Сделай Сам Свою Работу на 5

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО, РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО И ФЕОДАЛЬНОГО СПОСОБОВ ПРОИЗВОДСТВА

Экономическая история зарубежных стран.

Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций /Н.И. Полетаева, В.И. Голубович, Л.Ф. Пашкевич и др.; Под общ. Ред. В.И. Голубовича.- Мн.: ИП "Экоперспектива", 1997. – 432 с.

ISBN 985-6102-09-X

 

Содержание

Введение (Н.И. Полетаева)

Глава 1. Основные черты развития первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального способов производства (Н.И. Полетаева).

1.1. Эволюция первобытнообщинного и рабовладельческого способов производства. (Н.И. Полетаева).

1.2. экономическое развитие западноевропейских стран в эпоху феодализма (Н.И. Полетаева).

 

Глава 2. Разложение феодализма и генезис капитализма в Западной Европе в XVI – последней трети XVIII в. (В.И. Голубович)

2.1. Разложение феодализма и условия возникновения капиталистического способа производства (В.И. Голубович).

2.2. Переход к капиталистическому хозяйству в странах в Западной Европы (В.И. Голубович).

 

Глава 3. Промышленный переворот и индустриализация в наиболее развитых странах Западной Европы и США в последней трети XVIII века и до 70-х гг. XIХ в.

3.1. Промышленный переворот и индустриализация В Англии. (Л.Ф. Пашкевич)

3.2. Промышленный переворот во Франции и Германии (Г.Ф. Шаповал)

3.3. Становление экономики индустриального типа в США (Г.И. Ермашкевич)

 

Глава 4. Экономическое развитие ведущих капиталистических стран с 70-х гг. XIХ в. И до начала первой мировой войны.

4.1. Переход от капитализма свободной конкуренции к господству монополий в странах в Западной Европы. (А.М. Сасим).

4.2. Развитие монополистического капитализма в США (Т.И. Повалихина).

4.3. Становление капиталистической экономики Японии (И.П. Примачук).

 

Глава 5. Экономическое развитие главных капиталистических стран между первой и второй мировыми войнами (1919 – 1939).

5.1. Возрастание экономической1 роли США в межвоенный период. (Т.И. Повалишина).

5.2. Экономическое развитие Германии и Японии в период между первой и второй мировыми войнами. (Г.П. Бущак, И.П. Примачук)

5.3. Замедление темпов экономического развития Англии. (Л.Ф. Пашкевич)



5.4. Характерные черты экономического развития Франции (И.И. Гвардеев).

 

Глава 6. Экономика стран с развитой рыночной системой после второй мировой войны.

6.1. Экономическое могущество США в послевоенном мире. (Т.И. Повалихина).

6.2. Превращение Японии в одну из ведущих индустриальных стран мира. (И.П. Примачук).

6.3. Путь Германии к экономическому лидерству в Европе (Э.М. Савицкий).

6.4. Развитие экономики Франции после второй мировой войны. (А.М. Сасим).

6.5. Особенности развития британской экономики в послевоенный период. (Л.Ф. Пашкевич).

6.6. Становление рыночных отношений в России, Украине и странах Балтии (1991 – 1995). (Ю.Л. Грузицкий)

 

ВВЕДЕНИЕ

Экономическая история зародилась под влиянием бурного экономического прогресса в Западной Европе во второй половине XIX в., выделившись из политической экономии. На рубеже XIX – XX вв. она стала преподаваться как само­стоятельный предмет в европейских университетах, причем ранее всего в тех, которые руководствовались прагматичес­кой целью – подготовить управленческие кадры, способные проводить эффективную реформистскую политику. Так, в 1895 г. при Лондонском университете была создана школа экономики и политической науки, имевшая статус специализированного колледжа, а с 1086 г. – статус университетского структурного подразделения. Ее возглавил У.Хьюинс, один из родоначальников экономической истории Великобрита­нии. Экономическая история наряду с такими дисциплинами, как политическая наука, социология, право заняла основное место в учебных планах.

