Сделай Сам Свою Работу на 5

Теория личности отечественных психологов





Понятие психологии, ее место в системе наук. Классификация отраслей психологии. Современные направления психологии, их характеристика.

Психология – это наука о поведении.

Психология расположена на стыке биологических и социальных наук. В верхней части биологических наук, но в нижней части социальных наук (психология более фундаментальна для социальных наук и менее фундаментальна к биологическим, для биологических она сама не фундаментальная – она на самом верху расположена).

Классификация отраслей психологии:

Базовые отрасли:

1. Психология права.

2. Поведение животных (зоопсихология и сравнительная психология у нас это называется). В английском языке термины «психология» и «поведения» рассматриваются как синонимы, «поведенческая наука» они называют. Более того, у них предпочтительнее рассматривается термин «поведение».

3. Нейронауки. Включают в себя ту же психиатрию, неврологию, нейрохирургию (то, что у нас традиционно относится к наукам медицинским). Это как пример того, что психология – это верхний этаж биологических наук.

Направления:

Бихевиоральная психология, поведенческая психология, бихевиоризм.



Оформилось это направление в начале ХХ века, связывают рождения направления вименем учёного Джона Уотсона (он никогда не присваивал себе чужие заслуги и всегда подчёркивал роль других). Но корнями уходит ещё в XIX век.

В настоящее время основным правилом поведенческой психологии является то, что любое психическое проявление, действие, акт является результатом приспособления (адаптации) к действиям самых разнообразных внутренних и внешних стимулов.

К внешним стимулам относятся, в частности, и социальное влияние, а под внутренними чаще всего понимают биологические стимулы (хотя ко внутренним также относятся интерализированные внешние стимулы – то есть внешние стимулы, включённые в систему ценностей).

Какие ещё есть направления: психоаналитическая психология или психоанализ. Возник приблизительно в то же время, что и бихевиоризм, правда, оформился пораньше, но по корням у бихевиоризм глубже.

Есть ещё гуманистические экзистенциальные направления, гештальтпсихология и трансактный анализ (иногда пишут «транзактный анализ»).



Наиболее крупные – бихевиоризм и психоанализ.

 

 

2.Понятие, предмет, цели, задачи и содержание юридической психологии. История юридической психологии в России и за рубежом. Ведущие направления в отечественной и зарубежной юридической психологии.

Юридическая психология-наука, котораяизучает проявление и использование психических закономерностей, психологических знаний в сфере правового регулирования и юридической деятельности.

Предмет – различные явления психики, индивид.-психологич. особенности личности участников различных правоотношений в сфере правоприменительной деятельности, соц.-псих. закономерности этой деят-ти, воздействующие на психику и поведение участвующих в ней людей.

Задачи:

1. Исследование личности юриста, его деятельности, правомерного и противоправного пове­дения, личности законопослушного человека и преступника, психологических особенностей юр. процедуры и профилактики правонарушений.

2. Изучение теоретических и методологических основ.

3. Разработка практических рекомендаций для юристов по осуществлению ими правоприменительной, правотворческой и правоохранительной функций, и др.

4. Обеспечение практики специальными психологическими знаниями, разработки теории и методики судебно-психологической экспертизы, психологической консультации и т. д.

5. Теоретическое и методическое обеспечение учебной дисциплины «ЮП».

Содержание юридической психологии. В содержательной структуре юридической психологии, можно выделить такие самостоятельные разделы, как судебная психология, психология ОРД, исправительно-трудовая психология или в наиболее общем виде — это психология профессиональной деятельности юриста.



История.

С нач. 1990гг. – за рубежом называют психологи и право.американская учёная Элизабет Лофтус.Основные выводы, вытекающие из экспериментов Лофтус:

1) Все потерпевшие (100%) неумышленно искажают свои показания. Это связано с особенностями памяти. Поэтому, строго говоря, доверять им нельзя. Только на показания потерпевшего нельзя ориентироваться.

Свидетели искажают от одной до двух третей. Но, в принципе, есть и какая-то часть свидетелей, которая не искажает. Здесь немного сложнее – потому что никогда нельзя точно сказать, что именно искажено.

2) Второй вывод – любому человеку достаточно легко «вложить» в память требуемые сведения, и вложить непроизвольно. Это сводится к тому, что эти сведения вкладываются благодаря слухам, разговорам, общественному мнению и так далее – и это достаточно легко сделать.

Американский учёный Стэнли Милграм. Милгран изучил вопросы социальной ответственности и вмешательства свидетелей в критических ситуациях.

Расцвет деятельности – на середину 60-х – начало 70-х годов прошлого века.

Филипп Зимбардо (об-ти соц. психологии). Стенфордский тюремный эксперимент. – ведущими в форме поведения – человек или ситуация.

Основные направления зарубежной психологии:

1.Психоанализ – в основе идеи и взгляды З.Фрейда.Идея в том, что основополагающая роль в процессе фор­мирования, развития человека отводится сексуаль­ным влечениям и инстинктам.

2 Фрейдизм. Самыми известными теориями Фрейда были: теория личности, теория бессознательного,концепции массовой психологии культуры и об­щества.

3.Неофрейдизм.Представители этой теории критиковали неко­торые фундаментальные подходы и взгляды Фрейда и определили главную роль социальным и культурным детерминантам в жизнедеятельности личности и общества. Представители – Э.Фромм, Эриксон.

4.Бихевиоризм.

