Сделай Сам Свою Работу на 5

Сюжет повести Н.С. Лескова





«Леди Макбет Мценского уезда»

Н.С. Лесков с самого начала литературной деятельности сосредоточивает главное внимание на изучении народной жизни. Однако уже в ранних своих произведениях писатель не ограничивается изображением общего потока жизни народа, в котором теряется индивидуальность. Его привлекают яркие, неординарные характеры, представляющие немалые загадки для постороннего взгляда. Именно такой оказывается главная героиня произведения «Леди Макбет Мценского уезда».

Сам Н.С. Лесков называет свое произведение очерком. Очерк - это документальный рассказ. Значит, автор хочет подчеркнуть документальность, подлинность, достоверность, правдивость. Произведение было напечатано в журнале «Эпоха» №1в 1865 году. В нем отразилось одно из орловских впечатлений Н.С. Лескова: «Раз одному соседу-старику, который зажился за 70 годов и пошёл в летний день отдохнуть под куст чёрной смородины, нетерпеливая невестка влила в ухо кипящий сургуч. Я помню, как его хоронили…Ухо у него отвалилось… Потом её на Ильинке палач терзал. Она была молодая, и все удивлялись, какая она белая».

Сюжетных пересечений между этим эпизодом и событиями «Леди Макбет Мценского уезда» - два: убийство и наказание преступницы. Этого все же недостаточно, чтобы счесть данное воспоминание источником лесковского очерка. Разве что сургуч, влитый в ухо старику, напоминает сцену убийства отца Гамлета из пьесы Шекспира и, возможно, именно эта деталь подтолкнула Лескова к мысли сопоставить свою героиню с леди Макбет Шекспира, указать на то, что и в Мценском уезде могут разыграться вполне шекспировские страсти. Излагаемые в «очерке» события в данном случае, похоже, вымышлены. Зато подобное жанровое определение давало писателю право ввести фигуру рассказчика, якобы повествующего нам о реальных событиях, о которых он сам слышал.(В литературоведении жанр произведения Н.С. Лескова- повесть).



Повесть Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», созданная в 1865 году, описывает Шекспировские страсти, разворачивающиеся в российской глубинке: горы трупов и фонтаны крови. Шекспировские реминисценции в повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» носят системный характер. Сопоставимы, прежде всего, сюжеты произведений, в их основе - цепь убийств и «кровавая» развязка. Мотивировка для совершения очередного убийства общая - наследование (в случае с Макбетом и его женой - королевской власти, в случае с Катериной Львовной и Сергеем - богатства, принадлежности к купеческому сословию).



Действие происходит в купеческой среде. Главная героиня не «светская львица». Она и не «роковая красавица». Наружность ее обычная, хоть и «очень приятная». При этом она обладает необыкновенной телесной мощью.

В самом начале рассказчик пересказывает нам историю замужества Катерины Львовны. Девушка бедная, она вышла за состоятельного купца Зиновия Борисовича Измайлова не по любви, а потому что тот к ней посватался. Но пять лет, прожитые с супругом не принесли Катерине Львовне ни счастья, ни потомства. Последнее обстоятельство сильно огорчало и Зиновия Борисовича, который не желал остаться без наследника, и саму Катерину: «скука непомерная в запертом купеческом терему с высоким забором и спущенными цепными собаками не раз наводила на молодую купчиху тоску, доходящую до одури, и она рада бы, бог весть как рада бы она была понянчиться с деточкой». И попреки окружающих в том, что «неродица», ей надоели. Итак, первое, что как будто могло бы развеять скуку Катерины Львовны - «деточка». Но заглянем вперед - развитие последующих событий показывает, что ребенок, даже и от страстно любимого Сергея, оказался Катерине не нужен.

Существует и второе средство избавления от «скуки купеческого дома», и Лесков на него тоже указывает - чтение. Однако и читать Катерина Львовна была «не охотница, да и книг к тому ж, окромя киевского патерика, в доме их не было». В этом нечитанном хозяйкой патерике содержится и скрытое указание на то, что религиозные утешения на Катерину Измайлову тоже не действовали. Череда церковных праздников, которые, конечно же, праздновались в традиционной купеческой среде, явно проходит, не задевая ее сердца.



