Сделай Сам Свою Работу на 5

Предмет и задачи методики преподавания русского языка 1 глава





Оглавление

МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Предмет и задачи методики преподавания русского языка

Русский язык как учебный предмет в начальных классах

Принципы обучения родному языку

Этапы исследования!

Методики русского языка

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Психологические и лингвистические основы методики обучения грамоте

Звуковой строй русского языка и его графика

СОПОСТАВИТЕЛЬНО-КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (НА ИСТОРИЧЕСКИХ ПРИМЕРАХ)

ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В ЕГО СОВРЕМЕННОМ ВИДЕ

Общие черты метода

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Работа над звуками

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ

Задачи обучения письму

Характеристика современных шрифтов-прописей.

Организационные и гигиенические условия обучения письму.

Приемы обучения письму букв. Типичные графические ошибки учащихся.

Элементы орфографии в период обучения грамоте

Развитие речи учащихся на уроках письма.

УРОКИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Требования к урокам чтения и письма.

Типы уроков чтения и письма.

Система уроков чтения и письма в период обучения грамоте.



Особенности уроков в малокомплектной школе.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

МЕТОДИКА КЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Воспитательное и образовательное значение уроков классного чтения. Задачи уроков чтения на современном этапе развития советской школы

Качества полноценного навыка чтения и пути их совершенствования

ИСХОДНЫЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ПРЕДЕЛЯЮЩИЕ МЕТОДИКУ ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Процесс работы над художественным произведением в начальных классах

Первичное знакомство с содержанием произведения (этап первичного синтеза)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ИДЕЕЙ

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ

Методика чтения сказок

Ознакомление школьников со сказкой как жанром.

Методика чтения басен

Методика чтения стихотворений

МЕТОДИКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИКИ, ГРАММАТИКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЯ И ОРФОГРАФИИ

Из истории методики изучения грамматики в начальных классах



Роль изучения родного языка для формирования у младших школьников элементов научного мировоззрения

Лингвистическая основа обучения младших школьников русскому языку с учетом взаимосвязи всех его сторон

Общая характеристика содержания начального обучения русскому языку

Методика изучения основ фонетики и графики

Ознакомление с особенностями звуков и букв, с гласными и согласными звуками.

Мягкие и твердые согласные.

Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков.

Звонкие и глухие согласные и их обозначение на письме.

Слог. Ударные и безударные слоги.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ

Сущность грамматических понятий. Трудность их усвоения младшими школьниками.

Процесс работы над усвоением понятий.

Методические условия, обеспечивающие эффективное усвоение понятий.

Грамматические и словообразовательные упражнения

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Методика изучения частей речи

Система изучения имен существительных в начальных классах

Ознакомление с числом имен существительных.

Падеж — категория синтаксическая.

СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Изучение рода и числа имен прилагательных

Правописание падежных окончаний имен прилагательных

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ГЛАГОЛАМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Последовательность изучения глагола.

Последовательность изучения материала в III классе.

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРЕДЛОГАМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Работа над правописанием предлогов

Ознакомление со смысловым значением предлогов и их синтаксической ролью



МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ЭЛЕМЕНТАМИ СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ

Работа над предложением

Ознакомление младших школьников с пунктуацией.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Урок русского языка

РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

Задачи и пути развития речи младших школьников

Требования к речи учащихся.

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СЛОВАРЕМ

Лексикология как лингводидактическая основа методики словарной работы

Многозначность слова и омонимы.

Фразеология

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ И ЗАДАЧИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. УСТНЫЙ ПЕРЕСКАЗ И ПИСЬМЕННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Выборочный пересказ

Пути повышения самостоятельности и творческой активности

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. УСТНЫЕ РАССКАЗЫ И ПИСЬМЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ

Виды устных сочинений

Роль сочинений в воспитании школьников

Тема сочинения и ее раскрытие

Составление плана

Подготовка к сочинению

Анализ сочинений учащихся.

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Типы ошибок

Исправление и предупреждение ошибок.

