Сделай Сам Свою Работу на 5

I.Сущность кредитно-денежной системы.





Основополагающей целью КДП (кредитной денежной политики) является помощь экономике, в достижении общего уровня производства (все отрасли должны быть рентабельны). Он характеризуется полной занятостью и стабильностью цен. КДП состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, что означает стабильный рост экономики, низкий уровень безработицы и нормальный уровень инфляции. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться достаточно успешно лишь в том случае, если государство через ЦБ способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, т.к. в развитой рыночной экономике, именно последние являются базой всей КДС. КДП в промышленно развитых странах рассматривается как инструмент (тонкой настройки) экономической конъюнктуры, как оперативное и гибкое дополнение бюджетной политики. Сложившаяся мировая практика показывает, что через КДП государство воздействует на денежную массу и % ставки. Они, в свою очередь, на потребительский и инвестиционный спрос. Нерегулируемая деятельность коммерческих банков может привести к циклическим колебаниям деловой активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать денежное предложение, а в период депрессии, уменьшая, усугубляя кризис. Роль координатора ДС страны выполняет ЦБ (эмиссионные банки). Главная задача КДП ЦБ – поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика ЦБ является одной из важнейших частей регулирования экономики государства. С помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции в целях поддержания конъюнктуры. Главный инструмент – кредит, который стимулирует капиталовложение в различные отрасли экономики. Исходной при определении целей КДП является вопрос о субординационных связях различных компонентов экономической политики. Важно пояснить вопрос определения базовых понятий. Традиционным является употребление термина «КДП». Однако, является ли понятие «кредитная» простым приложением к «денежная» или оно имеет собственное содержание. Верно ли именовать рассматриваемую политику денежно-кредитной или следует говорить о денежной и кредитной как о самостоятельных компонентах экономической политики. Для ответа надо сопоставить целевые задачи и средства их разрешения в рамках денежной и кредитной политики. Суть определения цели денежной политики сводится к выявлению конкретного способа, с помощью которого обеспечено продвижение заданного результата – стабильность цен. Цель ДП – обеспечение экономики необходимой и достаточной ДМ, т.е. исключить избыток или дефицит ДМ с точки зрения потребностей экономики. Целью кредитной политики является регулирование доступности кредита исходя из задач стабильного экономического роста. Кредитную цену денег можно регулировать по линии предложения денег, тем самым регулируется и доступность кредита. В ДП % ставка по кредитам (ставка рефинансирования ЦБ) должна обеспечить искомый результат в виде достижение определенного объема ДМ. Арсенал ДП богаче и включает в себя и процентные ставки. Решения в кредитной политике на общеэкономическом уровне могут касаться только % ставки. Решение в одной из областей монетарной сферы оказывает влияние на все др.области. в связи с этим принципиальный выбор между денежной, кредитной и валютной политикой должен осуществляться на альтернативной основе, а количественные параметры в рамках избранной политики задаются на базе компромисса при этом избранная сторона политики касающаяся регулирования движения стоимости в денежной форме на принципах рынка является доминирующей. Другие составляющие являются субординационно-подчиненными. Предположение принятия решения проведения более мягкой политики, т.е. ставка рефинансирования снижена. Если данное решение не будет обеспечено адекватными мерами в сфере ДП, т.е. объем ДМ на том же уровне, экономические субъекты будут испытывать дефицит ликвидности в силу чего % ставки по кредитам в основном останутся на прежнем уровне и задача смягчения КП будет решена чисто номинально в виде благого желания. Характер взаимодействия различных сторон экономического регулирования относящихся к монетарной сфере характеризуется обеспечением равновесия между ДМ и %ставкой на кредит. КДП базируется на принципах монетаризма и имеет ряд преимуществ перед фискальной политикой. Прежде всего, она обладает быстротой и гибкостью. Гибкость зависит от того, что эта политика проводится ЦБ, а не парламентом страны и в значительной мере изолирована от политического лоббизма. Сильные стороны КДП: 1)быстрота и гибкость. По сравнению с фискальной политикой КДП может быстро меняться. 2)Слабая зависимость от политического давления. По своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная политика. Изменения в государственных расходах непосредственно влияет на распределение ресурсов, а налоговые изменения, без сомнения, могут иметь далеко идущие политические последствия. Кредитно-денежная политика, наоборот. Действует тоньше, и потому представляется более приемлемой в политическом отношении. 3)Монетаризм. Большинство экономистов считают как фискальную, так и кредитно-денежную политику действенными инструментами стабилизации, существуют монетаристы, которые полагают, что изменение денежного предложения - ключевой фактор определения уровня экономической активности и фискальная политика относительно неэффективна. Отрицательные моменты денежно-кредитной политики заключаются в том, что она оказывает лишь косвенное влияние на коммерческие банки с целью регулирования динамики предложения денег и, соответственно, не может напрямую заставить их сократить или расширить кредиты .







Недостатки и проблемы кредитно-денежной политики: 1)Циклическая асимметрия, т.е. если проводить политику дорогих денег, то будет достигнута такая точка, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов, что означает ограничение предложения денег. В то время как политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, т.е. возможность предоставлять ссуды, однако она не в состоянии гарантировать, что последние действительно выдадут ссуды и предложения денег увеличиться. Население тоже может сорвать намерения Центрального банка. Деньги, направленные на покупку у населения облигаций, могут использоваться населением для погашения уже имеющихся ссуд. Эта циклическая асимметрия является серьезной помехой кредитно-денежной политики лишь во время глубокой депрессии. В нормальные периоды повышение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и тем самым к увеличению денежного предложения.2)Изменение скорости обращения денег. Так, с точки зрения денежного обращения общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. В связи с этим некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, чем ликвидирует изменения в последнем, вызванные кредитно-денежной политикой. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой Центробанка, скорость обращения денег склонно к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения вероятно упадет. Влияние инвестиций, то есть действие кредитно-денежной политики может осложниться и даже временно затормозиться в результате неблагоприятных изменений расположения кривой спроса на инвестиции. Например, политика сужения кредитоспособности банков, направленная на повышение процентных ставок, может оказать слабое влияние на инвестиционные расходы, если одновременно спрос на инвестиции, вследствие делового оптимизма, технологического прогресса или ожидания в будущем более высоких цен на капитал растет. В таких условиях для эффективного сокращения совокупных расходов кредитно-денежная политика должна поднять процентные ставки чрезвычайно предпринимательству, и тем самым свести на нет всю политику дешевых денег. Осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, центральный банк достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной). С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться достаточно успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитной системы. Данное регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях. Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, то есть их способности своевременно покрывать требования вкладчиков. Это производится, прежде всего, за счет учетной, или дисконтной политики, а также установления норм обязательных банковских резервов. Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы правления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства; изменяет цену облигаций; варьирует условия их продажи; различными способами повышает привлекательность последних для частных инвесторов. Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что Центральный Банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков . Таким образом, в заключении данной главы можно сделать следующие выводы. Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики. Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом.

II.Инструменты кредитно-денежной политики

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.