Еще одна возможная опора в борьбе со скукой - бытовые обряды купеческой жизни, традиции и ритуалы, соблюдение которых и придает существованию смысл. Вспомним хотя бы их яростную ревнительницу Кабаниху из «Грозы» Островского. Вообще отзвуки этой пьесы звучат в «Леди Макбет» постоянно, даже свою главную героиню Лесков называет так же. У Лескова купеческий закон представляют свекор героини Борис Тимофеевич и ее муж Зиновий Борисович. Но для Катерины Измайловой все это только тягостная обязанность: «В гости она езжала мало, да и то если и поедет она с мужем по своему купечеству, так тоже не на радость. Народ все строгий: наблюдают, как она сядет, да как пройдет, как встанет; а у Катерины Львовны характер был пылкий, и, живя девушкой в бедности, она привыкла к простоте и свободе: пробежать бы с ведрами на реку да покупаться бы в рубашке под пристанью или обсыпать через калитку прохожего молодца подсолнечною лузгою; а тут все иначе».

Итак, ни «деточка», ни чтение, ни религия, ни обряды Катерину развлечь не могут. Существование ее переполняет пустота и праздность - работать руками ей ведь тоже не нужно. Эта пустота - ключевое звено в цепи последовавших преступлений.

Любовь Катерины Ивановны родилась именно от той скуки, от постоянного безделья, от пустоты жизни. Яркое чувство среди серой тины повседневной жизни стало для Катерины той отдушиной, в которую она ринулась всей своей природной нерастраченной мощью. «Для нее больше не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей; она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила».

Вспомним, с чего начинается первое любовное свидание Катерины Львовны с приказчиком Сергеем. Героиня смотрит вечером из окна во двор, «шелушит» семечки - дополнительное указание на ее праздность, а вместе с тем и важное в данной ситуации эхо с ее девичеством, когда «подсолнечною лузгою» обсыпали «прохожего молодца». Вскоре во дворе появляется и «молодец». Увидев хозяйку, Сергей ей низко кланяется.

«Здравствуй, - тихо сказала ему с своей вышки Катерина Львовна, и двор смолк, словно пустыня. - Сударыня! - произнес кто-то чрез две минуты у запертой двери Катерины Львовны». Словно пустыня… Чуть раньше сообщается, что по двору бегают цепные собаки, что люди расходятся по тому же двору спать - во дворе определенно стоит вечерний шум, звучат голоса, перекличка, наверняка не безмолвствуют и собаки, но все эти звуки исчезают, гаснут в наступившей вдруг тишине, в «пустыне».

Эта пустыня и тишина - субъективны, они воцаряются в сознании Катерины Львовны. В эту пустую горницу ее души (ср. евангельский образ «выметенного и убранного» дома, символизирующего опустошенную душу, беззащитную перед нашествием нечистых духов; Лк: 11, 24-26) и заходит Сергей.

Приказчик, вероятнее всего, действует по заранее намеченному плану: днем он смело заигрывает с хозяйкой и, очевидно, уже тогда понимает, что шансы на победу существуют. Хотя бы потому, что после того как Сергей неожиданно «обнял молодую хозяйку и прижал ее твердую грудь к своей красной рубашке», а потом «сжал и посадил тихонько на опрокинутую мерку», «красная-раскрасная» Катерина Львовна не одернула его, только «тихо пошла из амбара». Перед нами картина ее страшной растерянности, но не возмущения, не злобы - Сергею этого достаточно для дальнейших действий. «Девичур» он опытный; как узнаем мы от кухарки Аксиньи, из предыдущего дома его выгнали именно за любовные отношения с хозяйкой. «Всем вор взял - что ростом, что лицом, что красотой, и улестит, и до греха доведет. А что уж непостоянный, подлец, пренепостоянный-непостоянный!..» - замечает Аксинья.

