Сделай Сам Свою Работу на 5

Становление рыночных отношений в России, Украине и странах Балтии (1991-1995)





Россия на пути реформ.Распад СССР привел к появлению на политической карте мира 15 новых самостоятельных государств, среди которых крупнейшим является Россия. Еще в июне 1990 г. она провозгласила суверенитет, образовалась как новая федерация, число субъектов в которой возросло до 89 с населением около 147 млн. человек.

В результате командно-административной системы управления экономикой Россия, как и другие бывшие советские республики, оказалась в состоянии глубокого экономического кризиса. Катастрофическая ситуация в народном хозяйстве была обусловлена следующими факторами:

1) всеобщим огосударствлением, которое привело к деградированию отношений собственности, ликвидации нормальных хозяйственных стимулов;

2) деформированной структурой производства с высокой степенью милитаризации;

3) искажением трудовых мотиваций, господством социального иждивенчества.

Поиск путей перехода к новым экономическим отношениям, проходивший в 1985 – 1990 гг., был связан с первыми шагами хозяйственных перемен и вызвал к жизни ряд законов о государственных предприятиях, об аренде, о кооперативах, о совместных предприятиях и др. Однако нерешительность, непоследовательность, сопротивление консервативных кругов ввергли экономику СССР, в том числе и Российской Федерации, в состояние глубокого кризиса.



В конечном счете, реформы в бывшем СССР второй половины 80-х гг. положили начало обновлению общества и хозяйственному переустройству России. Однако обострение экономического кризиса сдерживало рыночные преобразования. За 1991 г. добыча нефти сократилась на 11%, производство химической продукции – на 10 – 15, угля – на 11, объем продукции легкой и пищевой промышленности – на 11 – 12, закупки мяса – на 18, молока – на 14, урожай зерновых – на 24%.

Осенью 1991 г. Россия получила в наследство от СССР крайне несбалансированную экономику с уровнем открытой инфляции свыше 300% в год. Подавленная инфляция привела к концу года к всеобщей нехватке важнейших товаров, дефицит бюджета составил свыше 30% ВВП. Огромный внешний долг невозможно было обслужить даже конфискацией всех валютных сбережений.

Огромный бюджетный дефицит, отсутствие валютных резервов, банкротство Внешэкономбанка, развал административной торговли, надвигавшаяся угроза голода в крупных городах требовали решения в первую очередь задачи восстановления элементарной макроэкономической сбалансированности, управляемости народным хозяйством.



Начало переменам в экономике страны было положено формированием в ноябре 1991 г. российского правительства Е.Гайдара, которое заявило о готовности и решимости проводить радикальные экономические реформы. Преобразования в народном хозяйстве, проводимые этим правительством, продолжались до декабря 1992 г. и получили название "гайдаровские реформы". Их цель – сдержать углубляющийся хозяйственный кризис, не допустить распада экономики. В качестве основной меры по реализации этой задачи предполагалась жесткая монетарная и финансовая политика, которая в ряде стран привела к экономической стабилизации.

В январе 1992 г. в России началась либерализация цен, которые за месяц выросли более чем на 245%, а всего за первые четыре месяца 1992 г. – на 653,3%. Этот почти семикратный взрыв цен к маю 1992 г. "ликвидировал" денежный навес – избыточную денежную массу и создал определенные предпосылки для экономической стабилизации и повышения управляемости народным хозяйством. К концу первого квартала 1992 г. удалось почти ликвидировать бюджетный дефицит, была проведена девальвация российского рубля. В результате к лету 1992 г. инфляция снизилась до однозначной цифры. Одновременно была упразднена система централизованного распределения ресурсов.

Несмотря на сопровождающие реформы падение производства, снижение жизненного уровня подавляющей части населения Российской Федерации, в стране нормализуется потребительский рынок, формируются условия для начала структурных перестроек в экономике, отсекаются неэффективные, технически и технологически отсталые производства. Правительству Е.Гайдара в той чрезвычайно сложной ситуации в определенной степени удалось обеспечить макроэкономическую сбалансированность и управляемость народным хозяйством.