 

В учебном пособии освещаются вопросы эффективности в обучении русскому языку в начальных классах. В нем получили отражение такие разделы: методика русского языка как наука, методика обучения грамоте, методика классного и внеклассного чтения, методика изучения грамматики и орфографии, развитие речи учащихся.

При изложении каждого раздела кратко и доступно раскрываются особенности обучения русскому языку, сосредоточивается особое внимание на наиболее трудных проблемах.

МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Предмет и задачи методики преподавания русского языка

Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Ее можно назвать прикладной наукой, поскольку она, опираясь на теорию, призвана решать практические задачи воспитания, обучения и развития учащихся.

Как и любая другая наука, методика русского языка имеет свой предмет. Предметом ее изучения является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой, фонетикой и пр.). Методика русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке. Результаты этого изучения составляют фундаментальную базу для решения задач: на основе познанных закономерностей нужно выработать оптимальную систему обучения языку. Эта система (или, вернее, эти системы) должна обеспечить каждого школьника необходимым минимумом умений, навыков и знаний по языку. Одновременно методика учитывает ряд социальных требований к обучению: обеспечивает такое построение обучения, которое максимально способствовало бы коммунистическому воспитанию учащихся, развитию их мышления, а также было бы эффективным, достаточно экономным.

По традиции, говоря о задачах методики как прикладной науки, называют три ее задачи:

Чему учить? Ответом на этот вопрос является разработка содержания обучения — программ по русскому языку, создание учебников и различных учебных пособий для учащихся, их постоянное совершенствование, проверка доступности и эффективности.

Как учить? В соответствии с этим вопросом разрабатываются методы обучения, методические приемы, системы упражнений, рекомендации по применению тех или иных видов заданий, пособий, последовательных систем практических работ учащихся, уроков и их циклов и т. п.

Почему так, а не иначе? Здесь подразумевается исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка рекомендаций и т. д.

Методика русского языка изучает уровни знаний, умений и навыков учащихся на разных ступенях обучения, выясняет причины успехов или неудач в обучении, исследует типичные ошибки — речевые, орфографические и пр., находит способы их устранения и предупреждения. Время подсказывает свои задачи методике, как и педагогической науке в целом. Так, в наши дни в методике русского языка идет активный поиск таких методов и приемов, которые обеспечивали бы максимальную познавательную активность и самостоятельность школьников в учебном процессе; наилучшее развитие мышления и речи учащихся; прочность усвоенных знаний, умений и навыков и т. д.

Обучение языку происходит в дошкольных учреждениях, в школе — начальной и средней, в техникумах (например, в педагогических училищах), в вузах. Задачи обучения родному языку на всех этих ступенях обучения, конечно, не могут совпадать. Но основные требования науки одинаковы: везде предметом науки является процесс овладения языком, независимо от ступени обучения методика изучает объективные закономерности усвоения языка, разрабатывает системы обучения, проверяет их и т. д.

Но каждая ступень имеет свои особенности. Так, методика дошкольного воспитания ориентируется в области родного языка в основном на развитие речи детей.

Методика начального обучения - русскому языку, которая нас интересует в первую очередь, имеет свои, специфические особенности. Во всех своих разделах (кроме развития речи учащихся) она не может опереться, за редкими исключениями, на какой-то фундамент, заложенный ранее. Этим обусловлено и само ее название — «методика начального обучения». Назовем основные разделы методики:

«Методика обучения грамоте», т. е. элементарному чтению и письму. Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа — это его оружие в борьбе за освобождение, за политическое сознание, за культуру. Общепризнанны огромные успехи методики обучения грамоте в СССР.

«Методика чтения». Задача предмета «Чтение» в начальных классах, как известно, состоит в первую очередь в вооружении детей навыком достаточно беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения. Начальная школа призвана подготовить школьника к переходу в среднее звено школы и как чтеца, и как читателя.

«Методика грамматики и орфографии». Она включает обучение элементарному письму и каллиграфии, формирование грамматических понятий, первых орфографических навыков — когда нет еще достаточной грамматической основы.