С 1901 г. коммерческую школу Бирмингемского университета, ориентированного на подготовку кадров для промышленности, возглавил крупный историк-экономист У.Эшли. Кстати, именно он позднее основал первую кафедру экономической истории в Гарвардском университете США. В 1910 г. такая же кафедра была открыта в Манчестерском университете.

В начале XX в. полные курсы лекций по экономической истории стали читаться в старейших, привилегированных британских университетах – Оксфордском и Кембридж­ском. В 1928 г. в Кембридже, а в 1931 г. в Оксфорде были открыты кафедры экономической истории.

В 20 – 30-е гг. возрос интерес к экономической истории и в других вузах, в частности в университетах Эдинбурга, Глазго, где стали читать соответствующие курсы, а несколько позднее – в 50 – 60-е гг. – были созданы кафедры и открыты специализированные отделения. В 60 – 70-е гг. экономическая история заняла приоритетные позиции в Лондонском университете, вузах Гулля, Лестера, Шеффилда, Ливерпуля, Ноттингема и других городов.

Экономическая история изучается и в других европейских странах. Во Франции, в Париже, работает Институт экономической и социальной истории, созданы центры по истории рынка рабочей силы. Центр экономической и социальной истории действует при университете в Лионе.

В итальянских вузах, например университетах Бари, Урбино, также работают кафедры экономической истории. Если в начале 50-х гг. в 46 итальянских университетах читалось всего 15 курсов но экономической истории, в начале 70-х гг. – 51, то в начале 80-х – уже 87.

В Швеции преподавание и исследования но экономической истории сосредоточены на обществовелческих факультетах университетов. Известны своими традициями Стокгольмский, Упсальский университеты. В Упсале эко­номическая история выделилась в самостоятельный предмет с 1948 г., а в 1955 г. была образована кафедра.

Экономическая история читается также в университетах США. Заметим, что здесь в настоящее время экономическая история слилась с экономической теорией в единую дисциплину, а в Западной Европе она сохранила свою самостоятельность, хотя также испытала сильное влияние "эпидемии эконометрии".

Таким образом, экономическая история за рубежом давно стала неотъемлемой частью подготовки не только экономистов, но и юристов, политологов, социологов.

В нашей стране экономическая история зарубежных стран начала читаться в послевоенный период, однако количество часов было ничтожно малым и не соответство­вало даже тогдашним требованиям.

Важное место в мировой науке заняли историко-экономические исследования. Так, в Великобритании с 1926 г. существует Общество экономической истории, издающее с 1927 г. свой научный журнал "Economic Histori Review". Благодаря его деятельности расширилось преподавание экономической истории в университетах и стали проводиться занятия по этой дисциплине в средних школах. Обществом экономической истории опубликовано большое количество экономико-исторических источников эпохи Средневековья и Нового времени, изданы монографии по истории торговли, цен, отдельных отраслей хозяйства. С 1968 г. оно стало выпускать серийное издание "Исследования по экономической истории", в котором находят отражение современные интерпретации крупных проблем этой науки, а также "Очерки по количественной экономической истории", "Очерки по европейской экономической истории".

В журналах и бюллетенях, выходящих в различных странах и посвященных экономической истории, внимание сосредоточено как на общих проблемах истории экономических процессов, так и на истории предпринимательства, кредита, денежного обращения, аграрной истории, социальных явлений. С 1972 г. в Риме издается общеевропейский журнал экономической истории "The Journal of European economic history". В редколлегию журнала входят ведущие ученые западноевропейских стран и США.

Начиная с 1960 г. но экономической истории регулярно проводятся международные конгрессы, создаются многочисленные центры по организации и координации исследований по социально-экономической проблематике. С 1962 г. плодотворно работает международная ассоциация экономической истории. Все эти факты говорят о том, что экономическая история является общепризнанной наукой в мировом масштабе.