Однако продолжавшийся экономический спад, обусловленный не столько воздействием монетарных методов, сколько низкой культурой предпринимательства, незнанием рынка, реструктуризацией производства в силу его демилитаризации, разрывом связей с бывшими советскими республиками, ослабил позиции реформаторов в правительстве, вызвал серьезное сопротивление парламента, региональных и отраслевых структур проводимым преобразованиям.

В итоге мероприятия правительства Е.Гайдара по переводу экономики на рыночные рельсы оказались не совсем последовательными, не были комплексными и не смогли задействовать многие важнейшие экономические механизмы. Политика "шоковой терапии" не получила своего логического завершения.

Отсутствие последовательности, твердости в проведении реформ наиболее ярко проявилось в смягчении финансово-кредитной политики, отказе от бездефицитного бюджета, массированной кредитной эмиссии Центрального банка.

Негативное воздействие на экономику России оказывало сохранившееся единое рублевое пространство при отсутствии контроля за эмиссионной деятельностью бывших советских республик. Через несовершенный механизм взаимных расчетов со странами СНГ шло фактическое субсидирование экономик этих государств.

В конечном счете, вновь начался рост денежной массы, ускорилось падение курса российского рубля, инфляция быстро превысила уровень 25% в месяц. Появившиеся признаки стабилизации сменились усиливающимся кризисом, четко обозначившимся в конце лета 1992 г.

В условиях нарастающей инфляции правительство Е.Гайдара осенью вновь ужесточает финансово-кредитную политику, но ее результаты стали проявляться только в конце года. В итоге страна вступила в 1993 г. со значительным спадом: на 19% сократился ВВП, на 18% – промышленность, почти вдвое уменьшилась инвестиционная активность. Обостряется кризис взаимных неплатежей предприятий, ощутимо падает жизненный уровень подавляющей части граждан России, уровень инфляции выходит за 25% в месяц.

В декабре 1992 г. Е.Гайдар покидает пост и.о. премьер-министра. Завершается первый этап реформ. Российское правительство возглавляет В.Черномырдин. Начинается очередной этап экономических преобразований – не менее драматичный и противоречивый, чем предыдущий.

1993 г. прошел в России под знаком острого политического противостояния, углубления экономического кризиса, принявшего обвальный характер. Кризис 1992 – 1993 гг., поразивший народное хозяйство страны, сравнивают со знаменитой великой депрессией, потрясшей мир в 1929 – 1932 гг.

Тем не менее, этот год характеризуется энергичными попытками нового правительства нормализовать хозяйственную жизнь государства. На первое место были поставлены борьба с инфляцией, обеспечение финансовой стабилизации. С этой целью была подготовлена всеобщая финансовая программа, учитывающая все каналы наращивания денежного предложения, создана кредитная комиссия как орган координации деятельности правительства и Центрального банка по регулированию финансовой ситуации. Непосредственно реализацией этой программы занялся Б.Федоров, один из ее авторов, занявший в марте 1993 г. пост министра финансов России и принадлежавший к крылу реформаторов.

Для осуществления поставленных задач проводились следующие меры:

1) были сокращены масштабы кредитования экономики Центральным банком как по линии кредитов правительству, так и особенно коммерческим банкам с целью ограничения денежной массы;

2) прекращено субсидирование государств – членов СНГ через систему так называемых технических кредитов. Кроме того, предотвращено создание "рублевой зоны нового типа", своеобразного способа финансирования государств ближнего зарубежья за счет России;

3) разрушено единое рублевое пространство путем введения Россией с 26 июля 1993 г. денежной единицы нового образца, которая не была представлена ни в одной из бывших республик СССР, за исключением Таджикистана;

4) начато оформление государственного долга в ценные бумаги и привлечение ресурсов финансового рынка для финансирования дефицита бюджета;

5) прекращена практика субсидирования экспорта и др.

Для второго года реформ в России характерен заметно ускорившийся процесс разгосударствления и приватизации. В результате к началу 1994 г. в негосударственном секторе экономики было занято около 40% работающих. К концу 1993 г. малой приватизацией было охвачено около 70% предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Трансформировалась и государственная форма собственности на производстве. К осени 1993 г. в частной и смешанной формах собственности находилось более 1/3 крупных и средних предприятий, выпускающих около 40% промышленной продукции. Наибольшее распространение негосударственные формы собственности получили в промышленности стройматериалов, легкой и пищевой промышленности.

