностью исключает ответственность. Физиологический аффект возникает как ответнаяреакцияна сверхсильные для лица раздражители.

Патологический аффект–болезненное состояние особого психогенного происхождения, которое возникает у почти психически здорового человека. При таком аффекте человек теряет способность рационально думать и контролировать свои действия, может демонстрировать ненормальную для него силу и реакциюичерез короткий промежуток времени всё это приводит к потере им сознания.



Аффект в уголовном праве – особое эмоциональное состояние человека, которое представляет чрезвычайно сильное кратковременное эмоциональное возбуждение и вспышку таких эмоций, как гнев,страх, ярость, которые очень бурно протекают и характеризуются внезапностью их возникновения, кратковременностью, значительным изменением сознания, нарушением волевого контроля.

В уголовном праве физиологический аффект – внезапно возникшее сильное, кратковременное душевное волнение, при котором происходит нарушение работы психики. Человек не теряет полностью понимания ситуации и совершаемых действий, но в то же время практически не контролирует их. Лицо, совершившее преступление в состоянии патологического аффекта, признаются невменяемыми и ответственности за свои поступки не несут.



Аффект приобретает значение для уголовного права, когда состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения вызывается насилием, тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо другими противоправными или аморальными поступками потерпевшего, а также длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего.

Лицо, находящееся в состоянии аффекта при совершении преступления - обстоятельство, снижающее от-ть.

 

 

Дистанционная психодиагностика личности в юридической психологии.

Дистанционная психодиагностика — опосредованное изучение личности с помощью аудиовизуального наблюдения, изучения фото- и кинодокументов, опроса близких людей, использования техник косвенного допроса и обследования и др. Важное значениеимеет анализ речи и текстов, которые принадлежат изучаемой личности.

Параметры личности, которые могут быть выявлены по косвенным признакам, а главное по речи:

1. общее самочувствие, специфические изменения самочувствия, уровень общей активности, эмоциональный фон деятельности;

2.индивидуальные особенности личности, связанные с силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов;

3.значимость для личности тех или иных объектов, в том, что входит, и что не входит в зону его актуального сознания.

Ответы на поставленные перед подозреваемым вопросы и задания, имеющиеся в тестах и опросниках, а также его речь в целом дает информацию об особенностях интеллектуальной деятельности.



Актуальными являются экспериментальные исследования проблемы идентификации личности по устной речи и голосу. Голос характеризуется тембром, громкостью, тоном. По голосу можно узнать о некоторых физических состояниях: торможение (усталость, расслабленность, слабость, бессилие, депрессия, сонливость, апатия, безразличие) или возбуждение (волнение, нервозность), также можно сказать, настроен ли человек на выполнение какого-то действия, есть ли в нём уверенность или растерянность.

По голосу можно узнать и об эмоциональном состоянии человека.

Также большое значениеимеютпаузы и продолжительность речи – например, короткие паузы перед началом речи и маленькое количество пауз молчания характерны для экстравертов. Частые переспросы — характеризует высокуюневротичность говорящего. Следовательно, речь человека – это проявление и продолжение его психологии.

Специалисты способны дистанционно, скрытно проводить анализ личности по фото, почерку и росписи.

 

Общая характеристика субъекта в профессиях типа «Человек-человек». Юрист как типичный представитель профессий типа «Человек-человек». Понятие о профессиограмме юриста. Психологическая культура юриста.

Професси типа " Человек-человек" предполагают постоянную работу с людьми и постоянное общение в процессе деятельности.

К профессиям данного типа относятся:связанные с мед. обслуживанием, обучением, воспитанием, бытовым обслуживанием и правовой защитой.

Профессионально важные качества для таких профессий:коммуникативность, эмоциональная устойчивость, быстрая переключаемость внимания,эмпатия, наблюдательность организаторские способности.

Профессия юриста относится к профессии типа «Человек – Человек» и предполагаетобщение и взаимодействие с людьми, для чего требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитой речью, обладать эмоциональной устойчивостью.

Профессия юриста относится к классу эвристических и связана с анализом, исследованиями, взаимодействием с другими людьми.

Разработка профессиограмм – это проведение подробного описания наиболее распространенных юридических профессий с указанием их характерных функций. Цель профессиограмм - ориентация на изучение свойств, которые характеризуют юриста в его практической деятельности.

В деятельности юриставыделяются такие важные аспекты:

1.социальный - подчеркивает соц. значимость профессии юриста как защитника прав и законных интересов граждан, борца с правонарушениями;

2.поисковый - заключается в сборе информации, необходимой для решения дела;

3.реконструктивный -анализ собранной информации по делу, выдвижение версий, разработка плана деятельности по его дальнейшему рассмотрению и завершению;

4.коммуникативный - умение общаться с людьми (коллегами, клиентами, участниками дела и др.)

5.организационный - заключается в волевых действиях по проверке рабочих версий и их реализации.

Психологическая культура юриста – система общепсихологических знаний в области психологии личности и деят-ти, знание психологии юрид. труда, навыки и приемы использования этих знаний в профессиональных ситуациях в процессе общения.

В развитии таких профессиональных качеств, как гибкость ума и характера, острая наблюдательность, хорошая память, выдержка, принципиальность, справедливость, самостоятельность, организованность большое значение имеют рекомендации по психологии.

 

 

17. Социальный интеллект (коммуникативная компетентность) как один из важнейших психологических факторов профессиональной пригодности юриста.

Коммуникативная компетентность –способность быстро оценивать поведение окружающих и на этой основе строить свое собственное, наиболее адаптивное поведение. Является 1 из факторов проф. пригодности.

Профессиональная деятельность юриста предполагает общение, которое составляет основное содержание их деятельности, становится особым видом труда, профессиональным общением. Профессиональное общение следует рассматривать не только как обмен информацией, но и как процесс взаимодействия, восприятие людьми друг друга.

Коммуникативная компетентность предполагает следующие качества личности:

· способность устанавливать эмоциональные контакты с участниками общения, поддерживать с ними доверительные отношения;

· свободное владение вербальными и невербальными средствами общения;

· доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать,эмпатийность (сп-ть эмоционально отзываться на переживания собеседника);

· проницательность, сп-ть понимать собеседника, его психологич. особенности, потребности, мотивы поведения;

· умение в конфликтных ситуациях адекватно вести себя, менять в зависимости от обстоятельств стиль общения;

· способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений, развитый самоконтроль над эмоциями;

· адекватную самооценку;

· чувство юмора.

Качествами, затрудняющими коммуникативные процессы, являются: замкнутость , повышенная сосредоточенность на своих проблемах, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность, импульсивность, слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.

Формирование и развитие качеств, благоприятно влияющих на развитие коммуникативной компетенции и являющихся неотъемлемым атрибутом профессии юриста, становятся важной составляющей его проф. подготовки на юридических факультетах вузов.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.