Электрический расчет лифта.
5.1.Основные требования к электроприводу лифтов.
Рассматриваем пассажирские лифты.
По кинематической схеме подъема различают:
§ Лифты с редукторной передачей и канатоведущим шкивом.
§ Лифты с без редукторной лебедкой.
По скорости подъема различают:
§ Тихоходные лифты со скоростью меньше 0,5 м/сек.
§ Быстроходные лифты со скоростью равной или меньше 1,0 м/сек.
§ Скоростные лифты со скоростью более 1,0 м/сек.
Величины предельного ускорения, замедления ограничены: для тихо, быстроходных лифтов ускорение равно или меньше 1,5 м/сек2; для скоростных – ускорения равно или больше 2,5 м/сек2.
Грузоподъемность пассажирских лифтов от 250 до 1500 кг ( от 3 до 21 чел.). Характерная особенность лифта – обязательное наличие направляющих, в которых перемещается кабина. По техническим нормам электропривод пассажирского слабо загруженного лифта должен обеспечить остановку кабины с точностью не более ± 35 – 50 мм. Точность остановки зависит от тормозного пути, проходимого кабиной при торможении:
(5.1.)
где J – момент инерции, приведенный к валу ЭД;
ωнач.т. – угловая скорость ЭД перед началом торможения;
D – диаметр канатоведущего шкива;
МТ, МС – тормозной и статический момент ЭД.
Анализируя выражение (5.1) делаем вывод: повысить точность остановки можно либо, снизив момент инерции и угловую скорость перед началом торможения, либо увеличить тормозной и статический момент ЭД.
Наиболее эффективно и доступно уменьшение угловой скорости перед началом торможения ЭД.
Более точные требования к точности остановки лифтов:
§ Точность ± 10 мм достаточна во всех видах лифтов
§ Точность ± 50 мм достаточна в лифтах без тележек.
Точность ± 10 мм достигается при скорости равной или меньше 0,15 м/сек, а чтобы достичь ± 10 - 15 мм при скорости равной 0,5 м/сек, необходимо снижать скорость перед торможением.
В лифтах со скоростью равной или больше 0,5 используют двухскоростные ЭД с отношением ω1 / ω2 = 1 : 4, 1 : 5.
При использовании односкоростного ЭД точности ± 50 мм можно достичь при скорости равной или меньше 0,5 м/сек, точности ± 15 мм можно достичь при скорости равной или меньше 0,15 м/сек. Для лифтов со скоростью равной 0,5 м/сек максимальное ускорение меньше или равно1 м/сек2
5.2.Основные расчеты.
Расчет электропривода лифта начинается с выбора кинематической схемы. Различают лифты с противовесом и без противовеса. Применение противовеса снижает нагрузку на лебедку и приводит к снижению мощности ЭД.
Противовес выбирают по формуле:
Qпр = Q0 + ψ QН , (н) (5.2.)
где Q0 – вес пустой кабины, (н);
QН – номинальная грузоподъемность , (н);
ψ – коэффициент уравновешивания (для пассажирских лифтов ψ = 0,35 – 0,4).
Для определения РЭД необходимо найти усилие на канатоведущем шкиве или барабане, которое складывается из следующих составляющих:
а) веса неуравновешенного груза
QТ = Q0 + QН , (н) (без противовеса)
б) веса уравновешенного груза
при подъеме QГ. пр = Q0 + QН - Qпр = QН(1- ψ) (н)
Рис. 5.1.
Кинематическая схема лифта
1.Эл. двигатель
2.Соединит. муфта с ЭТ тормозом.
3. Редуктор
4.Канатоведущий шкив.
5.Подъемный канат.
6.Кабина лифта.
7.Противтвес.
8.Урановеш. канат
9.Отводящий шкив.
10.Второй отводящий шкив.
| | при опускании пустой кабины
QТ = Qпр - Q0 = QН ψ, (н)
в) веса неуравновешенных канатов
Q1 = ± qк пН
Q1- - может противодействовать движению (+), либо помогать ему (-)
г) сопротивления движению от трения башмаков кабины и противовеса о направляющие.
Q2 = μ∑ q, (н)
Μ – коэффициент сопротивления движению
∑ q – силы давления башмаков на направляющие.
д) сопротивления перемещению каната по канатоведущему шкиву:
Q3 = 0,03 sin β ∕ 2 F, (н)
β – угол обхвата шкива канатом,
F – наибольшая сила натяжения на шкиве, н.
