Сделай Сам Свою Работу на 5

Налоги и налоговая система. Кривая Лаффера.






Налог (сбор, пошлина) – это обязательный взнос в бюджет (внебюджетные фонды) в соответствии с законодательством. Принципы налоговой системы: всеобщность, обязательность, равнонапряженность, однократность, стабильность, простота и доступность для восприятия, гибкость, справедливость.

Элементы налоговой системы

Субъект налогообложения (плательщик налога) – юридическое или физическое лицо, которое обязано в соответствии с законом уплачивать налог. Основным признаком плательщика налога является наличие самостоятельного источника дохода, учет налогоплательщиков в налоговых органах обязателен.

Объект налогообложения – то, что в силу закона подлежит обложению налогом, т.е. это тот количественно измеряемый экономический феномен, который служит базой для исчисления налогов.

Источник налога – средства, из которых выплачивается налог (прибыль, заработная плата и т.д.).

Единица обложения – единица измерения объекта налогообложения (рубль, гектар и т.д.).

Налоговая ставка – величина налога с единицы обложения.

Налоговая льгота - уменьшение налоговых ставок, изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, амортизационных отчислений), освобождение от налогов и т.д. Они устанавливаются, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.



Функции налогов

1. Фискальная – обеспечение финансирования государственных расходов;

2. Регулирующая функция налогов заключается в том, что государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, правилами налогообложения, создают условия для ускоренного развития тех или иных производств или отраслей, т.е. регулирует рыночную экономику;

3. Стимулирующая функция налогов проявляется в том, что с помощью налогов государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест и т.д;

4. Распределительная функция налогов выражается в том, что с помощью налогов в бюджете аккумулируются денежные средства, которые направляются затем на решение общегосударственных проблем.

Налоги подразделяются на прямые (прямо взимаются с субъекта налогообложения) и косвенные (это налоги, как уже было сказано, которые не всегда поступают из тех источников, которые официально подлежат налогообложению, и могут пе­рекладываться на других лиц: например, взимается косвенный налог с продавца, а оплачивает его покупатель).



К прямым налогам относятся:

• индивидуальный подоходный налог;

• налог с наследства, дарений и др.;

• налог на прибыль корпораций;

• налог с фонда заработной платы и др.

К косвенным налогам причисляют:

• таможенные пошлины;

• акцизы (налоги, взимаемые путем включения их в цены некоторых товаров широкого потребления);

• налог с продаж;

• налог на добавленную стоимость (НДС) и др.

Косвенные налоги ввиду их преобладающей регрессив­ности постоянно подвергаются критике со стороны рядо­вых налогоплательщиков. Однако, с точки зрения властей, у косвенных налогов есть преимущество — простота их сбо­ра, в то время как взимать прямые налоги нередко бывает трудно.

Виды ставок налогов

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т.д.)

Прогрессивным называется такой налог, при котором налоговые ставки растут по мере роста дохода.

Тот, кто получает больший доход, уплачивает не только большую сумму налога (абсолютно), но и большую часть сво­его дохода. Типичным прогрессивным налогом является подо­ходный налог.

Регрессивным называется налог, составляющий большую часть низ­кого дохода и меньшую часть высокого дохода.

Налог с продаж, заложенный в цену какого-либо товара, составит большую часть от доходов менее обеспеченных лиц и меньшую часть доходов тех, кто получает более высокие дохо­ды, и, таким образом, будет являться регрессивным.



При пропорциональном налоге ставка не меняется по мере измене­ния размера дохода.

Принцип платежеспособности означает, что налоги должны зави­сеть от величины получаемого дохода.

Согласно этому принципу больше должны платить те, чей доход выше.

Принцип получаемых благ означает, что налоги должны уплачи­ваться пропорционально выгодам, которые физические и юридиче­ские лица получают от государства. Конечно, нельзя строить всю налоговую систему на прин­ципе получаемых благ, но отдельные виды налогов могут взи­маться по этому принципу: налог на транспортные средства, налог на домашних животных, который взимается в отдельных странах, и т.п.