«Развитие речи учащихся». Этот раздел обладает в начальной школе своеобразием. Дети впервые осознают язык, речь как предмет изучения — анализа и синтеза; овладевают речью, которая вызывается не самой ситуацией, а волевым актом: они поставлены в условия, когда речь нужно обдумывать, планировать, говорить не только о том, о чем очень хочется сказать, не только о том, что интересно; овладевают письменной речью, которая, как известно, отличается от устной не только своей графической формой, но и лексикой, и синтаксисом, и морфологическими формами.

Методика должна также обеспечить дальнейшее обогащение словаря детей, развитие их синтаксиса, их связной речи.

Методика русского языка, как и другие педагогические науки, затрагивает интересы десятков, сотен миллионов людей. Известно, сколько горя приносит «двойка» за диктант, за сочинение.

Русский язык как учебный предмет в начальных классах

Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, «обслуживая членов общества в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера).

Умения и навыки в области родного языка (речь, чтение, письмо) являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся. Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык — ключ к познанию, к образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, участие в современном производстве, в развитии культуры, искусства.

Язык служит также важным средством воспитания: только хорошее знание родного языка позволяет приобщить школьника к нашей высокоидейной и высокохудожественной литературе, привлечь его к участию в различных формах драматического искусства, привить ему потребность читать газеты и журналы, полноценно общаться со взрослыми.

Вся система занятий русским языком должна обеспечивать воспитание у школьников интереса и любви к русскому языку как языку великого русского народа, «языкотворца». Один из богатейших выразительными средствами и наиболее развитых языков, русский язык уже стал языком межнационального общения в СССР и вышел на мировую, международную арену, став языком самой передовой марксистско-ленинской науки, языком высокогуманной культуры и искусства.

Одна из важнейших задач методики русского языка — определить и сформировать курс русского языка в школе (и, в частности, в начальных классах школы) как учебный предмет.

Школьный предмет «Русский язык» не может быть слепком с научного курса русского языка, так как перед школой стоит задача вооружения каждого школьника в первую очередь практическими умениями и навыками по родному языку. В то же время построение предмета «Русский язык» должно обеспечить учащихся подлинными образцами высокохудожественного языка„ воспитать у них высокую культуру речи, научить их правильно; точно и выразительно передавать собственные мысли, знания,- чувства. Наконец, школа должна дать своим воспитанникам определенную систему научно-теоретических знаний по родному языку, обеспечивающую формирование материалистического мировоззрения,; развитие абстрактного мышления учащихся и дающую теоретическую базу для усвоения орфографических, грамматических,; орфоэпических умений и навыков учащихся.

Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»

.—— М.: Просвещение, 1979. — 431 с., ил.

В каталоге: Педагогика Прислано в библиотеку: Pantera87

Оглавление

Стр. 5

Содержание и виды занятий по русскому языку в начальных классах состоят:

а) в развитии устной и письменной речи учащихся — в связи с чтением, письмом, с изучением грамматического материала, с наблюдениями, с общественной деятельностью учащихся;

б) в обучении детей, пришедших в 1 класс, грамоте, т. е. элементарному чтению и письму, и в дальнейшем совершенствовании этих умений, в превращении их в навыки;

в) в изучении литературной нормы — орфографически и пунктуационно грамотного письма, орфоэпически правильного произношения и в овладении выразительностью речи и элементами стилистики;

г) в изучении теоретического материала по грамматике, фонетике, лексике, в формировании систем научных понятий по языку;

д) в приобщении школьников к образцам художественной, научно-популярной и иной литературы через уроки чтения и грамматики, в овладении ими умением воспринимать литературное произведение.

Все эти задачи в начальных классах решаются в комплексе в одном предмете «русский язык». Конкретизирует эти задачи программа по русскому языку для начальных классов, являющаяся государственным документом, определяющим содержание и объем учебного предмета, а также основные требования к уровню знаний, умений и навыков по этому предмету. Выполнение программы учителем и учащимися является строго обязательным, а расширение или сужение программы не допускается.

