Сделай Сам Свою Работу на 5

Нобелевский лауреат по экономике





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ

УНИВЕРСИТЕТ

 

АНТОНОВА И.В., ЛЫСЕНКО М.В.

 

ЭКОНОМИКА

Курс лекций для студентов инженерных специальностей

 

Тюмень 2007

 

ББК У01

 

Антонова И.В., Лысенко М.В. Экономика курс лекций для студентов инженерных специальностей. – Тюмень: ТюмГАСУ, 2007.- с.

 

 

Рецензенты:

Зайцева А.Н. – д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой экономической теории и национальной экономики Тюменского государственного университета;

Симонов С.Г. – д-р социол. наук, профессор, зав. кафедрой экономической теории Тюменского государственного нефтегазового университета

 

 

 

©Государственное образовательное

учреждение высшего

профессионального образования

Тюменский государственный

архитектурно-строительный

университет, 2007

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Первым поводом к изучению

Экономической теории является то,

Что эта теория имеет дело с такими

Проблемами, которые касаются

Всех нас без исключения»

П. Самуэльсон,

Нобелевский лауреат по экономике



Экономика является важной стороной жизни каждого человека, во многом определяя для него возможности реализации всех других личностных и общественных интересов. Все люди в той или иной степени участвуют в экономических процессах и ощущают на себе последствия экономических изменений не только в своем домашнем хозяйстве, в своем городе или в стране, но даже и на других континентах.

Экономическая жизнь становится все более сложной и динамичной, и чем лучше люди понимают сущность экономических явлений и взаимосвязи между ними, тем в большей степени они могут представлять и просчитывать результаты своих действий. Это тем более касается специалистов высшей квалификации, в том числе инженеров, которые руководят деятельностью других людей в разных сферах экономики.

Когда-то мы смеялись над фонвизинским Митрофанушкой, который, отказываясь изучать географию, аргументировал это тем, что извозчик сам знает, куда его везти. Лень далеко не всегда является двигателем прогресса, а невежество – никогда им и не было.



В 1886 году на собрании Американского общества инженеров выступил Генри Таун, один из основателей и президент компании «Yale and Towne Manufacturing» с докладом на тему «Инженер в роли экономиста». Этот доклад содержал призыв к тому, чтобы инженеров интересовала не только техническая эффективность, но и подсчет затрат, доходов, прибылей. Эти призывы были восприняты инженерным сообществом.

В нашей стране среди современных инженеров уже не осталось Митрофанушек, полагающих, что экономисты на предприятии сами разберутся, что нужно делать фирме, а госчиновники «вырулят», как надо, хозяйство страны в целом. За последние годы в российской экономике произошли столь драматические и переломные изменения, что разобраться и тем более активно участвовать в них могут не просто энергичные, а глубоко мыслящие, знающие специалисты.

Естественно, что и вузовская подготовка современных инженеров предполагает качественное экономическое образование, которое должно базироваться на изучении экономической теории.

Следует учитывать, что в новые времена усложнились условия, в которых происходит экономическое образование инженеров.

Во-первых, во многих технических вузах в два-три раза сократилось количество аудиторных часов, отводимых на изучение курса экономики (экономической теории) студентами инженерных специальностей. В еще большей степени это коснулось студентов заочной и ускоренной форм обучения. А объем изучаемого материала, наоборот, расширился в результате отказа от преподавания положений только одной, господствовавшей в течение десятилетий, теоретической концепции.



Чтобы обеспечить качественную экономическую подготовку инженеров в условиях сокращения количества аудиторных занятий, необходимо в лекциях акцентировать внимание на «узловых» вопросах в расчете на то, что студенты ознакомятся с полным объемом курса по учебникам. При всем разнообразии методов обучения самостоятельное чтение и осмысливание прочитанного остается основой экономического образования.

Во-вторых, вузы приблизили обучение к местам проживания студентов, развернув сеть представительств и филиалов, в которые на короткий срок приезжают преподаватели «базовых» вузов для так называемой «начитки» курсов лекций в интенсивном темпе. Но теоретическая экономика – дисциплина, для изучения которой требуется вдумчивость, последовательность и, главное, систематичность: сходу, в «кавалерийском» темпе ее не осилить. Известный историк экономической мысли, А. Хейлброннер, писал, что изучение экономической науки требует от читателя «выносливости верблюда и терпения святого». От себя добавим – и соответствующих затрат времени на самостоятельную работу.

В-третьих, при возросшем, казалось бы, количестве книг, учебников, пособий по экономической теории студенты инженерных специальностей либо почти не имеют их в своих городах и поселках, либо располагают учебниками для студентов экономических специальностей, которые, естественно, рассчитаны на более углубленное изучение данной дисциплины в соответствии со специальными учебными программами.

Эти обстоятельства предопределили наше решение подготовить специально для студентов инженерных специальностей курс лекций, который позволит им расширить материал, полученный в ходе аудиторных занятий, и изучить экономическую теорию в объеме дисциплины «Экономика» в соответствии с государственным образовательным стандартом.

С учетом этого данный курс «Экономика» содержит материал по трем разделам:

Раздел I. Основы экономической теории.

Раздел II. Микроэкономика

Раздел III. Макроэкономика.

В 2004-2005 годах по каждому их разделов были изданы отдельные книги. Эти издания были востребованы и получили одобрение студентов. Хорошие отзывы давали также коллеги, преподаватели, которые тоже сталкивались с проблемой сочетания глубины изучения и преподавания предмета и необходимостью сделать это в сжатые сроки.

Успех любого обучения строится на том, чтобы были правильно оценены и приведены в соответствие три составляющие: уровень и особенности обучаемых, специфика и объем изучаемого материала, способы передачи информации. Сам преподаватель, безусловно, должен расширять и углублять свои познания в преподаваемой учебной дисциплине, но с опытом приходит осознание необходимости ограничения и адаптации информации, передаваемой определенному контингенту обучающихся студентов. Поэтому в расчете на студентов инженерных специальностей в данном курсе лекций рассмотрено лишь 23 темы.В качестве аргумента уместно процитировать замечание из предисловия к известной книге «Экономический образ мышления», сделанное ее автором, Полом Хейне: «Тем же преподавателям, которые спросят, почему в ней опущена та или иная тема или почему в ней не излагаются некоторые традиционные разделы теории, следует напомнить, что знание передается не только посредством того, о чем говорится, но и в равной мере посредством того, о чем умалчивается».

Авторы ждут отзывов студентов дневного, заочного и ускоренного обучения; они непременно будут учтены и помогут улучшить последующие издания. От студентов авторы ожидает внимательности, систематичности и последовательности в изучении данного курса лекций в ответ на наше стремление написать книгу не просто правильно, но и интересно.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.