Сделай Сам Свою Работу на 5

НОВОЕ ПРАВО: НОВАЯ МИССИЯ





 

Феноменальность войны. Война есть самый глубокий и самый великий феномен нашей нравственной жизни. Никакие величественные процессии, никакие акты власти, никакие гигантские создания промышленности не могут сравниться с ним. В гармониях природы и человечества война дает самую сильную ноту; она действует на душу как удар грома, как голос урагана.[...]

Идея войны. Идея войны равна ее феноменальности. Это одна из тех идей, которые с первой минуты их появления овладевают всем разумом человека, проникают все его созерцания, все его чувства и которые по причине этой их всеобъемлемости логика называет категориями. Действительно, война заключает в себе три начала: силу — принцип движения и жизни, который мы находим также в идеях о причине, воле, свободе, уме; антагонизм — действие-противодействие, всемирный закон мира, который, как и сила, есть одна из двенадцати категорий Канта; правосудие — высшая способность души, принцип нашего практического разума, которое обнаруживается в природе равновесием.

Предмет войны. Если мы от феноменальности и идеи войны перейдем к ее предмету, наше удивление к ней нисколько не уменьшится. Цель войны, ее роль в человечестве состоит в том, чтоб возбуждать все человеческие способности и чрез это создавать право, универсализировать его и с помощью этой универсализации права определять и двигать общество.[...]



Война есть нормальное явление в жизни человечества, хотя она и не есть такое явление, которое бы мы должны были признать вечным. Она есть только первоначальная форма, в которую облекается антагонизм, этот закон человечества, как и закон природы, — необходимое условие общественного развития. Следовательно, можно рассматривать войну с двух различных точек зрения: с точки зрения политической и законодательной и с точки зрения экономической.

С точки зрения политической и законодательной война есть орган самого первоначального из всех прав, права силы. Существование этого права свидетельствуется всемирным сознанием: без этого права рушится все здание правосудия, без него необъяснимы ни строение общества, ни ход цивилизации, ни смысл религиозных мифов. С признанием же этого права, напротив, все становится рационально и ясно, становится ясным, как цивилизация постоянно развивалась войною, как закон установил свои формулы, как все виды права: право войны, право международное, право политическое, право гражданское, право экономическое, право философское, право разума, право свободы, право любви и право семейное, право труда — как все эти виды права истекают один из других, различаются и определяются по принципу и образцу права сильнейшего.



Впрочем, компетентность войны как специального органа силы ограничивается только вопросами силы. Вот почему, создав государство как свой субститут для решения споров между частными лицами, она предоставила себе только решение споров между народами. Ужасна эта юрисдикция без судей, без свидетелей, без присяжных, без аудитории, где спорящие суть в то же время и свои собственные судьи и свои собственные адвокаты. Но тем не менее приговоры войны безошибочны, действительны, неподкупны! Горе тому, кто вздумал бы уклониться от них! Горе тому, кто отказался бы от битвы или, приняв битву, нарушил бы ее законы! Победа будет для него бесплодна, и рано или поздно оскорбленная им сила обратится против него.[...]

Война, создавая право и возводя изучение этого права в науку положительную, объективную, выше всех теорий; ее авторитет выше всех возможных авторитетов. Право любви не произвело ничего, что могло бы сравниться с созданиями права силы. Война раскрыла нам, наконец, что, вопреки всем господствующим до сего времени учениям, ни монархия всемирная, ни федерация, ни иерархия, как ее понимали Средние века, не могут быть политическою конституцией) человечества. Всемирная монархия была бы слиянием всех сил, следовательно, отрицанием антагонизма, абсолютной неподвижностью; всемирная федерация привела бы к инерции сил, подчинив их общей власти: федеративная система применима только по отношению к небольшим государствам, соединяя их для взаимной защиты против нападений со стороны больших государств; всемирная иерархия, наконец, была бы не что иное, как всемирное порабощение, и необходимо повлекла бы за собой прекращение антагонизма и, следовательно, смерть. Политическая система человечества состоит в общем равновесии государств, взаимно друг друга ограничивающих, причем свобода, жизнь непрестанно истекали бы из взаимного воздействия государств одного на другое, скажу даже, из угрожающего положения их в отношении друг к другу. Это равновесие есть Мир в значении отрицательном; война, с точки зрения экономической, представит нам его положительное значение.[...]



Цель войны, смотря по степени цивилизации, — грабеж, дань, экспроприация и, наконец, эксплуатация человека без различия победителей и побежденных. Доведенная до абсурда этим превращением завоевания в эксплуатацию человека, война теряет все свое обаяние и становится невозможной. Возникает новая проблема, решение которой — вне пределов военной юрисдикции — проблема экономическая. Решение этой проблемы, преображая антагонизм, дает реальность миру. Таким образом, вопреки пауперизму, который ее развратил, и даже под влиянием этого пауперизма война, оставаясь неуклонно на пути правосудия, приводит нас к обезоружению. Мы уже видели, каким образом, рассматриваемая с точки зрения политической и законодательной, она приводит нас к обезоружению чрез международное равновесие; рассматриваемая с точки зрения экономической, она нас также приводит к обезоружению, ставя пред нами экономическую проблему и объявляя себя некомпетентной для ее решения.

