Государственная политика Республики Беларусь
БИП – Институт правоведения
Ж.М.Анисимова
Л.И.Крошинская
Л.C.Черепица
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Краткий курс лекций
Часть 1
Рекомендовано к изданию
в качестве методических рекомендаций кафедрой
экономико-математических и информационных дисциплин
(протокол № 7 от 27.03.2012)
А в т о р ы:
доцент кафедры экономико-математических и
информационных дисциплин БИП, кандидат экономических наук Ж.М.Анисимова;
доцент кафедры экономико-математических и
информационных дисциплин БИП Л.И.Крошинская;
доцент кафедры экономико-математических и
информационных дисциплин БИП Л.C.Черепица
Р е ц е н з е н т ы
доцент кафедры менеджмента технологий Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ, канд. физ.-мат. наук Н. И. Скриган
профессор кафедры экономико-математических и информационных дисциплин БИП С.А.Чернышева
Анисимова Ж.М.
Компьютерные информационные технологии. Краткий курс лекций: Ж.М.Анисимова, Л.И.Крошинская, Л.C.Черепица. Часть 1. – Минск: «БИП – Институт правоведения», 2012. – 150 с.
В пособии в краткой и доступной форме изложены основные теоретические положения и методы практического использования компьютерных информационных технологий, проблемы и перспективы их развития.
Предназначено для студентов экономических специальностей высших учебных заведений.
ВВЕДЕНИЕ
Динамичное развитие информационного общества предъявляет новые требования к формированию компьютерной грамотности и информационной культуре у специалистов, занятых в области организационного управления. Эффективное управление бизнес-процессами предполагает знание оптимальных способов обработки информации и представления ее потребителю для принятия обоснованных решений, ориентацию на рынке технических сред производства, хранения и передачи данных, владение навыками работы с компьютерами и другими устройствами, содержащими микропроцессоры.
Цель настоящего пособия – в краткой и доступной для студентов форме изложить основные теоретические положения и методы практического использования компьютерных информационных технологий, проблемы и перспективы их развития.
Основными задачами при написании пособия были следующие:
Ø освоение фундаментальных положений информационных технологий для обеспечения адекватности получаемых студентами знаний современному быстро изменяющемуся состоянию рынка технических средств и программных продуктов.
Ø отражение специфики информационных процессов в экономических информационных системах;
Ø ориентация на автоматизацию прикладных экономических задач;
Ø овладение средствами и методами принятия решений в современной информационной среде.
Учебное пособие состоит из трех частей: «Техническое и программное обеспечение информационных технологий», автор Л.И. Крошинская, А.И.Бородина, «Технология баз данных и знаний», автор Ж.М. Анисимова, «Корпоративные информационные системы», автор Л.С. Черепица.
В первой части учебного пособия излагаются сущность и базовые понятия компьютерных информационных технологий, принципы построения и классификация ЭВМ, виды и характеристика основных устройств персонального компьютера, архитектура, стандарты и информационные услуги сетевых технологий, программные ресурсы информационных технологий системного характера и прикладные программы общего назначения.
Вторая часть полностью посвящена характеристике систем управления базами данных (СУБД) и технологиям создания баз данных. Рассмотрены концепции организации экономической информации в информационных системах, модели данных, языковые и программные средства СУБД, основы языка структурированных запросов SQL, концепции многопользовательских и распределенных баз данных, проектирование и администрирование баз данных. Отражены перспективные направления в области организации, хранения и использования данных и знаний – хранилища данных, базы знаний.
В третьей части рассмотрены сущность, классификация, архитектура, базовые стандарты корпоративных информационных систем (КИС), методология их проектирования и обеспечение информационной безопасности. Дана структурная характеристика КИС: информационные ресурсы, техническое и программное обеспечение, состав функциональных подсистем. Уделено внимание системам искусственного интеллекта, в частности, экспертным системам и системам поддержки принятия решений.
По структуре пособие оформлено в виде конспекта лекций, каждая из которых включает вопросы к изучению, основной материал и контрольные вопросы по теме. Контрольные вопросы позволяют обозначить ключевые положения изучаемой темы с целью лучшего усвоения материала.