В 1993 г. были образованы новые институциональные структуры – инвестиционные фонды и корпорации, стал развиваться фондовый рынок, деятельность которого была направлена на ликвидацию разрыва между сбережениями населения и объемом инвестиций, на создание условий для перелива капитала.

Однако на дальнейшем ходе экономических реформ все сильнее стал сказываться политический фактор – беспомощность центральной власти, борьба между тремя ее ветвями, отсутствие стабильных отношений между субъектами федерации, центром и регионами.

Напряженность между институтами власти представляла собой откровенную борьбу между законодательной и исполнительной ее ветвями. Кульминационной точкой противостояния основной массы депутатов, с одной стороны, и президента и его правительства – с другой стал политический взрыв конца сентября – начала октября 1993 г., приведший к роспуску парламента и новым выборам законодательного корпуса. Определенное влияние на ход реформ оказала и такая особенность российского правительства, как его "парламентаризация", т.е. превращение в орган, отражающий соотношение разных социальных сил страны. Это привело к образованию в структуре исполнительной власти группировок, отстаивающих разные направления экономической политики от административного до либерально-экономического варианта стабилизации, предполагавшего проведение жесткой финансово-кредитной политики, последовательное осуществление приватизации, антиинфляционного курса.

Вследствие этого в правительстве страны в 1993 г. обозначились следующие группировки, которые по-разному представляли себе выход из кризиса:

во-первых, это представители отраслевых промышленных комитетов, аграрного и военно-промышленного комплексов, ратовавшие за усиление государственного регулирования экономики;

во-вторых, сторонники мягкой денежно-кредитной политики, восстановления вертикальных управленческих структур, протекционистской политики, максимально ограждавшей отечественных товаропроизводителей от импортной продукции;

в-третьих, сторонники ужесточения финансово-кредитной политики, последовательного проведения приватизации, либерализации внешнеэкономической деятельности.

В итоге, несмотря на предотвращение обвального спада производства и некоторую стабилизацию экономической ситуации, инерцию падения в народном хозяйстве преодолеть не удалось. ВВП за 1993 г. сократился на 12% по сравнению с 1992 г., а промышленное производство – на .16%. Экономика России продолжала пребывать в состоянии глубокого кризиса.

В экономических преобразованиях Российской Федерации политический фактор по-прежнему играет существенную роль. Прекращение деятельности Верховного Совета осенью 1993 г. и обустройство вновь избранных органов представительной власти дали правительству возможность в первой половине 1994 г. продолжить экономические реформы, ход которых сдерживал прежний парламент. В марте 1994 г. удалось снизить уровень инфляции до 7,4 против 26% в августе 1993 г., что создало благоприятные возможности для стабилизации экономики.

Поражение демократических сил на выборах в декабре 1993 г. привело к ликвидации либерального крыла в правительстве России. Были фактически изменены главные экономические приоритеты. Провозглашается готовность борьбы с инфляцией немонетарными методами, заявляется о недопущении впредь "шоковой терапии", необходимости финансовой поддержки базовых отраслей промышленности и сельского хозяйства, предоставлении финансовых льгот компаниям нефтяной и газовой промышленности. Принимается решение об объединении денежных систем России и Беларуси. Вследствие такого поворота курса реформ в начале 1994 г. правительство покинули первый вице-премьер и министр экономики Е.Гайдар, вернувшийся в него в сентябре 1993 г., вице-премьер и министр финансов Б.Федоров, министр социальной защиты Э.Панфилова, которые заняли позицию конструктивных оппонентов кабинету В.Черномырдина в Государственной Думе.

Вместе с тем запущенный в 1992 г. механизм рыночных реформ не останавливается, несмотря на их непоследовательность и половинчатость. Правительство В.Черномырдина несколько смягчило денежно-кредитную политику с февраля 1994 г., увеличивая дефицит бюджета. Однако уже в марте 1994 г. официально была объявлена борьба с инфляцией. Расходы из федерального бюджета финансируются только в меру поступлений финансовых ресурсов на счет Минфина, сворачивается практика предоставления льготных кредитов, заимствование средств у Центрального банка определяется строго в установленных пределах. Однако выдержать жесткий курс не удалось.

