Сделай Сам Свою Работу на 5

Предмет и задачи методики преподавания русского языка 8 глава





7. Чтение дополнительных текстов; читают учащиеся (если есть хорошо читающие) или учитель. (5 мин. или более.)

8. Подведение итога урока и задание на дом. Составить предложение, сосчитать слова в нем. Нарисовать контур моркови, заштриховать.

Урок чтения на первом этапе букварного периода (изучение нового звука и новой буквы).

Тема: «Звук и буква ш. Открытые и закрытые двузвуковые слоги» (14-я и 15-я страницы «Букваря»),

Цель урока:

а) воспитание и развитие: прививать любовь к природе, уважение к труду в сельском хозяйстве; развитие речи и мышления, аналитико-синтетических умений;

б) познавательная деятельность: выделение звука ш из разных позиций, его артикулирование, синтез слогов; чтение слов с новым звуком; составление предложений, словарная работа.

Оборудование урока. «Буквари», указки — у учащихся; магнитофон, разноцветные мелки, картина, указка — у учителя; наборное полотно и слоговой стан.

Построение урока.

1. Артикулирование звуков я, у, м. Хоровое чтение слов и слогов. «Распевка». Скороговорка Мама мылом Милу мыла. Работа с наборным полотном и абаком. (4 мин.)

На уроке решается широкий комплекс задач воспитания, развития, познания. Формулируя цели данного, конкретного урока, учитель указывает лишь те, которые особенно специфичны для этого урока, обходя молчанием Другие задачи, которые тоже, разумеется, будут на нем решаться (например, развитие устойчивого внимания, правильного произношения и культуры речи и т. п.).



2. Чтение дополнительных слов .и слогов (не по «Букварю»). (2 мин.)

3. Картина «В сосновом лесу», ее рассматривание, беседа по вопросам, составление предложений. Один из вопросов: «Как шумят сосны?» — «Шшшшш...» — дети произносят тихо и громче, продолжительно. (6 мин.)

4. Придумывание (подбор) слов со звуком ш в начале слова. Скандирование этих слов. Выделение звука ш, его артикулирование (в артикуляционной работе используется магнитофон; слова шапка, шарф, шар, карандаш, школа, шла, Маша и др.). Подбор слов со звуком ш в различных позициях, выделение звука из разных позиций. (6 мин.)

5. Физкультурная минутка. (3 мин.) Чтение стихотворения «Шарик» (1 мин.)

6. Знакомство с буквами ш и Ш. Анализ состава и начертания буквы ш (на доске, в «Букваре», на карточках). (3 мин.)



7. Чтение страниц 14 -и 15 по «Букварю» — чтение по подобию. Четырехбуквенные двусложные слова с открытыми слогами. Выполнение упражнений, данных на этих страницах. (8 мин.)

8. Работа с наборным полотном и с абаком. Составление слогов и слов с новой буквой, чтение этих слогов и слов. Печатание слова с буквой ш. (6 мин.)

9. Слушание записанных на магнитофонную ленту стихотворений или рассказов, музыкальных записей — по выбору. (5 мин.)

Подведение итога урока, задание на дом: чтение по «Букварю», чтение дополнительного текста.

Урок письма на втором этапе букварного периода (письмо новой буквы и строчной и заглавной на одном уроке).

Тема: «Строчная и заглавная буквы ж».

Цель урока:

а) воспитание и развитие: воспитание аккуратности, выдержки, терпения, развитие устойчивого внимания;

б) познавательная деятельность: письменное оформление собственной речи, своей мысли; способы связи между письменными буквами; перенос слова со строки на строку; написание ши; запись целого предложения, составленного самими учащимися; письмо под диктовку.

Оборудование урока: тетради, ручки, прописи — у учащихся; доска, мел разноцветный, картина или наборы картинок, наборное полотно и абак. Кадоскоп.

Построение урока.

1. Повторение пройденных букв: дети пишут на классной доске и в тетрадях отдельные буквы и слоги с этими буквами, читают их.

Чтение с карточек слов и предложений, записанных письменными буквами. Хоровое чтение. (5 мин.)