Хотя в налоговой философии преобладает первый прин­цип, следовательно, прогрессивная система налогообложения, осуществлять налоговую политику необходимо так, чтобы на­логовая система была эффективной. Ведь стремление попол­нить государственный бюджет, увеличивая налоговый прес­синг, может привести к противоположным результатам: у про­изводителя при взгляде на высокие налоги «опускаются руки», он уходит в «теневую» экономику либо отдает предпочтение спекулятивным операциям.

По использованию налоги подразделяются на:

· общие – поступающие в доходную часть бюджета;

· специальные (целевые). Они используются строго на определенные цели. В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на федеральные и местные.

Кривая Лаффера

V
R
100%
0%
R1
V1

Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок получило название «Кривой Лаффера».

На рисунке по оси ординат отложены налоговые ставки R, по оси абсцисс – поступление в бюджет V. При увеличении ставки налога R доход государства в результате налогообложения V увеличивается. Оптимальный размер ставки R1 обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет V1. При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, а при 100% налогообложении доход государства равен нулю, так как никто не хочет работать, не получая дохода.

Главная задача заключается в том, чтобы найти оптимальный уровень налоговых ставок, который обес­печит решение проблемы экономического роста и при этом не вызовет катастрофического увеличения бюджетного дефицита.

Во всех странах, осуществлявших налоговое реформирова­ние, одновременно со снижением ставок налогов была расшире­на база налогообложения (сфера действия налогов), что выража­лось в отмене некоторых налоговых льгот, скидок и субсидий.

В результате постоянного совершенствования систем налого­обложения в разных странах вырисовывается общая тенденция изменения налоговой политики: унификация налоговых сис­тем, перенос тяжести налогового бремени на физических лиц.

Мировой практикой выработаны следующие важнейшие принципы формирования налоговой системы.

1. Экономическая эффективность: налоговая система не должна входить в противоречие с эффективным распределением ресурсов.

Здесь уместно вспомнить и кривую Лаффера, и чрезмерно высокие подоходные налоги, снижающие стимулы к труду.

2. Административная простота: административная система должна быть простой и относительно недорогой в применении.

Административные издержки налоговой системы зависят от ряда факторов: от необходимой документации; сложности отчетности; от дифференциации налоговых ставок.

3. Гибкость: налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать (в некоторых случаях автоматически) на изменяющиеся экономические условия.

4. Политическая ответственность; налоговая система долж­на быть построена таким образом, чтобы убедить людей: они платят для того, чтобы политическая система была в состоянии более точно отражать их предпочтения.

5. Справедливость: налоговая система должна быть справед­ливой в соответствующем подходе к различным индивидиумам.

Основные налоги, взимаемые в России

Федеральные налоги:

· налог на добавленную стоимость;

· федеральные платежи за пользование природными ресурсами;

· акцизы на отдельные группы и виды товаров;

· подоходный налог;

· налог на доходы банков;

· единый социальный налог;

· налог на доходы от страховой деятельности;

· налоги – источники образования дорожных фондов;

· налог на операции с ценными бумагами;

· гербовый сбор (т.е. налог на документы, оформляющие различного рода деловые сделки, регистрацию компании, увеличение ее акционерного капитала, доверенность, договор об аренде, о передаче ценных бумаг, акций, облигаций, соглашений об опеке, посредничестве, представительстве);

· таможенная пошлина;

· государственная пошлина;

· отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

· налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

· налог с биржевой деятельности.

Местные налоги:

· земельный налог;

· регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

· налог на имущество физических лиц;

· сбор за право торговли;

· налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

· целевые сборы с населения и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство и другие цели;

· курортный сбор;

· налог на перепродажу автомобилей и ЭВМ;

· налог на рекламу;

· лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

· сбор с владельцев собак;

· сбор за выдачу ордера на квартиру;

· лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

· сбор за право использования местной символики;

· сбор за парковку транспорта;

· сбор за выигрыш на бегах;

· сбор за участие в бегах на ипподромах;

· сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

· сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

· сбор за право проведения кино и телесъемок;

· сбор за уборку территорий населенных пунктов;

· другие виды местных н

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.