Современная программа состоит из вводной объяснительной записки и разделов «Обучение грамоте», «Чтение и развитие речи», «Грамматика, правописание и развитие речи» с подразделами «Внеклассное чтение», «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь», «Чистописание» и списками произведений для заучивания наизусть. В программе также определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по изучаемым темам.

Особенности программных требований по каждому из разделов подробнее разъяснены в соответствующих разделах данного учебного пособия.

Методологической основой методики обучения русскому языку является марксистско-ленинская теория познания (гносеология).

Практическая цель методики — обеспечить для всех школьников наиболее полное, всестороннее овладение богатствами языка. При этом нельзя забывать, во-первых, что язык — важнейшее средство общения между людьми (коммуникации). Без языка невозможно существование современного общества, невозможна его деятельность. Роль языка как средства общения непрерывно возрастает, и задача школы — сделать его (язык) наиболее совершенным, тонким орудием общения. Во-вторых, язык есть средство рационального, логического познания; именно в языковых единицах и формах осуществляется обобщение в процессе познания, абстрагирование, связывание понятий в суждениях и умозаключениях. Язык, речь неразрывно связаны с мышлением: «в речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем»1. Овладевая языком, развивая свою речь, школьник тем самым развивает свои мыслительные способности.

Методическая наука должна обеспечить такие пути обучения в школе, которые гарантируют высокое речевое развитие будущих граждан социалистического общества, а также понимание общественной роли всестороннего овладения языком. Значит, развитие речи — важнейшая задача школы. Это во-первых. Во-вторых, речь не может развиваться в отрыве от мышления, она должна быть Содержательной и опираться на весь процесс познания реального мира. Методика, не обеспечивающая указанных задач, не может быть признана удовлетворительной.

Марксистско-ленинская гносеология учит, что практика — это источник и двигатель человеческого познания, она же — критерий истины и в конечном итоге венец познания, его цель.

От наблюдений над языком, над его жизнью через аналитико-синтетическую работу — к обобщениям, к теоретическим определениям и системам, к правилам, на их основе вновь к практике живого речевого общения в устной и письменной форме, к правильному письму, к правильному произношению. К этому третьему этапу школьник приходит обогащенным и в практическом, и в теоретическом планах. Он сознательно применяет те образцы языка, которые подвергались наблюдению, и те правила, которые были им самим выведены и усвоены в плане теоретическом. Таков путь работы школьников над родным языком в школе. Он отвечает не только закономерностям человеческого познания истины, но и задачам современной дидактики. Это путь исследований и открытий. Такова направленность современной методики русского языка.

Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»

.—— М.: Просвещение, 1979. — 431 с., ил.

В каталоге: Педагогика Прислано в библиотеку: Pantera87

Оглавление

Стр. 7

Методика опирается не только на марксистско-ленинскую теорию познания, но и на ряд других, смежных наук. Так, она стоит в ряду педагогических наук и, следовательно, подчиняется их общим закономерностям. Ее цель, как и педагогики в целом,— руководство духовным и физическим развитием человека и подготовка его к жизни и труду в обществе.

В методике находят конкретное приложение все основные принципы дидактики: принцип воспитывающего и развивающего характера обучения, принцип доступности, посильности и научности, принцип систематичности и последовательности, связи теории с практикой, прочности знаний, умений и навыков, принцип наглядности, принцип сознательности и активности учащихся в познавательном процессе, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в рамках классно-урочной системы. Русский язык как предмет школьного изучения требует своеобразной, специфической интерпретации этих принципов.

Так, принцип связи теории с практикой в методике русского языка предполагает постоянную речевую деятельность, устное выражение мыслей, письмо, чтение, а также постоянное применение теоретических знаний в упражнениях, в решении грамматических и орфографических задач. Задачей речевого развития определено такое построение программы по русскому языку, где во всех разделах введено развитие речи, например: «Чтение и развитие речи», «Грамматика, правописание и развитие речи».