Пособие написано в соответствии с учебной программой по дисциплине «Компьютерные информационные технологии» для специальностей 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии», 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Оно может быть полезно студентам всех специальностей, изучающих входящие в предлагаемое пособие вопросы, в рамках других дисциплин.
РАЗДЕЛ 1. ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Вопросы
1. Предмет и содержание дисциплины
2. Информатизация
3. Информационные технологии
4. Основные понятия компьютерных информационных технологий
5. Обработка информации
ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Технология в переводе с греческого (techno) означает искусство, мастерство, умение. Под технологией материального производствапонимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Например, технологии варки стали, раскроя материала.
Информационные технологии – это система методов и способов, которые ориентированы на получение, хранение, обработку, использование и распространение информации.
Компьютерные информационные технологии (КИТ) – это совокупность методов и средств получения и использования информации на базе вычислительной техники, телекоммуникационных средств и математических методов.
Цель изучения дисциплины КИТ – подготовка к использованию компьютерных информационных технологий как инструмента для решения задач в своей предметной области.
Изучение дисциплины КИТ позволит:
· овладеть базовыми понятиями информационных технологий;
· приобрести системные знания о принципах действия и структурной организации ПК и компьютерных сетей, о назначении и особенностях функционирования программного обеспечения;
· приобрести навыки работы на ПК по формированию текстовых, табличных и графических документов, динамических презентаций, использованию электронной почты и поиску информации в Internet при решении задач предметной области;
· получить представление о перспективах развития аппаратного и программного обеспечения компьютерных информационных технологий;
· получить представление о роли информатизации в современном обществе.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
| Информация
| Математические методы
| Алгоритмы
| Технические средства
| Программы
|
Рис.1.1. Фундамент компьютерных информационных технологий
Содержание дисциплины КИТ включает изучение следующих разделов:
Раздел 1. Техническое и программное обеспечение информационных технологий
Раздел 2. Технологии баз данных и знаний
Раздел 3. Корпоративные информационные системы
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Информационное общество, характерные черты и перспективы его развития
Информатизация общества – это повсеместное внедрение комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверной информации, обобщенных знаний во всех социально значимых видах человеческой деятельности. Информатизация обеспечивает не только рост экономических показателей, развитие народного хозяйства, но и получение новых научных достижений в фундаментальных и прикладных науках, направленных на развитие производства, создание новых рабочих мест, повышение жизненного уровня.
Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.
Современные концепции теории информационного общества:
1. Основным фактором развития признаются наука и знания, описывающие информационные процессы, а также развитие образования и компьютеризации.
2.Предполагается создание глобальной информационной системы – пространства, охватывающего производство, быт, образование, досуг и другие сферы человеческой деятельности.
Должен осуществляться переход от индустриального общества к сервисному, который должен сопровождаться развитием наукоемких, интеллектуальных технологий и системного анализа.
3.Локальные истории наций должны слиться в единую, глобальную историю человечества, что будет сопровождаться формированием общепланетарной цивилизации, взаимопроникновением и взаимообогащением культур.
4. Само государство изменится так, что к обычным ветвям власти добавится еще две: власть информации и власть интеллекта, – которые должны пронизывать все общество. Власть информации означает свободу печати, гласность, обилие общедоступных источников информации. Власть интеллекта реализуется жестким отбором в руководящие звенья наиболее подготовленных, компетентных специалистов.
Характерные черты современного информационного общества:
1. Информационные технологии приобретают глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека.
2. Обеспечивается приоритет информации по сравнению с другими ресурсами.
3. В основу общества закладывается автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний, сформировано единство всей человеческой цивилизации.
4. Ликвидируется противоречие между информационной лавиной и информационным голодом.
Эти черты информационного общества порождают ряд проблем:
· в адаптации части людей к новой информационной среде;
· усложняется отбор качественной и достоверной информации;
· увеличивается разрыв между разработчиками и потребителями информационных технологий;
· возрастает влияние на общество средств массовой информации;
· все больше нарушается частная жизнь организаций и людей.
