Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности развития британской экономики в послевоенный период





Результаты второй мировой войны. Приоритеты экономического развития во второй половине 40 – 50-х гг.Война вызвала дальнейшее ослабление экономических и политических позиций Великобритании, хотя ее людские потери, которые составили 245 тыс. убитыми и 278 тыс. ранеными, были меньше, чем в первой мировой войне. Расходы на войну составили более 25 млрд. ф.ст. Государственный долг вырос с 7,2 млрд. ф.ст. в 1939 до 23,7 млрд. ф.ст. в 1946 г., из которых 3 млрд. ф.ст. – внешняя задолженность. В целом за годы второй мировой войны Великобритания потеряла около 25% национального богатства страны.

За годы войны уменьшился общий объем промышленной продукции, который составил в 1946 г. 90% от уровня 1937 г. Значительно сократился экспорт английских товаров. Дефицит платежного баланса к концу войны превысил 4 млрд. ф.ст. Оборудование английских предприятий за годы войны износилось, технический прогресс замедлился. Особенно большое падение производства наблюдалось в хлопчатобумажной промышленности – на 50%, угольной – на 16 и обувной – на 13%.

Война привела к усилению зависимости Великобритании от США, которые в период войны направляли своему союзнику большие поставки вооружения и продовольствия на условиях ленд-лиза.



В итоге Великобритании пришлось сократить, а в некоторых направлениях и полностью прервать свои внешние экономические связи, куда все более внедрялся капитал США. Большой урон понесла Великобритания в результате потери рынков в странах Арабского Востока и Юго-Восточной Азии, а также в связи с отпадением от капиталистической системы Китая, Польши, Чехословакии, Румынии, Югославии, Болгарии и других стран. Доля Великобритании в мировом капиталистическом экспорте снизилась с 11,3% в 1937 г. до 9,8% в 1947 г.

После окончания второй мировой войны начался распад колониальной системы. Вследствие мощного национально-освободительного движения Великобритания в 1947 г. вынуждена была предоставить независимость Индии, разделив страну по религиозному признаку на два государства – Индию и Пакистан. В 1948 г. независимости добились Бирма и Цейлон. Борьба угнетенных народов заставила Великобританию предоставить независимость почти всем своим колониальным территориям. Так, если в 1945 г. население английских колоний и зависимых территорий составляло около 432 млн. человек, то в 1969 г. – около 10 млн. человек. Распад колониальной империи экономически ослабил Великобританию, хотя ей удалось сохранить значительные экономические и политические позиции во многих своих бывших колониях. В июле 1945 г. в Англии были проведены очередные выборы, после которых к власти пришли лейбористы во главе с К.Эттли. Правительство лейбористов предложило программу возрождения экономики "Лицом к будущему". В предвыборном манифесте подчеркивалось: "Лейбористская партия есть социалистическая партия, и гордится этим". Ее конечной целью провозглашалось создание "социалистического содружества Великобритании". Наилучший путь к этой цели авторы манифеста видели в плановой и постепенной эволюции в рамках "смешанной экономики" в сторону повышения в ней удельного веса государственной собственности.



Для реализации этой цели лейбористское правительство увеличило капиталовложения в промышленность, а также провело национализацию ряда отраслей экономики и их реконструкции. Были национализированы Английский банк, угольная и газовая промышленность, ряд электростанций, некоторые сталелитейные заводы, весь внутренний транспорт, телеграфы и радиосвязь. При этом владельцы национализированных предприятий получили финансовую компенсацию, которая значительно превышала их фактическую стоимость. Прежним хозяевам был гарантирован годовой доход, который выплачивался за счет части прибыли национализированных предприятий. Немало бывших владельцев заняло посты в управлениях национализированными предприятиями.



Реализуя социальную часть своей предвыборной программы, правительство К.Эттли отменило антирабочий закон о профсоюзах 1927 г. и восстановило их прежние права на забастовки, стачки и т.д. Была реорганизована система социального страхования, фонды которой пополнялись теперь из взносов трудящихся, отчислений предпринимателей и поступлений из государственного бюджета. Из этих средств выплачивались пособия по болезни, безработице, при потере трудоспособности, в связи с рождением ребенка, на воспитание детей, пенсии престарелым и вдовам, малоимущим оказывалась бесплатная медицинская помощь.