Принцип наглядности на уроках русского языка — это не только использование схем, таблиц, плакатов, картин, диаи кинофильмов, но и «языковая наглядность», которая состоит в наблюдениях над живым языком, над речью, в опоре на текст при изучении грамматического, фонетического, орфографического материала, лексики. Основной «наглядный» материал на уроках русского языка — это сам русский язык, в его лучших образцах,— это произведения лучших писателей, это фольклор, а также и образцы собственной детской речи.

Применение принципов дидактики к методике русского языка будет раскрыто в последующих главах данного учебного пособия, в связи с рассмотрением отдельных видов учебного труда, учителя и учащихся.

Поскольку методика русского языка призвана обеспечить овладение русским языком в практическом и отчасти в теоретическом планах, то естественно, что важнейшей основой методики являются науки лингвистического цикла: фонетика и фонология, лексикология с фразеологией, словообразование и этимология, грамматика — морфология и синтаксис, стилистика, а также орфоэпия, графика и орфография.

Фонетика и фонология во взаимодействии с графикой служат основой в разработке методики обучения грамоте, в формировании элементарного умения читать. Невозможно переоценить их важность и в овладении орфографией, таких труднейших тем, как правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце и в середине слова и т. п. На теорию графики опирается также методика чистописании (каллиграфия).

Знание лексикологии необходимо для правильной организации словарной работы в школе: разнообразных упражнений с синонимами, антонимами, с тематическими группами слов, в работе над многозначностью слов, над их смысловыми оттенками, эмоциональными окрасками и пр.

Как известно, в школе уделяется огромное внимание изучению состава слов и их образованию. Быстрота и легкость ориентировки в происхождении слов, в их родственных связях обеспечивают не только развитие мысли, но и орфографическую грамотность. Этот вид деятельности учащихся обеспечивается такими лингвистическими науками, как словообразование, этимология, грамматика.

Морфология и синтаксис, как языковедческие науки, помогают правильно организовать формирование языковых абстракций, представлений о структуре языка, о его системе, использовать грамматические сведения для решения вопросов правописания. Без знания грамматики невозможно сформировать у учащихся умения и навыки в области орфографии и пунктуации.

Грамматика важна также и в развитии речи, так как обеспечивает правильное образование форм слов, правильные связи между словами в словосочетании и правильное построение предложений.

В последние годы методика русского языка все больше и больше опирается и на стилистику, особенно в решении таких вопросов, как целесообразность выбора тех или иных слов, их форм, синтаксических конструкций в связной речи; в упражнениях по лексике; в разграничении языка устно-разговорного и письменно-книжного, «делового» и художественного; в анализе, усвоении и использовании изобразительных средств языка художественных произведений и т. п.

Развитие методики правописания не может не учитывать теории русской орфографии, В общем, методика русского языка своими корнями уходит в лингвистические науки. Недаром прежде (и теперь иногда) методику относили к числу прикладных лингвистических наук. Изучение истории методики русского языка в школьной практике доказывает неопровержимо, что игнорирование законов языка не раз уже приводило методику к существенным ошибкам, чреватым тяжелыми последствиями (например, ориентировка на зрительный фактор и на списывание в обучении орфографии; отказ от систематических знаний по грамматике в комплексных программах 20-х годов).

Методика чтения опирается также на теорию литературы: ведь учащиеся анализируют художественное произведение, и хотя эта работа протекает только практически, без сообщения учащимся теоретических сведений по литературоведению, но в методике нельзя не учитывать закономерностей создания литературного произведения и его воздействия на читателя. Особенно важны такие литературоведческие темы, как идейное содержание произведения, его тема и сюжет, его композиция, жанр, изобразительные средства языка.