Предмет, метод и задачи курса экономической истории зарубежных стран.Мы полагаем, что стать полноценным специалистом-экономистом с развитым стратегическим и опе­ративным экономическим мышлением без знания всемирной истории хозяйства невозможно. Специалистам республики необходимы глубокие знания экономических механизмов, имевших место в Западной Европе, США и Японии в прошлом, например американского пути развития сельскохозяйственного производства; истории методов государственного регулирования экономики в XX в. причин и факторов, способствовавших "экономическому чуду" в различных странах мира после второй мировой войны и т.д. Эти знания могут помочь в создании базы данных для формирования современной экономической теории, в поиске наиболее приемлемой модели выхода из экономического кризиса.

Многие страны сегодня ищут путь к более высокому уровню жизни, и общепризнанно, что самые благоприятные перспективы для этого раскрываются в условиях рыночной экономики. Тем не менее, с десяток стран мира действительно процветают, в то время как большинство государств, развиваясь также в рыночных условиях, по многим параметрам далеко отстали от ведущей "семерки". Видимо, рынок сам по себе не ведет к благополучию, а дает лишь шанс для достижения лучшей жизни. В этом смысле знание экономической истории крайне важно, поскольку позволяет из массы вариантов уже имеющегося в мире опыта перехода к рыночной экономике выбрать адекватную именно нашим условиям модель, увидеть преимущества или недостатки различных рыночных механизмов и инструментов, максимально сократить неизбежные издержки и ослабить социальную напряженность. Изучая уроки экономической истории, мы приходим к пониманию того, что прогресс часто достигается огромной ценой. Экономическая история учит нас, как, изменяя экономический порядок, действовать более эффективно и рационально. Кроме того, она позволяет сформиро­вать видение долгосрочных тенденций экономического развития, прививает навык "объемного" видения социально-экономических процессов.

Как правило, мы ограничиваемся изучением экономической истории отдельных стран, таких как Англия, Германия, Соединенные Штаты Америки, Франция, Япония и некото­рых других. Выбор западноевропейского ареала, США и Японии обусловлен тем, что именно они определяют приоритеты экономического развития, достигнув ощутимых успехов, являются лидерами современной цивилизации. Здесь постоянно совершенствуется рыночный механизм, позволяющий раскрыть творческий потенциал практически каждого трудоспособного человека. Выбор этих стран для изучения не в последнюю очередь связан с тем, что они в основном экономически, политически и культурно однородны. Вместе с тем мы сочли необходимым включить в учебное пособие раздел об особенностях формирования рыночных механизмов у наших ближайших соседей – Российской Федерации, Украины, Литовской, Латвийской и Эстонской республик, поскольку стартовые условия у нас наиболее сходны и временной отрезок не столь уж отдален.

Экономическая история находится на стыке трех направлений исследования развития человеческого общества – истории, экономической теории и конкретной экономики. В ней выделяют 1) экономическую историю различных стран, регионов, мира в целом; 2) историю народного хозяйства; 3) историю экономической мысли.

Такая структура, а также интегративный характер эко­номической истории объясняют многообразие объектов исследования в зависимости от того, какой срез изучается. В самом общем понимании объектом изучения является история зарождения, становления и развития экономических процессов и явлений. Для экономической истории различных регионов объектами будут экономические причины и последствия отдельных исторических событий, экономическая политика государств, классов. Для истории народного хозяйства объектами являются эволюция способов производства, история хозяйственных механизмов, история отраслей хозяйства, история отдельных экономических процессов (урбанизация, кооперирование, индустриализация и т.д.); история экономических институ­тов (налоги, цены, финансы и кредит, заработная плата); для истории экономической мысли – история экономической теории, история отдельных теорий, история методов экономического анализа. Этот ряд можно продолжить.

Признавая необходимость и важность других направлений, нами избрана экономическая история различных, прежде всего наиболее развитых зарубежных стран, поскольку мы полагаем, что в современных условиях для нашей республики наиболее ценно аккумулирование, передача и пропаганда опыта хозяйственного развития стран лидеров современного мира. Наш выбор определяется и усилением чисто практических задач историко-экономической науки не только для обобщения, но и критического наследования экономического опыта с учетом отрицательных результатов хозяй­ствования и уроков развития различных стран.

