Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 16. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА. РЫНОК И ГОСУДАРСТВО





16.1. Рынок как саморегулирующийся механизм. Проблемы провалов рынка.

16.2. Государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов

16.3. Роль фирмы в микрорегулировании экономических процессов

 

Рынок как саморегулирующийся механизм.

Проблемы провалов рынка.

Рынок представляет собой саморегулирующийся механизм размещения ресурсов, производства, распределения и обмена благ, основанный на взаимодействии спроса и предложения в конкурентной среде посредством свободного ценового сигнала. В децентрализованной экономике благодаря гибкости цен и конкуренции предложение подстраивается под изменяющийся спрос, делая невозможным длительный хронический дефицит, низкое качество и узкий ассортимент продукции. Спрос на ресурсы, товары и услуги изменяется под воздействием вкусов и предпочтений потребителей, новых технологий и т.д. Производители не могут не учитывать эти процессы. В противном случае они не смогут реализовать предлагаемые ими товары и услуги.

Представители классической и неоклассической школ, наблюдая и анализируя действие рыночного механизма, утверждали, что рынок – это саморегулирующаяся система, способная автоматически восстанавливать утраченное равновесие. Регулирование пропорций общественного производства является одной из функций закона стоимости, действие которого анализировали представители классической школы.



В неоклассической экономической теории существует два подхода к исследованию рыночного равновесия – по Вальрасу и по Маршаллу. Л.Вальрас делал акцент на том, что равновесие устанавливается под влиянием давления избыточного объема спроса или предложения на цену, которая изменяется до тех пор, пока величины спроса и предложения не уравняются. Такая подстройка получила название количественной.

В соответствии с трактовкой А.Маршалла, равновесие устанавливается автоматически под давлением разницы цен спроса и цен предложения, т.е. в результате ценовой подстройки, что соответствует более долгосрочному периоду.

Однако рыночный механизм максимально раскрывает свои преимущества только в чисто конкурентной среде. Именно такие условия анализировали перечисленные ученые. Реальные рынки далеки от идеальной модели, в результате чего снижается эффективность действия рыночного механизма. В предыдущих темах мы рассматривали возможности влияния на процесс ценообразования субъектов экономики, обладающих монопольной властью, в результате деятельности которых снижается эффективность использования ресурсов, а доходы перераспределяются в пользу монополистов. В такой ситуации возникает вопрос о необходимости и методах воздействия государства на экономическую сферу с целью уменьшения последствий отрицательного воздействия монополистов, защиты конкуренции.



Второй причиной необходимости государственного вмешательства является то, что даже в условиях совершенной конкуренции некоторые рынки могут оказаться по сути неэффективными, так как традиционные кривые спроса и предложения не отражают проблему так называемых внешних эффектов или экстерналий.

Внешние эффекты или экстерналии – воздействие одного экономического контрагента на результаты деятельности другого, либо на третье лицо, непосредственно не включенное в рынок данного блага, т.е. не являющееся ни продавцом, ни покупателем.

Внешние эффекты могут производиться как при производстве, так и при потреблении благ. Они могут быть как отрицательными, так и положительными. Примером отрицательных внешних эффектов в производстве и потреблении является загрязнение среды обитания от деятельности предприятий и/или туризма; пример положительных внешних эффектов – дизайн промышленных и жилых зданий, очистка водоемов с целью разведения рыбы и т.п.



Внешние эффекты показывают разность между общественными (социальными) издержками (или выгодами) и частными издержками (или выгодами).

Следующая причина возникновения необходимости государственного воздействия на экономику - необходимость производства в любой экономике общественных благ.

Чистое общественное благо – это благо, обладающее системой таких свойств как неконкурентность, неисключаемость и неделимость потребления.

Неконкурентность – свойство блага, потребление которого одним потребителем не уменьшает его количества, доступного для потребления другим потребителям. Например, телевизионную программу могут одновременно смотреть тысячи и миллионы домашних хозяйств, причем размер аудитории не зависит от затрат на создание этой программы. То же относится и к национальной обороне.