И в вечер того же дня, не откладывая дела в долгий ящик, Сергей «позже всех» выходит из кухни - конечно, нарочно. Лишние свидетели ему не нужны, а в это время все разошлись. Сцена соблазнения предельно лаконична, Катерина Львовна с самого начала готова открыть ему дверь, и Сергей понимает это лучше ее самой.

Речи, которыми Сергей соблазняет Катерину, исключительно банальны. Сергей говорит: «Песня поется: «без мила дружка обуяла грусть-тоска», и эта тоска, доложу вам, Катерина Ильвовна, собственному моему сердцу столь могу сказать чувствительна, что вот взял бы я его вырезал булатным ножом из моей груди и бросил бы к вашим ножкам». Народная песня, затрепанные романтические штампы - «молодец» вызывающе не оригинален, пошл, но Катерина Львовна различить этого не в состоянии. В культурном отношении Сергей, в отличие от Катерины, обладает гораздо более богатым культурным «бэкграундом» - за его плечами традиции мещанской, лубочной и песенной культуры, и он умело пользуется их арсеналом. Катерина Львовна пришла словно бы ниоткуда, ее мир не окультурен, дик. Если взглянуть на эту пару сквозь призму романтической парадигмы, Катерине достается роль человека «естественного», Сергею - «цивилизованного», только высокий романтический конфликт здесь, разумеется, предельно снижен, опущен в контекст народной культуры. Перед нами леди Макбет, но Мценского уезда.

В более ранней повести Лескова, «Житие одной бабы», где тоже описывается история запретной любви, любовное чувство молодых крестьян, Степана и Насти, впервые изливается в песне. Степан запевает, Настя подхватывает; влюбленные говорят на одном культурном языке, и это становится залогом их душевного родства. Ничего подобного нет в «Леди Макбет Мценского уезда» - там, где у Сергея готовая формула, расхожий образ - у Катерины Львовны неокультуренная искренность, ее собственное, от сердца идущее слово.

Неслучайно Катерина Львовна так тонко чувствует красоту природы, а Сергей к ней равнодушен. Героиня «все смотрела сквозь бледно-розовые цветы яблони на небо. Сергей тоже молчал; только его не занимало небо. Обхватив обеими руками свои колени, он сосредоточенно глядел на свои сапожки».

Родство внутреннего мира Катерины Львовны и природы подчеркивается и тем, что месяц, который стоит над измайловским садом, точно выкатился из сна Катерины - только что во сне она тоже видела месяц, который сменился страшным котом. «Золотая ночь! Тишина, свет, аромат и благотворная, оживляющая теплота. Далеко за оврагом, позади сада, кто-то завел звучную песню; под забором в густом черемушнике щелкнул и громко заколотил соловей; в клетке на высоком шесте забредил сонный перепел, и жирная лошадь томно вздохнула за стенкой конюшни, а по выгону за садовым забором пронеслась без всякого шума веселая стая собак и исчезла в безобразной, черной тени полуразвалившихся, старых соляных магазинов», -пишет Н.С. Лесков. На фоне ночной симфонии «безобразная, черная тень» воспринимается как тень будущих событий, как мрачное предвестие «черного эшафота» и «черной грязи», которые будут месить арестанты.

Но это произойдет потом. А сейчас ильные чувства ослепляют героиню. Ее любовь горяча, как пламя ада. Ради того, чтобы «видеться со своим Сережечкой», она готова пойти на все.

Вся повесть представляет собой описание нравственного самоубийства героини. Женщина совершает грех, изменив законному мужу. Но, впервые переступив нравственный закон, Катерина «развязывает себе руки». Во имя своей грешной любви она совершает ужаснейшие поступки.

Первой жертвой влюбленной женщины становится свекор. Она хладнокровно губит его, отравив, словно крысу. Убийство Бориса Тимофеевича - это своеобразная расправа. Уже на следующий день после того, как он застал Сергея, спускавшегося из спальни невестки, и отхлестал «молодца» нагайкой, Борис Тимофеевич ужинал грибками, отравленными крысиным ядом. Это первое преступление, которое совершает Катерина Львовна. Совершает словно бы без всякой внутренней борьбы. На протяжении повести мы неоднократно убеждаемся в том, что Катерина долго думать не умеет, предпочитая чувствовать и делать.

