Сделай Сам Свою Работу на 5

Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО





Комаров Сергей Анатольевич

ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЙ НАУКИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 45.03.01«Филология».

Профиль подготовки - русский язык и литература

(очная форма обучения)

Тюменский государственный университет

Комаров С. А. История литературоведческой науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 45.03.01 Филология. Форма обучения – очная. Профиль – русский язык и литература. Тюмень, 2015. 27 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрООП ВО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История литературоведческой науки [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru., «Образовательная деятельность», свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой русской литературы. Утверждено директором Института филологии и журналистики.

 

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Эртнер Е.Н., д.филол.наук, профессор, зав.кафедрой русской литературы

 

 

 

© Тюменский государственный университет, 2015.



© Комаров С. А., 2015.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «История литературоведческой науки» входит в состав литературоведческих дисциплин, изучаемых студентами филологического направления. В ходе изучения дисциплины делается акцент на освоение студентом основных этапов развития литературоведческой науки, их преемственности, понимании им значимости нравственно-ценностных ориентиров ученого-гуманитария.

1.1. Цели и задачи дисциплины

Основная цельпреподавания дисциплины – развитие у студентов личностных

качеств, а также формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки. Частная цельдисциплины – познакомить студента с основными вехами истории литературоведческой науки, тенденциями и закономерностями ее развития. Данные цели обусловливают необходимость решения последовательного ряда задач:

1. дать представление о литературоведческой науке как особом институте гуманитарной культуры, имеющем свои закономерности развития;



2. очертить вехи истории литературоведческой науки, значимые имена и идеи внутри этих вех;

3. акцентировать вопросы методологии литературоведческой науки в качестве механизма преемственности и динамики ее функционирования;

4. показать взаимосвязь путей рефлексии литературных явлений с системностью понятийного аппарата ученых, лидеров научных школ;

5. выявить достижения отечественного литературоведения на фоне мирового научного опыта.

Теоретико-литературный курс призван разрешить ряд взаимосвязанных, но при этом вполне самостоятельных задач:

1. Задачи познавательного, эвристического характера. Изучение творчества

писателей позволяет закрепить у студентов знания о литературе как эстетическом феномене, имеющем большую культурную и социальную ценность и занимающем особую нишу в национальном искусстве.

2. Задачи обучающие. Дисциплина учит студента корректной работе с художественным произведением, с точки зрения аналитического подхода. В дальнейшем это позволяет выпускнику быть максимально успешным в процессе самостоятельной педагогической деятельности: в осуществлении им поиска, подбора и оценки новой информации, в предвидении и интерпретации символических этико-эстетических смыслов художественного текста.

3. Задачи развивающие. Курс помогает сформировать навыки компетентной работы с научными и литературно-критическими текстами, освоить жанры устной и письменной речи (доклад, сообщение, реферат, рецензия, обзор и др.); развить память благодаря чтению наизусть корпуса поэтических текстов; обогатить культурный и социальный опыт студента.



4. Задачи воспитательные. Изучение наследия крупных ученых позволит студенту точнее понять собственные профессиональные ориентиры, испытать гордость за величие человеческого духа, ответственнее относиться к собственным профессиональным усилиям и достижениям.

 

1.2. Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина «История литературоведческой науки» расположена в разделе Б.1.В.ДВ.15.2, дополняет литературоведческое образование словесника. Этот курс синтезирует знания, которые получены студентом в ходе освоения таких предшествующих дисциплин, как «Введение в литературоведение», «Практикум по русскому стихосложению», «Практикум по стилевому анализу литературы народов России», «Основы филологии».

 

Таблица 1

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1.1 1.2 1.3 1.4 2.1 2.2 2.3 2.4 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5
1. История русской литературы + + + + + + +
2. Мифопоэтика русской литературы + + + + + + + + + + + + +
3. Производственная практика + + + + + + + + + + + + +

Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями (по ФГОС):

– владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

– способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

– стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

– умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних (ОК-7);

– способностью использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук (наук об обществе и человеке), в том числе психологии и педагогики, в различных сферах жизнедеятельности (ОК-10);

– способностью демонстрировать представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной (профильной) области (ОПК-1);

– способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3);

– владением базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста (ОПК-4);

– свободным владением основным изучаемым языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на данном языке (ОПК-5);

– способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6).

– способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

– владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

– владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

– владением базовыми навыками доработки и обработки (например, корректура, редактирование, комментирование, реферирование, информационно-словарное описание) различных типов текстов (ПК-9);

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Знать: 1) этапы развития литературоведения, их типовые особенности; 2) имена выдающихся отечественных и зарубежных ученых, их основные работы; 3) понятийный аппарат принятых в современной науке путей изучения литературных явлений;

Уметь: 1) различать по понятийному аппарату пути изучения литературных явлений; 2) характеризовать науку о литературе как систему институций; 3) обосновывать необходимость развития литературоведческой науки в современной культуре;

Владеть: 1) навыками различения путей научной рефлексии литературных явлений; 2) умениями строить законченное высказывание о достижениях литературоведческой науки на различных этапах ее истории.

 

СТРУКТУРА И ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Семестр 8. Форма промежуточной аттестации – контрольная работа, зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу (36 академических часов), из них 10,8 часа, выделенных на контактную работу с преподавателем (10 ч. практические занятия, 0,8 ч. иные виды работ), 25,2 часа, выделенных на самостоятельную работу.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Таблица 2

    Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Из них в интерактивной форме, в час Итого количество баллов
Практические занятия *Самостоятельная работа*
  Модуль 1            
1. Академические школы русского литературоведения второй половины XIX века (сравнительно-историческая, культурно-историческая) 0-10
2. Психологическая и социологическая школы в русском литературоведении второй половины XIX – начала ХХ веков   0-20
  Всего   0-30
  Модуль 2            
3. Философско-эстетическая школа в русском литературоведении середины ХХ века 5, 7 0-30
  Всего   0-30
  Модуль 3            
4. Мифологическая школа в русском литературоведении середины ХХ века   0-40
  Всего   0-40
  Итого (часов, баллов):   0-100
  из них часов в интерактивной форме        

*Самостоятельная работа, включая иные виды контактной работы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.