Неисключаемость – свойство блага, заключающееся в невозможности воспрепятствовать его потреблению другими потребителями. Национальная оборона, например, подразумевает, что если один гражданин общества защищен, то равным образом защищены все прочие граждане.

Неделимость потребления – свойство блага, заключающееся в невозможности его потребления по частям.

Абсолютно чистое общественное благо – это скорее теоретическая абстракция, чем реальный товар. Примерами общественных благ могут быть кроме национальной обороны и телевидения пожарная охрана, прогноз погоды, уличное освещение, автострады, общественный транспорт, системы дошкольного и школьного образования и т.д. Каждый из приведенных примеров в то же время отклоняется от понятия «чисто общественное благо» в том или ином смысле. Оборона, полиция и пожарная охрана становятся менее эффективными при увеличении круга лиц, который они защищают. Кабельное телевидение исключаемо (пользуются лишь определенные категории зрителей за определенную плату). Автострада также делима в том смысле, что потребителю необязательно ехать по всей ее длине.

Четвертой причиной необходимости государственного вмешательства в экономику считается ассиметричность рыночной информации, которая в реальной жизни встречается повсеместно. Например, неопределенность качества товара. Особенно это касается рынков подержанных товаров, а также рынка труда.

Рынок не нацелен и на реализацию стратегических идей в области науки и техники, крупных структурных сдвигов, решения экологических проблем.

Нобелевский лауреат, К. Эрроу справедливо подметил: «Хотя у ценовой системы есть множество достоинств, возможности ее отнюдь не беспредельны. Есть случаи, когда она просто не работает, и, как бы хороша она ни была в определенных сферах, она не может быть единственным и непререкаемым арбитром всей общественной жизни»[121].

Проблемы, которые неподвластны решению со стороны рыночного механизма, в экономической теории получили название фиаско (или отказов, провалов) рынка. С целью уменьшения последствий фиаско рынка необходимо использование механизма государственного вмешательства в экономику.

Государство стремится решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы.

Одна из них – социальная напряженность в обществе, вызываемая неравенством в распределении доходов. С одной стороны, это неравенство вполне сочетается с принципом Парето-эффективности, который, по мнению многих экономистов, является индикатором действенности рыночного механизма. С другой стороны, слишком высокая степень неравенства ведет не только к социальной нестабильности, но и может стать тормозом экономического развития. Если основная масса населения получает низкие доходы, то и у производителей, которые заранее должны ориентироваться не только на потребности, но и на платежеспособность потребителей, нет стимулов к дополнительным капиталовложениям в мероприятия по улучшению качества товара, в опытно-конструкторские разработки, т.к. это приведет к увеличению издержек производства, и, следовательно, к проблемам реализации продукции.

Степень и методы государственного воздействия – одна из наиболее спорных и деликатных проблем экономической науки. Известны следующие направления государственного вмешательства в экономику: микрорегулирование, макрорегулирование и интеррегулирование.

Интеррегулирование касается вопросов, связанных с функционирование экономики конкретного государства в рамках мирового хозяйства, поэтому изучается в курсе мировой экономики. Оно включает в себя торговую политику государства, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внешней торговли, управление обменным курсом валют и валютную политику, внешнеэкономическую инвестиционную политику, таможенную политику, миграционную политику и т.д.

Макрорегулирование касается экономической политики государства на уровне национальной экономики в целом и изучается в разделе макроэкономики.

Микрорегулирование касается государственного воздействия на процессы, происходящие на отдельных рынках. Основными инструментами микрорегулирования выступают налогообложение, ускоренная амортизация воздействие на цены, антимонопольное регулирование. В данной теме курса особый интерес представляет государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов.

В курсе макроэкономики мы рассмотрим, как существующие экономические школы относятся к формированию государственной экономической политики на уровне национальной экономики в целом. Здесь же остановимся на особенностях государственного вмешательства с точки зрения микроэкономики.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.