Тема 13. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В
УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ КРНКУРЕНЦИИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ
И ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА. МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ И МИНИМИЗАЦИЯ УБЫТКА
Сущность и признаки чистой конкуренции. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
Взаимосвязь предельных издержек и кривой предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
Установление равновесия конкурентной фирмы и отрасли в долгосрочном периоде.
Сущность и признаки чистой конкуренции. Равновесие
Конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
Чистая конкуренция представляет собой рыночную структуру, при которой большое количество продавцов и покупателей взаимодействуют друг с другом, предлагая и запрашивая однородный продукт. Чистая конкуренция как абстрактная рыночная структура обладает следующими признаками:
1. Очень большое количество производителей или продавцов в отрасли. Это основная черта любого конкурентного рынка. При этом все фирмы действуют независимо друг от друга и не могут оказывать влияния на решения, принимаемые другими участниками.
2. Абсолютная однородность одноименных товаров. Этот признак означает, что покупатели воспринимают экономические блага как совершенные заменители.
3. Наличие у всех участников полной информации о рыночных условиях.
4. Абсолютная мобильность материальных, финансовых, трудовых и прочих факторов производства в долгосрочном периоде.
5. Свободное вступление в отрасль новых фирм и выход из нее действующих.
В таких условиях ни одна из множества фирм не в состоянии влиять на уровень цены, график спроса на продукцию чисто конкурентной фирмы является совершенно эластичным, т. е. представляет собой горизонтальную линию (рис. 13.1.а и 13.1.б).
Любое количество однородной продукции фирма продает по одной и той же рыночной цене, которая сложилась в конкурентной отрасли. Кривая спроса на продукцию конкурентной отрасли, к которой принадлежит данная фирма, имеет снижающийся вид. Отрасль может продать больше продукции при условии снижения ее цены, и наоборот. В этих случаях любой фирме, функционирующей в отрасли, придется продавать свою продукцию по новой цене, сложившейся в изменившихся условиях.
Деятельность любой фирмы характеризуют, прежде всего, такие показатели реализации продукции, как «валовая выручка», «средняя выручка», «предельная выручка».
Валовая выручка (TR – total revenue) - это выручка от продажи всей продукции, или объем продаж в денежном выражении:
TR=Р•Q. (13.1)
Средняя выручка (AR - average revenue) - это выручка в расчете на единицу реализованной продукции. Она рассчитывается по формуле:
AR=TR/Q. (13.2)
В условиях рынка совершенной конкуренции, когда вся продукция фирмы реализуется по одинаковой цене, средняя выручка равна цене, уплачиваемой покупателем за единицу товара:
AR=TR/Q = Р • Q / Q = Р. (13.3)
Р Р
А S
Ре Е MR = AR =P d
В D
Q 0 Q
Рис. 13.1.а. Рыночное равновесие на Рис. 13.1.б. Кривая спроса совершенно совершенно конкурентном рынке конкурентной фирмы
Предельная выручка (MR – marginal revenue) - это добавочная выручка от продажи каждой дополнительной единицы продукции. Другими словами, предельная выручка - это изменение (прирост) валовой выручки от продажи каждой дополнительной единицы продукции:
MR=∆TR/∆Q. (13.4)
Если ∆Q = 1, то MR = ∆ТR.
Приведем гипотетические данные о цене, объеме спроса и выручке (доходе) отдельной фирмы, работающей в условиях чистой конкуренции (табл. 13.1).
Из результатов расчетов, приведенных в таблице, видно, что все единицы продукции фирма продает по одной и той же цене, равной 45 руб. Валовая выручка при росте объема производства увеличивается равномерно. Каждая дополнительная единица продукции увеличивает валовую выручку фирмы на одну и ту же величину, равную цене. С учетом отмеченного ранее равенства цены и средней выручки в условиях чистой конкуренции имеем:
AR = MR = P. (13.5)
Поэтому условие равновесия конкурентной фирмы состоит в равенстве предельных издержек рыночной цене продукта:
MC = Р. (13.6)
Фирма будет продолжать свою деятельность в двух случаях:
1) если она получит валовую экономическую прибыль;
2) если она будет нести валовой убыток, но в меньшем размере, чем величина ее постоянных издержек.
Таблица 13.1
Показатели выручки конкурентной фирмы (цена товара 45 рублей)
Цена за
единицу, руб.
| Объем
спроса,
Qd
| Средняя
выручка, руб. АR
| Валовая
выручка, руб. TR
| Предельная
выручка, руб. МR
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если величина валового убытка при всех объемах выпуска превышает постоянные издержки фирмы, то фирме выгоднее прекратить производство и нести меньшие убытки, равные постоянным издержкам. Если выручка от реализации продукции полностью покрывает переменные издержки и хотя бы часть постоянных, деятельность фирмы в краткосрочном периоде выгоднее продолжать, чем прекращать, так как в противном случае весь объем постоянных издержек предприниматель должен будет выплачивать из собственного кармана.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|