Бюджетное регулирование и управ-е бюджет-м дифицитом.
Сущность и функции финансов
Финансы являются исторической категорией. Их возникновение было предопределено рядом факторов:
1. Появление и развитие товарно-денежных отношений - финансы включают не всякие денежные отношения, а только такие, в результате которых происходит образование, распределение и использование денежных доходов и фондов на макро- или микроуровне.
2. Возникновение государства- функционирование государства обуславливает необходимость существования финансов.
3. Распределение ВВП и национального дохода (НД)- финансы являются экономическим инструментом распределения и перераспределения ВВП и НД.
Можно выделить следующие признаки финансов:
• обязательность наличия товарно-денежных отношений;
• существование государства и его активное воздействие на общественное производство;
• в основном обслуживание процесса расширенного воспроизводства.
Под финансами следует понимать денежные отношения, возникающие по поводу распределения и перераспределения ВВП и НД, а также формирования на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.
Сущность финансов проявляется в функциях: 1) Распределительная функция- связана с распределением и перераспределением НД в государстве. Объектами действия распределительной функции являются: ВВП и НД; амортизационные отчисления; часть национального богатства страны.
2) Контрольная функция- вытекает из распределительной и проявляется двояко : через контроль рублем и контроль который осуществляют финансовые органы.
Финансы являются важной составляющей экономики и оказывают существенное влияние на воспроизводственный процесс.
Понятие и состав ФР гос-ва
Финансовые ресурсы- денежные средства государства, хозяйствующих субъектов и населения, предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей. Это всегда денежные средства, которые получены путем движения стоимости.
Важнейшим источником формирования финансовых ресурсов является чистый доход, основной формой выражения которого выступает прибыль.
Финансовые ресурсы делятся на:
1) Финансовые ресурсы субъектов хозяйствования- формируются на микрокровне. Т.к. чистый доход, амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества. Все эти источники формированя фин. Рес-в являются собствеными.
2) Финансовые ресурсы государства- формируются на макроуровне. Основные источники формирования: * налоговые и неналоговые платежи и отчисления, поступающие в бюджет в результате перераспределения ВВП и НД; * отчисления органам имущественного и личного страхования, государственного социального страхования;
Финансовые ресурсы распределяются между государством и хозяйствующими субъектами.
3. Характеристика фин-й системы гос-ва.
Финансовая система государства – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Финансовая система Республики Беларусь включает:
1) Общегосударственные (централизованные) финансы- представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных финансовых ресурсов.
• Государственный бюджет
• Целевые бюджетные и
• Государственный кредит
2) Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные)- совокупность денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием децентрализованных финан-совых ресурсов.
• Финансы предприятий материального производства
• Финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы
3) Органы управления финансами страны
• Министерство финансов
• Министерство по налогам и сборам, Таможенный комитет и др.
4) Финансовый рынок
5 Экономическая сущность и содержание бюджета, его функции и роль
Бюджет появляется когда гос-во в свою фин-ю деятельность вводит плановое начало, т.е. состовляет смету доходов и расходов на определенный период.
Бюджет - основной финансовый план государства, отражающий систему экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств.
В эк-й лит-ре бюджет это: 1)Фин-й план; 2)сов-ть ден-х отнош-й имеющих обьективый хар-р,которые складываются у органов власти с юр и физ лицами по поводу перераспред-я НД.
Как экономическая категория бюджет выполняет две функции: распределительную и контрольную.
Бюджет состоит из доходной и расходной частей.
Бюджетное устройство и бюджетная система государства
Бюджетное устройство- организация бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система - совокупность бюджетов всех уровней, действующих на территории страны.
В РБ бюджетная система состоит из 2 уровней:
1)Республиканский бюджет- обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение.
2) Местные бюджеты - обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и иных мероприятий, проводимых на соот-ветствующей территории и делятся на :
• бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));
• бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));
• бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджетг. Минска).
Свод всех бюджетов на соответствующей территории называется консолидированным бюджетом.
Принципы бюджетной системы РБ:
1) принцип единства, который обеспечивается единой законодательной базой, единой формой документации, единой информационной базой данных , единой денежной системой.
2) принцип полноты отражения- означает, что все доходы и расходы бюджетов, подлежат обязательному отражению в бюджетах в полном объеме;
3) принцип гласности
4) принцип самостоятельности
5) принцип экономности и эффективности.
Доходы и расходы гос бюджета
Доходы бюджета - экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства.
Доходы бюджета делятся на группы:
1) Налоговые доходы: *месные налоги,сборы,пошлины; *пеня за несвоевременную уплату налога; * проценты за пользование налоговым кредитом, отсрочкой и рассрочкой.
2) Неналоговые доходы- денежные взыскания, доходы от исп-я имущества наход-ся в гос собств-ти.
3) Безвозмездные поступления, к которым относятся необязательные текущие и капитальные платежи, поступающие от иностранных государств, международных организаций и т. д.
Еще доходы бюджета могут делится на :
Собственные
Регулирующие- республиканские налоги которые распределяются между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования
Доходы от юр и физ лиц.
Прямые- подох-й налог
Косвенные – НДС
Расходы бюджета – это экономические отношения которые возникают при распределении фонда ден-х ср-в гос-ва.
По экономическому содержанию выделяют :
текущие расходы –фин-т функц-е гос. органов
капитальные расходы – фин-т инвест-е и инновац-е раз-е гос-ва
По функциональному назначению расходы делятся на: *общегос-е – затраты на функционирование президента РБ, парламента. *судебная власть, *сельское хоз-во, *образование.
В соответ-и с бюджетным КРБ предоставление ср-в из бюджета предост-ся:
*бюджет-е ссуды и займы
*расходы на функционир-е бюд-х орг-й
*субсидии орган-м и насел-ю
*бюджет-е трансферты нас-ю и за границу
Бюджетное регулирование и управ-е бюджет-м дифицитом.
Бюджетное регулирование - процесс перераспределения бюджетных ресурсов между выше-стоящими и нижестоящими бюджетами для достижения их сбалансированности.
Бюджетное регулирование может осуществляться двумя основными методами: прямыми и косвенными. К прямым методам относятся дотации, субвенции, субсидии, к косвенным – метод отчислений от регулирующих платежей и метод формирования различных фондов регулирования. При этом под регулирующими платежами понимают поступления, распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по нормативам, устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета.
Дефицит- превышение расходов над доходами. Основными причинами бюджетного дефицита являются циклические спады в экономике страны, наличие чрезвычайных обстоятельств (войны, стихийные бедствия и др.), чрезмерные государственные расходы, низкая собираемость доходов и др.
Виды дефицита бюджета: структурный- гос-во сознательно увел-ет бюд-е расходы или снижает налоговую нагрузку, общий ,первичный, активный- проявляется в результате сознательных действий правительства, пассивный- возникает вследствие изменения экономической ситуации в стране.
Для управления бюд-м дифицитом проводят мероприятия которые стимулируют приток поступлений в бюджет, способствуют сокращению расходов государства: повышение эффективности работы отраслей национальной экономики, привлечение иностранных инвестиций, оптимизация расходов
Бюджетный процесс
Бюджетный процесс – это регламентированная законодатель-ством деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
Этапы бюджетного процесса:
1 Составление проектов бюджетов на очередной финансовый год.- осуществляется с целью определения объемов денежных средств, необходимых для выполнения органами власти и управления соответствующих функций.
2 Рассмотрение проектов бюджетов.-
3 Утверждение бюджетов.
4 Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утвер-ждение
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|