Лейбористам уже с первых дней правления пришлось столкнуться с рядом сложных экономических проблем внешнего характера. Так, в августе 1945 г. США без предварительного уведомления прекратили поставки товаров по ленд-лизу, которые впредь Англия должна была оплачивать в долларах. В декабре 1945 г. было заключено финансовое соглашение, по которому США предоставили Англии заем в сумме 4,4 млрд. дол. За вычетом 650 млн. дол. в качестве возмещения за поставки по ленд-лизу Англия получила кредит на сумму 3,75 млрд. дол. Она могла его использовать в течение пяти лет, с, 1946 по 1951 г. Погашение займа начиналось по истечении шестилетнего срока из расчета 2% годовых и должно было продолжаться в течение 50 лет. Получая заем, Англия обязалась восстановить свободный обмен фунта на доллар и снизить преференциальные тарифы.

Однако в 1946 г. в США был отменен контроль над ценами, что привело к резкому подорожанию экспортных товаров. По этой причине Англия израсходовала полученный заем всего за один год. Выполняя принятые на себя обязательства, правительство в июле 1947 г. ввело свободный обмен фунта на доллар, но так как денег катастрофически не хватало, то уже через месяц пришлось отказаться от свободного обмена валюты. В стране наступил острый финансовый кризис, и правительство вынуждено было пойти на сокращение импорта продовольствия, что привело к резкому подорожанию продуктов питания.

Выход из сложной экономической ситуации правительство Англии видело в присоединении к "плану Маршалла". В июле 1948 г. было подписано двустороннее соглашение с США о реализации "плана Маршалла" в Англии. В период действия этого плана Англия получила 2351 млн. дол. в виде поставок и 337 млн. дол. в качестве займов.

Во время экономического кризиса 1949 г. США сократили импорт из стран стерлинговой зоны, что привело к резкому уменьшению золотых и валютных резервов в Англии. Чтобы приостановить утечку золота и валюты, лейбористское правительство провело в сентябре 1949 г. девальвацию фунта стерлингов на 30,5%. Стоимость фунта снизилась с 4,03 до 2,8 дол. Вслед за девальвацией в Англии произошла девальвация валют в странах, входивших в стерлинговую зону или связанных с английским фунтом. Девальвация фунта ослабила его значение как международной валюты и укрепила позиции доллара. Цены на товары первой необходимости возросли, что привело к снижению реальной заработной платы, а также к падению конкурентоспособности английских товаров на мировом рынке по сравнению с довоенным уровнем.

Некоторое улучшение в экономике страны наступило в 1950 г. Это было вызвано начавшейся войной в Корее и поставками военно-стратегического сырья, а также размещением части военных заказов США на заводах Англии. Следствием войны в Корее явилось накопление запасов золота и валюты, что в свою очередь позволило правительству лейбористов в конце 1950 г. отказаться от американской помощи по "плану Маршалла".

Важным фактором промышленного развития Англии в послевоенный период была гонка вооружений. Если в 30-е гг. XX в. прямые военные расходы Англии составляли 2 – 2,5% по отношению к национальному доходу, то в 50-е гг. 10 – 11%. В 1949 г. Англия приняла самое активное участие в создании Североатлантического блока НАТО и пыталась утвердить себя в качестве лидера послевоенной Западной Европы.

К 1948 г. английская промышленность достигла, а затем и превзошла довоенный уровень выпуска продукции. В 1951 г. производственные показатели превысили почти на 1/3 показатели 1937 г. Однако промышленность развивалась крайне неравномерно. Новые отрасли – электроэнергетика, машиностроение, химическая – переживали подъем, в то же время старые – угольная, текстильная – так и не достигли к 1951 г. довоенного уровня. Из-за нехватки угля в Англии дважды, в 1947 и 1951 гг., возникали топливные кризисы, болезненно отразившиеся на работе большинства предприятий. Капиталовложения в английскую промышленность, сделанные после окончания войны, способствовали увеличению производительности труда, но не устранили возраставший разрыв между Англией и США в этой области.

В целях увеличения производства продуктов питания внутри страны правительство приняло в 1947 г. четырехлетнюю программу развития сельского хозяйства. Программа предусматривала гарантирование минимальных цен и выдачу субсидий фермерам за мероприятия по повышению урожайности полей и продуктивности животноводства.

