Сделай Сам Свою Работу на 5

в) операции на открытом рынке





Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.

Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе .

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%". Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.



Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.



 

Тема 10: Европейская валютная система

В 1989 г. министр финансов Франции Ж. Делор изложил трехступенчатый план валютного объединения Европы. Этот план включал в себя: осуществление скоординированной экономической и валютной политики отдельных стран EС; учреждение центрального банка ЕС; замену национальных валют единой валютой ЕС. Реализация первого этапа началась с 1 июля 1990 г. и заключалась в координации валютной политики, унификации внутреннего законодательства, создания общеевропейской системы платежей и Европейского валютного института — прообраза Европейского центрального банка. В 1992 г. в Маастрихте подписываются Маастрихтские соглашения, там были сформулированы основные требования к странам — претендентам на вступление в ЕВС по уровню инфляции, обменному курсу, процентной ставке, размеру бюджетного дефицита, внутреннему и внешнему государственному долгу. Основные задачи Европейского валютного института: усиление уровня кооперации национальных центральных банков и координации проводимой согласованной денежной политики, осуществление необходимых подготовительных мероприятий для проведения единой денежной политики путем создания европейской системы центральных банков и введения общеевропейской валюты евро на третьем этапе плана ЕЭВС. Европейский валютный институт разработал механизм перехода к третьей ступени плана экономического и валютного союза и представил сценарий введения евро до 2002 г. Он же осуществлял постоянную работу с правительствами государств по выполнению «критериев конвергенции» для присоединения к ЕЭВС. В 1995 г. стали вырисовываться четкие перспективы будущей валюты. В декабре на заседании Совета Европы в Мадриде было принято решение о введении с 1 января 1999 г. единой валюты для ряда стран ЕС. Были установлены критерии для допуска стран к участию в ЕЭВС, которые можно рассматривать и как показатели «финансового здоровья»



· дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП

· государственный долг должен составлять менее 60% от ВВП.

· уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5% средний уровень инфляции в трех наиболее благополучных в этом отношении странах ЕЭС;

· на протяжении по меньшей мере двух лет должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран — членов ЕЭС (±15%);

· средний размер долгосрочной процентной ставки не должен превышать более чем на 2% средний уровень этих ставок в тех же трех странах.

Участники Совета решили отказаться от наименования ЭКЮ (по мнению немцев, это звучало слишком по-французски). Евромарка также не прошла, поскольку возмутились французы. Остановились на евро, как на наиболее нейтральном варианте. Но основным решением явилось определение статуса будущей валюты: участники решили, что это будет самостоятельная и единственная валюта стран ЕС. Европейский валютный институт представил публике дизайн для евробанкнот, вводимых в действие с 1 января 2002 г. Заключительными шагами па пути к образованию европейской системы центральных банков стали:

· принятие в 1997 г. Пакта стабильности и роста, определяющего бюджетную дисциплин) стран участниц ЮВС.

· определение 2 мая 1998 г. состава государств — участников ЕЭВС входящих с 1 января 1999 г. новую общеевропейскую валюту

В число стран, вводящих евро, вошли 11 из 15 государств Европейского союза Австрия; Бельгия. Германия. Нидерланды, Испания, Ирландия, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия, Франция. Однако, Великобритания, Дания и Швеция отказались ввести евро. Экономическое положение Греции в тот период не соответствовало критериям введения евро. Греция ввела евро с I января 2001 г

25 мая 1998 г. Правительства стран-участниц утвердили Президента, вице-президента н четырех членов исполнительной дирекции Европейского центрального банка (ЕЦБ). Их назначение на указанные должности вступило в силу с 1 июня 1998 г., и эту дату принято считать датой основания ЕЦБ, а следовательно, и европейской системы центральных банкой. С момента основания ЕСЦБ Европейский валютный институт полностью выполнил свои функции и подлежал ликвидации Проделанная им значительная работа по воплощению плана ЕЭВС в жизнь продолжается европейской системой центральных банков.