Трудное финансовое положение предприятий, продолжавшийся спад производства привели к значительному снижению налоговых поступлений в бюджет. Это в свою очередь увеличило дефицит федерального бюджета с 7,6% ВВП в мае 1994 г. до 14,5% в июле этого же года. Для его покрытия резко увеличилась кредитная эмиссия, что привело к нарастанию инфляционного потенциала.

Вместе с тем кредитная поддержка предприятий наряду с постепенной адаптацией к работе в условиях спросовых ограничений способствовала постепенной нормализации положения в промышленности. С марта 1994 г. спад производства замедлился, а в середине года прекратился.

Однако накопившийся инфляционный потенциал в совокупности с другими негативными явлениями в экономике с середины лета по октябрь 1994 г. стал переходить в открытую форму. Уменьшается склонность населения к рублевым сбережениям во вкладах, растут закупки валюты, идет "долларизация" экономики. Все это привело к обвальному падению курса российского рубля 11 октября 1994 г., так называемому "черному вторнику".

В конце 1994 г., несмотря на то, что выровнять курс рубля по отношению к доллару все же удалось, инфляция вновь набирает силу. Потребительские цены в октябре повысились на 12%, в ноябре на 14 и в декабре – на 16%. В итоге вновь была утрачена возможность финансовой стабилизации.

Продолжается процесс спада производства из-за низкой платежеспособности потенциальных потребителей. Ситуацию обострила усилившаяся конкуренция со стороны более качественных импортных товаров. В целом за 1994 г. объем промышленного производства по сравнению с 1993 г. сократился на 21%, а по сравнению с 1989 г. он составил уже меньше половины. Наиболее остро кризис ощущался в отраслях обрабатывающей промышленности, меньше – в топливно-энергетической.

Вследствие этого промышленное производство в России приобретает все более выраженную сырьевую и энергетическую ориентацию. Доля отраслей топливно-энергетического комплекса неуклонно растет при сокращении удельного веса машиностроения. При общей стабилизации производства, которая обозначилась во второй половине 1994 г., наибольший рост в конце года приходился на электроэнергетику, химическую и нефтехимическую промышленность.

Вместе с тем продолжало сохраняться одно из главных проявлений кризиса в экономике – крайне низкая инвестиционная активность. Объем капитальных вложений в 1994 г. составил около трети от уровня 1989 г.

Экономическую напряженность в стране в немалой степени усугубила война в Чечне, развернувшаяся в конце 1994 г. Дополнительные расходы на армию, а также на восстановление разрушенного хозяйства в этой республике потребовали значительных бюджетных ассигнований. В конце 1994 г. военные операции в Чечне отнимали около 1% ВВП.

Народное хозяйство России в 1995 г. продолжало переживать трудности, предопределенные наследием рухнувшей плановой экономики и в немалой степени непосле­довательностью экономического курса 1994 г. Однако характерной особенностью хозяйственной жизни страны в 1995 г. являлась определенная прогнозируемость экономики, ее управляемость, действие законов макроэкономики, тенденция к стабилизации.

Положительным фактором экономической политики в 1995 г. являлось снижение инфляции, что способствовало оздоровлению денежно-кредитной сферы. За год сводный индекс потребительских цен возрос в 2,31 раза, или на 231%, – самый низкий показатель с 1990 г. В 1991 г. цены увеличились в 2,6 раза, в 1992 г. – в 2,6, в 1993 г. – в 9,4, в 1994 г. – в 3,24 раза. Страна избежала в 1995 г. осенней инфляционной войны. Правительству удалось, хотя и дорогой ценой, избежать падения жизненного уровня населения, выйти на минимальные показатели инфляции.

Ощутимо замедлились темпы падения уровня промышленного производства. Характерно, что впервые после 1990 г. в период с мая по октябрь 1995 г. промышленного спада не наблюдалось. В итоге в целом за год промышленная продукция была всего на 3% меньше, чем в предыдущем году.