В 1951 – 1952 гг. сельскохозяйственное производство увеличилось на 50% по сравнению с довоенным уровнем, однако большую часть продовольствия Англия продолжала импортировать. Основная часть земли в Англии по-прежнему принадлежала крупным землевладельцам-лендлордам, которые сдавали ее в аренду фермерам, при этом мелкие и средние фермеры составляли половину. В Англии более 70 % сельскохозяйственной земли, а в Шотландии свыше 90% находилось в руках крупных фермеров, размеры хозяйств которых превышали 60 га каждое. В Англии таких хозяйств было 27%, в Уэльсе – 23, в Шотландии – 30, в Северной Ирландии – 18%. Именно эти хозяйства давали основную товарную продукцию. В целом же преобладали фермеры, в хозяйствах которых обрабатывалось менее 16 га.

К началу 50-х гг. правительству лейбористов удалось в основном восстановить экономический потенциал страны, несмотря на потери во второй мировой войне и утрату колоний. Однако лейбористам не удалось выполнить предвыборные обещания в социальной области и поэтому после очередных выборов к власти в стране пришли консерваторы.

Новое правительство консерваторов, пришедшее к власти в 1951 г., возглавлял У.Черчилль. Основными направлениями экономической политики нового правительства были следующие: 1) частичная денационализация отраслей промышленности; 2) стимулирование образования крупных монополистических объединений; 3) структурная перестройка экономики под влиянием НТР и соответственно изменение финансовой политики; 4) создание экономического союза ряда европейских государств под эгидой Англии с целью сохранения независимого положения в мире; 5) техническое переоснащение армии.

В 50-е гг. экономическое развитие Англии ускорилось. Так, если в 1931 – 1938 гг. среднегодовой темп роста валового внутреннего продукта составил 1,75%, а промышленного производства – 2,7%, то в 50-е гг. он поднялся соответственно до 2,7 и 3,3%. Послевоенные десятилетия характеризовались отсутствием столь глубоких и длительных кризисов, как в довоенные годы. Изменения в характере циклического развития повлекли за собой повышение общего уровня занятости. По сравнению с довоенным периодом число безработных в 50-е гг. сократилось, их доля в экономически активном населении колебалась от 1,2 до 2,6%.

В основе некоторого ускорения темпов роста хозяйства Англии в 50-е гг. лежали благоприятные экономические и политические факторы, общие для всех индустриальных стран. Это прежде всего влияние научно-технической революции, которая в условиях распада Британской колониальной империи и отставания Англии от соперников потребовала изменения во многом устаревшей структуры хозяйства, а также крупного перераспределения капиталовложений.

В 1951 г. правительство консерваторов в соответствии с предвыборной программой провело частичную денационализацию черной металлургии. Этот акт объяснялся тем, что в результате крупных капиталовложений, произведенных за счет государства, черная металлургия смогла вновь стать прибыльной для монополий. К тому же при денационализации монополисты получили дополнительную солидную выгоду: им был продан по сниженным ценам ряд хорошо технически оснащенных крупных металлургических заводов, построенных государством.

Необходимость уменьшения издержек производства, повышения конкурентоспособности английских товаров толкала государство и монополии на повышение концентрации производства и капитала, совершенствование методов управления хозяйством. Так, 30% всех занятых в обрабатывающей промышленности в 50-е гг. работали на предприятиях с количеством более 1000 человек рабочих и служащих. В машиностроении на крупных заводах было занято 44%, а в металлургии – 56% всех работавших в этих отраслях. Одновременно возрастала централизация капитала. Ведущее положение по своим огромным финансовым ресурсам и постоянно увеличивавшейся сумме получаемой прибыли занимала небольшая группа гигантских монополий, принадлежащих 100 богатейшим семействам Великобритании.

Так, одним из крупнейших монополистических объединений являлась компания "Виккерс", на предприятиях которой в конце 50-х гг. работало около 100 тыс. рабочих. Она владела заводами, производившими самолеты, суда, в том числе с атомными двигателями, локомотивы, вагоны, тракторы, артиллерийское и стрелковое оружие, электрооборудование, станки. Этой компании принадлежали также предприятия, выплавлявшие сталь, изготавливавшие взрывчатые вещества и ракеты.

