Сделай Сам Свою Работу на 5

И производственные возможности





При любом уровне развития производительных сил невозможно произвести все необходимые блага в требуемом количестве: общество постоянно наталкивается на проблему ограниченности ресурсов (капитальных, человеческих, земельных) и вынуждено делать выбор, что именно и в каком количестве произвести, а от чего в данный момент отказаться. Проблема выбора возникает как следствие ограниченности экономических ресурсов.

Проблема экономического выбора в условиях ограниченности ресурсов – это проблема, с необходимостью решения которой сталкиваются все субъекты экономики и во все времена. Но в экономической теории ею впервые заинтересовались неоклассики.

В работе П. Самуэльсона «Economiсs», вышедшей в свет в 1948 г. и затем неоднократно переиздававшейся, были сформулированы три фундаментальных вопроса, которые должны решить хозяйственные субъекты, чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов:

1. Что должно производиться, то есть какие из взаимно исключающих друг друга товаров и услуг должны быть произведены и в каком количестве?

2. Какбудут производиться товары, то есть кем, с помощью каких ресурсов и какой технологией они должны быть произведены?



3. Для кого предназначаются производимые товары, то есть кто должен располагать этими товарами и услугами и извлекать из них пользу?[34]

Позднее в современных учебниках авторы, например К. Макконнелл и С. Брю, формулируют п я т ь фундаментальных вопросов, на которые должна находить ответ каждая экономическая система[35]. Три вопроса – традиционные, взятые из курса Самуэльсона, и два новых. Первый вопрос поставлен до традиционных.

Перед тем как отвечать на вопрос «Что производить?», следует ответить на вопрос «Сколькоследует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?». Этот вопрос становится все более актуальным, поскольку многие природные ресурсы являются невоспроизводимыми, либо для их воспроизводства необходим продолжительный период времени. Хищническое отношение к таким ресурсам неизбежно создаст проблемы для будущих поколений. Использование фактора «труд» тоже имеет ограничения, причем как экономического, так и социального характера (вопросы уровня занятости ресурсов подробнее рассматриваются в курсе макроэкономики).



Далее следуют три традиционных вопроса и завершающий вопрос:

«Способна ли экономическая система адаптироватьсяк изменениям? Может ли система добиться надлежащих коррекций в связи с изменениями в потребительском спросе, в поставках ресурсов и в технологии производства?» Данный вопрос представляется также важным, поскольку характеризует способность экономической системы к изменениям. С учетом важности фактора времени адаптивность становится необходимым свойством всех систем.

На наш взгляд, формулирование не трех, а пяти вопросов позволяет уточнить экономический выбор.

Проблема выбора, возникающая как следствие ограниченности (редкости) экономических ресурсов, предполагает наличие альтернативных вариантов их использования. Выбор одного из вариантов использования редких ресурсов означает отказ от возможности реализации других вариантов их использования. Нужно принимать решения, какие товары и сколько производить, а от каких отказаться.

Моделями сопоставления производственных ресурсов и вариантов производства благ, необходимых для удовлетворения общественных потребностей, могут быть таблица альтернативных возможностей и построенная на ее основе кривая производственных возможностей (КПВ) (рис.2.3.). Эти модели основаны на следующих допущениях:

1. Экономика эффективна, то есть все ресурсы задействованы и распределены так, чтобы обеспечить наиболее полный объем производства.



2. Количество имеющихся ресурсов постоянно, а их качество неизменно. Технический прогресс отсутствует.

3. Технология в ходе анализа принимается неизменной.

4. Выбор осуществляется между альтернативной паройпродуктов (или двумя группами продуктов), то есть для упрощения полагается, что в экономике производятся только две группы продуктов ( в учебниках используются в качестве примеров разные альтернативные пары : пушки и масло, потребительские товары и товары производственного назначение, средства производства и предметы потребления, товары для настоящего и товары для будущего).

Модель в табличном виде (табл. 2.1) представляет технологический выбор в виде набора альтернативных возможностей производства:

Таблица 2.1

Альтернативные возможности производства товаров группы А и В

 

Возможности Группа товаров А, кол-во ед. Группа товаров В, кол-во ед. Альтернативная стоимость ед-цы товара А, выраженная в единицах товара В
 
     
     
И так далее      
Х  

 

Каждая возможность представляется двумя значениями объемов выпуска товаров альтернативной пары (например, первая возможность – выпустить 0 единиц товара А и 6 единиц товара В). Экономика, полностью использующая все имеющиеся ресурсы, при увеличении выпуска одного товара вынуждена отказаться от производства какого-то количества другого товара. В четвертом столбце проставляется альтернативная стоимость каждой дополнительной единицы группы товаров А, выраженная в количестве единиц товара В, которым придется пожертвовать для этого.

Количество продуктов, от которого следует отказаться, чтобы получить какое-то количество анализируемого продукта, называется еще вмененными (альтернативными) издержками производства этого продукта, или издержками упущенных возможностей.

В нашем случае количество товара А, от которого приходится отказаться, чтобы получить дополнительную единицу товара В, и есть вмененные издержки единицы товара А.

На конкретных цифровых примерах можно проиллюстрировать действие закона возрастания вмененных издержек,согласно которому производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой отказ от производства все возрастающего количества другого продукта. Причиной этого возрастания является то, что ресурсы (и труд, и техника, и технология, и продуктивность земли) не обладают полной взаимозаменяемостью. Переориентация производства с одного товара на другой будет обходиться обществу все дороже.

Для построения графической модели ( кривой производственных возможностей - КПВ) по осям координат откладываем соответствующие альтернативным возможностям значения объема выпуска группы товаров А и группы товаров В.

Кривая производственных возможностей есть геометрическое место точек, координаты которых показывают возможные сочетания объемов выпуска альтернативной пары благ (двух групп благ) при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов.

Точки, лежащие над кривой ( например, точки О, L), недостижимы при данном уровне развития производительных сил. Поэтому данную кривую называют еще границей производственных возможностей. Точки, лежащие под кривой (например, точки М, S), отражают варианты производства, которые возможны, но ресурсы в этом случае используются либо не полностью, либо неэффективно. Только точки, находящиеся на кривой, характеризуют полное и эффективное использование ресурсов.

 

 

Группа товаров В, кол-во ед.

 

6 ● O

5 ● R

4

3 ● L

2 ● S ● P

1 ●M

Группа товаров А, кол-во ед.

0 2 4 6 8 10 12 14 16

Рис.2.З. Кривая производственных возможностей

 

Выпуклость КПВ графически отражает действие закона возрастания вмененных издержек. Поскольку движение по кривой отражает переключение ресурсов с производства одного товара на производство другого товара, эту линию называют еще кривой трансформации .

Действие закона возрастания вмененных издержек (или упущенных возможностей) распространяется на любой вид деятельности, поэтому каждый экономический субъект должен просчитывать альтернативную стоимость своих решений.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.