2. Выделение звука х из различных позиций. Показ образца рукописной буквы х, выделение ее элементов, показ соединения элементов. Различие между строчной и прописной буквами. Сравнение с печатной буквой х. Запись образца на доске, показ его на карточках или на плакате (или с помощью кадоскопа). Рассматривание образцов на доске, а затем в «Рабочих прописях». Показ начертания новой буквы (учитель пишет на доске). (8 мин.)




3. Письмо новой буквы учащимися по образцам (на доске, в «Рабочих прописях» и в тетради, предварительно записанные учителем). (5 мин.)

4. Физкультминутка. (2 мин.)

5. Показ соединений новой буквы. Письмо сочетаний, отработка соединений. Запись двух-трех слов с буквой х в середине. Письмо под диктовку, с предварительным звукобуквенным анализом. (6 мин.)

6. Беседа по воспоминаниям о прогулке в лес. Использование слов мох, мухомор, муха. Чтение стихотворения «Грибы». Звукобуквенный анализ слов мох, мухомор. Творческая работа: зарисовка цветными карандашами: мох, во мху — мухомор. Письмо слов мох и мухомор (тщательная помощь учителя — предупреждение возможных орфографических ошибок). (8 мин.)

7. Физкультминутка. (2 мин.)

8. Самостоятельное списывание с предшествующим или последующим звукобуквенным анализом. Для списывания берутся дополнительные тексты. (7 мин.)

Подведение итога урока. Домашнее задание не задается.

Урок письма в конце третьего этапа букварного периода (все буквы уже изучены).

Тема урока: «Правописание сочетаний ча, чу».

Цель урока:

а) воспитание и развитие: воспитание внимания, орфографической зоркости, творческое развитие в составлении рассказа, в свободных высказываниях; воспитание любви к.родной природе, к Родине;

б) познавательная деятельность: формирование орфографического самоконтроля, умения находить и проверять орфограмму; оформление собственного предложения, его совершенствование и запись.

Оборудование урока: картины, «Рабочие прописи», наборное полотно, цветные мелки, кадоскоп и образцы записей для демонстрации; киноаппарат и фильм о родной природе.

Построение урока.

1. Каллиграфическая минутка. Показ типичных ошибок в письме буквы ф и. Ф с помощью кадоскопа. Показ правильных образцов. Письмо букв ф и Ф и их соединений: с другими буквами. (5 мин.)

2. Звукобуквенный анализ слов, содержащих сочетания ча, чу.(часы, дача, хочу, чужой и т. п.) с помощью наборного полотна, а также в устной форме, без помощи зрительного анализатора. Запись слов по методу зрительно-слухового диктанта и по методу слухового диктанта. Составление предложений с записанными словами (устно). Выделение орфограмм (подчеркивание, устное проговаривание). (13 мин.)

3. Физкультминутка. (2 мин.)

4. Демонстрация кинофильма о родной природе. Фильм подбирается цветной, продолжительностью в 5—7 минут (1 часть), с хорошими картинами леса, деревьев, парка и т. п. В случае если демонстрация фильма невозможна (например, из-за отсутствия в данный момент хорошей киноленты), то ее мощно заменить просмотром хороших картин о природе.

5. Беседа по кинофильму или по картинам (4—6 вопросов учителя). Вопросы составляются так, чтобы просмотренные картины связывались с наблюдениями учащихся, полученными во время экскурсий, на прогулках в природу. Беседа направляется так, чтобы одно из составленных предложений содержало слово на тему урока — с сочетаниями ча, чу (например: В лесной чаще много грибов; Я хочу в лес!; Лесное чудо и т.. п.). (3—4 мин.)

6. Звукобуквенный анализ намеченного для записи предложения (с помощью наборного полотна или без него) и запись предложения как фрагмента связного рассказа о лесе (10 мин.)

7. Самопроверка, выделение орфограммы (с помощью учителя). (2 мин.)

8. Подведение итога урока.

Система уроков чтения и письма в период обучения грамоте.