"Виккерс" имела заводы в Канаде, Австралии, Испании, Турции и других государствах, была тесно связана с военно-промышленными монополиями в разных странах. "Если бы, – писал один английский журнал, – наподобие карты земного шара можно было создать карту мировой промышленности с ее океанами и реками, со странами и столицами, то на этой карте нетрудно было бы найти большую империю, называемую "Виккерс". Эта империя охватывала бы производство более 1580 различных товаров".

Концерн "Империал кэниг индастрис" (ИКИ), образованный в 1926 г., по размерам своего основного и оборотного капитала уступал лишь американскому концерну "Дюпон", с которым его связывали тесные узы. Концерну принадлежали в Англии более 100 заводов и фабрик, на которых было занято около 120 тыс. рабочих и служащих. Кроме того, ИКИ имел 128 дочерних компаний в 48 капиталистических странах и прямо или косвенно участвовал во многих фирмах. ИКИ по существу являлся полным монополистом в английской химической промышленности. На его заводах выпускались удобрения, серная кислота, синтетические красители, искусственные и синтетические волокна, химическое и огнестрельное оружие, специальное горючее. На долю этого концерна приходилась 1/3 мировой торговли взрывчатыми веществами. ИКИ участвовал в развитии атомной промышленности Великобритании.

Могущественными монополиями являлись нефтяные концерны "Ройял Датч-Шелл" и "Бритиш петролеум" (бывшая Англо-Иранская нефтяная компания). Так, в конце 50-х гг. сумма продаж "Ройял Датч-Шелл" составляла 6,5 млрд. дол. в год. На предприятиях этого концерна было занято 250 тыс. человек

Процесс концентрации и централизации капитала сопровождался волной слияний и поглощений, и все большую роль в этом процессе играли крупные банки и страховые компании. Наибольшим влиянием в Англии пользовалась "большая пятерка" банков, в состав которой входили "Миндленд банк", "Барклейз банк", "Ллойде банк", "Вестминстер банк" и "Нэймил провинциал банк". "Большой пятерке" принадлежало более 85% всех банковских активов Великобритании. Очень большое значение в накоплении капитала и финансировании хозяйства страны имели страховые компании. В руках крупных страховых компании "Эллайен", "Личэл энд дженерал" и др. находилось большое количество акций монополий электротехнической, химической, металлургической и других отраслей промышленности. В свою очередь крупнейшие страховые компании тесным образом были связаны с банками "большой пятерки" и банками других стран мира.

Для того чтобы оказывать воздействие на политику правительства, крупнейшие монополии объединялись в союзы предпринимателей. Так, Конфедерация британской промышленности объединяла 6000 фирм. Представители крупного капитала входили в состав консервативных кабинетов и таким образом оказывали непосредственное вли­яние на разработку экономических программ и государственное финансирование.

Предыдущее правительство лейбористов проводило широкие социальные программы, благодаря которым произошел рост заработной платы, и увеличилось потребление, а также изменилась структура потребления из-за развития потребительского кредита. В итоге повысилась доля товаров длительного пользования, расходов на содержание и ремонт жилья и автомобилей.

Такой повышенный спрос вызвал инфляционный рост цен и дефицит платежного баланса страны. Проблему дефицита платежного баланса страны консервативный кабинет пытался решать путем косвенного регулирования платежеспособного спроса населения, получившего название политики "стой-иди". Так, в 1957 г. правительство провело масштабные операции на рынке государственных ценных бумаг с целью резкого повышения уровня банковского процента. Однако желаемого результата, т.е. сокращения производства и соответственно уменьшения потребления привозного сырья, а также "сжатия" емкости внутреннего рынка и снижения потребления продовольствия, в стране данные операции не дали. Достичь более здорового торгового и платежного баланса так и не удалось.

В 50-е гг. в отраслевой структуре промышленности Великобритании первое место занимало машиностроение, второе – металлургия и металлообработка, третье – пищевкусовая, четвертое – текстильная отрасль. По техническому оснащению и технологии производства английская промышленность намного отставала от индустрии США, ФРГ, а в некоторых случаях – и Японии. Научно-техническая революция, ускорив сдвиги в структуре экономики, привела к дальнейшему уменьшению значения получивших гипертрофированное развитие в стране "традиционных" отраслей.

