Использования специализированных вагонов
Задача.
Оценить эффективность использования хопперов – цементовозов для перевозки Qгод=100 тыс. т/год цемента при следующих исходных данных: расстояние перевозки L=500 км, стоимость 1 т груза Сгр=1000 руб/т.
Методика и решение.
Перевозку цемента можно осуществлять в крытых вагонах и в хопперах –цементовозах. Критерием оценки эффективности использования вагонов разного типа являются годовые приведенные расходы, которые в данной задаче можно рассчитать по формуле:
(3.1)
где – капитальные вложения в подвижной состав, тыс. руб.;
– коэффициент эффективности капитальных вложений, Ен=0,1;
– среднегодовые расходы, связанные с ремонтом вагонов, тыс. руб./год;
– эксплуатационные расходы, связанные с перевозкой груза, тыс.руб./год.
Капитальные вложения в подвижной состав рассчитываются по формуле: (3.2) где Nваг – количество вагонов, необходимое для перевозки заданного объема груза;
kваг – стоимость одного вагона, тыс.руб.( данные о стоимости вагонов приведены в табл. 3.1).
Таблица 3.1
Тип
вагона
| Цена нового вагона, тыс. руб.
| Срок службы,
лет
| Капитальный
ремонт
| Деповской
Ремонт
| Стои-мость одного ремонта, тыс. руб.
| Число ремон-тов за срок службы
| Стои-мость одного ремонта, тыс. руб.
| Число ремон-тов за срок службы
|
|
|
|
|
|
|
| Крытый
|
|
| 33,587
|
| 29,259
|
| Хоппер-цементовоз
|
|
| 33,355
|
| 29,965
|
| Платформа
|
|
| 33,295
|
| 25,218
|
| Полувагон
|
|
| 33,215
|
| 27, 909
|
|
Число вагонов рассчитывается по формуле:
(3.3)
где nсут – среднесуточное количество вагонов, необходимое для перевозки ;
Ов – оборот вагона, сут.
В свою очередь среднесуточное количество вагонов и оборот вагона определяют по формулам:
(3.4)
где, – годовой объем погрузки, тыс.т;
– коэффициент неравномерности перевозок (kнер=1,1);
– статическая нагрузка вагона, т/ваг ( = 73 т/ваг, =74 т/ваг)
(3.5)
где L – дальность перевозки груза, км;
уч – участковая скорость (Vуч=38÷45 км/ч);
lтех – расстояние между техническими станциями (lтех=200 км);
tтех – среднее время нахождения вагонов на технической станции
(tтех ≈ 4,5÷6,5 ч);
– среднее время нахождения вагона на станциях погрузки и выгрузки, ч ( = 50,6 ч, = 50,35 ч).
Таким образом:
nсутун = =5 ваг.
nсутхп = =5 ваг.
= ( + +50,6)=6,06 сут.
Nун=Nxп=5×6,06 =31 ваг.
Кун=31×1274=39494 тыс. руб.
Кxп=31×1286=39866 тыс. руб.
Расходы, связанные с ремонтом вагонов, рассчитываются по формуле:
(3.6)
где m – количество видов ремонтов вагонов;
Cр i - стоимость i -го вида ремонта за срок службы вагона (t сл); тыс.руб.;
nр i – число ремонтов i-го вида за срок службы вагона.
Данные для расчета расходов, связанных с ремонтом приведены в табл. 3.1. По формуле (3.6) затраты на ремонт составят:
Расходы, связанные с перевозкой, рассчитывают по формуле:
(3.7)
где – расходы, связанные с движением груженых вагонов, тыс.руб;
– расходы, связанные с движением порожних вагонов, тыс.руб;
– расходы по подготовке вагонов к перевозке и на очистку после перевозки, тыс.руб;
– стоимость потерь груза, связанных с пересыпанием через щели вагона, тыс.руб.
Расходы, связанные с движением груженых и порожних вагонов, можно определить по формулам:
(3.8)
где Тгр – тариф за перевозку груженого вагона, руб.
(3.9)
где Тпор – тариф за перевозку порожнего вагона, руб.
Тарифы за перевозку груженых и порожних вагонов определяют по Прейскуранту 10-01. Расходы по подготовке вагонов к перевозке и на очистку после перевозки рассчитывают по формуле:
=365×nсут× ×10 (3.10)
где, – стоимость подготовки одного вагона, =1250 руб./ваг
Этот элемент расходов рассчитывают только для универсальных вагонов. Стоимость потерь груза, связанных с просыпанием, можно рассчитать по формуле:
=365·nсут·qпот·Сгр·aдеф·10 (3.11)
где, qпот – масса груза, потерянного через щели универсального вагона,
qпот =0,6÷1,5 т/ваг;
Сгр – стоимость 1 т груза, руб;
aдеф – доля дефектных вагонов, (0,1÷0,25).
По формулам (3.7–3.11) рассчитаем эксплуатационные расходы, связанные с перевозкой груза:
а) для крытых вагонов:
=365·5·4979·10 =9086,68
=365·5·1974·10 =3602,55
=365·5·1250·10 =2281,25
=365·5·1·1000·0,15·10 =273,75
=9086,68+3602,55+2281,25+273,75=15244,23
б) для хопперов-цементовозов:
=365×5×4901×10 =8944,33
=365×5×1974×10 =3602,55
=8944,33+3602,55=2546,88
Подставим в формулу (3.1) значения элементов расходов и рассчитаем приведенные расходы:
а) для крытых вагонов:
=0,1·39494+405,21+15244,23=19598,84
б) для хопперов-цементовозов:
=0,1·39866+436,81+12546,88=16970,29
Вывод: Перевозка в хопперах-цементовозах является более эффективной, т.к. приведённые расходы при этом варианте меньше ( =19598,84 тыс.руб./год, =16970,29 тыс.руб./год).
Варианты исходных данных для выполнения индивидуальных заданий приведены в Приложении 3.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|