Электрический расчет ленточного конвейера.
6.1.Общие сведения.
Ленточный конвейер является наиболее распространенным механизмом непрерывного транспорта для перемещения сыпучих и штучных грузов (материалов).
В ленточных конвейерах лента одновременно выполняет функции несущего и тягового органа.
В конструкцию ленточного конвейера входят:
1) приводной барабан;
2) редуктор;
3) электродвигатель;
4) отводной барабан;
5) подвижные опорные ролики;
6) лента конвейера;
7) натяжной барабан;
8) натяжное устройство;
9) станция управления приводным двигателем.
Приводной барабан вместе с редуктором и электродвигателем образует приводную станцию.
Современные ЛК (ленточные конвейеры), работающие на открытых разработках полезных ископаемых обеспечивают производительность до 20000 т/час при скорости перемещения ленты примерно 6 м/сек. Суммарная мощность приводных станций достигает 3 - 4 мВт.
6.2.Особенности работы электропривода транспорта.
Лента с грузом, как правило движется в одном направлении с постоянной скоростью. Режим работы длительный диапазон регулирования скорости не более 2 : 1. Транспортеры сооружают на открытом воздухе, в метах с повышенной запыленностью, с влажной либо агрессивной средой, в условиях резкого колебания температур.
Главная особенность в работе электропривода ленточного конвейера – это повышенный момент Мс при страгивании с места, особенно при страгивании груженого ЛК.
Непрерывность работы, с одной стороны является фактором, обеспечивающим высокую производительность механизма, а с другой требует простоты и высокой надежности как механической так и электрической части транспортера.
Наличие фрикционной связи между ЭД и грузонесущим органом требует от ЭД плавного пуска и торможения. В ЛК значительной протяженности ускорение ограничено до 0,2 – 0,3 м/сек2 (лента играет волной при пусковых рывках, пружинит и может разрушиться). С этим явлением борются установкой нескольких ЭД вдоль трассы.
Применение много двигательного привода одновременно с улучшением динамики системы позволяет существенно уменьшить массу тянущего элемента и увеличить энергетические показатели, особенно для случаев работы ЛК с переменной нагрузкой.
При ограниченной величине ускорения необходимо сохранять движущий момент М в период пуска постоянным. В установках мощность 1000 квт и более предпочтительнее 2 – 3-х приводные системы привода.
В ЛК наиболее применимы АД с к.з. или фазным ротором. В АД с к.з. ротором регулирование скорости осуществляют изменением i редуктора, или применением многоскоростных АД.
Время пуска ЛК может достигать нескольких минут. Плавный пуск АД с фаз. Ротором достигают включением пусковых сопротивлений в цепь ротора (10 – 20 ступеней).
Для ограничения ускорения в АД с к.з. ротором включают сопротивление в цепь статора (как правило индуктивность). На рис. 6.1 приведена зависимость времени разгона ЛК от его длины.
Рис. 6.1.
6.3.Основной расчет.
Расчет электропривода ЛК начинают с изучения исходных данных и выбора кинематической схемы приводной станции и всего конвейера. Вычерчивается диаграмма натяжения тягового органа. А после определения сил действующих на тяговый орган рассчитывается и мощность электропривода, т.к. производительность и скорость движения задается в исходных данных. Затем выбранный двигатель проверяют по условиям перегрузки и по пусковому моменту ρ.
Пусть дан конвейер, изображенный на рис. 6.1,а.
Рис. 6.2.(а,б)
Диаграмма натяжения рабочего органа изображена на рис. 6.2,б.
Если производительность ЛК П кг/час, а скорость Vм/сек, то удельная масса полезного груза будет .
Тяговое усилие находят из эпюры сил, действующих в и=тяговом элементе. Эту эпюру строят вдоль развернутой трассы ЛК с учетом увеличения сил трения на участках с перегибами и действующих активных сил на подъемах и спусках трассы.
Сила сопротивления на горизонтальном участке равна
(6.1.)
тГР, т0 – удельная масса груза и тянущего элемента;
ℓ - длина участка, м;
k – коэффициент трения.