Впервые наметился рост производства в крупных отраслях черной металлургии, где рост составил 9%, цветной металлургии – 2, химической и нефтехимической промышленности – 8%, это объясняется наличием экспортного спроса. Однако в отраслях экономики, которые работали на внутренний рынок, спад продолжался. Объемы машиностроения сократились более чем на 8%, легкой промышленности – на 31%, пищевой – на 9%.

Замедление спада производства произошло, как видно, исключительно за счет экспортноориентированных отраслей.

В 1995 г. в Российской Федерации продолжался рост внешнеэкономических связей. Экспорт составил 77,98 млрд. дол., импорт – 57,9 млрд., положительное сальдо внешнеторгового баланса – 19,9 млрд., что на 4 млрд. дол. больше, чем в предыдущем году. Однако основное место в экспорте страны, как и прежде, занимали топливно-энергетические ресурсы – 41%.

Замедление темпов снижения ряда показателей производства, наметившийся подъем в некоторых его отраслях еще не означает, что кризис в экономике преодолен. Вместе с тем достигнутые результаты четвертого года реформ создали предпосылки для завершения финансовой стабилизации и перехода к этапу экономического роста.

Экономические преобразования, проводимые в России, затронули и сферу аграрных отношений страны, в немалой степени повлияли на весь ход рыночных реформ. Сохранившие инерцию старые процессы: низкая эффективность использования ресурсов, высокий уровень потерь произведенной продукции, слабо развитая социальная инфраструктура и др., требовали серьезных перемен в аграрном секторе.

В конце 1991 г. в России были приняты решения, положившие начало аграрным реформам. В течение года предполагалась реорганизация существовавших в стране колхозов и совхозов. Коллективы сельскохозяйственных предприятий получили бесплатно в совместную собственность практически всю обрабатываемую ими землю и все фонды. Они подлежали разделу между работниками и пенсионерами на условные паи. Земля делилась поровну, другое имущество – по стоимости и в соответствии с количеством проработанных в хозяйстве лет. Владельцы паев могли забрать свои паи натурой и вести собственное хозяйство или же внести их в коллективное хозяйство и работать в нем.

В целях ограничения формирования мелких, неэффективных хозяйств, так как паи получились небольшими, по 6 – 10 га на человека, предусматривалась возможность продавать и сдавать паи в аренду внутри колхозов и совхозов. Таким образом, крестьянин, пожелавший создать собственное фермерское хозяйство, мог увеличить свой участок купив или арендовав землю у односельчан. Такой путь развития сельского хозяйства позволил развиваться российскому фермерству. Если в 1992 г. в стране насчитывалось 50 тыс. хозяйств, то к концу 1994 г. – уже 285 тыс. К 1994 г. этот сектор АПК занимал 5% сельхозугодий, на которых было произведено 2% валовой продукции сельского хозяйства, 5 % зерна.

В итоге за два года реформ произошла реорганизация практически всех колхозов и совхозов. Согласно условиям реформы они имели возможность выбрать один из трех вариантов переустройства:

во-первых, коллективные хозяйства могли принять форму акционерного общества или производственного кооператива, и основная часть сельскохозяйственных предприятий избрала именно этот путь;

во-вторых, сохранить прежний статус. Боязнь роспуска колхозов в среде крестьян определила этот вариант, который избрала 1/3 хозяйств, но при этом земля, как правило, делилась на паи;

в-третьих, организация фермерских хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов с полной ликвидацией старого типа хозяйствования на земле.

Вместе с тем радикальные перемены в российской деревне не получили дальнейшего развития и стали постепенно приостанавливаться. Такое положение дел объясняется целым рядом причин и факторов. Общее состояние сельского хозяйства было обусловлено экономическим положением государства в целом. Мощным фактором, ухудшавшим положение сельскохозяйственных производителей, стало резкое сокращение платежеспособного спроса населения и сужение рынка сбыта продукции. К тому же сказались и давление импортного продовольствия, и неконкурентоспособность отечественных продуктов питания.

Кроме того, сокращение роста фермерских хозяйств было обусловлено отсутствием кредитной поддержки, в то время как финансирование крупных хозяйств шло по нарастающей.

Сказались и существенная поддержка колхозно-совхозного лобби в парламенте и правительстве, а также высокий уровень инфляции, банковского процента, короткие сроки кредита.

