Сделай Сам Свою Работу на 5

Совокупный спрос и факторы, его определяющие





 

Движение реального (товарного) и денежного потоков в экономике приводит к двум состояниям: равновесному и неравновесному.

Макроэкономическое равновесие имеет место при условии равенства совокупных расходов домашних хозяйств, фирм, государства, внешнего мира совокупному объему произодства (т.е. при условии сбалансированности потоками товаров, услуг, факторов производства). Неравновесие означает отсутствие сбалансированности. Это ведет к таким явлениям, как сокращение объема выпуска, безработица, инфляция, снижение реальных доходов и т.д. В целях предупреждения этих явлений экономисты используют модели, выводы из которых служат для выработки соответствующей макроэкономической политики.

Модель AD-AS (совокупный спрос – совокупное предложение) является базовой макроэкономической моделью для изучения колебаний объема производства и уровня цен в экономике.

Под совокупным спросом понимаются все расходы на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска продукции, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.



Согласно закону спроса при прочих равных условиях совокупный спрос тем выше, чем ниже уровень цен (рис. 18.1).

 

Уровень цен Р

       
 
   
 


 

AD

 

0 Реальный объем выпуска Y

 

Рис. 18.1. Кривая совокупного спроса

 

В структуре совокупного спроса выделяют следующие составляющие спроса:

· на потребительские товары и услуги (осуществляемый домашними хозяйствами);

· на инвестиционные товары, формируемый секторов бизнеса;

· на товары и услуги со стороны государства;

· на товары и услуги со стороны иностранцев (чистый экспорт).

Кривая совокупного спроса показывает количество конечных товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен.

Направленность кривой совокупного спроса объясняется действием трех ценовых факторов:

1. Эффект процентной ставки действует следующим образом: повышение уровня цен приводит к повышению спроса на деньги, т.к. для обеспечения прежнего уровня потребления всем субъектам экономики потребуется больше денежных средств. В результате повышается процентная ставка как цена использования денежного капитала.



Это действует на две составляющие совокупного спроса: потребительские и инвестиционные расходы. В нормально функционирующей рыночной экономике располагаемые доходы домашних хозяйств делятся на две части: потребление и сбережения. Повышение процентной ставки делает относительно более привлекательными сбережения, в результате чего сокращается текущее потребление и, следовательно, совокупный спрос.

В неразвитой экономике при низком уровне доходов повышение уровня цен может и не привести к увеличению сбережений, поскольку весь доход будет «проедаться». Но отсутствие сбережений неизбежно ведет к отсутствию инвестиций.

Фирмы, оценивая целесообразность инвестиционных расходов, сопоставляют ожидаемые от инвестиций прибыли с доходами или расходами, связанными с использованием денежного капитала. Чем выше процентная ставка, тем меньше фирм будут осуществлять инвестиции.

2 Эффект богатства (реальных кассовых остатков).

При анализе совокупного спроса в конкретном анализируемом периоде под богатством понимается не наличие ранее приобретенных товаров, а накопленные финансовые активы с фиксированной стоимостью (облигации, срочные счета и т.д.). При повышении уровня цен их покупательная способность снизится, следовательно, уменьшится совокупный спрос.

3. Эффект импортных закупок.

При повышении уровня цен в национальной экономике для ее субъектов более привлекательными становятся относительно подешевевшие импортные товары. Сокращается чистый экспорт (может стать отрицательным) и весь совокупный спрос.



Кроме ценовых факторов, обусловливающих изменение величины совокупного спроса, на него оказывает влияние целый ряд неценовых факторов, смещающих кривую вправо или влево. К ним относится все, что влияет на потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные закупки товаров и услуг, а также чистый экспорт: благосостояние потребителей, их ожидания, задолженность потребителей, налоги, процентные ставки, субсидии и льготные режимы инвесторам, колебания валютных курсов и т.д.

 

Совокупное предложение

Вторым компонентом модели равновесия является совокупное предложение. Под совокупным предложением понимается стоимость общего количества конечных товаров и услуг, произведенных в экономике. Иногда это понятие используется как синоним ВНП.

Неценовыми факторами совокупного предложения являются изменение в технологии, изменение цен на ресурсы и промежуточную продукцию, налогообложения фирм и т.д.

Существуют два различных подхода к модели совокупного предложения.

Классическая модель (рис. 18.2) описывает поведение экономики в долгосрочном периоде, она базируется на следующих предпосылках:

· объем выпуска зависит только от количества факторов производства и технологии и не зависит от уровня цен;

· изменения в факторах производства и технологии происходят медленно;

· экономика функционирует в условиях полной занятости факторов производства, следовательно, объем выпуска равен потенциальному; кривая AS в этих условиях вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов производства;

· цены и товаров, и факторов производства гибкие, их изменения поддерживают равновесие на рынках; любые колебания совокупного спроса отражаются только на уровне цен.

Таким образом, макроэкономическое равновесие обеспечивается действием рыночного механизма.

 

Р

AS

 
 

 


 

AD

 

 

0 Y

 

Рис 18.2. Классическая модель совокупного предложения

 

Кейнсианская модель рассматривает функционирование экономики на сравнительно коротких промежутках времени. Анализ совокупного предложения базируется на следующих положениях:

· экономика функционирует в условиях неполной занятости факторов производства;

· цены товаров и другие номинальные величины, особенно номинальная заработная плата, относительно жесткие, медленно реагирующие на изменение рыночной ситуации;

· реальные величины (объемы выпуска продукции, занятость, реальная заработная плата и др.) более подвижны.

Кривая предложения в кейнсианской модели горизонтальна (при жестких ценах) или имеет положительный наклон (при жесткой номинальной заработной плате и относительно подвижных ценах) (рис. 18.3).

Причинами относительной жесткости номинальных величин в краткосрочном периоде являются высокая степень монополизации производства, позволяющая удерживать цены на выгодном монополистам уровне, снижая объемы выпуска продукции; государственное регулирование минимальной заработной платы, практика которого появилась в начале ХХ века; деятельность профсоюзов и др.

Обычно у фирм имеются избыточные мощности, запасы готовой продукции на складах, возможность использовать сверхурочную работу или нанять дополнительных рабочих.

Поэтому в краткосрочном периоде расширение спроса может способствовать увеличению объема продаж без существенного изменения цен.

Р

 

AS

 

 

0 Y

Рис 18.3. Кейнсианская модель совокупного предложения

 

Модель AD-AS может быть представлена и в обобщенном виде (рис. 18.4), когда кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков, отражающих различные состояния экономики. Первый отрезок – кейнсианский (горизонтальный), второй отрезок – промежуточный, третий отрезок – классический (вертикальный).

 

Р AS

 

3

 

 

2

 

0 Y

 

Рис. 18.4. Кривая совокупного предложения

 

1. Кейнсианский отрезок соответствует состоянию глубокого кризиса.

2. Наличие промежуточного отрезка объясняется неравномерностью как выхода из кризиса, так и сползания в кризис. На этом отрезке одновременно и в одном направлении изменяются и уровень реального производства, и уровень цен.

3. Вертикальный, или классический, отрезок отражает состояние полной занятости всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития производительных сил. В этих условиях на изменение совокупного спроса экономика может ответить только изменением уровня цен.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.