Политико-правовое учение Платона
История политологии как науки
Историю развития политологии можно условно разделить на 3 периода:
Философский. Возникает в Древнем мире. Продолжается до середины XIX века. Аристотель — основатель политической науки; Цицерон, известный оратор, также много сделал для развития этой науки; Платон; Никколо Макиавелли — итальянский учёный, живший во Флоренции (XVI век), который считается основателем современной политологии, первым представил политологию как самостоятельную науку.
Эмпирический. Середина XIX в. — 1945 г. Начинается изучение политологии научными методами. Большое влияние на её развитие оказала социология. Возникает движение марксизм. Политология бурно развивается. В 20-30 годы центром политологии становится США. Начинается преподавание политической науки.
Период рефлексии. 1945 г. — продолжается до наших дней. В 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО был созван международный коллоквиум политологов, где рассматривались вопросы политической науки, был определён предмет, объект, задачи политологии. Всем странам было рекомендовано ввести эту науку для изучения в высшие учебные заведения.
Научные труды:
Наиболее древние из дошедших трудов по политической мысли — «Политика» Аристотеля, «Государство» Платона. Средневековье: Фома Аквинский и его последователи.
Возрождение: Макиавелли, «Государь», — отказ от взгляда на политику как предмет божественного провидения, власть монархов рассматривается как целиком человеческое явление, поэтому книга Макиавелли до сих пор воспринимается многими как образец крайнего политического цинизма. Новое время: Спиноза, «Богословско-политический трактат»; Гоббс «Левиафан»; Локк, «Два трактата о правлении». Произведения просветителей (Монтескьё, Вольтер, Руссо), социалистов-утопистов (Оуэн, Фурье, Сен-Симон). XIX в.: социальные концепции Маркса, Вебера и Спенсера. ХХ в.: Поппер, «Открытое общество и его враги»; тоталитарная политология (политические труды Гитлера, Каддафи, «исторический материализм»); труды Римского клуба. Политическая мысль Древнего Востока.
История политологии как учебной дисциплины
Как учебная дисциплина, политология заявила о себе в 1857 году, когда в Колумбийском университете (США) была создана кафедра истории и политической науки. В 1872 году во Франции была открыта приватная школа политической науки, которая готовила кадры для чиновничьего аппарата. Большую роль также сыграл международный симпозиум по политической науке, проведённый в 1948 году под эгидой ЮНЕСКО. Именно тогда был предложен термин «политология» и была разработана рекомендация по введению преподавания соответствующей дисциплины в рамках системы высшего образования.
В 1963 году на базе МВТУ им. Баумана и МГУ им. Ломоносова был создан Университет политической пропаганды (c 1989-го Университет политических проблем), в рамках которого начинается преподавание политологии.
В январе 1989 года политология была введена как учебная дисциплина в российской высшей школе. С этого момента появляются первые открытые кафедры и отделения политологии: в марте 1989 года в Ленинградском государственном университете на философском факультете СПбГУ (первая в СССР и РФ), РУДН, МГУ, МГИМО. Новый импульс к развитию университетская политология получила в 2008-09 годах в результате полноценной институционализации этой дисциплины в рамках отдельных факультетов крупнейших университетов России — в сентябре 2008 года был создан Факультет политологии МГУ[4], в марте 2009 года — факультет политологии СПбГУ.
Политология– наука, которая изучает политическую организацию и жизнь общества, законы функционирования политических отношений, способы политической деятельности.
Объект– полит сфера общества
Предмет– раскрытие сущности политики, выявление её внутр и внеш связей и отнш.
Категории политол: политика, власть.