Учитывая интеграционный характер экономической истории, достаточно сложно выделить предмет ее исследования. Этот вопрос неоднократно поднимался в отечественной и зарубежной литературе, высказывались различные точки зрения. Так, существует мнение о тождестве экономической истории и истории экономики. Некоторые авторы рассматривают ее как науку об истории производства в его конкретном многообразии на различных этапах истории народов. Мы полагаем, что можно говорить опредмете экономической истории в широком и узком смысле слова. В широком смысле предметом экономической истории является "экономическое движение" общества, особенности его изменений, трансформация закономерностей такого движения, их связь со всеми сторонами общественной жизни. В узком смысле – это изучение хозяйст­венной деятельности народов различных стран, развития их производительных сил, смены способов производства.

Экономической истории свойствен целый ряд функций: прагматические (обобщение и усвоение опыта хозяйственного развития), ценностные (нравственная оценка средств и результатов различных преобразований); культурные (сохранение преемственности в хозяйственной практике, знакомство с альтернативными моделями развития); фундаментальные (анализ и обработка разнообразной экономической информации); мировоззренческие (формирование логики и стиля экономического мышления).

Основными методами являются исторический, логический, метод классификаций, а также хронологический, сравнительно-исторический, исторического моделирования, ма­тематической статистики, социальной психологии и т.д.

Экономическая история связана со многими общественными науками, и прежде всего со всемирной историей. Люди в своей повседневной борьбе за благополучие приспосабли­ваются к условиям, в которых эта борьба происходит, а различные политические действия в свою очередь затрагивают их личные интересы. Без знания экономической истории подоплека политических событий прошлого и политические тенденции настоящего не могут быть до конца поняты.

Так, открытие силы пара и электричества, рост железных дорог, больших городов, появление телефона, теле­графа в XIX в. вызвали изменения во многих сферах человеческой деятельности. Они принесли как положительные, так и отрицательные результаты. Условия работы на заводах вызвали серию мер по охране труда рабочих, не свойственных XVIII в. постепенно стали необходимы новые законы, которые не могли быть приняты еще столетия назад, новые экономические проблемы вторглись в политику. Большие промышленные сдвиги изменяли нормы морали, создавали возможность для появления новой этики бизнеса, даже оказывали воздействие на догмы церкви. Появилось много новых мер общественного контроля, выраженных в форме законодательства.

Это в прошлом. Сегодня же большинство ведущих политических событий связано с такими экономическими проблемами, как труд, кредиты, тарифы, банки, государственная собственность.

Различные природные условия существования народов порождали специфические черты их экономической деятельности. К примеру, экономический прирост США обусловлен тем, что земля континента была очень богата практически неразработанными природными ресурсами, что создало благоприятные условия для накопления богатства. В то же время европейские государства в значительной степени уже истощили свои недра. В наши дни значение этого фактора еще более усилилось, а экономическая деятельность человека часто приводит к экологическим катастрофам.

В поле зрения экономической истории находится влияние религиозных, политических и моральных идеалов на экономическую деятельность, поскольку изучение экономической жизни наций невозможно отделить от повседневной жизни людей.

Таким образом, связь экономической истории со всемирной проявляется в том, что обе изучают явления в процессе их эволюции, но предмет всемирной истории гораздо шире. Последняя изучает изменение цивилизаций в целом, а экономическая история – изменения в экономических процес­сах, хозяйственной деятельности, хотя и в связи со многими другими сторонами человеческой жизни.

Особо следует подчеркнуть взаимосвязь экономической истории и экономической теории. Если первая базируется на историческом методе исследования, то вторая – на логическом, но обе они взаимозависимы. Различие между экономической историей и экономической теорией заключается в том, что экономическая история рассматривает движение экономических явлений в различные исторические эпохи, сосредоточивая внимание на его закономерностях, а экономическая теория занимается теоретическим анализом общества и использует главным образом абстрактно-логический и математический методы исследования.

Без теоретических абстракций экономическая история лишается твердой теоретической основы. В свою очередь экономическая теория без историко-экономических обобщений превращается в бездоказательную науку. Поэтому в равной степени необходимо развитие обоих направлений.