 

Прикладные аспекты использования учения о социальной ответственности в юридической психологии (вмешательство свидетелей в критические ситуации, готовность доверять и содействовать незнакомым людям и др.)

Люди реагируют не просто на объективную ситуацию, а на субъективную ее интерпретацию. При исследовании вмешательства свидетелей, большинство случаев показывают, что люди с меньшей вероятностью приходят на помощь в присутствии других. Психологи полагают, что присутствие других не дает человеку вмешаться, так какему ситуациякажетсянеэкстренной и он распыляет ответственность.

Например, молодая женщина была убита на улице в Нью-Йорке на глазах у ее соседей по дому, которые наблюдали всё происходящее из окон квартир. Избиение продолжалось более получаса и ни 1 из них не вызвал полицию до тех пор, пока все не закончилось.

При изучении данной ситуации, оказалось, что это нормальное человеческое поведение. Мозг никогда не стремится перезагружаться информацией. Любое поведение стремится к адаптивности и если поведение не будет адаптивным, то оно приведет к гибели организма. Значит, мозг стремится к адаптивности и не стремится получать не нужную информацию, вот поэтому каждый человек старается не вмешиваться в критической ситуации. В обычной ситуации никто никому не поможет, тут необходимо адресное обращение.

Такое поведение характерно для крупных населенных пунктов. Люди склонны сбрасывать с себя социальную ответственность, чтобы сохранить адаптивность поведения. В противном случае дезадаптация либо вмешательство в ситуацию.

 

4.Основные подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии. Юридико-психологические аспекты учения о личности. Типологическая система К.Леонгарда – А.Е.Личко.

Выделяют 8 основных подходов к изучению личности. У каждого подхода есть своя теорию, представления о свойствах и структуре личности, свои методы изучения.

Гуманистическая теория личности.В ней выделяется два направления. 1 – клиническое(Роджерс), а 2 – мотивационное (Маслоу).

Аналитическая теория личности (Юнг), главный источник развития личности – врожденные психологич. факторы.

Психодинамическая теория личности (Фрейд), личность –это система с 1 стороныагрессивных и сексуальныхмотивов, а с другой– защитных механизмов.

Когнитивная теория личности(основоположник Келли). Идея в том, что единственное, что человек хочет знать в жизни – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем.

Поведенческая теория личности. Главная идея то, что личность является продуктом научения. рефлекторное и социальное.

Трансакционный анализ –это анализ Берна, который - система групповой психотерапии, где взаимодействие отдельных индивидов анализируется с точки зрения трех основных состояний «Я».

Теория личности отечественных психологов

Деятельностная теория личности. - Рубинштейн, Леонтьев. Личность – это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности – это сложно организованная иерархия отдельных свойств личности.

Диспозициональная теория. Структура личности рассматривается как это организованная иерархия отдельных биологически обусловленных свойств, которые входят в определенные соотношения и образуют определенные типы темперамента.

Типологический подход к описанию личности человека использован А.Е. Личко при разработке патохарактерологического диагностического опросника.

Концепция акцентуированных личностейЛеонгардапредполагает, что черты личности могут быть разделены на две группы – основнуюидополнительную. Основных черт хоть и меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие и психическое здоровье. Если ярко выражены основные черты, то они накладывают отпечаток на личность и при неблагоприятных соц. условиях могут разрушить структуру личности. Личности с такими ярко выраженными основными чертами названы акцентуированными.Такие личности не являются патологическими, в них заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.

 

5. Социальные стереотипы, предрассудки: понятие, психологическое содержание, значение для юридической психологии.

Стереотипы– определенные убеждения и «привычные знания» людей относительно качеств и черт характера других индивидов, а также событий, явлений, вещей.

Стереотипы представляют собой чувственные образы, которые заключают в себе соц. и психологический опыт общения и взаимодействия индивидов. Стереотипы обладают такими качествами как, целостность, устойчивость, консерватизм, эмоциональность и др.

Стереотипы выполняют следующие функции:передача относительно достоверной информации; ориентирующая функция; влияние на создание реальности.

С помощью стереотиповчеловек строит предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. По стереотипу мы наделяем человека какими-то качествами и в дальнейшем прогнозируем его поведение.

Предрассудок- установка предвзятого и враждебного отношения к чему-либо без достаточных оснований или знаниядля такого отношения. Предрассудки возникают вследствие неполного или искаженного понимания объекта, по отношению к которому формируется установка.

В отличие от стереотипа предрассудок представляет собой отрицательную и враждебную оценку группы или индивида,принадлежащего к ней только на основании приписывания им определенных негативных качеств. Для предрассудков больше характерно бездумное негативное отношение ко всем членам группы или большей ее части. Из практики можно сказать, что объектом предрассудков обычно являются люди, которые резко отличаются от большинства какими-токачествами, вызывающими отрицательное отношение у других людей.

Механизм формирования предрассудков называется процессом перемещения.
Психологическое перемещение процесс бессознательный, он может проявляться в качестве защитного механизма психики или преднамеренно, в поисках козла отпущения, на котором можно было бы выместить досаду по поводу какой-либо ситуации. Предрассудки могут возникать по отношению к таким объектам: к вещам и животным, к отдельным людям и группам, к идеям и представлениям.

Предрассудки усваиваются в процессе социализации и под влиянием культурно-групповых норм и ценностей укрепляются. Их источником служит ближнее окружение человека, в первую очередь родители, друзья.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.