Совершившую страшный грех героиню настигает раскаяние. Но Катерина поборола совесть, уничтожив тем самым собственную душу. Последующие убийства она совершает с ужасающим хладнокровием, с изощренной жестокостью. Чувства вины и раскаяния навсегда покинули ее сердце.

Вот сцена второго убийства. Муж Катерины Львовны, Зиновий Борисыч, вернулся домой тайком, надеясь застать у жены Сергея. Ему не удалось это только потому, что жена расслышала его шаги и успела выпустить Сергея в окно спальни. После неприветливой встречи с мужем она отправляется ставить самовар. Автор сообщает, что ее не было полчаса, и Зиновию Борисычу это кажется слишком долгим: «Что ты там возилась долго?» Дальше Зиновий Борисыч намекает жене, что прекрасно осведомлен о том, как она проводила без него время, и грозит ей наказанием. Катерину Львовну эти намеки раздражают, и она призывает спрятавшегося здесь же, в доме, Сергея. Она не просто его зовет. Когда Сергей вошел, она «страстно поцеловала» его при муже, точно бы желая посмеяться над Зиновием Борисовичем. Только после этого и совершается убийство.

Сама сцена убийства детально выписана: Катерина Львовна «быстро кинулась на мужа и, прежде чем Зиновий Борисыч успел доскочить до окна, схватила его сзади своими тонкими пальцами за горло и, как сырой конопляный сноп, бросила его на пол». Потом «Катерина Львовна, бледная, почти не дыша вовсе, стояла между мужем и любовником; в ее правой руке был тяжелый литой подсвечник, который она держала за верхний конец, тяжелою частью книзу. По виску и щеке Зиновия Борисыча тоненьким шнурочком бежала алая кровь».

Особенно любопытно замечание рассказчика, последовавшее после. Труп снесен в погребок, Катерина Львовна отмывает кровавое пятно на полу в спальне: «Вода еще не остыла в самоваре, из которого Зиновий Борисыч распаривал отравленным чаем свою хозяйскую душеньку, и пятно вымылось без сякого следа». Рассказчик дает нам ясно понять: чай, которым потчевала мужа, был ею отравлен. Очевидно, все тем же крысиным ядом.

Преступники скрывают следы своего злодеяния и продолжают жить, не таясь от людей. Но, как и в «Макбете» Шекспира, счастье длилось недолго. Вдруг случается новая напасть - появляется малолетний племянник мужа Катерины Львовны Федя Лямин. Он и становится следующей жертвой. Это третье убийство самое страшное, так как жертва - невинный ребенок.

Это убийство ребенка - кульминационный момент произведения. Самая страшная жертва на пути героев к счастью - отрок Федя Лямин, претендовавший на часть состояния вдовы Измайловой. Федя приехал в дом Катерины вместе с бабушкой, двоюродной сестрой Бориса Тимофеевича, на деньги которой купец отчасти и торговал. На третье убийство Измайлову толкнул Сергей. Именно Сергей, которого после смерти Зиновия Борисовича, все зовут уже Сергеем Филипповичем, объясняет Катерине Львовне, что «через Федю Лямина» он стал самым несчастным человеком, поскольку теперь имущество Измайловой будет разделено, ему же хочется видеть Катерину Ильвовну «настоящей дамой», хозяйкой большого, а не разделенного состояния.

Характерно, что сама героиня сначала откликается на недовольство приказчика удивленно: «Неш с тебя, Сережа, мало будет?» Но она соглашается на убийство ребенка. Дитя не вызывает в Катерине никаких чувств, она не колеблется, решив удавить маленького Федю Лямина. Убийство Феди, как не раз уже отмечалось в литературоведении, напоминает атмосферу мученического жития. Накануне гибели отрок Федя, постепенно поправляющийся от болезни, лежит в постели, читает в патерике житие своего святого, мученика Федора Стратилата и восхищается, как тот угождал Богу. Мальчик ждет, когда бабушка вернется с церковной службы, всенощной под Введение и принесет ему «благословенного хлебца». Его облик полон страдальческого света и душевной чистоты.