Сила сопротивления на наклонном участке равна:
(6.2.)
α – угол наклона трассы.
Результирующее усилие, которое должен преодолеть приводной ЭД равен:
FН = FГОР + FНАКЛ.
Зная предварительное натяжение Fщ и усилие на набегающем участке тягового органа, получим полезный момент на валу ЭД:
D – диаметр барабана приводной станции, (м);
I – передаточное число редуктора;
п – число приводных станций.
Статический момент сопротивления на валу ЭД с учетом потерь в редукторе и подшипниках приводного барабана:
(6.3)
Мощность приводной станции при статической нагрузке:
(6.4)
к3 – коэффициент запаса 1,1 – 1,3.
Из каталога определяем номинальную мощность, близкую к статической.
При переменном графике нагрузки выбранный ЭД должен развивать момент, достаточный для преодоления максимально возможного момента нагрузки
тg – коэффициент допустимой перегрузки ЭД
Для АД
Для ЭД постоянного тока тg= (2 – 5)Imax/Iном
Для АД с к.з. ротором необходима проверка по пусковому моменту:
МП ЭД > МС.П.
МП ЭД – пусковой момент ЭД;
МС.П – момент сопротивления при пуске ленточного конвейера.
МС.П = МСТ + МДИН
Силы трения возникают в подшипниках вращающихся элементов, в местах контакта роликов и катков с опорой, в тяговом элементе при его изгибах и вследствие значительной протяженности конвейера и большого количества движущихся масс составляют значительную часть суммарной статической нагрузки, а для горизонтальных конвейеров определяют всю статическую нагрузку электропривода.
Поэтому расчет сил трения при проектировании конвейеров следует выполнять весьма тщательно, т.к. именно эти силы определяют необходимую мощность и количество приводных ЭД.
Коэффициент трения к из формул (6.1), (6.2) довольно сложная величина. Обозначим ее Сп.
(6.5)
Сп – результирующая коэффициента сопротивления движению на линейном участке;
кп = 1,1 – 1,3 - коэффициент учитывающий неточности в расчетах сил трения;
μ – коэффициент трения в подшипниках;
f – коэффициент трения качения роликов и катков;
D – диаметр ролика катка;
d – диаметр вала подшипника в роликах и катках.
Увеличения усилия на изгибе тягового элемента:
(6.6)
ξТН.Б. – сила от изгиба тягового элемента, пропорциональная натяжению в набегающей точке ТН,Б,;
- сила трения в подшипниках блоков или роликов, пропорциональная равнодействующей сил N на данном участке конвейера.
Рис. 6.3
Если пренебречь весом блока G (рис. 6.3,а) и принять ТНБ ≈ ТСБ, тогда:
Си – результирующая коэффициента сопротивления на изгибе участка.
Значения Ск и Си для приближенных расчетов сведены в таблицы 6.1 и 6.2.
Таблица 6.1.
Вид участка изгиба
| Рис.
| Угол α0
| СП ∙ 10-2
| 1. Звездочка с цепью, шкив с канатом.
2. Барабан с лентой.
3. Цепь с катками по шине.
4. Лента на роликовой батарее.
5. Цепь на роликовой батарее.
| а
а
б
в
в
| 90 – 180
90 – 180
20 – 45
20 – 45
30 – 60
| 2 – 3
4 – 6
1,2 – 3
1,2 – 3
2,5 – 3,7
|
Таблица 6.2.
Тип конвейера
| Сп∙ 10-2
| 1. Канатная дорога.
2. Ленточный и цепной конвейер
| 0,6 – 0,7
2,0 – 2,5
|
Пример 6.
Дано: Ленточный конвейер длиной L = 200м служит для подъема руды из карьера глубиной 30 м. Производительность П = 200 т/час, скорость движения ленты v = 2 м/сек, величина разгона а не более 0,3 м/сек2, т0 - вес ленты равен 10 кг/м.
Определить мощность NЭД, проверить выбранный ЭД на возможность страгивания полностью загруженного конвейера, определить число приводных станций.