Развитие фермерства сдерживалось и тем, что многие крестьяне оказались не готовыми и не способными вести самостоятельное хозяйство в силу незнания агротехники, сельскохозяйственных механизмов и т.д.

В итоге для ряда областей Российской Федерации было характерно сохранение коллективных предприятий в форме колхозов или акционерных обществ, в которых крестьяне имеют подсобные хозяйства, обслуживаемые частично коллективными фондами. В результате в аграрной структуре резко выросла роль личных подсобных хозяйств, которые производят продукцию в большей степени для собственного потребления и продажи на рынке. Так, доля населения в производстве мяса увеличилась с 36% в январе 1994 г. до 41% в январе 1995 г., молока – соответственно с 34 до 39, яиц – с 26 до 28%.

Государственная статистика свидетельствует о том, что коллективные хозяйства и после преобразования многих колхозов и совхозов в новые виды организаций проигрывают по сравнению с семейными и фермерскими хозяйствами. В январе 1995 г. сельскохозяйственные предприятия сократили реализацию мяса на убой по отношению к январю 1994 г. на 20%, а личные подсобные хозяйства увеличили ее объем на 0,2%, фермерские же хозяйства увеличили на 19%. Валовой надой молока в сельхозпредприятиях сократился на 19%, в подсобных хозяйствах возрос на 3%, в фермерских – на 10%.

При всей непоследовательности и противоречивости аграрных преобразований в России налицо элементы рыночной инфраструктуры в реформе сельского хозяйства: утверждается частная собственность на землю, распространяется аренда и залог, в некоторых регионах формируется земельный рынок, земля приобретает стоимость, становится капиталом. Однако трансформация прежних колхозов и совхозов, развитие новых форм хозяйствования на земле замедлены.

Продолжение экономического кризиса, меры по стабилизации народного хозяйства, которые всегда оказываются болезненными, сопровождаются существенным снижением жизненного уровня значительной части населения России, тяжелыми материальными потерями.

Провозглашение курса на либерализацию цен осенью 1991 г. ускорило разрушение потребительского рынка, показатель насыщенности которого достиг в конце года своего минимума. Города испытывали трудности с продовольствием, нарастали проблемы энергоснабжения. Продажа продуктов в крупнейших индустриальных центрах России осуществлялась по талонам, которые далеко не всегда отоваривались. Масло животное отпускалось из расчета 200 г. на человека в месяц, мясопродуктов – 0,5 кг в месяц, продажа муки в ряде городов в розницу была прекращена, ее не хватало уже и на выпечку хлеба. Валюты на приобретение продовольствия за рубежом у правительства не было.

Либерализация цен на основные товары и услуги, сопровождаемая ценовым скачком, привела к появлению товаров в магазинах и способствовала преодолению товарного дефицита. Вместе с тем эта мера способствовала и заметному снижению жизненного уровня населения. Его реальные доходы всего за один 1992 г. снизились в 2,3 раза при существенной дифференциации между различными группами населения. Подтверждением тому являются данные о среднедушевом потреблении продуктов питания в России. Всего за два года – с 1990 по 1992 г. – потребление мяса сократилось с 69 до 52 кг, молока – с 386 до 295, сахара – с 47,2 до 33,6 кг. Падение жизненного уровня населения, по оценкам некоторых специалистов, превысило эти же показатели в первые месяцы Великой Отечественной войны.

Во второй половине 1992 г. были повышены заработная плата и пенсии. Снижение реальных доходов к концу года практически прекратилось. Более того, начался даже некоторый их рост. Но сокращение реальных доходов отрицательно сказалось на структуре потребления и расходов населения. Выросла доля расходов на питание и снизилась на непродовольственные товары. Население стало продавать товары из семейных запасов. Розничный товарооборот в стране сократился почти на 40 %. Вместе с тем магазины наполнились высококачественными, но очень дорогими импортными товарами.

