Налоги и налоговая система. Кривая Лаффера.
Налог (сбор, пошлина) – это обязательный взнос в бюджет (внебюджетные фонды) в соответствии с законодательством. Принципы налоговой системы: всеобщность, обязательность, равнонапряженность, однократность, стабильность, простота и доступность для восприятия, гибкость, справедливость.
Элементы налоговой системы
Субъект налогообложения (плательщик налога) – юридическое или физическое лицо, которое обязано в соответствии с законом уплачивать налог. Основным признаком плательщика налога является наличие самостоятельного источника дохода, учет налогоплательщиков в налоговых органах обязателен.
Объект налогообложения – то, что в силу закона подлежит обложению налогом, т.е. это тот количественно измеряемый экономический феномен, который служит базой для исчисления налогов.
Источник налога – средства, из которых выплачивается налог (прибыль, заработная плата и т.д.).
Единица обложения – единица измерения объекта налогообложения (рубль, гектар и т.д.).
Налоговая ставка – величина налога с единицы обложения.
Налоговая льгота - уменьшение налоговых ставок, изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, амортизационных отчислений), освобождение от налогов и т.д. Они устанавливаются, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Функции налогов
1. Фискальная – обеспечение финансирования государственных расходов;
2. Регулирующая функция налогов заключается в том, что государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, правилами налогообложения, создают условия для ускоренного развития тех или иных производств или отраслей, т.е. регулирует рыночную экономику;
3. Стимулирующая функция налогов проявляется в том, что с помощью налогов государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест и т.д;
4. Распределительная функция налогов выражается в том, что с помощью налогов в бюджете аккумулируются денежные средства, которые направляются затем на решение общегосударственных проблем.
Налоги подразделяются на прямые (прямо взимаются с субъекта налогообложения) и косвенные (это налоги, как уже было сказано, которые не всегда поступают из тех источников, которые официально подлежат налогообложению, и могут перекладываться на других лиц: например, взимается косвенный налог с продавца, а оплачивает его покупатель).
К прямым налогам относятся:
• индивидуальный подоходный налог;
• налог с наследства, дарений и др.;
• налог на прибыль корпораций;
• налог с фонда заработной платы и др.
К косвенным налогам причисляют:
• таможенные пошлины;
• акцизы (налоги, взимаемые путем включения их в цены некоторых товаров широкого потребления);
• налог с продаж;
• налог на добавленную стоимость (НДС) и др.
Косвенные налоги ввиду их преобладающей регрессивности постоянно подвергаются критике со стороны рядовых налогоплательщиков. Однако, с точки зрения властей, у косвенных налогов есть преимущество — простота их сбора, в то время как взимать прямые налоги нередко бывает трудно.
Виды ставок налогов
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т.д.)
Прогрессивным называется такой налог, при котором налоговые ставки растут по мере роста дохода.
Тот, кто получает больший доход, уплачивает не только большую сумму налога (абсолютно), но и большую часть своего дохода. Типичным прогрессивным налогом является подоходный налог.
Регрессивным называется налог, составляющий большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода.
Налог с продаж, заложенный в цену какого-либо товара, составит большую часть от доходов менее обеспеченных лиц и меньшую часть доходов тех, кто получает более высокие доходы, и, таким образом, будет являться регрессивным.
При пропорциональном налоге ставка не меняется по мере изменения размера дохода.
Принцип платежеспособности означает, что налоги должны зависеть от величины получаемого дохода.
Согласно этому принципу больше должны платить те, чей доход выше.
Принцип получаемых благ означает, что налоги должны уплачиваться пропорционально выгодам, которые физические и юридические лица получают от государства. Конечно, нельзя строить всю налоговую систему на принципе получаемых благ, но отдельные виды налогов могут взиматься по этому принципу: налог на транспортные средства, налог на домашних животных, который взимается в отдельных странах, и т.п.