Под системой уроков подразумевается такая их последовательность, в которой предусмотрено планомерное, подтвержденное теоретически и практически распределение учебного времени по темам курса, преемственные и перспективные связи уроков, разнообразие как типов самих уроков, так и основных методических средств, используемых на них учителем и учащимися. Эти типы уроков и приемы работы описаны выше. Систему создает понимание роли, места, задачи каждого-урока, их цели. Система уроков на весь период обучения грамоте предусматривает также выделение циклов уроков чтения и письма по основным этапам учебного процесса. Так, разрабатываются на основе так называемого тематического планирования циклы уроков на следующие разделы курса обучения грамоте: на добукварный период — примерно 6 дней; на первый этап букварного периода — примерно до 14 дней; на второй этап букварного периода — примерно до 30 дней; на третий этап букварного периода — примерно до 20 дней; на послебукварный период — примерно до 12 дней.

На каждом из этих этапов обучения решаются собственные задачи и, следовательно, уроки имеют свои особенности. Кроме того, циклы уроков также обладают своей внутренней логикой построения. Так, в цикле соблюдаются следующие общие требования: в нем более или менее равномерно чередуются уроки, на которых вводится новый звук и новая буква, и уроки, на которых новых букв и звуков нет (это относится в равной мере и к урокам чтения, и к урокам письма); в структуре цикла уроков предусматриваются темы, связанные не с усвоением новых звуков и букв, а с темами другого порядка; по орфографии — «Правописание сочетания ши», по слоговой структуре слов — «Слова со стечением двух согласных в начале открытого слога — ста», по развитию речи и мышления — «Составление предложений по картинкам и запись их на основе звукобуквенного анализа» и т. п.

Уроки усвоения новых звуков и букв планируются не всегда на основе чередования с уроками «закрепления». Так уроки изучения звуков и букв л, н, ы и с могут быть даны подряд, а вслед за ними будет дан урок закрепления этих звуков и букв. В то же время после звука и буквы и потребуется несколько уроков без новых звуков и букв, так как детям нужно научиться читать все пройденные согласные в мягком варианте перед буквой и.

Циклы уроков завершаются обобщающе-повторительными уроками, а циклы по более поздним этапам обучения грамоте — также фрагментами уроков контрольного типа, цель которых — «срезы», контрольные проверки (чтение-хронометраж, письмо диктантов и т. п.).

Примеры планирования уроков на разных этапах букварного периода см. в книге Карлсен Е. Г. и Каменовой А. В. «Уроки обучения грамоте» (М., 1972).

Особенности уроков в малокомплектной школе.

В малых населенных пунктах еще длительное время будут сохранены малокомплектные школы, где один учитель одновременно работает с двумя и даже тремя классами.

В современной малокомплектной школе применяются два варианта распределения классов между учителями: первый вариант — учитель ведет все три начальных класса, работая в полторы смены, второй вариант — один учитель ведет I и III классы по методике малокомплектной школы, а другой учитель ведет II класс по обычной методике.

Если учитель ведет одновременно три класса в полторы смены, то в период обучения грамоте все же рекомендуется первые два урока по расписанию, т. е. 12 уроков в неделю, проводить с одними лишь первоклассниками. Это, естественно, должны быть уроки чтения и математики. В остальных случаях уроки обучения грамоте (чтения) в I классе совмещаются с уроками, как правило, русского языка в III классе. При этом, в случае работы учителя с тремя классами в полторы смены, продолжительность уроков сокращается до 30 минут. При малочисленных классах такая продолжительность урока оказывается достаточной и даже более эффективной, так как все дети на протяжении всех 30 минут работают на высоком уровне умственной активности.

Уроки письма при тех же условиях, как правило, проводятся совместно с другими классами; их целесообразно сочетать с математикой, с природоведением, а в отдельных случаях — с чтением. В последние годы широкое распространение получили однопредметные уроки.

Основной отличительной чертой уроков в малокомплектной школе, в условиях работы учителя одновременно с двумя-тремя классами, является самостоятельная работа учащихся.

Следовательно, в таких классах особенно тщательно разрабатывается система самостоятельных работ на всех этапах обучения — при усвоении нового, при выработке умений и навыков, при повторении и т. д.