е) сопротивления перемещению канатов по отводным блокам, включая и блоки натяжных устройств
Q4 = ∑к sin βi F
к= 0,04 – для блоков на подшипниках скольжения
к= 0,02 – для блоков на подшипниках качения.
ж) сопротивление воздуха:
S – площадь кабины, м2
V – скорость перемещения, м/сек.
Наибольшее усилие на шкиве при установившемся движении:
- без противовеса
- с противовесом
Необходимая мощность на валу ЭД (с противовесом)
ηл – КПД лебедки лифта;
кр =0,9 – коэффициент использования ЭД по мощности;
εн – ПВ=40%
εкат – ПВ приведенная в каталоге для выбранного ЭД.
Выбранный по каталогу ЭД проверяют по перегрузочной способности (по условиям пуска).
Мср.п ≥ к Мст.макс.
к – коэффициент перегрузки по моменту для лифтов к=2
Мср.п – средний пусковой момент выбранного ЭД
(Для АД с к.з. ротором)
где кП = МП / МН ; кМ = МК / МН
кП , кМ – выбираем из каталога;
Мст.макс. – максимально возможный статический момент на валу ЭД
i – передаточное число редуктора;
D – диаметр канатоведущего шкива.
Если лифт совершает большее число остановок, чем рекомендовано, то ЭД проверяется на нагрев.
Для проверки ЭД на нагрев надо определить эквивалентную мощность за цикл и сравнить с номинальной мощностью выбранного ЭД для определенного ПВ режима. Стандартный ПВ для лифтов равен 40%.
Вначале приводим график моментов к стандартному виду рис. 5.2, б и определяем Мэкв
При выборе ЭД из серии ПВ режима необходимо помнить, что номинальные паспортные данные установлены заводом при работе ЭД по стандартному графику с учетом изменения условий охлаждения, что учитывается коэффициентами α и β. α – отражает ухудшение охлаждения ЭД при разгоне, торможении (принимается – 0,75). β – учитывает ухудшение охлаждения ЭД в период пауз (принимается – 0,5)
Рис. 5.2.(а,б,в)
Приведенные графики М=f(τ) и Р=f(τ)
Пример 5.
Дано: пассажирский лифт в четырехэтажном доме, тн = 250 кг, т0 = 100 кг,
ψ = 0,4 , скорость подъема 0,5 м/сек, кинематическая схема приведена на рис.5.1. Рассчитать мощность ЭД, выбрать тип и проверить по перегрузочной способности.
Решение.
1. Сила веса при подъеме кабины с пассажирами:
QГР = (тн + т0 + ткр)g = mн(1 – ψ)g = 250(1 – 0,4)9,81=1472 н
2. Сила веса при опускании пустой кабины:
Q0 = ψ mн g=0,4 ∙ 250 ∙ 9,81 = 981 н
3. Сопротивление движению от трения в башмаках кабины:
Q2 = μ∑т∙g = μ(mн + т0)g = 0,05(250 + 100) ∙9,81 = 172 н.
4. Сопротивление перемещению каната в направляющем шкиве:
5. Сопротивление перемещению каната на отводящем шкиве:
6. Наибольшее усилие на направляющем шкиве:
F = QГР + Q2 + Q3 + Q4 = 1472 + 172 + 37,7 + 29 = 1710 н
7. Расчетная мощность ЭД
Стандартный ПВ лифта равен 40%. ЭД выбирают из серии ВАОП с ПВ = 25%
8. Пересчитываем расчетную мощность на ПВ 25%
9. Выбираем по каталогу ЭД ВАОП – 22 номинальной мощностью 1,1 кВт, п=930 об/мин, ω=97,3 р/с, ПВ=25%, кП = 1,7 – 1,8 , кМ = 2,2.
10. Средний пусковой момент ВАОП – 22 должен удовлетворять условиям
Мпуск. ср. ≥ к Ммакс.ст.
к = 2 - коэффициент кратковременной перегрузки ЭД лифта
i – передаточное число редуктора выбираем равным 38,
скорость вращения направляющего шкива.
11. Находим номинальный момент ЭД ВАОП – 22
12. Средний пусковой момент развиваемый ЭД:
13. Средний пусковой момент ВАОП – 22 удовлетворяет условиям
Мпуск. ср. ≥ 2 Ммакс.ст.
22,6 > 2 ∙ 9,75 н.м.
22,6 > 19,5 н.м.
5.3. Особенности проектирования схем управления лифтами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|