Хотя в налоговой философии преобладает первый принцип, следовательно, прогрессивная система налогообложения, осуществлять налоговую политику необходимо так, чтобы налоговая система была эффективной. Ведь стремление пополнить государственный бюджет, увеличивая налоговый прессинг, может привести к противоположным результатам: у производителя при взгляде на высокие налоги «опускаются руки», он уходит в «теневую» экономику либо отдает предпочтение спекулятивным операциям.
По использованию налоги подразделяются на:
· общие – поступающие в доходную часть бюджета;
· специальные (целевые). Они используются строго на определенные цели. В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на федеральные и местные.
Кривая Лаффера
Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок получило название «Кривой Лаффера».
На рисунке по оси ординат отложены налоговые ставки R, по оси абсцисс – поступление в бюджет V. При увеличении ставки налога R доход государства в результате налогообложения V увеличивается. Оптимальный размер ставки R1 обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет V1. При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, а при 100% налогообложении доход государства равен нулю, так как никто не хочет работать, не получая дохода.
Главная задача заключается в том, чтобы найти оптимальный уровень налоговых ставок, который обеспечит решение проблемы экономического роста и при этом не вызовет катастрофического увеличения бюджетного дефицита.
Во всех странах, осуществлявших налоговое реформирование, одновременно со снижением ставок налогов была расширена база налогообложения (сфера действия налогов), что выражалось в отмене некоторых налоговых льгот, скидок и субсидий.
В результате постоянного совершенствования систем налогообложения в разных странах вырисовывается общая тенденция изменения налоговой политики: унификация налоговых систем, перенос тяжести налогового бремени на физических лиц.
Мировой практикой выработаны следующие важнейшие принципы формирования налоговой системы.
1. Экономическая эффективность: налоговая система не должна входить в противоречие с эффективным распределением ресурсов.
Здесь уместно вспомнить и кривую Лаффера, и чрезмерно высокие подоходные налоги, снижающие стимулы к труду.
2. Административная простота: административная система должна быть простой и относительно недорогой в применении.
Административные издержки налоговой системы зависят от ряда факторов: от необходимой документации; сложности отчетности; от дифференциации налоговых ставок.
3. Гибкость: налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать (в некоторых случаях автоматически) на изменяющиеся экономические условия.
4. Политическая ответственность; налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы убедить людей: они платят для того, чтобы политическая система была в состоянии более точно отражать их предпочтения.
5. Справедливость: налоговая система должна быть справедливой в соответствующем подходе к различным индивидиумам.
Основные налоги, взимаемые в России
Федеральные налоги:
· налог на добавленную стоимость;
· федеральные платежи за пользование природными ресурсами;
· акцизы на отдельные группы и виды товаров;
· подоходный налог;
· налог на доходы банков;
· единый социальный налог;
· налог на доходы от страховой деятельности;
· налоги – источники образования дорожных фондов;
· налог на операции с ценными бумагами;
· гербовый сбор (т.е. налог на документы, оформляющие различного рода деловые сделки, регистрацию компании, увеличение ее акционерного капитала, доверенность, договор об аренде, о передаче ценных бумаг, акций, облигаций, соглашений об опеке, посредничестве, представительстве);
· таможенная пошлина;
· государственная пошлина;
· отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
· налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
· налог с биржевой деятельности.
Местные налоги:
· земельный налог;
· регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
· налог на имущество физических лиц;
· сбор за право торговли;
· налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
· целевые сборы с населения и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство и другие цели;
· курортный сбор;
· налог на перепродажу автомобилей и ЭВМ;
· налог на рекламу;
· лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;
· сбор с владельцев собак;
· сбор за выдачу ордера на квартиру;
· лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
· сбор за право использования местной символики;
· сбор за парковку транспорта;
· сбор за выигрыш на бегах;
· сбор за участие в бегах на ипподромах;
· сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;
· сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;
· сбор за право проведения кино и телесъемок;
· сбор за уборку территорий населенных пунктов;
· другие виды местных н
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|