В условиях обучения грамоте залог успеха такой системы в изобилии и разнообразии различных дидактических материалов, главным образом раздаточных, дополняющих «Букварь», вносящих оживление в работу.

Самостоятельная работа предполагает руководство учителя, которое выражается в постановке задач, задавании конкретных заданий, в комментариях к раздаваемым дидактическим материалам и в обязательной проверке выполнения. Естественно, что первоклассники особенно нуждаются в таком руководстве. Детей необходимо с первых дней приучать к самостоятельным работам различного характера. Занимаясь с другим, параллельным классом, учитель все время следит за самостоятельной работой первоклассников.

Какие же виды работ могут быть выполнены первоклассниками в период обучения грамоте самостоятельно?

В добукварный период: обводка трафаретов, заштриховка фигур, письмо элементов букв, рассматривание картинок, подготовка к ответам на вопросы, составление предложений и т. п.

В букварный период: разнообразные варианты аналитико-синтетической работы с помощью наборного полотна и абака, тихое чтение дополнительных текстов или «Букваря», составление предложений и рассказов (подготовка к устному рассказыванию), рисование на темы прочитанного, подготовка к пересказу, письмо по образцам из «Рабочих прописей», по образцам, данным учителем, списывание с печатного текста, письмо составленных слов и предложений (все, что дети пишут сами, должно быть предварительно разобрано учителем, с применением проговаривания), письмо с вставкой пропущенных букв и слов; применяется также повторное чтение с различными дополнительными заданиями по тексту: выбор слов к заданной теме (например, названия животных), ответы на вопросы, иллюстрирование прочитанного, завершение, дополнение незаконченных предложений, выполнение логических упражнений на группировку, обобщение, градацию и т. п.

Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»

.—— М.: Просвещение, 1979. — 431 с., ил.

В каталоге: Педагогика Прислано в библиотеку: Pantera87

Оглавление

Стр. 104

Для самостоятельной работы дается и фонетический разбор: подчеркивание в словах (лучше всего — с помощью раздаточного материала) гласных или согласных, деление на слоги, указание ударного слога, вставка пропущенных гласных, подчеркивание слогов жи, ши, ча, ща, чу, щу, выписывание мягких согласных и т. п.

В условиях работы одного учителя с двумя или тремя классами очень велика роль технических средств. Так, в некоторых школах нашей страны, и особенно в зарубежных странах социалистического лагеря, столы в малокомплектных школах оборудованы наушниками, соединенными с радиоприемником или магнитофоном. Так в Чехословакии проводятся по радио специально для сельских школ уроки (именно уроки, а не просто учебные передачи). Надев наушники, дети слушают беседу, выполняют задания, пишут диктант, заучивают стихотворения. Если централизованных радиопередач нет, то может быть использована магнитофонная запись, которая включается по мере надобности на уроке, когда учитель переключает основное свое внимание на параллельную группу — на третьеклассников.

Для малокомплектных школ разрабатываются также программированные материалы и учебные пособия,. удобные для организации самостоятельной работы детей, но методика применения программированных материалов (не только для «машинного», но и для безмашинного программирования) пока еще не разработана для периода обучения грамоте в I классе.

Как видим, на этом уроке время для самостоятельной работы равномерно распределено между классами, причем первоклассники, только начинающие учиться, не обойдены вниманием, тем более что за их самостоятельным письмом учитель имел возможность наблюдать все время.

Опыт показывает, что при правильном распределении и объединении классов-комплектов, при умелом планировании уроков и самостоятельной работы, при хорошей обеспеченности уроков дидактическими материалами эффективность обучения в малокомплектной школе бывает достаточно высокой.

Задания

1. Составьте схему основных требований к урокам в период обучения грамоте; конкретизируйте три общедидактических требования к произвольно выбранному уроку обучения грамоте (чтения).

2. Составьте схематическую классификацию типов уроков, проводимых в период обучения грамоте.

3. Проанализируйте один урок чтения и один урок письма из числа описанных на странице 82—85 (или в пособиях по обучению грамоте Кеменовой А. В., Карлсен Б. Г. и др.) с точки зрения типологии уроков и требований к ним (см. 1-е и 2-е задания).