Третий, завершающий этап создания Европейского экономического и валютного союза начался с I января 1999 г в условиях функционирования европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка. Появление евро стало одним из важнейших событий в мировой экономике конца XX в. Переход к единой валютной политике и замена национальных денежных знаков на единую европейскую валюту преследуют экономические, социальные и политические цели. Замена национальной валюты на евро позволяет добиться снижения затрат на производство в реальном секторе экономики. Стабильные и невысокие процентные ставки — не только способ подавления инфляции, но и важнейшее условие подъема экономики стран. Ввод общеевропейской валюты предусматривался поэтапно. В мае 1998 г. Европейский совет определил 11 стран — участниц ЕЭС, которые отвечали критериям конвергенции и были готовы войти в зону евро на первом этапе. Европейский валютный институт, выполнивший основную подготовительную работу по созданию ЕЦБ и введению евро, преобразован в Европейский центральный банк. В 1998 г. Совет управляющих Европейского центрального банка одобрил проекты монет и банкнот будущей общеевропейской валюты. Расчетная единица Европейского союза — упразднена, и ей на смену введена новая общеевропейская денежная единица — евро.

Все ссылки на ЭКЮ в юридических документах заменены ссылками на евро, а средства в ЭКЮ пересчитаны в евро. Начальный курс евро установлен в соотношении I евро = I ЭКЮ. Европейский центральный банк и национальные центральные банки стран — участниц ЕЭВС вес счета ведут в евро, вес межбанковские расчеты и операции рефинансирования также проводятся в евро. Банки стран — участниц ЕЭВС в период параллельного хождения осуществляли конверсию национальных валют н евро (и обратно) без взимания комиссии и предоставляли выписки по счетам клиентов с одновременным указанием сумм в евро и национальной валюте. Курс каждой валюты был рассчитан на основе достаточно сложной формулы, учитывающей отдельные экономические показатели страны, курс ее валюты по отношению к ЭКЮ, кросс-курсы валют стран ЕЭВС. Предварительные курсы были объявлены в начале 1998 г., а окончательные стали известны I января 1999 г. и оставались неизменными до I июля 2002 г. когда национальные валюты полностью прекратили хождение. Каждая страна разработала свой собственный план перехода на общую валюту. В некоторых странах были разработаны подробные соглашения между банками, клиринговыми организациями и правительством. В других странах каждый банк сам проявляем инициативу. В июле 1999 г после необходимой технической подготовки начались производство евробанкнот и чеканка евромонеты. 1 января 2002 г., выпущены в обращение банкноты и монеты евро. Параллельное хождение евро с национальными валютами продолжалось с 1 января по 30 июня 2002 г.; при этом каждая страна самостоятельно определяла сроки параллельного хождения национальной валюты. С I июля 2002 г. евро является единственным законным средством платежа на территории стран-участниц. Имелись определенные проблемы с качеством банкнот и разменной монеты. Например, монеты, изготовленные в одной стране, не всегда опознавались машинами по пересчету и торговыми автоматами в другой. Сегодня Европейская валютная система представляет собой зону функционирования единой валюты — евро, с децентрализованной эмиссией на основе единого эмиссионного плана, с наднациональными органами денежно-кредитного регулирования и обязательствами стран — членов зоны в отношении проводимой финансовой и экономической политики. ЕВС— валютная система группы стран, входящих в Евросоюз (ЕС). Членство в ЕС вовсе не предполагает автоматического участия в ЕВС. Членами ЕС являются 27 европейских стран: с 1 января 2007 г. в ЕС приняты Болгария и Румыния. Наиболее бурно ЕС расширялся в 2004 г., когда в Евросоюз вошли сразу 10 стран, включая Латвию, Литву. Эстонию. Польшу. Чехию и Словакию Членство в ЕС отнюдь не предполагает автоматического участия в ЕВС. Для вступления в зону евро страны обязаны соответствовать критериям «финансового здоровья». В настоящее время единая валюта является официальным платежным средством на территории 13 государств — членов Европейского Союза): Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии. Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Словении, Финляндии, Франции. Основные проблемы функционирования единой валюты находятся не за пределами Евросоюза, а внутри него. Ни одна страна в зоне евро не имеет экономически рациональной системы социальной защиты. Скорость унификации законодательства отстает от скорости расширения Евросоюза. Преимущества единой валюты блокируются национальной и международной бюрократией. Банкротство одной крупной страны может вызвать ее выход из зоны евро и распад всей системы.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.