Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие, типы и стадии политического процесса





ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ — осуществление политики в общественном пространстве и историческом времени.

Типология политического процесса:

1. Внутриполитический и внешнеполитический. Т.е. подразделяется в зависимости от объекта проявления политической воли (2).

2. Неангажированный (добровольный) и ангажированный (спонтанный). Т.е. рассматривается с точки зрения характера политического участия.

Неангажированные политические процессы предполагают свободное политическое участие граждан в отношениях с государством и другими институтами власти.

При ангажированных (1) политических процессах преобладают навязанные гражданам формы политических отношений и жёстко централизованные методы принятия управленческих решений (например, авторитарные лидеры и монархи; военная элита; или единственная в стране партия).

3. Открытый и скрытый (теневой). Т.е. можно выделить с точки зрения публичности осуществления участниками политического процесса своих функций и полномочий.

Открытый политический процесс характеризуется доступностью для общественности этапов принятия политических решений, корректировке программ.



Скрытый процесс базируется на публично неоформленных политических институтах и центрах власти, в роли которых могут выступать запрещённые, нелегализованные и непризнанные обществом структуры.

4. Революционные и эволюционные. Т.е., подразделяются политические процессы по характеру и методам преобразования власти.

Революционный политический процесс – это относительно быстрое изменение власти, которое может осуществляться как мирными, так и насильственными средствами.

Эволюционный – где изменение властно-политических структур происходит путём постепенных преобразований и реформ.

5. Стабильные и нестабильные. Т.е., можно выделить с точки зрения устойчивости взаимоотношений институтов политической системы

Стабильный – характеризуется устойчивыми формами политического поведения граждан.

Нестабильный – возникает в условиях кризиса, как проявление необходимости изменения политического курса.

Политический процесс, следовательно, можно разбить на четыре стадии:



1) инициирование политики (представление интересов, требований властным структурам);

Инициирование (от лат. injicio – вбрасываю, вызываю, возбуждаю) – стимулирование начала чего-либо.

Артикуляция (от лат. articulo – расчленяю) интересов и требований – механизмы и способы, посредством которых граждане и их организованные группы выражают свои требования к правительству.

Агрегация интересов – это деятельность, в ходе которой политические требования индивидов соединяются и находят отражение в партийных программах тех политических сил, которые ведут непосредственную борьбу за власть в стране.

2) формирование политики (принятие политических решений);

3) реализация политики, политических решений;

4) оценка политики.

 

28. Политическая элита: определение, типология, пути формирования

Политическая элита — привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. В состав политической элиты входят люди, обладающие верховно-политической властью в государственных и партийных институтах. Они, как правило, занимаются разработкой стратегии деятельности своих институтов, руководят ими.

2. Типология "политических элит"

Эти и некоторые другие факторы обусловливают элитарность общества. Сама политическая элита неоднородна, внутренне дифференцирована и существенно различается на разных исторических этапах и в разных странах. Это, а также специфика исследовательских подходов усложняют ее классификацию.



В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на:

- наследственные, например аристократия;

- ценностные -- лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции;

- властные -- непосредственные обладатели власти и функциональные -- профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию.

Среди элит различают:

-правящую, непосредственно обладающую государственной властью,

-оппозиционную (контрэлита),

-открытую, рекрутирующуюся из общества,

-закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство.

Сама элита делится на: высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. К средней элите относят примерно 5% населения, выделяющихся одновременно по трем признакам -- доходу, профессиональному статусу и образованию. Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите. Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых "субэлитой", -- высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов -- в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.

В зависимости от рода деятельности выделяю:

- политическая элита осуществляет руководство в сфере разработки и реализации политических решений. Представлена политическими лидерами, главами влиятельных политических партий, движений;

- экономическая элита включает крупных собственников, банкиров, глав промышленно-финансовых групп, владельцев крупных капиталов. Осуществляет руководство экономической сферой жизни общества.

- военная элита представлена высшим генералитетом страны, она осуществляет профессиональное руководство сферой обороны;

- бюрократическая элита представлена высшим слоем государственных служащих. Осуществляет руководство организацией выполнения в масштабах страны принятых политических решений;

- культурно-информационная элита представлена крупными деятелями науки, культуры, видными журналистами, видными иерархами церкви, т.е. теми, кто формирует общественное мнение.

В зависимости от характера внутриэлитных отношений элита подразделяется на:

- объединенная элита обладает высокой степенью интеграции, в достаточной степени сплочена. В ней существует низкая степень межгрупповой конкуренции, конфликты не носят непримиримого характера. При этом идеологически объединенные элиты формируют единую (и единственную) идеологию, нетерпимы к инакомыслию в своих рядах.

- разъединенная элита обладает низкой степенью интеграции. В ней существует острая борьба между различными группировками за овладение стратегическими позициями, за сферы контроля и распределения ресурсов. Характерна высокая степень конкуренции, использование недозволенных методов борьбы вплоть до грубой компрометации соперников.

От степени представительности выделяют:

- элиты с высокой степенью представительности могут выражать интересы многих сегментов общества;

- элиты с низкой степенью представительности выражают, как правило, интересы ограниченного числа сегментов общества.

Одной из достаточно содержательных классификаций политической элиты в демократическом обществе является выделение в зависимости от степени развитости и соотношения вертикальных (социальная представительность) и горизонтальных (внутри-групповая сплоченность) связей элиты ее четырех основных типов:

1) стабильной демократической ("этаблированной") элиты -- высокая представительность и высокая групповая интеграция;

2) плюралистической -- высокая представительность и низкая групповая интеграция;

3) властной -- низкая представительность и высокая групповая интеграция и дезинтегрированной -- низкие оба показателя.

В политологии выделяют две системы рекрутирования элит – система гильдий и антрепренерская система. Они влияют на социальное представительство, профессиональную компетентность, эффективность деятельности политической элиты. В чистом виде они встречаются редко. Выбор той или иной системы обусловлен политическими традициями, социальной стратификацией, степенью однородности культуры и т.д. С точки зрения воспроизводства элиты система гильдий является закрытой системой отбора, а антрепренерская – открытой. Закрытая система рекрутирования элит характерна для недемократических режимов, в которых элита предстает в виде касты (номенклатуры) и воспроизводится в основном за счет нижестоящих слоев самой элиты по длинной бюрократической лестнице. Открытая система присуща демократически организованным обществам.

Основные черты системы гильдий:

• узкая социальная база формирования политической элиты, из нижестоящих слоев самой элиты;

• наличие многочисленных формальных требований, необходимых для занятия должностей (возраст, образование, стаж работы, прежняя должность, партийность, характеристика руководства и т.д.);

• ограниченный круг лиц, осуществляющих отбор в элиту;

• отсутствие конкуренции.

Данная система отбора сильна преемственностью, уравновешенностью политических решений, стабильностью, предсказуемостью политики. Однако такая элита склонна к бюрократизации, консерватизму, отрыву от общества и превращению в привилегированную касту.

Основные черты антрепренерской системы:

•широкая социальная база формирования политической элиты, представители различных социальных групп могут претендовать на занятие должностей в политической структуре общества;

• небольшое количество формальных требований, необходимых для занятия должностей;

• отбор в элиту могут осуществлять все избиратели страны;

• конкурентный характер отбора;

•высокие требования к личным качествам и способностям претендентов на руководящие должности.

Антрепренерская система ценит выдающихся личностей, открыта для молодых кадров, реформ и нововведений. В то же время для нее характерен большой риск и непрофессионализм в процессе принятия решений, слабая предсказуемость политики.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.