Однако тенденция к снижению жизненного уровня сохраняется и в следующем, 1993 г., втором году экономических реформ. Число людей, оказавшихся за чертой бедности, выросло с 10% в 80-е гг. до 25 – 30%. Напряженность в социальной сфере продолжала оставаться высокой. В 1994 г. обозначился существенный рост безработицы (на 25,6%), составивший 5,4 млн. человек, т.е. более 7% экономически активного населения. Правда, при этом на 13% выросли среднедушевые денежные доходы. Однако инфляционная волна конца 1994 г. привела к дальнейшему их снижению.

На четвертом году реформ безработица в стране не приняла массового характера, но положение в сфере социального развития не улучшилось. Наметившиеся позитивные тенденции в динамике уровня жизни не закрепились. Реальные доходы граждан снизились на 13% по сравнению с 1994 г., а реальная средняя заработная плата сократилась на 26%. Ко всему в стране существенно обострилась проблема несвоевременной ее выплаты.

Тревожной тенденцией в социальной сфере Российской Федерации явился резко обозначившийся разрыв в уровнях дохода между различными слоями граждан. За годы реформ разница в уровнях душевого дохода 10% наиболее обеспеченного населения примерно в 20 раз превысила доходы такой же доли наименее обеспеченных, на начало реформ он был выше в 4 раза. По ряду оценок, учитывающих скрытые доходы, этот разрыв еще больше. В то же время в развитых странах Запада и Японии этот показатель не превышает 6 – 7 раз.

По признанию Президента России Б.Ельцина, власть не проявила твердости в борьбе с коррупцией, обуздании рыночной стихии. Государственные структуры оказались не в состоянии противостоять давлению лоббистских группировок. Поэтому появились "новые технологии" перетекания богатства к избранным – перепродажа бюджетных ресурсов и льготных централизованных кредитов, уклонение от уплаты налогов и таможенных пошлин, фактический захват пакетов акций, находящихся в федеральной собственности. Растущая имущественная поляризация общества ведет к социальной напряженности, сдерживает процесс реформирования.

О дорогой цене идущих в России преобразований свидетельствует сокращение продолжительности жизни в стране – с 69 лет в 1990 г. до 64 в 1995 г., превышение впервые после Великой Отечественной войны смертности над рождаемостью. Покупательная способность наемных рабочих и основной массы интеллигенции, живущих только на зарплату, упала в 2,4 раза. Треть населения страны (44 – 45 млн. человек) имеет доходы ниже прожиточного минимума, 20% живет в условиях крайней бедности.

В итоге четырех лет реформ в экономической и социальной жизни Российской Федерации произошли существенные перемены: осуществилось становление различных форм и типов хозяйствования, рыночной инфраструктуры, определились правовые основы ее функционирования. Однако для российской экономики пока остаются характерными тенденция сужающегося воспроизводства, снижение эффективности использования ресурсов, сокращение занятости, уменьшение платежеспособного спроса и как итог – снижение уровня и качества жизни большинства населения.

Экономические преобразования в Украине. С крушением СССР и обретением независимости на путь самостоятельного политического и экономического развития вступает одна из крупнейших бывших советских республик – Украина. По производственному потенциалу и численности населения Украина – второе после России государство СНГ. В начале 90-х гг. ее население превышало 50 млн. человек, что составляло около 18 % общей численности населения СССР. В 1989 г. в республике было произведено более 16 % общесоюзного национального дохода.

В первые месяцы после распада Советского Союза в стране предпринимаются шаги в направлении рыночных преобразований, которые подтолкнула начавшаяся либерализация цен в России. В марте 1992 г. парламент Украины принял "Основы национальной экономической политики", которые предусматривали разгосударствление и приватизацию, структурную перестройку и модернизацию промышленности. Вместе с тем эта экономическая концепция предполагала отказ от ряда принципиальных положений, принятых при образовании СНГ: выход из рублевого пространства, переход к взаиморасчетам со странами Содружества на базе мировых цен, переориентация внешней торговли на западные рынки и т.д.

