Сущность, структура и инфраструктура рынка.
Рынок - это упорядоченная структура, посредством которой взаимодействуют продавцы и покупатели товара, чтобы определить его цену и количество.
Структура рынка
Структура рынка - это внутреннее строение отдельных элементов рынка. Рынок, как развитая система товарного обмена, представляет собой систему отдельных, взаимосвязанных рынков, элементов "большого" рынка
Рынок факторов производства
|
Структуру рынка классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых являются следующие:
1. По экономическому назначению выделяют: рынок товаров и услуг, средств производства, труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый.
2. По товарным группам:
-рынки товаров производственного назначения;
-товаров народного потребления; продовольственных товаров;
-рынки сырья и материалов и т.д.
3. По географическому положению различают местный, региональный, национальный и мировой.
4. По степени ограничения конкуренции:
-монопольный;
-олигопольный;
-межотраслевые рынки.
5. По характеру продаж: оптовый и розничный.
6. По отраслям: автомобильный, зерновой и т.д.
7. С учетом соблюдения законности в экономике:
-легальные, официальные;
-нелегальные "теневые ", "черные" и т.д.
Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т.е. вспомогательных отраслей и организаций.
Инфраструктура рынка
Инфраструктура рынка - это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений.
Принято различать инфраструктуру трёх рынков – товарного, финансового и рынка труда.
Например, в инфраструктуру финансового рынка входят банки, фондовые и валютные биржи, обменные пункты, холдинг-компании, лизинговые, аудиторские фирмы и др.
В инфраструктуру товарного рынка входят предприятия оптовой и розничной торговли, торговые дома, коммерческие центры, аукционы, ярмарки, товарные биржи и др.
Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т.д.
Основными элементами инфраструктуры рынка являются:
1. Коммерческие банки - в условиях рыночной экономики все банки, кроме Центрального банка РФ, преобразуются в коммерческие.
2. Товарные, фондовые, валютные биржи, биржи труда.
Биржа - это рынок оптовой торговли стандартными товарами или рынок операций по купле-продаже валюты, ценных бумаг и рабочей силы.
3. Консалтинг - управленческое консультирование, осуществляемое специализированными фирмами на коммерческих началах.
4. Информационная структура - любая фирма нуждается в информации о спросе и предложении, о норме прибыли, о том, где можно дороже продать и дешевле купить.
5. Реклама - это распространение информации о товарах или услугах с целью увеличения спроса на них.
6. Аудиторские компании - это организации, осуществляющие комплексную ревизию финансово-хозяйственной деятельности фирмы с целью оценить ее возможности в сфере бизнеса.
7. Страхование имущества и коммерческого риска.
8. Венчурный бизнес - здесь финансист вступает в долю с предпринимателем на условиях, что он теряет свои деньги, если идея не реализовалась, но претендует на часть прибыли, а не на ссудный процент в случае успеха.
9. Лизинг - в этом случае оборудование продается на таких условиях, что за него не надо платить сразу, оно сдается в аренду, а затем выкупается или возвращается.
10. Сертификационные центры - удостоверяют качество продукции, услуг, работ.
11. Налоговая система и налоговая инспекция;
12. Таможенная система…
Экономические теории товара и денег
Товар - вещь или услуга, созданная трудом, обладающая общественной ценностью и служащая для обмена /продажи на рынке/ на другой товар.
Свойства товара:
а) Потребительная стоимость; б) стоимость.
Потребительная стоимость – способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека.
Формы потребительной стоимости:
а) количество;
б) натуральная форма;
в) качество.
Качество – это степень полезности данной потребительной стоимости, ее соответствия, ее пригодности удовлетворять потребность в конкретных условиях потребления.
Стоимость – это общественный труд, затраченный на изготовление товара. Стоимость товара, выраженная в деньгах, является его ценой.
Меновая стоимость - это способность товара обмениваться на другой товар в определенной пропорции. Экономический товар включает одновременно и благо (поскольку он нужен потребителю), и затраты (поскольку для его производства необходимы ресурсы). Эти качества товаров проявляются как в их полезности (поскольку они удовлетворяют наши потребности), редкость (поскольку для их производства нужны ограниченные ресурсы) и ресурсоемкость.
При приобретении экономического товара люди платят за него определенную сумму денег, которая называется ценой товара.
Ценность = экономические затраты + экономическая полезность
Факторы, влияющие на цены: предельная полезность и издержки производства. Цена, назначенная продавцом товара, определяется издержками его производства, а рыночные цены устанавливаются покупателями и продавцами в результате спроса и предложения.
Деньги – все, что принимается в уплату за товары и услуги, всеобщий эквивалент, выступающий в виде какого-либо металла.
Деньги – это всеобщее платежное средство.
Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.
Деньги – это способ общественного выражения экономической ценности блага.
Функции денег:
-средство обращения;
-мера стоимости (масштаб цен, счетные деньги);
-средство накопления (сбережения, образования сокровищ).
Выполнение деньгами функции накопления имеет свою специфику в зависимости от того, в какой форме оно происходит: в виде накопления наличных денег (тезаврация) или в кредитной форме.
Кредитная форма накопления – это накопление денежных средств на счетах в банке, в других небанковских кредитных институтах. Кредитное накопление может идти не только на счетах, но и виде страховых полисов, ценных бумаг. При кредитном методе хранения денежных средств они не уходят из оборота.
Тезаврация – накопление в наличной денежной форме. Эта форма накопления ведет к изъятию денег из оборота. Весь период хранения они не могут быть никем использованы. В марксисткой теории денег в дополнение к рассмотренным выделяются еще две функции:
4) средство платежа;
5) мировые деньги.
Принципиальных противоречий по этому поводу у экономистов разных школ нет, просто в других теориях денег обе эти функции рассматриваются как производные от трех основных функций.
Формы денег:
полноценными деньгами называют деньги, стоимость товарного тела которых соответствует их номиналу, т.е. той стоимости, которая на них обозначена. Наиболее распространенным применением полноценных денег являются золотые монеты;
2) символическими (неполноценными) деньгами являются деньги, стоимость товарного тела которых не ниже номинала. Примерами неполноценных денег могут служить бумажные деньги, неразменные на золото.
Девальвация означает понижение курса национальной валюты по отношению к золоту, серебру или какой-либо другой валюте. В большинстве случаев это сопровождается появлением большого числа нулей на купюрах.
Деноминация – явление, противоположное девальвации, это укрепление денежной единицы страны.
Ликвидность – означает относительную легкость, с которой те или иные активы могут быть превращены в деньги.
Денежная система – это исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная государством форма организации денежного обращения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|