В связи с начавшейся научно-технической революцией модернизировались существовавшие предприятия и строились новые, которые оснащались на основе последних достижений науки и техники. Сооружение новых автомобильных, электронных, авиационных, химических, нефтеперерабатывающих заводов велось главным образом на юго-востоке страны и в Западном Мидленде, где сложились многочисленные кадры квалифицированных рабочих и инженеров, было расположено большое число смежных предприятий, крупных научно-исследовательских институтов и находились управленческие центры монополии. Это были наиболее индустриально развитые районы Великобритании, однако были и районы, экономика которых оказалась в крайне тяжелом положении. Особенно много таких бедствовавших районов было в Шотландии, Северной Ирландии, Уэльсе и на северо-восточном побережье Англии, где жило в общей сложности свыше 10 млн. человек, т.е. около 1/5 всего населения Великобритании.

Происходившие в промышленности структурные изменения привели к упадку ряда отраслей, которые были сконцентрированы именно в бедствовавших районах. Так, в Шотландии одна за другой закрывались угольные шахты, прекратили существование предприятия, вырабатывавшие жидкое горючее из сланцев. Сталелитейная промышленность работала всего на 60% своей мощности. В трудном положении оказались судостроительные и судоремонтные верфи. В Северной Ирландии сворачивалась работа текстильной промышленности, в результате изменений в технологии и организации производства сократилось число работавших на самолетостроительных заводах. Механизация сельского хозяйства, игравшего важную роль в экономике Северной Ирландии, оставила без работы большое количество сельскохозяйственных рабочих. В Южном Уэльсе десятками закрывались угольные шахты, и десятки тысяч шахтеров пополняли ряды безработных.

Закрытие большого количества шахт было вызвано резким сокращением вывоза угля за границу: с 41 млн. т. в 1937г. до 6,8 млн. т. в начале 60-х гг. и постепенным вытеснением угля газом, нефтепродуктами и атомной энергией. Уменьшение вывоза угля отрицательно сказалось на состоянии торгового и платежного баланса Великобритании. Совершенствование структуры хозяйства в Великобритании затруднялось тем, что по сравнению с западноевропейскими конкурентами и Японией гораздо большая часть инвестиций – до10% от суммы внутренних капиталовложений – вывозилась за границу. И это несмотря на то, что доля вложений в хозяйство в валовом национальном продукте страны была ниже, чем в других индустриальных государствах.

Формирование новых хозяйственных пропорций наталкивалось на сопротивление той части буржуазии, которая обогащалась за счет эксплуатации природных ресурсов развивающихся стран и различного рода торговых и финансовых посреднических операций.

Изменения в мирохозяйственных связях в послевоенный период обнаружили уязвимость внешнеэкономических позиций Англии, выявили относительно низкую конкурентоспособность многих ее товаров. Для Великобритании проблема "поиска нового места" в международном разделении труда приобрела гораздо большее значение, чем для ее конкурентов.

Так, образовав в 1957 г. "Общий рынок", Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург поставили перед собой задачу создать наиболее благоприятные условия торговли и противостоять усилившейся конкуренции со стороны США и Японии. В то время Англия отказалась войти в объединение, так как считала, что сумеет самостоятельно противостоять возраставшей конкуренции мировых держав. Выступая в палате общин в ноябре 1956 г., министр финансов Г.Макмиллан заявил: "... Что бы мы ни думали по поводу этой проблемы, мы, я полагаю, единодушны в убеждении, что для Соединенного королевства нет никакого смысла вступать в такой таможенный союз... Я не думаю, что палата общин когда-либо согласится с планами нашего вступления в "Общий рынок".

Чтобы противостоять ЕЭС, Англия создала Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), объединив под своим руководством не вошедшие в ЕЭС Австрию, Данию, Норвегию, Португалию, Швейцарию и Швецию. Соответствующие соглашения между странами были подписаны в Стокгольме в январе 1960 г.

"Зона свободной торговли" несколько отличалась от "Общего рынка". В частности, были сохранены прежние таможенные тарифы в торговле с государствами других районов. Созданная Англией организация не сумела предоставить наиболее благоприятные условия для английских товаров, и в последующие годы Англия предпринимает шаги к вступлению в "Общий рынок". Так, уже в 1961 г. проводились переговоры о вступлении в ЕЭС, однако Англии пришлось пройти достаточно долгий путь, чтобы стать равноправным партнером в "Общем рынке".