Экономическая история также тесно связана с историей экономической мысли, которая занимается изучением интерпретаций человеческим сознанием тех или иных экономических явлений. Все остальные гуманитарные науки нас занимают в той степени, в какой они помогают объяснить ход экономического развития.

Источники и историография экономической истории.Основными источниками изучения экономической истории зарубежных стран являются памятники материальной культуры и письменности, своды законов, деловые, административные и юридические документы, статистические справочники.

Что же касается историографии, то мы должны заметь, что до недавнего времени в нашей стране отношение к историкам-экономистам немарксистского направления было строго определено рамками господствовавшей идеологии. Чаще всего в их исследованиях не видели позитивного научного начала, усматривая в них лишь проявление классовой борьбы, а западная экономическая история, которая была более развитой, чем отечественная, расценивалась как "главная и тонкая форма борьбы с марксизмом в буржуазной историографии". Признавая лишь некоторые ее достижения, в частности высокую технику исследования, тщательное изучение источников, применение матема­тических методов и некоторые другие, историки-экономисты марксистского направления критиковали ее за тяготение к технико-экономическим показателям и невнимание к проблемам развития классовых отношений и классовой борьбы в обществе. Мы полагаем, что такой подход – достаточно односторонний, и считаем, что не следует игнорировать идеи предшественников, если они несут в себе хотя бы искру серьезного знания. Наша задача – выявить рациональное зерно доступных нам конструкций с тем, чтобы интегрировать их в рамках своих представлений об экономических процессах в их исторической ретроспективе. Этим объясняется наше повышенное внимание к трудам виднейших западных историков, экономистов. Проблемы экономической истории различных стран рассматривались в английской, французской, немецкой историографии.

В Англии одним из основоположников экономической истории был Арнольд Тойнби(1852 – 1883), лекции которого по экономической истории промышленной революции в Британии пользовались большим успехом. Опубликованные посмертно в виде книги "Промышленный переворот в Англии в XVIII в." (1884), они стали одним из первых исследований по экономической истории британского промышленного развития в XVIII и XIX вв. А.Тойнби получил известность благодаря своей общественной деятельности в интересах рабочего класса. Был одним из сторонников социального законодательства, вмешательства государства в отношения между трудом и капиталом, предотвращения конфликтов на предприятиях.

Во Франции плодотворно работал Фюстель де Куланж Нума Дени(1830 – 1889) – создатель действительно научного подхода к изучению истории этой страны. Его главный труд – "История общественного строя древней Франции" (1875 – 1892), в котором автор обосновал свою концепцию генезиса феодализма в Западной Европе, рассматривая переход от античности к средневековью как постепенное преобразование учреждений Поздней Римской империи. Фюстель де Куланж утверждал, что в основе европейской цивилизации лежат только римские общественные институты и практически на нет, сводил вклад германских племен, что не соответствовало историческим фактам. Он придавал огромное значение экономическим, в частности аграрным, отношениям, одним из первых обратился к изучению аграрной истории средневековой Франции. Будучи выдающимся зна­током документального материала, он тем не менее обращался к письменным источникам довольно случайно, а многие тексты истолковывал произвольно и тенденциозно.

Французский историк Марк Блок(1886 – 1944) – один из основателей школы "Анналов", сохранивший влияние и на современную историографию. Основные его труды посвящены западноевропейскому феодализму, который он оценивал как целостную социальную систему. Наиболее ценная его работа – "Характерные черты французской аграрной истории". В ней раскрыто общинное происхождение основных систем землепользования во Франции. М.Блок выдвинул идею о неоднородности средневекового крестьянства, ему принадлежит интересная попытка сравнительного изучения аграрной и социальной истории ряда западноевропейских стран.

Лабрус Эрнест Камилъ(1895 – 1972) долгое время (до 1965 г.) возглавлял Институт экономической и социальной истории в Сорбонне. Его главные работы посвящены экономической истории Франции XVIII, частично XIX в., содержат большой материал по истории движения цен, доходов, истории периодических подъемов и спадов в экономике, так называемой "конъюнктурной истории", частично по истории техники и народонаселения. На первый план он выдвигал проблемы денежного обращения, распределения, развития техники.