4. Самостоятельно разработайте схематический план урока чтения или письма, пользуясь материалом, изложенным в главе.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Необходимость такой главы — о проблемах и перспективах — в учебнике, где, казалось бы, должен приводиться лишь устоявшийся, апробированный, не вызывающий сомнений и споров материал, объясняется тем, что именно обучение грамоте, его организация и методика порождает немало новых проектов, предложений, а следовательно, полемику.

Споры и целые дискуссии по обучению грамоте продолжаются уже около двух десятилетий. Пожалуй, нет во всей педагогической науке другой такой области, где споры были столь же продолжительны, столь же горячи и, в общем, не привели бы до сих пор к каким-то позитивным, однозначным решениям.

Так, в начале 60-х годов Д. Б. Эльконин выступил с несколькими статьями, где подверг критике «Букварь» того времени, звуковой аналитико-синтетический метод в том виде, как он тогда применялся, за несоответствие законам русской фонетики и психологии овладения чтением. Д. Б. Эльконин предлагает собственную систему развития фонематического слуха учащихся. Им созданы экспериментальные буквари, представляющие собой существенный вклад в русскую букваристику.

Подверг критике существующую систему обучения грамоте также Л. В. Занков2, отмечавший ее слабую развивающую эффективность, медленный темп прохождения материала, однообразие видов работы. Однако собственной системы обучения грамоте школа Л. В. Занкова не предложила.

На страницах журнала «Советская педагогика» в 1964 г. прошла дискуссия по методам обучения грамоте, в ней приняли участие такие известные педагоги, как А. В. Янковская, П. А. Грушников, Л.К.Назарова, В.М.Чистяков и др. Дискуссия показала активность творческой мысли в области русской букваристики. Стало очевидно, что современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте уже не воспринимается как единственно возможный. В разных республиках и областях страны появляются новые методики, существенно отличающиеся от названной выше. Так, в Белоруссии получил широкое распространение так называемый метод Ильюкевича (по имени учителя — автора методики). Научную разработку этого метода осуществил А. Ф. Шанько, назвавший его «звуко-слоговым аналитико-синтетическим методом обучения грамоте». Много своеобразного в методику обучения грамоте внесено на Украине, в Башкирии, в Грузии. Оригинальную, близкую к слоговой методику предложила О. П. Лемени-Македон (Ростов-на-Дону). Быстрыми темпами растет интерес педагогической общественности к методикам обучения детей грамоте в детском саду и особенно в семье. Естественно, что обучение детей в семье должно проходить по принципиально иной методике, главным образом в игре, в занимательных формах. Пристальное внимание в последнее время обращается на способы самообучения детей в семьях, где есть старшие школьники или где царит всеобщий интерес к книге, к чтению, к науке, технике, культуре, где много книг, журналов и газет. Замечено, что такое самообучение проходит не по аналитико-синтетической звуковой методике (которая требует, в ее современном виде, руководства со стороны учителя или родителей), а иными путями: на основе чтения выученных ранее наизусть стихотворений — методом «открытия» букв и звуков; с помощью различных буквенных игр, например кубиков или буквенного лото; по картинным азбукам и т. д. Следует отметить, что самообучение чтению в семье (реже — в детском саду) в подавляющем большинстве случаев протекает при огромном познавательном и эмоциональном подъеме ребенка, он увлечен, он чувствует себя первооткрывателем, он испытывает счастье, близкое к тому, что переживает ученый-исследователь в минуты успеха. Методика самообучения потому привлекает внимание педагогов, что она, безусловно, соответствует современным требованиям познавательной активности учащихся в учебном 'процессе. Интерес детей-школьников, научившихся" читать самостоятельно до школы, еще долгое время не угасает в школе.

Можно смело сказать, что последние 10—15 лет — это время весьма плодотворных поисков в области методики обучения грамоте.

Так, в 1966 г. в школах принят новый «Букварь», составленный под научным руководством Л. К. Назаровой. Этот «Букварь» используется поныне, на него ориентированы главы настоящего пособия.