Решение.
1. Определяем статическую расчетную мощность электропривода:
СП – выбираем из таблицы (6.2) СП = 0,025;
ηм = 0,8
sin α = H/L = 0,15; cos α = 0,9887≈0,989
k3 – выбираем 1,2.
2. По каталогу выбираем ЭД защищенный, обдуваемый, серии 4А 180 М4У3 Nном=30квт; ηн=90,5%; сos φн=0,9, пном=1500 об/мин.; λ=Ммакс/Мн=2,2; kП=МП/Мн=1,4; IП=7Iн; весЭД равен 185 кг.
3. Статический момент на валу ЭД
4. Номинальный момент на валу ЭД
5. Рассчитаем параметры ротора, приняв относительные размеры Dp : Lp = 1,5 : 2,5, Gp ≈1/3G
6. Маховый момент ротора ЭД с муфтой
GD2вр = δGpD2p = 1,2 ∙62 ∙0,0324 = 2,41 кг∙м2.
7. Эквивалентный маховый момент поступательно движущихся масс;
Примечание.
Суммарная масса поступательно движущихся грузов и элементов транспортера при производительности 200 т/час и скорости 2 м/сек находится из выражений:
Если учитывать дополнительное усилие в ленте на изгибах приводного и отводного барабанов, выражение суммарной массы примет вид:
8. Скорректированный эквивалентный маховый момент поступательно движущихся масс будет:
9. Общий приведенный маховый момент:
10. Динамический момент на валу ЭД:
11. Необходимый пусковой момент страгивания загруженного транспортера:
Мпуск = МСТ + Мдин = 182 + 6,35 ∙ 9,81=244,3 нм
12. Максимально допустимый пусковой момент, развиваемый выбранным ЭД
Мдоп = λ (0,8 – 0,85)Мном = 2,2 ∙ 0,85 ∙ 191 = 357,2 нм λ = Мк / Мн
13. Условие успешного запуска груженого транспортера, это Мдоп > Мпуск 357,2 > 244,3 нм- условия выполняются.
6.4.Особенности выбора основного ЭО и разработки схемы управления и защиты .
Выбор основного оборудования ЭО, типа ЭД, схемы управления, во многом определяется системой электроснабжения.
Карьерные и рудничные ленточные транспортеры запитывают как правило от комплектных трансформаторных подстанций (КТП) напряжением 6 / 0,4 кВ. Относительная мощность трансформатора КТП – S, ква – определяет способ запуска приводных ЭД транспортера. Если S трансформатора в 8 – 10 раз больше номинальной мощности ЭД, то запуск АД с к.з. ротором осуществляют прямо от сети. Если же питающий трансформатор менее мощный, то запуск АД осуществляется через дополнительные пусковые устройства. Например, АД с к.з. ротором запускают через автотрансформатор либо включением индуктивности в цепь статора.
АД с фазным ротором запускают последовательным отключением пусковых сопротивлений в цепи роторной обмотки.
Питание от КТП подается на станцию управления через разъединитель, выполненный в отдельном ящике совместно с предохранителями. Станция управления защищенного исполнения схема управления – контакторно-релейная. В схеме должна быть предусмотрена максимальная защита по перегрузке и току к.з. В электроприводах, время разгона которых велико и составляет 6 –7 сек и более, предусматривают блокировку защиты по перегрузке контактами реле времени на период разгона системы до номинальной скорости.
Если технологическим процессом предусмотрена работа двух и более транспортеров, то должна быть предусмотрена блокировка на остановку загруженных при аварийной остановке выходного (разгрузочного)транспортера.
На рис. 6.4. изображена принципиальная схема управления угольными транспортерами
S1 – автоматический выключатель;
М1 – ЭД наклонного транспортера (загрузочного);
М2 – ЭД горизонтального транспортера (разгрузочного);
S2, S4 – кнопки «стоп»;
S3, S5 – кнопки «пуск».
При аварийной либо нормальной остановке первого транспортера, второй останавливается автоматически.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|