Шарль-Луи Монтескьё не сторонник теории договора
Краткий обзор произведения «О духе законов»
О законах
Люди имеют законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми: это право политическое. Есть у них ещё законы, коими определяются отношения всех граждан между собою: это право гражданское.
Как существо физическое, человек, подобно всем другим природным телам, управляется неизменными естественными законами, но как существо разумное и действующее по своим собственным побуждениям человек беспрестанно нарушает как эти вечные законы природы, так и изменчивые человеческие законы. Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах, обуславливает необходимость образования государства. Для образования государства (политического состояния) и установления общих законов необходимо гражданское состояние (единство воли)
О войне
Как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей слабости. Существовавшее равенство исчезает и начинается война. Каждое общество начинает сознавать свою силу — отсюда состояние войны между народами. Отдельные лица начинают ощущать свою силу — отсюда война между отдельными лицами. Цель войны — победа; цель победы — завоевание; цель завоевания — сохранение. Из этого должно проистекать все международное право.
О духе народа
Миром управляют причины морального и физического порядка, определяющие «дух народа» и соответствующие формы и нормы его государственной и правовой жизни.
Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа.
О трёх различных образах правления
Основная цель разделения властей — избежать злоупотребления властью. Разделение и взаимное сдерживание властей являются главным условием для обеспечения политической свободы в её отношениях к государственному устройству.
Есть три образа правления: республиканский, монархический и деспотический. Чтобы обнаружить их природу, достаточно и тех представлений, которые имеют о них даже наименее осведомленные люди. «Республиканское правление — это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа (демократия) или части его (аристократия); монархическое, — при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов вместе с дворянством, которое предотвращает превращение монархии в деспотию; между тем как в деспотическом все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица».
Жан Жак Руссо
Общественно-политические взгляды и их влияние
В своих работах «Рассуждение о происхождении и причинах неравенства между людьми» (1755), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) и другие остро критиковал феодально-абсолютистский строй, призывал к борьбе против деспотизма. Идеализируя первобытное общество, Руссо противопоставлял современный ему общественный строй счастливой жизни в т.н. «Естественном состоянии», когда все люди были, по его мнению, равными и свободными. Причину возникновения неравенства видел в частной собственности, однако не выступал за полную ее ликвидацию, а выдвинул утопическую теорию уравнительного распределения частной собственности как средство уничтожения деления общества на богатых и бедных. Время, именно в экономике Руссо видел основу развития общества.
Будучи сторонником договорной теории происхождения государства, Руссо считал, что вследствие сговора между богатыми государственная власть узаконила частную собственность, узурпировала естественные права народа, и выразил мнение, что народ имеет право расторгнуть этот договор, то есть восстать, свергнуть власть, которая существует и установить народный суверенитет.
Образцом государства Жан-Жак Руссо считал небольшую республику и мечтал превратить современные ему государства в своеобразную федерацию небольших республик.
Общественно-политические взгляды Руссо сыграли важную роль в идеологической подготовке Великой французской революции 1789-1799 годов; оказали влияние на передовых тогдашних и позднейших мыслителей, в т.ч. Украинская, среди которых Григорий Сковорода, Ян Козельский и другие.
Политическая власть: определение, природа, ресурсы
Власть – соц взаимодействие, чертой которого явл возможность субъекта оказывать влияние на объект, изменяя его поведение в соответ со своими целями.
Полит власть возникла 5000 лет назад с появление гос-ва.
Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Полит власть:
1. Масштабна
2. Её решения носят обязательный характер
3. Верховенство полит власти (обязательность решений для других властей )
4. Способность проникать в общественные отношения
5. Суверенность (независимость и неделимость – не может делиться между субъектами, кот стоят на разных соц уровнях)
Полит власть – система соц-полит отношений, выражающая способность различать соц субъектов, подчинять своей воле деятельность других соц субъектов с помощью гос-прав ср-в , в соответствии со своими потребностями.
Выделяют:
1. Масштабность (большая масса людей)
2. Обязательный характер решений полит власти для всех
3. Проникает и влияет на любые общественные процессы
4. Суверенность (независимость и неделимость)
5. Публичность
6. Ресурсы
7. Легальность принуждения
Особенности гос власти:
1. Распространяется на территорию, кот ограничена гос границами
2. Спец аппарат управления
3. Возможность использовать насилие государственно закреплено.
Субъекты власти: первичные (индивиды, соц группы, классы), вторичные (государство, партии, общественные элиты)
Ресурсы власти – ср-ва, кот обеспечивают влияние субъекта на объект власти (наказание/поощрение)
Группы ресурсов
1. Утилитарные (блага, их переставление – инф ресурсы)
2. Принудительные ресурсы (подчинение под страхом наказания – полиция, армия)
3. Нормативные ресурсы (статусные ресурсы – подчинение руководителю)
Почему подчиняемся: страх, привычка, личная заитересованность, убеждение, авторитет.
Признаки деления власти:
1. По ф-циям зак органов (ЗИС)
2. Способ организации власти (монархическая, республиканская)
3. Правовой признак (законно/незаконно)
4. Признание обществом (легитим/нелегитим)
5. По степени институализ (город/област)
Легальность и легитимность власти. Типы легитимности. Критерии эффективности власти.
Legalis – законность; признание большинством населения данной власти, принимается добровольно.
Типология Вебера
1. Традиционная легитимность (причина принятия власти – традиция и обычай)
2. Харизматичная легитимность (вера в особые качества полит лидера – периоды нестабильности, потрясений; нестабильна, так как полит лидер постоянно должен доказывать своё превосходство)
3. Рационально-правовая (источник- закон (выборы - власть); стабильна и перспективна)
В жизни встречаются комбинации, так же выделяют идеологию.
Легальность власти:
Юридическое обоснование власти; может быть нелегальна.
Эффективность власти – результативность, степень выполнения своих обязанностей.
Кризис легитимности – падение поддержки органов власти, режима, кот влияет качественные изменения их ф-ций. (рост преступности, активизация оппозиции, недоверие на выборах и референдумах, рост выступлений, нелегитимное насилие, нарушение властью обещаний, власть не может объяснить суть своей политики, падение уровня жизни – всё это ведёт к смене власти.)
Чтобы этого избежать:
1. Контакты с населением
2. Обновление законодательства
3. Использование правовых методов в достижении власти
4. Добиться уравновешенности власти
5. Укрепление демокр процедур и ценностей в обществе
6. Преодоление правового и полит нигилизма со стороны общества
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|