В создании «Букваря» приняли участие поэты и художники, повысились его эстетические качества.

Однако полемика по букваристике не утихла. В 1969 г. журнал «Начальная школа» опубликовал статью В. Г. Горецкого и В. А. Кирюшкина (№ 3), в которой «Букварь» 1966 г. подвергнут, критике. В 1971 г. вышел типографский вариант экспериментального «Букваря» НИИ школ Министерства просвещения РСФСР, составленный В. Г. Горецким, В. А. Кирюшкиным и А. Ф. Шанько. С этого времени центром дискуссий и обсуждений становится этот «Букварь». Дискуссия идет сразу в двух журналах — в «Начальной школе» и в «Советской педагогике», а также на различных конференциях, совещаниях, семинарах. В дискуссии выступают -не только ученые-методисты, но и учителя, принимавшие участие в экспериментальной проверке нового «Букваря».

В «Букваре» В. Г. Горецкого и др., во-первых, использован принцип частотности звуков и букв ( на основе современных данных по статистике речи). Это позволяет на первых же уроках использовать значительное число слов, доступных для чтения.

Во-вторых, в нем использован звуко-слоговой метод. По звуко-слоговому аналитико-синтетическому методу за основу чтения берется открытый слог типа сг (согласный и гласный), что соответствует закону открытых слогов в русском языке.

В-третьих, авторы нового «Букваря» вводят одновременное чтение слов с твердыми и мягкими согласными.

В-четвертых, в «Букваре» введено практическое знакомство с целым рядом явлений языка: с многозначностью слов, с омографами и омофонами, с парами звонких и глухих согласных, с простейшими случаями словообразования, с суффиксами субъективной оценки, с некоторыми формами морфологического словоизменения, с элементами орфографии, с аббревиатурами.

Д. Б. Эльконин, предложивший новую методику обучения грамоте, противостоящую, по его мнению, звуковому аналитико-синтетическому методу, ориентируется на фонему, противопоставляя ее звуку речи. Он создал экспериментальный «Букварь» (2-е изд.— в 1969 г.) и в течении двух десятилетий проверяет его в школе.

Система Д. Б. Эльконина отличается следующими чертами:

Во-первых, автор вводит фонемный анализ слов, т. е.:

а) выяснение порядка следования фонем в слове;

б) установление различительной функции фонем;

в) выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Фонемный анализ должен дать ребенку ориентацию в звуковой системе языка, т. е. он преследует не узкопрактические задачи прочтения данного слова, а задачи широкой подготовки к чтению и письму. В связи с этой задачей вводится особый этап в обучении, в задачу которого входит введение ребенка в фонемную систему языка.

Во-вторых, при обучении чтению Д. Б. Эльконин вводит опережающую ориентацию на гласные буквы и гласные фонемы. Поэтому в его букваре сначала даются все гласные буквы, включая йотированные, и лишь после этого вводятся согласные.

Таким образом, выделяются три этапа обучения: первый, подготовительный этап — формирование общей ориентировки в фонемной системе языка; второй этап — освоение системы гласных фонем и' формирование ориентации на гласные буквы при чтении; третий этап — освоение системы согласных и формирование основного механизма чтения, т. е. «воссоздание звуковой формы слова на основе его графической (буквенной) модели» (Эльконин Д. Б. Как учить детей читать, М., 1976, с. 20).

Фонемная основа обучения чтению, ориентирование в общей системе языка должны, во-первых, способствовать пониманию чтения и письма как частных проявлений общих закономерностей языковой деятельности и, во-вторых, служить основой для дальнейшего усвоения системы русской орфографии, опирающейся на фонематический принцип.

Литература

1. Афанасьев П. А. Хрестоматия по истории методов преподавания русского языка в начальной школе. М., 1941.

2. Егоров Т. Г. Очерки психологии обучения детей чтению. 2-е изд. М., 1953.

3. Редозубов С. П. Методика обучения чтению и письму в начальной школе.— Избранные труды. М., 1961.