В 50-е гг. английская экономика испытывала определенные трудности, связанные с демографической ситуацией и проблемами подготовки специалистов. Медленно росла численность населения. Рождаемость в 1,6 – 2 раза уступала уровню конца прошлого века и первых двух десятилетий двадцатого. В 1953 – 1958, 1958 – 1963 гг. среднегодовой темп роста населения составлял в Англии соответственно 0,4 и 0,7%, в США – 1,7 и 1,6%, в ФРГ – 1,2 и 1,3%.

Неблагоприятно менялась и возрастная структура населения. Медленно росла группа населения, принадлежавшая к трудовым возрастам. Сказались низкая рождаемость в начале 50-х гг. и повышение продолжительности жизни. Рост населения детского и пенсионного возраста усложнял задачи, вставшие перед государством, прежде всего в том, что потребовал увеличения расходов на социальную инфраструктуру, образование, здравоохранение и т.д.

Научно-техническая революция потребовала обеспечения производства квалифицированными работниками. В условиях ослабления экономических позиций страны в мире и развертывания научно-технической революции старый технический опыт оказался недостаточным, отраслевая и квалификационная структура занятости уже не в полной мере отвечала новым требованиям производства и конкурентной борьбы.

Из всех главных промышленных стран Англия имела самый низкий показатель уровня образования. 80% населения завершило учебу в 15-летнем возрасте, и только 15 – 17% 18-летних продолжали обучение в высшей школе. В США эта доля составляла 42%. Отсюда сложилась противоречивая ситуация на рынке труда: с одной стороны, существовал избыток малоквалифицированных работников, с другой – ощущался недостаток рабочих со специальной технической подготовкой. Несоответствие структур спроса и предложения рабочей силы по специальностям, квалификациям и отраслям сковывало мобильность рабочей силы и бесспорно служило одной из причин, сдерживавших рост производства в Англии.

Значительное влияние на экономику Великобритании в 50-е гг. оказывала политика милитаризации и гонки вооружений, проводившаяся консерваторами. Англия стала участником военных блоков НАТО, СЕНТО и СЕАТО, ее военные базы располагались на Кипре, в Южной Аравии, Малайзии, она принимала участие в ряде колониальных войн. По объему военных расходов и степени милитаризации экономики Англия занимала второе место в мире после США. В вооруженных силах и военных отраслях промышленности было занято около 1,8 млн. человек, т.е. примерно 8% экономически активного населения страны. На военные цели шло до 14% всей продукции машиностроения, более 20% судостроения. Из 300 тыс. рабочих авиационной промышленности половина была занята производством военных самолетов и управляемых снарядов. На военные нужды шла большая часть продукции электронной промышленности и атомных заводов. От половины до 2/3 всех средств, ассигнованных на научно-исследовательские работы в Англии, направлялись на исследования военного назначения. Примерно 1/3 всех научных работников страны была занята созданием новой военной техники.

Подводя итоги экономического развития страны во второй половине 40-х и в 50-е гг., следует отметить, что в целом экономика Великобритании развивалась в общем русле европейских держав, однако по темпам развития уступала ФРГ, США, а затем и Японии. Утрата колониальной империи болезненно отразилась на экономике страны, а начавшаяся эпоха НТР потребовала перемен в традиционной структуре производства. Значительных средств требовали большие военные расходы и начавшееся в 50-е гг. техническое переоснащение армии, повлекшие сокращение социальных программ. Все это создавало дополнительные трудности в управлении страной для консервативного правительства, стремившегося к возврату роли мирового лидера для Великобритании.

Противоречия хозяйственного развития в 60—70-е гг. Накануне выборов 1964 г. лейбористы обещали провести в жизнь программу социальных реформ: национализировать литейную промышленность, уменьшить цены на землю, восстановить контроль над квартирной платой, осуществить некоторые мероприятия в области культуры, науки, здравоохранения и пенсионного обеспечения. Однако, придя к власти в октябре 1964 г., правительство Г.Вильсона стало на путь "партнерства" с крупными монополиями. Так, в августе 1966 г. через парламент был проведен закон о ценах и доходах, означавший замораживание заработной платы рабочих и служащих в условиях роста стоимости жизни и ограничения прав профсоюзов. Цены, квартирная плата, транспортные расходы особенно увеличились вследствие девальвации фунта стерлингов, проведенной в ноябре 1967 г. Правительство ввело дополнительные налоги, в том числе и на потребительские товары. Были сокращены ассигнования на социальные нужды.