Функции политологии
1. Теоретико-познавательная (углубление знаний, прослеживание тенденциий)
2. Описательная
3. Объяснительная
4. Оценочная
5. Прогностическая
6. Инструментальная(практическая политика, определение инструментов для достижения цели)
7. Полит социализация (длится всю жизнь)
Методы полит исследований
1. Общие методы (использ многими науками, выявление зависимости политики от общества)
а) сравнительный/компаративный – самый древний- сравнение избирательных систем
б) исторический метод (политическое явление во временном изменении)
в)институциональный (исследование полит институтов: партия, гос-во)
г) нормативно-цен (опред значения полит явлений для общества, личности)
е)антропологические (природа человека)
ж)психологический (субъективное поведение человека в политике)
Обще-логические
а) анализ/синтез
б)индукция/дедукция
в)определение/класс
Специально –научные
а) метод контент-анализа (исследование и извлечение информации из различ документ источников)
б) полит мониторинг (отслеживание полит процессов в течение к-л времени)
г) полит прогнозирование
д) игровые методы (имитация полит события)
4. Имперические (методы исслед)
а) наблюдение (систематизация восприятия, слежка за ходом избират компании)
б)опрос
Черты и свойства политики
1. Проникает и влияет на разные сферы
2. Постоянно меняет свой объём (добавление и решение новых проблем, но есть и старые)
3. Конкурентность политики (высокая конкуренция)
4. Асиметричность (тяжело достигнуть бланса)
5. Риск
Структура
1. Формы политики (институты-гос-во)
2. Содержание (полит курс, направление)
3. Процесс политики (борьба за власть, конфликты)
Уровни
1. Макроуровень (политка на уровне гос-ва)
2. Микроуровень (партия)
3. Мегауровень (ООН, НАТО)
Политическое учение Платона и Аристотеля
Политико-правовое учение Платона
Основными политическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик».
Наиболее известным диалогом Платона является «Государство». Он описывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм.
Эти положения отталкиваются от общефилософских взглядов. По Платону существуют два мира: мир идей (эйдосов) и мир вещей. Любая вещь является лишь отражением своей идеи, может стремиться к ней, но никогда не достигнет её. Философ должен изучать идеи, а не сами вещи. Это относится и к государству, Платон описывает круговорот государственных форм, но все они несовершенны, хотя бы потому, что существуют в мире вещей, идеальная же форма полиса им противостоит.
Политические идеи в «Государстве»
Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда и лежит в основе платоновской утопии.
Всё не так в мире идей. Разделение труда порождает необходимость различных добродетелей в каждой из профессий. Изначально это добродетели земледельца, строителя и ткача (вытекают из первичных по Платону потребностей в еде, доме и одежде). Затем с ростом государства-полиса возникают конфликты с другими государствами, формируется профессиональная общность воинов. Итак, два класса уже есть: производители и воины. Ну и третий, правители-философы, создают наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм — аналогия с «правлением знающих» Сократа. Так что политический идеал Платона — это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу — это справедливо. Неравенство сословий — это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего.
Душа (добродетели): разум-мудрость, ярость-сила, мужество, вожделение-умеренность
Проекция на государство: мудрецы-золото, армия серебро(определяют политику); народ-железо, Нельзя переходить из сословия в сословие, отношения между полами контролируются правителем. Дети от 1-ых 2 сословий-священны- изымаются у матерей и воспитываются государтвом. Собственность вредно, т.к. правители и войны могут использовать во вред свою власть.
Формы государства:
Правильные: монархия, аристократия
Неправильные: тимократия (власть военных), олигархия, демократия (власть тех, под чьим влиянием находится народ), тирания (не основывается на законах)
Учение о государстве
Аристотель («Политика», «Афинская полития», «Этика»)подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.
По Аристотелю, человек — политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».
Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.
Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры.
Политик и политика
Аристотель, опираясь на результаты платоновской политической философии, выделил специальное научное изучение определённой области общественных отношений в самостоятельную науку о политике.
Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы, так как «человек по природе своей существо политическое». Чтобы правильно устроить общественную жизнь людям необходима политика.
Политика — наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве.
В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:
Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:Монархия, Аристократия власть лучших, Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. В политии правит большинство в интересах общей пользы.
Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей: Тирания, Олигархия
Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.
Отклонение от монархии даёт тиранию,отклонение от аристократии — олигархию, отклонение от политии — демократию, отклонение от демократии — охлократию.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|