Существенно, что за несколько минут до убийства, во время беседы с отроком, Катерина Львовна почувствовала, как «собственный ребенок у нее впервые повернулся под сердцем, и в груди у нее потянуло холодом. Постояла она среди комнаты и вышла, потирая стынущие руки». В другой ситуации и другой женщине это событие скорее всего показалось бы трогательным, важным, здесь оно описано как тягостное, «холодное». Катерину Львовну движение под сердцем ничуть не останавливает на пути к задуманному, а оказывается лишь досадной помехой. Выйдя комнаты, она зовет Сергея для совершения злодейства.

Детально описано само убийство: «Сергей взял Федю за ноги и за руки, а Катерина Львовна одним движением закрыла детское личико страдальца большой пуховою подушкою и сама навалилась на нее своей крепкой, упругой грудью».

После этого убийства наступает расплата. Суд приговаривает Катерину к каторжным работам. Однако сама расплата заключается не в этом. Героиня вызывает жалость, так как ее мертвая душа не способна испытывать какие-либо светлые чувства.

Почему так произошло? Весь свет для Катерины сходится клином на одном-единственном человеке - Сергее, который представляет собой полное ничтожество. Его мелочной душонке незнакомы сильные порывы, решительные поступки. Он подстрекатель и молчаливый соучастник злодеяний Катерины. Сергей использует Катерину Измайлову в своих целях и бросает женщину, как только взаимоотношения перестают быть выгодными. При этом он издевается над чувствами бывшей любовницы, демонстрируя свои отношения с Сонеткой.

Катерине Львовне, сумевшей и в тюрьме сохранить свою любовь к Сергею, суждено пережить страдания, мера которых внушает сочувствие к героине. Убедившись самым жестоким образом, что Сергей стал «изменником», преисполнившись ненавистью к сменяющим друг друга соперникам, Катерина не в силах разлюбить его: «Она хотела себе сказать: не люблю ж его» и чувствовала, что любила его еще горячее, еще больше». И перед нами не преступница, не убийца, а несчастная, обманутая женщина.

Однако при всем сострадании к «бедной женщине» автор не считает возможным открыть героине путь нравственного очищения. Собственническое, хищническое начало, порожденное средой, столь глубоко укоренилось в ее натуре, что и в кризисный момент жизни ей не удалось переломить себя. Предательство Сергея не раскрывает глаза Катерины, не подталкивает ее к раскаянию. Этому мешает гордыня. Это мучительное чувство заставляет героиню совершить последний смертный грех - самоубийство. Она увлекает за собой в пучину вод и соперницу, удовлетворив этим «красивым жестом» свою непомерную гордыню и окончательно погубив душу.

Смерть Катерины ужасна. Перед нею встают образы загубленных ею людей, но они не вызывают в ней ни капли сожаления. Перед смертью она пытается припомнить какую-нибудь молитву, но вместо этого губы ее шепчут: «Как мы с тобой погуливали, осенние долги ночи просиживали, лютой смертью с бела света людей спроваживали». Нравственная гибель - вот расплата героини за содеянное.

Катерина Львовна, как и Сергей, так и не осознала до конца, что совершила. Любовь ослепила ее, но этим нельзя оправдать преступления. Пылкий характер дал о себе знать, жестокость взяла верх. Неспособность оценить себя, свои поступки и желания, неумение считаться с ценностью человеческой жизни, равнодушие окружающих - вот что привело героев к нравственной и социальной гибели.

Итак, перед нами предстал яркий и сложный характер. Лесков убедительно раскрывает противоречивость натуры своей героини, соединяя в ней высокое и низменное, предельную силу чувств и звериную жестокость, способность к самопожертвованию и собственнический инстинкт. По мнению автора, именно в этом проявляется русский национальный характер.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.