Определены основные сферы информатизации и компьютеризации общества:
1. Организация экономической информации на предприятиях.
2. Создание системы информационных услуг для населения с использованием компьютеров.
3. Организация системы здравоохранения и социального обеспечения.
4. Компьютеризация системы образования и науки.
Социальные и правовые аспекты информатизации
Республика Беларусь стремится к созданию цивилизованного информационного рынка. Об этом свидетельствуют принятые законы, указы, постановления:
1. Об информации, информатизации и защите информации
2. О научно-технической информации
3. О патентах на изобретения
4. О патентах на промышленные образцы
5. О национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь
6. О печати и других средствах массовой информации
7. О введении в действие Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь и др.
Закон «Об информации, информатизации и защите информации» (10 октября 2008г.) открыл путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов для успешного развития информационного общества. Закон регулирует правоотношения, возникающие:
· в процессе формирования и использования документированной информации и информационных ресурсов;
· создания информационных технологий автоматизированных или автоматических информационных систем и сетей;
· определяет порядок защиты информационного ресурса, а также прав и обязанностей субъектов, принимающих участие в процессах информатизации.
Закон о научно-техническойинформации (5 мая 1999г.) устанавливает правовые основы регулирования правоотношений, связанных с созданием, накоплением, поиском, получением, хранением, обработкой, распространением и использованием научно-технической информации в РБ.
В 1997г. издан Указ Президента Республики Беларусь «О созданиицентра правовой информации Республики Беларусь». Национальный центр правовой информации (НЦПИ) Республики Беларусь является центральным государственным научно-практическим учреждением в области компьютерного накопления, хранения, систематизации и предоставления в пользование эталонной правовой информации (на бумажных и электронных (магнитных) носителях), создания межгосударственной системы обмена правовой информации.
Постановление «О размещении официальной информации в Республике Беларусь» (17 февраля 1997г.) в глобальной сети «Интернет». Информацию должны представлять:
· Министерство статистики и анализа
· Министерство внешних экономических связей
· Министерство связи
· Комитет государственной безопасности
· Государственный комитет по науке и технологиям
· Государственный комитет по печати и другие республиканские органы государственного управления.
Постановление «О развитии в республике работ по созданию единой научно-информационной компьютерной сети» (22 октября 1998г.). Должны быть отработаны перспективные сетевые приложения и телекоммуникационные технологии, обеспечивающие высокоскоростной доступ ведущих научных организаций и образовательных учреждений к международным и создаваемым в республике базам научно-технической информации.
Государственная политика Республики Беларусь
в области информатизации
В республике Беларусь Указом президента (27.12.2002) утверждена государственная программа информатизации республики «Электронная Беларусь». Основная цель программы – формирование в республике единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу, обеспечивающего:
· создание условий для повышения эффективности функционирования экономики;
· государственное и местное управление;
· права на свободный поиск, передачу, распространение информации о состоянии экономического и социального развития общества.
На начальном этапе этой программы проведен анализ нормативно-правовой базы для выявления проблем, препятствующих широкому внедрению КИТ, подготовлены соответствующие нормативно-методические материалы и разработан проект Единого государственного регистра Республики Беларусь, который должен стать основой единого национального информационного ресурса.
Завершающий этап программы (2006-2010) поддерживает следующие направления:
· систему электронной торговли для государственных нужд;
· стандартизованный электронный документооборот;
· систему обеспечения национальной безопасности.
Для создания благоприятных условий повышения конкурентоспособности отраслей экономики страны, основанных на новых и высоких технологиях, Декретом Президента (22 сентября 2005г.) создан Парк высоких технологий, представляющий собой аналог Силиконовой долины (США). Парк высоких технологий включает 5 зон:
· административно-деловую;
· жилую;
· научно-производственную;
· общественно-образовательную;
· торговую.
Указом президента утверждены приоритетные направления научно-технической деятельности в Республике Беларусь:
· ресурсосберегающие и энергосберегающие технологии производства конкурентоспособной продукции;
· новые материалы и новые источники энергии;
· медицина и фармация;
· информационные и телекоммуникационные технологии;
· технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственнойпродукции;
· промышленные биотехнологии;
· экология и рациональное природопользование.