Правительство лейбористов поощряло концентрацию банковского и промышленного капитала. В конце 60-х гг. в Великобритании впервые возникли монополии, капитал которых превысил 1 млрд. ф.ст. В 1969 г. из 20 крупнейших в Западной Европе частных компаний 8 были английскими. Наиболее высокий уровень концентрации производства наблюдался в военно-промышленном комплексе, новых видах производства, ряде отраслей обрабатывающей промышлен­ности, а также в отраслях, работавших на экспорт.

Если среднегодовое число слияний в 1954 – 1958 гг. составляло 292, то в 1960 – 1969 гг. оно поднялось до 794, а в 1972 г. крупные монополии поглотили 1700 более мелких компаний. Осенью 1968 г. произошло самое крупное в истории английской промышленности слияние "Дженерал электрик" с "Инглиш электрик" в одну сверхмощную компанию с активом в 900 млн. ф.ст., на предприятиях которой работало более 250 тыс. человек. В том же 1968 г. на базе объединений ряда компаний возникла гигантская монополия по производству электронно-вычислительных машин – "Интернэшнл компьютере". В результате слияний число акционерных компаний в обрабатывающей промышленности уменьшилось за период 1961 – 1970 гг. на 1/3.

Значительное воздействие на рост английских монополистических объединений, умножение их размеров и мощи оказывала научно-техническая революция. В наибольшей степени это относилось к новым и наиболее передовым в техническом отношении отраслям экономики, так как издержки, связанные с проведением исследований и разработок, настолько были значительны, что они оказывались посильны только мощным трестам или государственным компаниям.

Английский капитал присутствовал в ряде крупнейших международных монополий, в частности в англо-голландском нефтяном гиганте "Ройял Датч-Шелл" с годовым оборотом в 4 млрд. ф.ст. С не меньшим размахом действовал другой англо-голландский сверхтрест "Юнивелер" с ежегодным оборотом в 2,6 млрд. ф.ст. Это была самая мощная в мире маргариновая и мыловаренная монополия, контролировавшая 7/8 производства мыла и маргарина в странах Западной Европы и 1/4 производства мыла в США. На ее предприятиях, разбросанных более чем в 100 странах, работало 320 тыс. рабочих и служащих.

Хотя в связи с распадом британской колониальной империи роль колониально-сырьевых монополий, представлявших большую группу, заметно снизилась, тем не менее, они остались еще значительной силой в экономике страны. Эти колониально-сырьевые монополии сосредоточили в своих руках подавляющую часть английских заграничных капиталовложений, размещенных на предприятиях по добыче благородных металлов, олова, меди, цинка, свинца, на плантациях каучука и тропических культур.

Ряд крупных английских фирм глубоко внедрились в страны Западной Европы. Например, "Бритиш лейланд мотор корпорейшн" стала одной из самых крупных автомобилестроительных компаний в Европе, на предприятиях которой работало до 180 тыс. человек в Англии и других странах. На ее долю приходилось почти половина английского машиностроения.

Именно крупные монополии, стремившиеся еще глубже проникнуть в экономику стран Западной Европы, являлись наиболее активными сторонниками участия Англии в "Общем рынке".

В Великобритании процесс концентрации охватил не только производство, но и банковскую систему. Знаменитая "большая пятерка" в 60-е гг. превратилась в "четверку": "Вестминстер банк" слился с "Нэймил провинциал банк". Английские банки вели широкие международные операции. Всего 8 английских банков в 60 –70-е гг. распоряжались всеми активами страны. В 1970 г. они располагали капиталом в размере 10,4 млрд. ф.ст.

Процесс монополизации охватил буквально все отрасли английской экономики, в том числе и принадлежавшие государству. Так, в угольной промышленности вся добыча была сосредоточена в руках одной государственной компании "Национального управления угольной промышленности", а производство стали – у "Бритиш стил корпорейшн". Одна электроэнергетическая компания производила 90% всей национальной электроэнергии. На долю "Дженерал электрик энд Инглиш электрик" приходилось 90% всех локомотивов, 50% турбогенераторов, а также 50% электроники военного и промышленного назначения. "Интернэшнл компьютере" контролировал почти половину английского производства ЭВМ. Две крупные фирмы выпускали 80% производимых в Англии тракторов.