В 1992 г. в стране продолжалось формирование рыночной инфраструктуры – действовали 44 товарные биржи, около 3 тыс. брокерских контор, свыше 2 тыс. посредническо-коммерческих предприятий, 67 коммерческих банков, немало сервисных центров, торговых домов, агентств, бюро и т.д. В Международный валютный фонд была направлена развернутая программа рыночных преобразований, которая получила его одобрение. Украина становится членом МВФ. Вместе с тем экономические преобразования, проводимые в Украине, имели определенные отличия от российских реформ. Руководство страны встало на путь постепенных экономических перемен с сохранением значительных регулирующих функций государства. Заявляя о приверженности к рыночным регуляторам, правительство сохранило прежнюю вертикальную систему управления народным хозяйством, систему государственного заказа, централизованное распределение важнейших ресурсов.

Первый год самостоятельного существования украинского государства не принес положительных сдвигов в экономике, начался процесс ускоренного падения важнейших макроэкономических показателей. По сравнению с предыдущим годом национальный доход за 1992 г. составил 85%, промышленная продукция – 91, продукция сельского хозяйства – 89%. Наибольшее падение произошло в транспортном и сельскохозяйственном машиностроении, химической промышленности, что обусловлено нехваткой материалов и комплектующих, поступавших из бывших советских республик. Особенно взрывной характер принял рост потребительских цен, которые в 1992 г. взлетели более чем в 30 раз.

Неудачи Украины на начальной стадии экономических преобразований в известной степени связаны с исходными условиями реформ. Некоторые из них характерны для многих бывших республик СССР. Это наследие административно-командной системы, изношенность производственных фондов, иррациональная производственная структура. Негативную роль сыграли разрыв хозяйственных связей с соседними странами и скачок цен на импортируемые энергоносители.

Кроме того, нельзя не учитывать весьма высокую степень интегрированности Украины в советский хозяйственный комплекс. Ко всему этому в экономической структуре страны значительным оказался удельный вес отраслей, которые нуждаются в постоянной поддержке государства и слабо поддаются реформированию: угольная, горнорудная, космическая и др.

Немалую роль в экономическом спаде сыграли и субъективные просчеты правительства Украины в определении народнохозяйственных приоритетов, отклонения от выработанного ранее курса.

После вынужденного отпуска цен в январе 1992 г. в Украине проводится откровенно проинфляционная политика, для которой характерны огромный бюджетный дефицит, неограниченная денежно-кредитная эмиссия, рост цен, обвальное падение реальных доходов подавляющего большинства населения. Правительство практически не пыталось прибегнуть к жесткой денежно-кредитной политике. Пребывание в рублевой зоне, наличие единой валюты для бывших советских республик к этому не предрасполагало.

В ноябре 1992 г. новое правительство Л.Кучмы, пришедшее на смену кабинету В.Фокина, не получившему поддержки парламента, принимает ответственное решение о выходе из рублевого пространства. В стране была введена самостоятельная национальная валюта – карбованец, что давало возможность оздоровить финансовую систему и на основе ее стабилизации остановить падение производства.

Для преодоления критического положения в народном хозяйстве премьер-министр Л.Кучма предложил программу чрезвычайных мер, которая предполагала:

установление минимального потребительского бюджета для малоимущих;

переход к рыночным ценам под контролем государства;

формирование бездефицитного государственного бюджета;

запрещение Национальному банку осуществлять кредитную эмиссию;

введение налога на капитал и др.

Реализовывать эту программу предстояло в сложной социально-политической ситуации. Крупнейшее оппозиционное движение – "Рух" – требует выхода Украины из СНГ, коммунисты обвиняют политическое руководство в распаде СССР, директорский корпус государственных предприятий требует отрегулировать механизм взаимоот­ношений с Россией. Забастовки шахтеров, энергетический голод, социальная нестабильность не позволили добиться финансовой стабилизации.

В этих условиях главное внимание уделялось обеспечению устойчивой работы предприятий с сохранением госзаказа и государственным регулированием цен. Монетарные рычаги экономической политики рассматриваются как второстепенные и подчиненные основной задаче – стабилизации промышленности и сельского хозяйства.

В начале 1993 г. правительство представило Верховному Совету Украины "Основы национальной экономической политики на 1993 г.", в которых предполагались меры, нацеленные на финансовую стабилизацию путем ограничения кредитного субсидирования отраслей экономики, учета реальных возможностей бюджета, введение штрафных санкций к предприятиям, выплачивающим своим работникам экономически необоснованную высокую зарплату, и др.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.