Поистине звездой мировой величины на этом небоскло­не является Фернан Бродель(1902 – 1985), наиболее известный представитель историко-экономической науки XX в. До второй мировой войны он преподавал историю сначала в Алжире, а затем во Франции. После поражения этой страны в 1940 г. немецкими войсками был взят в плен, где находился до 1945 г. В плену главным образом по памяти он составил тезисы по истории Средиземноморья XVI в. За эти тезисы в 1947 г. в Сорбонне ему была присвоена докторская степень, и в 1949 г. они были опубликованы в двух томах книги "Средиземноморье и средневековый мир в эпоху Филиппа II. Это поистине

исчерпывающий труд о географии, сельском хозяйстве, технологическом, религиозном и интеллектуальном климате Средиземноморского региона того периода.

С 1956 по 1968 г. Ф. Бродель был редактором журнала "Анналы: экономика, общество, цивилизация", основанного еще в 1929 г. Школа Анналов акцентировала внимание на изучении климата, географии, демографии, путей сообщения и перевозок, торговли и повседневной жизни в различные исторические периоды, полагаясь главным образом на статистический материал и количественные оценки.

Второй главный труд Ф. Броделя – трехтомник "Материальная цивилизация, экономика, капитализм, XV – XVIII вв.". Эта работа представляет собой изучение социальной и экономической истории мира от средних веков до промышленной революции. Ф. Бродель представил гигантский диапазон человеческой деятельности и событий, пытаясь объяснить, почему именно Западная Европа стала местом первой промышленной революции. Он относил время возникновения элементов капитализма, или "предкапитализма", к XIII в., а современное общество, по его мнению, утвердилось не ранее конца XVIII в., хотя предпосылки этого процесса формировались в течение 6 – 8 столетий.

Среди немецких историков отметим Карла Бюхера(1847 – 1930). В главном труде "Возникновение народного хозяйства" (1893) он выдвинул свою схему развития хозяйства, разделив экономический процесс на три стадии: первая – "домашнее хозяйство" (все предметы потребляются в хозяйстве, где они произведены); вторая – "город­ское хозяйство" (осуществляется непосредственный обмен, производство для личного потребления дополняется производством для потребителя-заказчика); третья – "народное хозяйство (является результатом возникновения наци­ональных государств). К. Бюхер считал, что каждая из стадий может сосуществовать с другими при преобладании одной из них. Многие его работы посвящены истории развития городов. Ученый подчеркивал, что в позднем средневековье преобладали мелкие, связанные с земледелием города. Однако он преувеличивал их замкнутость, игнорировал рано возникшую связь городского ремесла с рынком, роль средневековых крупных городов как участников оптовой посреднической торговли.

Для работ немецкого историка, социолога, экономиста, юриста Макса Вебера(1864 – 1920) ("История хозяйства (очерк всеобщей социально-экономической истории)", "Протестантская этика и дух капитализма" (1904) характерно постепенное движение от историко-экономической к социологической проблематике. М.Вебер занимался аграр­ной историей Древнего мира, исследовал положение крестьян в Германии в конце XIX в. Он разработал теорию происхождения западноевропейского капитализма, истоки которого он находил в повседневной деятельности ремесленников, предпринимателей и коммерсантов. Он считал, что идеи пуритан, их строгий духовный склад стимулировали развитие капитализма. По его мнению, хозяйственная этика протестантизма ориентировала человека на реализацию своего профессионального призвания, поиск религиозного "спасения" в повседневной трудовой деятельности, преобразовании окружающего мира.

Отметим вклад немецкого историка-экономиста Вернера Зомбарта(1863 – 1941) В работах "Современный капитализм" (1902), "Буржуа" (1913), "Народное хозяйство Германии в XIX и начале XX в." (1923) автор отстаивал эволюционный подход к вопросу о возникновении капитализма, рассматривая три стадии его развития: индивидуальную, переходную и социальную. В качестве критерия он брал уровень обмена между единицами общества – от полной автаркии домохозяйства древности до разделения труда при капитализме. По его мнению, каждой стадии соответствует свой экономический принцип. Так, для первых двух стадий определяющим принципом является принцип "пропитания", для капитализма – "приобретения, стяжательства". В. Зомбарт пытался также создать свою теорию первоначального накопления капитала, выделяя в качестве его основного источника аккумуляцию феодальной земельной ренты. Для написания работ по экономической истории Западной Европы он собрал огромный фактический материал.