Бурно развивавшийся процесс сращивания банковского и промышленного капитала, их тесное взаимодействие и переплетение привели к образованию в Англии гигантских финансовых консорциумов, которые контролировали большую часть промышленности, кредита, транспорта, торговли и сферы услуг.

Английское правительство оказывало всемерное содействие укреплению монополий. В частности, крупным компаниям предоставлялись налоговые льготы, дешевые кре­диты, субсидии. Государство было инициатором создания Корпорации по реорганизации промышленности (КРП) с фондом в 150 млн. ф.ст. При непосредственном ее содействии и финансировании проходили все крупные слияния в 1966 – 1970 гг. Процесс образования гигантских монополий шел в русле экономического развития и позволял легче устранять конкурентов.

Правительство лейбористов в 1967 г. провело ренационализацию сталелитейной промышленности с выплатой компенсации бывшим владельцам, тем самым еще больше увеличив государственный сектор экономики. Оно также попыталось ввести элементы планирования в экономику, чтобы добиться резкого усиления темпов роста производства. Однако это не принесло желаемых результатов и в 1964 – 1969 гг. среднегодовой прирост продукции составлял всего 2%.

В экономику Великобритании широко внедрялся американский капитал, резко возросла внешняя задолженность страны: только сумма срочных внешних займов и кредитов на конец 1969 г. составляла 5 млрд. ф.ст. В 1967 г. правительство вынуждено было провести вторую за послевоенный период девальвацию фунта стерлингов.

Во внешней политике лейбористы проводили курс на укрепление военно-политических блоков и сохранение особых отношений с США. Они поддерживали американскую агрессию во Вьетнаме, а также отстаивали свои позиции в странах, ранее входивших в Британскую империю, и в остававшихся у Великобритании колониях и зависимых территориях. Так, в 1974 г. английские войска были направлены в Уганду, Кению и Танганьику, в 1968 г. – на о. Маврикий, а в 1969 г. – на о. Ангунляд. Такая внешнеполитическая деятельность тяжким бременем ложилась на плечи налогоплательщиков и еще больше усугубляла достаточно сложное положение в экономике страны. Внутренняя и внешняя политика правительства лейбористов становилась все более непопулярной и на досрочных выборах в июне 1970 г. победили консерваторы. К власти в стране пришло правительство Э.Хита.

Консерваторы провели через парламент ряд законов, ограничивавших права на забастовки, а также сокращавших расходы на социальные программы.

С первых же дней правления новое правительство столкнулось с труднейшими проблемами в экономическом развитии страны. Среднегодовой прирост национального продукта за 1961 – 1970 гг. составлял 2,89%, тогда как в Японии – 11,1, во Франции – 5,8, в ФРГ – 4,8% . Доля Англии в промышленном производстве капиталистической системы непрерывно снижалась. Если в 1960 г. она составляла 8,3%, в 1965 г. – 7,2, то в 1972 г. – 5,8%.

В результате низких темпов роста промышленной продукции Англия с конца 60-х гг. передвинулась со второго места, которое она занимала по размерам промышленного производства в капиталистическом мире в первые послевоенные годы, на четвертое – после США, ФРГ и Японии. В 1970 и 1971 гг. Англия переживала экономическую депрессию, размер ее промышленного производства в эти годы не превышал одного процента.

Неблагоприятное положение наблюдалось и в области внешней торговли, которая традиционно играла большую роль в жизни страны. И хотя правительство пыталось стимулировать предприятия, работавшие на экспорт, тем не менее, дефицит торгового баланса продолжал оставаться большим и постоянным. В 1972 г. он был самым крупным за всю ее предыдущую историю и в начале 1973 г. не снизился. Так, в январе и феврале 1973 г. он составлял по 90 млн. ф.ст. в месяц, а в марте – 197 млн. ф.ст. Продолжала сокращаться доля Великобритании в мировом экспорте: с 12,1% в 1948 г. до 8,9% в 1970 г. и 6,6% в 1972 г.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.