Принципы обучения родному языку

Исходя ив задач обучения школьников родному языку, задач воспитания и развития, опираясь на методологические основы — на теорию познания, на смежные науки, методическая наука выдвигает собственные принципы обучения родному языку, принципы, которые определяют основные направления учебного труда учителя и учащихся и выходят за рамки общедидактических принципов, указанных выше. Это следующие принципы:

Принцип внимания к материи языка, к развитию органов речи, к правильному развитию речевых навыков. Всякое игнорирование закономерностей речи, языка отрицательно сказывается на овладении практической речевой деятельностью. Так, установлено, что недооценка произносительных, фонетических умений приводит к недостаткам орфографической грамотности. Указанный принцип обучения требует обеспечения звуковой и зрительной наглядности в языковых занятиях и тренировки органов речи (проговаривание, выразительное чтение, внутреннее проговаривание и пр.).

Принцип понимания языковых значений, как лексических, так и грамматических, морфемных, синтаксических. Понимать слово, морфему, словосочетание, предложение — значит соотносить их с определенными явлениями действительности. В отрыве от значений слова и прочие единицы языка тоже могут быть усвоены, но такое усвоение, во-первых, не отвечает задачам всестороннего развития личности, во-вторых, затрудняет усвоение языка как знаковой системы. Условием соблюдения принципа понимания языковых значений является взаимосвязь изучения всех сторон языка, всех языковедческих дисциплин: грамматики, лексики, фонетики, орфографии, стилистики — их взаимного проникновения. Так, морфологию нельзя изучить, понять, усвоить, если не опираться на синтаксис, а синтаксис нельзя понять без опоры на морфологию; орфография опирается на фонетику, грамматику, на словообразование и т. д. Морфемный анализ слова помогает понять его значение; с другой стороны, анализ значения слова, понятного из контекста, поможет в его морфемном анализе. В языке все взаимосвязано, и эта взаимосвязанность не может не учитываться в обучении.

Начало формы

Принцип развития чувства языка. Язык — чрезвычайно сложное явление,; запомнить его невозможно, не уловив в нем структуры, системы, не усвоив, хотя бы на подсознательном уровне, его закономерностей, его аналогий. Эти закономерности улавливает ребенок, как говорил К. Чуковский, «от двух до пяти»: он безошибочно склоняет, спрягает, связывает слова в словосочетаниях и даже образует новые слова в строгом соответствии с закономерностями словообразования. Разговаривая, читая, слушая, ребенок постепенно не только накапливает языковой материал, но и усваивает его законы. В результате у человека формируется так называемое языковое чутье, без которого невозможно достичь ни высокой грамотности письма, ни культуры речи.

Принцип оценки выразительности речи предполагает, наряду с пониманием информационной функции средств языка, понимание также выразительной (стилистической) функции, понимание не только смысловых, но и эмоциональных оттенков и окрасок слов и оборотов речи, метафор и иных тропов, других средств художественной изобразительности языка.

Следование данному принципу предполагает использование в обучении языку в первую очередь художественной литературы, а также других текстов, в которых отчетливо выражены функционально-стилистические особенности. Этот материал способствует осознанию эмоциональных и смысловых «тонкостей» текста.

Принцип опережающего усвоения устной речи перед письменной также отражает естественную закономерность речевого развития человека и служит определяющим моментом в построении методики обучения языку.

Принципы методики, как и принципы дидактики, помогают в определении наиболее целесообразной деятельности учителя и учащихся, в выборе оптимальных направлений их работы,— в этом их смысл: они служат одним из элементов теоретического обоснования методики как науки.

Методика русского языка — прикладная наука, поэтому большую роль играет практика.

Высокий научный уровень практических рекомендаций методики, точность ее выводов, теоретических утверждений обеспечиваются не только опорой на методологические основы науки, не только использованием базовых и смежных наук, но и разработанностью (гибкостью, точностью, разносторонностью, широтой, взаимопроверяемостью и пр.) методики исследований.


Методы исследования делятся на теоретические и эмпирические. В процессе исследовательской деятельности они, как правило, используются в единстве, тесно переплетаются.

Теоретические методы:

а) изучение методологических основ того или иного явления (например, связи мышления и речи, если исследователь поставил перед собой цель найти оптимальные пути развития речи учащихся), а также смежных наук; применяется для обоснования выбора темы, для выдвижения и обоснования гипотезы, для определения важнейших принципов обучения, основных направлений поиска и т. д.;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.