Демократия и война. Для того, кто проследил изложенный мною ход войны, должно быть очевидно, что общее течение дел ведет к миру. Осмелюсь даже сказать, что недалеко то время, когда наступит окончательное умиротворение: по всей вероятности, это будет делом XIX столетия. Но тем не менее справедливо, что в настоящую минуту, как я пишу эти строки, народы и правительства, по-видимому, более чем когда либо расположены к войне.[...]

Но кто же хочет войны вопреки стремлениям и самым достоверным выводам самой войны? Я предоставляю моим читателям труд самим оценить политику держав и воздерживаюсь сказать что-либо, что могло бы оскорбить правительства. Но да будет мне дозволено высказать мое сожаление, что часть французской демократии, увлекаясь ложным революционным рвением, подстрекает правительства к войне наперекор своей идее, наперекор истинному назначению Франции.[...]

Французские демократы! Вместо того чтоб пережевывать старые формулы, старые идеи и старые парадоксы, вместо того чтобы увлекаться устарелыми утопиями и возбуждать угасшие страсти, — станьте в уровень событиям, изучайте дух и дела вашего столетия, наблюдайте его стремления, и вы убедитесь, что война не имеет более ни малейшей причины существовать, что она не может более иметь ничего органического, цивилизующего, либерального.

Человечество подобно обширному мозгу, в котором могут рождаться всякого рода мысли, но в конце концов истина торжествует над заблуждением. От Франции зависит война и мир. Ни одно государство не думает нападать на нее; напротив, все ее боятся и не доверяют ей, что не очень должно льстить ее гордости. Как Франция решит, так и будет. Война приходит к концу: таков результат всех наших исследований. Не хотим ли мы снова восстановить войну? Установленные нами принципы, анализ поводов и причин войны, теперешнее положение Европы — все свидетельствует, что в настоящее время не существует ни одного рационального казуса войны. Политика войны исчерпана.[...]

Впрочем, как бы люди ни решили, нам нечего бояться за будущее. Люди ничтожны: они могут только до некоторой степени потревожить ход вещей и этим сделают вред только самим себе. Только одно человечество — велико; оно — непогрешительно. И я смело говорю от его имени: Человечество не хочет более войны!

 

Печатается по: Война и мир. Исследование о принципе и содержании международного права. Т.1—2. М., 1864. Т.1. С. 23, 24, 26—29, 31, 32, 59, 68, 69, 73, 75; Т.2. С. 282, 283, 291— 295, 303, 304.

 

ИЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Прудон. Война и мир. Исследование о принципе и содержании международного права. Т.1—2. М., 1864; Он же. Французская демократия. СПб., 1867; Он же. История конституционного движения в XIX столетии. СПб., 1871; Он же. Бедность как экономический принцип. М., 1908; Он же. Что такое собственность? 2-е изд. М., 1919.

См.: Антология мировой политической мысли.

Т.1. Зарубежная политическая мысль: истоки

и эволюция. М., 1997. С. 749-756.

 

 

Документ № 48

АЛЬБЕРДИ ХУАН БАУТИСТА

 

(1810—1884) — аргентинский юрист, государственный деятель, социолог и философ. Автор 24 томов исследований по вопросам политики, права, философии и литературы. Один из основателей тайного общества «Молодая Аргентина» (1838 г., Буэнос-Айрес), которое ставило своей целью свержение кровавой диктатуры генерала Росаса. Эта патриотическая организация вела борьбу за демократию, прогресс и свободу страны под лозунгами Майской национально-освободительной революции 1810 г. В 1839—1852 гг. был в изгнании за границей. После падения тиранического режима в течение многих лет находился на дипломатической службе. Самое значительное его произведение — «Основы и исходные положения для политической организации Аргентинской республики» (1852 г. ). Он явился главным автором провозглашенной в 1853 г. конституции республики. Книга «Преступление войны» (рус. пер. 1960 г. ) была написана под непосредственным влиянием Парагвайской войны (1864—1870), в которой участвовали несколько латиноамериканских государств. В результате истребительной бойни в Парагвае из 1 337 тыс. человек осталось в живых 220 тыс., в том числе мужчин — около 29 тыс. Труд автора — страстный протест против жестокостей войны; она классифицируется как уголовное преступление, за которое должна наступать ответственность правительств, зачинщиков и организаторов вооруженного насилия. В книге содержатся идеи, актуальность которых очевидна и в наши дни. Среди них идеи о причинах, содержании и последствиях войн; о войнах агресивных и оборонительных; о том, что войн можно избежать, если вопросы войны и мира будет решать сам народ; о мире как альтернативе войны; о значении торговли, сотрудничества между народами и государствами; о пользе нейтралитета и др. Прогрессивное творчество Альберди оказало позитивное воздействие на развитие общественно-политических и правовых взглядов в Латинской Америке. (Текст подобран А. А. Миголатьевым. )

 

ПРЕСТУПЛЕНИЕ ВОЙНЫ

Глава I

ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРАВО ВОЙНЫ

I

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.