4. От азбуки Ивана Федорова до современного букваря. Под ред. А. И. Маркушевича и др. М., 1974.

5. Назарова Л. К. Обучение грамоте на основе учета индивидуальных особенностей учащихся. М., 1965.

6. Эльконин Д. Б. Как учить детей читать. М., 1976.

7. Кеменова А. В. и др. Обучение грамоте. М., 1972.

8. Карлсен Е. Г. и др. Уроки по обучению грамоте. М., 1972.

9. Самарина В. А. Развитие речи учащихся в добукварный период. М., 1964.

10. Соколова Е. Н., Тарасова О. Т. Обучение чистописанию. М., 1969.

11. Соколова Е. Н. Рабочие прописи. Методические указания к «Рабочим прописям». М., 1973.

12. Федоренко Л. П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1977.

МЕТОДИКА КЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Воспитательное и образовательное значение уроков классного чтения. Задачи уроков чтения на современном этапе развития советской школы

Общеизвестна роль художественной литературы в идейно-политическом, нравственном, эстетическом и трудовом воспитании школьников. На XXIV и XXV съездах КПСС особо подчеркивалась все возрастающая в последнее десятилетие социальная функция литературы. Так, на XXIV съезде отмечалось, что «с продвижением нашего общества по пути коммунистического строительства возрастает роль литературы и искусства в формировании мировоззрения советского человека, его нравственных убеждений, духовной культуры».

И хотя в начальных классах школы литература не изучается как особый предмет, тем не менее при определении значения уроков классного чтения необходимо прежде всего учитывать место литературы в жизни общества, ее влияние на формирование человека как личности. Независимо от того, в каком классе читается художественное произведение, какое оно по объему, остаются в силе положения, согласно которым литература представляет собой богатейший источник познания жизни и инструмент огромного воздействия на все стороны человеческой личности. «Благодаря литературе мы как бы живем множеством жизней, роднящих нас с прошлым человечества и со всем миром окружающей нас современности. Благодаря литературе мы становимся как бы участниками всего бесконечно сложного и разнообразного исторического пути развития человеческого общества. И понятно, что, вбирая в себя этот опыт, накопленный человечеством, мы растем не только потому, что обогащаемся прежде всего знаниями об этом пути людей, которые жили до нас или живут вокруг нас, вял растем и потому, что воспринимаем те высокие цели и идеалы исторического общественного развития, видим во всей их жизненной непосредственности героические картины борьбы за эти цели и идеалы, подвиги, совершенные во имя этих целей, силу и высоту человеческого духа, проявленные в этой борьбе».

Значимость уроков классного чтения и состоит прежде всего в том, что на них в комплексе решаются познавательные и воспитательные задачи, расширяются знания детей об окружающей действительности, прошлом и настоящем нашей Родины, ее народа, формируются элементы коммунистического мировоззрения, положительные моральные качества, учащиеся развиваются умственно и эстетически, овладевают основами самостоятельного приобретения знаний из книг и т. д. В этом нас убеждает анализ книг для чтения «Родная речь»1. В книгах в определенной взаимосвязи выступает содержательная сторона и методический аппарат (задания и вопросы по анализу текстов, система самостоятельных работ и т. п.). Для осуществления образовательно-воспитательных задач в их единстве необходимо, чтобы вся работа на уроках чтения была для учащихся одновременно процессом познания и воспитания. Поэтому важно не только что читать, но и к а к работать над текстом. Реализация образовательно-воспитательных задач на уроках чтения в равной степени предполагает овладение учащимися определенным комплексом знаний умений и формирование у них личностных качеств, необходимых советскому человеку.

Идейно-тематический принцип построения книг для чтения позволил авторам в определенной системе включить произведения, всесторонне представляющие жизнь нашей страны, в том числе ее природу в разные времена года, величие полей, рек, лесов, богатство недр, грандиозность строек, борьбу советских людей за мир во всем мире, труд и страстное желание сделать жизнь на Земле еще более прекрасной и справедливой.

Тематика произведений, включенных в книги для чтения, такова, что постоянно расширяются и от класса к классу углубляются знания учащихся о своей стране и советском народе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.