Говоря о немецкой историографии, нельзя обойти стороной Карла Маркса(1818 – 1883), тем более что, по выражению известного американского социолога Д.Белла, "западные теории общественного развития – В. Зомбарта, М.Вебера, Й. Шумпетера – являются диалогами с историческими схемами К.Маркса". Многие теоретические рабо­ты К.Маркса написаны на обширном историко-экономическом материале. Он одним из первых предложил продуманную философию истории, подкрепив ее экономической теорией. К.Маркс рассматривал экономический прогресс как главный двигатель общественного развития. Трансформации, происходящие в надстроечных институтах, являются, по его мнению, неизбежным результатом изменений в экономическом базисе.

Однако не все концепции К.Маркса были абсолютно новыми. Идею эволюции с ее постоянным набором и порядком стадий он позаимствовал у Л.Г.Моргана, который в своем труде "Древнее общество" обрисовал семь стадий культурной эволюции, связав каждую с характерным для нее техническим нововведением – изобретением огня, лука, стрел и т.д. Взяв эту идею за основу, Маркс развил ее дальше. По Марксу, эти нововведения были вызваны экономическими причинами, а изменения в. материальном произ­водстве, а также в распоряжении средствами производства определяют социальные, политические и правовые аспекты. Т.е. переход от одной стадии к другой является прямым результатом действия экономических факторов.

И наконец, крупнейший американский экономист и социолог австрийского происхождения Йозеф Алоиз Шумпетер(1883 – 1950). С 1925 по 1932 г. – профессор Боннского университета, а с 1932 г. до конца жизни профессор Гарвардского университета. Шумпетер стал один из основателей Гарвардской школы бизнеса, где в 30-с гг. была принята программа по изучению истории предпринимательства. К его основным трудам относятся: 'Теория экономического развития" (1911), "Экономические циклы: теоретический, исторический и статистический анализ капиталистического процесса" (1939), "Капитализм, социализм, демократия" (1942), "История экономического анализа" (1954). Й.Шумпетер был ученым-теоретиком, получившим наиболь­шую известность благодаря своей динамичной концепции экономического цикла, где цикличность рассматривается как закономерность экономического роста. Тем не менее, почти все его работы написаны с использованием не только теоретического, но и исторического и статистического методов, причем теоретические выкладки основаны на глубоких исторических обзорах развития различных явлений. Так, в книге "Капитализм, социализм, демократия", пожалуй, самым впечатляющим является то, что он пытается рассмотреть динамику капитализма и социализма на фоне огромной исторической перспективы. Ему же принадлежит вывод о неизбежной постепенной трансформации частнопредпринимательского капитализма в экономическую систему, развитие которой будет регулироваться, и направляться государством. Ход исторического развития после второй мировой войны подтвердил верность этой идеи.

Понятно, что нами упомянуты лишь наиболее яркие, на наш взгляд, исследователи. Послевоенный период в целом отличается значительным ростом удельного веса экономической истории в рамках западной историографии и накоплением огромного фактического материала. Изучается история техники, технических изобретений, технологии, отдельных экономических явлений. Исследуется история промышленности, в том числе отдельных предприятий, отраслей, внутренней и внешней торговли, транспорта, науки и т.д. В большом количестве выходят работы, посвященные демографическим сдвигам в различные временные отрезки, формированию рынка рабочей силы, росту производительности труда, международному валютному и товарному обмену, материальному положению населения и др.

В русской историографии много внимания уделялось аграрным проблемам зарубежных стран, прежде всего Англии и Франции (Д. Г. Виноградов, М. М. Ковалевский, П. В. Лучицкий, Н. И. Кареев, Д. М. Петрушевский, А. Н. Савин и др.). Проблемам экономической истории Древней Греции и истории экономического быта Западной Европы были посвящены работы И.М.Кулишера.