Электронное правительство – это правительство, которое максимально использует информационные технологии. Оно позволяет наладить дистанционное общение государства и человека. Правительство в этом случае выступает как корпорация для оказания услуг населению и бизнесу. Государство становится обслуживающей организацией. Белорусское электронное правительство создается в рамках программы «Электронная Беларусь».
На первом этапе внедрения электронного правительства государственные органы используют Интернет для размещения и распространения своей информации.
Следующий этап – это предоставление услуг. Этот этап отличается от предыдущего тем, что связь здесь двухсторонняя, когда гражданин имеет возможность обратной связи с государством с использованием средств коммуникации.
Устанавливаются информационные киоски в жилищных конторах, почтовых отделениях, администрациях районов. В таком информационном киоске можно посетить городской сайт, а также сделать платежи.
Готовятся разделы для малого и среднего бизнеса.
Последний этап – это интегрированный государственный интернат-портал, объединяющий всю информацию о государстве. Пользователь задает вопрос, и ему поступает ответ. При этом он не будет знать, какое, например, министерство ему оказало услугу.
А с учетом того, что информационные технологи быстро развиваются, предстоят и следующие, пока трудно предсказуемые этапы.
Проект «Электронное правительство»:
· позволит улучшить качество предоставляемых государством услуг по информированию населения о деятельности органов государственного управления;
· повысит доверие граждан к государству;
· позволит снять административныепрепятствия для развития бизнеса;
· сократит расходы на содержание государственного аппарата до 30%.
В итоге Республика Беларусь должна быть государством, удобным для жизни граждан.
В нашей республике создается единое информационное пространство, которое должно включать в себя:
· информационные ресурсы;
· организационные структуры для сбора, хранения, обработки, распространения, поиска и передачи информации;
· средства информационного взаимодействия граждан и организаций, включающие в себя: технологии, программы, технику, сети, документы.
Государственная поддержка развития информационных
технологий в Республике Беларусь
Указ президента республики Беларусь «О государственной поддержке разработки и экспорта Информационных технологий» (3 мая 2001г.). Белорусскому государственному университету выступить инициатором создания в установленном порядке научно-технологической ассоциации, главной целью которой будет развитие разработки и экспорта информационных технологий.
Указ президента Республики Беларусь (16 декабря 2002 г.) «О национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь» – это основной государственный информационный ресурс глобальной компьютерной сети Интернет в области права и правовой информатизации. Целями создания и функционирования Национального правового портала являются:
· концентрация и систематизация информации и знаний по вопросам права и правовой информатизации;
· своевременное обеспечение граждан, государственных органов и иных организаций полной и достоверной правовой информацией, а также комментариями и другими правовыми аналитическими материалами;
· обеспечение эффективного взаимодействия работников государственных органов и иных организаций при использовании информационных, организационных и технологических возможностей портала;
· повышение качества нормотворческой деятельности, результативности работы государственных органов и иных организаций;
· пропаганда правовых знаний и развитие правовой культуры граждан;
· содействие гражданам в осуществлении научной, учебной и других видов деятельности;
· интенсификация межгосударственного обмена правовой информацией;
· создание условий для повышения международного авторитета Республики Беларусь и привлечения инвестиций в национальную экономику.
Формирование, ведение и обеспечение функционирования Национального правового портала осуществляются Национальным центром правовой информации(НЦПИ).
Основу информационного содержания Национального правового портала составляет правовая информация. На данном портале размещается также научно-практическая, учебная, справочная и иная информация в области права и правовой информатизации. Источниками такой информации являются:
· официальные документы;
· авторские материалы ученых и других специалистов;
· средства массовой информации;
· иные источники, содержащие информацию в области права и правовой информатизации.
Информация размещается с учетом следующих требований:
· актуальность, оперативность, достоверность и целостность;
· четкость структуризации, распределение данных по тематическим блокам;
· многовариантность представления информации с использованием различных телекоммуникационных средств, технопрограммных решений и различного уровня доступа к ней;
· представление информации на государственных языках Республики Беларусь, а также на английском языке.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|