В трудах советских историков анализировалась история античности (В. И. Кузищин, И. М. Штраерман), история средневековья (А. Д. Удальцов, С. Д. Сказкин, Е. А. Косминский, М. А. Барг), новая история Англии (В. Ф. Семенов, С. И. Архангельский), Италии (В. И. Рутенбург), Франции (А. Д. Люблинская), Германии (М. М. Смирин), Нидерландов (А. Н. Чистозванов). Исследовался промышленный переворот, например, во Франции (Ф. В. Потемкин) и т.д. Отметим также ряд учебных изданий, к примеру "Экономическую историю капиталистических стран" под редакцией В.Т.Чунтулова, В.Г.Сарычева и "Экономическую историю капита­листических стран" под редакцией Ф.Я.Полянского, В.А.Жамина. Вместе с тем вплоть до конца 80-х – начала 90-х гг. для историко-экономической науки были характерны изолированность от развития мировой науки, идеологическая заданность выводов исследований, безальтернативность, отрыв от источников, серьезное отставание в методах исследования. С распадом СССР к этим проблемам добавилась еще и национальная замкнутость.

Что же касается исследований по экономической истории зарубежных стран в Республике Беларусь, то эта наука находится в самом начале пути.

Вместе с тем надо сказать, что в западных странах, прежде всего в США, вектор развития историко-экономической науки был несколько иным. Кратко его можно представить в виде схемы.

Для "новой экономической истории" характерны широчайшее использование статистических методов исследова­ния с помощью ЭВМ, приложение экономической теории к изучению экономической истории и применение гипотетических дедуктивных моделей для объяснения прошлого. Наиболее яркими представителями этой школы были американские ученые А.Конрад, Дж.Мейер, Р.Фогель и С.Энгерман. В центре их внимания были две основные, хотя и не единственные темы: экономика рабства на Юге США и роль железнодорожного строительства в развитии этой страны в последней трети XIX в. Благодаря усилиям этих и других исследователей было собрано, систематизировано и обработано на ЭВМ огромное количество статистической информации, в научный оборот был введен ряд новых, не использовавшихся ранее архивных источников. Главное место отводилось изучению альтернативного развития экономики, отличного от реально происходившего.

К примеру, рассматривались ситуации, при которых в США в 1861 – 1865 гг. или не было гражданской войны, или не отменялось рабство, или отсутствовали железные дороги. Модель, построенная по такому принципу, сравнивалась с действительными, имевшими место показателями и на основе сопоставления делался вывод о степени эффективности рабства или масштабного железнодорожного строительства второй половины XIX в. Выводы были парадоксальными, встречены критически, хотя теперь уже никто не сомневается в том, что рабовладельческая экономика была более эффективной, чем полагали прежде, а железнодорожное строительство играло важную, хотя и не такую решающую роль в развитии экономики, как это представлялось ранее.

Главным недостатком таких моделей была их неспособность предвидеть все последствия предполагаемой ситуации, поскольку в принципе невозможно создать модель, полностью и адекватно отражающую всю реальную экономику. В 70-е гг. "новая экономическая история" сошла на нет, слившись с работами по анализу долговременных тенденций экономического развития.

Это направление (анализ экономической динамики) зародилось в конце XIX – начале XX в. Большой вклад в его разработку внесли русские и советские (М.И.Туган-Баранов-ский, Н.Д.Кондратьев, Е.С.Варга, И.А.Трахенберг и др.), английские (С.Джевонс), французские (А.Афтальон) и другие ученые. В 1917 г в США было создано Национальное бюро экономических исследований, возглавившее работу по анализу экономического цикла и долговременньгх тенденций развития экономики. Эта научная школа к 60 – 70-м гг. накопила богатые традиции количественного анализа экономического развития. В 60-е гг. на первый план вышли исследования в области экономического роста, хотя разрабатывались и другие проблемы, такие как долговременные исторические тенденции развития мирохозяйственных свя



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.