Сюжет в литературном произведении
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №33»
Г. ДЗЕРЖИНСКА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
XV городская научно-практическая конференция
старшеклассников «Старт в науку!»
Секция литературоведение
Название исследовательской работы:
Сюжет трагедии В. Шекспира «Макбет» в русской интерпретации (к 150-летию повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)
Автор: Абрамова Виктория Алексеевна,
ученица 9-а класса МБОУ «СШ №33»
Руководитель: учитель русского языка
МБОУ «СШ №33»
Ушакова Лидия Александровна
Дзержинск 2016
Оглавление
I. Введение……………………………………………………3 - 5
II. Основная часть……………………………………………..6 - 24
1. Сюжет в литературном произведении…………….… 6 - 7
2. Сюжет трагедии В. Шекспира «Макбет»…………… 7 - 10
3. Сюжет повести Н.С. Лескова «Леди
Макбет Мценского уезда» …………………………10 - 20
4. Мистическая составляющая в произведениях
Н.С.Лескова и В.Шекспира………………………… 20 - 22
5. Сопоставительный анализ сюжетов произведений
Н.С.Лескова и В.Шекспира……………………………22 - 24
III. Заключение………………………………………………25 - 26
IV. Список использованной литературы……………………27
I. Введение
Более чем три столетия отделяют повесть русского автора от английской трагедии. Различны среда, в которой происходит действие (провинциальные, купеческие нравы и - королевский двор), время и место событий, наконец, жанры произведений. Но сквозь все эти различия проступает сходство: в масштабе страстей, двигающих героев на злодеяния, в структуре сюжета, в трагедийном звучании.
Заглавие повести Н. С. Лескова - «Леди Макбет Мценского уезда» (1865) - приглашает к сопоставительному анализу произведения с трагедией
В. Шекспира «Макбет» (1606). Заглавие повести - прямая реминисценция из трагедии Шекспира. Оно информативно, т.к. указывает на главную героиню, на место действия (Мценский уезд) и одновременно экспрессивно, выражает отношение автора к героине. Писатель активизирует читательское восприятие, как бы предлагая сопоставить характер главной героини повести с шекспировской леди Макбет.
В отличие от цитаты, т.е. точного воспроизведения чужого текста, под реминисценцией (лат. reminiscentia - воспоминание) понимается «не буквальное воспроизведение, невольное или намеренное, чужих структур, слов, которое наводит на воспоминание о другом произведении...» В заглавии повести Лескова реминисценция представляет собой не прямую, а косвенную номинацию героини. Перифраз (не Катерина Измайлова, а леди Макбет Мценского уезда) подчеркивает и силу обуревающих героиню страстей, и их аморальную, злую природу. Ведь леди Макбет - «самое концентрированное у Шекспира выражение зла, овладевшего человеческим существом».
Леди Макбет - ассоциация с трагедией Шекспира (высокий литературный жанр). «Мценский уезд» - глухая российская провинция. Автор свёл в одном названии понятия из разных стилистических пластов, чтобы расширить масштабы происходящего в очерке: такие события могли развернуться в любом уголке мира.
«Леди Макбет Мценского уезда»
трагедия глухая российская
(высокий жанр литературы) провинция
автор расширяет масштабы происходящего в очерке В названии пьесы В. Шекспира «Макбет» Макбет - лицо реальное, это шотландский король, правивший с 1040 г., который пришёл к власти, убив короля Дункана I. Погиб он в битве сыном Дункана Малькольмом. Легенды о Макбете составили сюжет трагедии Шекспира.
А у Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» сюжет очерка основан на реальной истории о купчихе Катерине Львовне Измайловой. В заглавии очерка Лесков уподобляет её леди Макбет, героине трагедии Шекспира, но не отождествляет их.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что в 2015 году повести Н.С.Лескова «Леди Макет Мценского уезда» исполнилось 150 лет, но проблемы, поставленные автором, волнуют и современных читателей.
Анализируя поступки героев, особенности их духовного мира, мы учимся определять высокие нравственные качества человека, учимся правильно оценивать себя, свои поступки и желания, понимать ценность человеческой жизни.
Цели:
- сопоставить художественные произведения авторов разных эпох;
- составить сравнительную характеристику героев на основе авторского текста: выявить их сходство и различие, правильно оценить их поступки, поразмышлять над тем, что авторов и нас восхищает, а что вызывает скорбь, гнев, презрение.
- выявить свое отношение к героям произведения.
Задачи:
В процессе сопоставления очерка «Леди Макбет Мценского уезда»
Н. С. Лескова и пьесы «Макбет» В. Шекспира правильно интерпретировать текст, оценивать поступки героев, выявлять представление о духовном мире героев; научиться определять высокие нравственные качества человека.
II.Основная часть
Сюжет в литературном произведении
СЮЖЕТ - (франц. sujet, буквально - предмет), в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме - способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот; иногда их отождествляют. В традиционном словоупотреблении сюжет - ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика изображаемого.
На первый взгляд кажется, что содержание всех книг строится по одной и той же схеме. В них рассказывается о герое, его окружении, о том, где он живет, что с ним происходит и чем заканчиваются его приключения. Но эта схема является чем-то вроде каркаса, которому следует далеко не каждый автор: иногда рассказ начинается со смерти героя или автор внезапно обрывает его, так и не сообщив, что произошло с героем дальше. Такое окончание произведения называется открытым финалом. В этом случае окончание истории должен придумать сам читатель. Однако в любом произведении всегда можно найти главные моменты, вокруг которых как бы завязан сюжет. Они так и называются - узловые точки. Их немного - завязка, кульминация и развязка.
В зависимости от характера связей между событиями выделяют две основные разновидности сюжетов: хроникальные и концентрические. Принципы связи событий в хроникальных и концентрических сюжетах существенно различаются, следовательно, различаются и их возможности в изображении действительности, поступков и поведения персонажей. Критерий разграничения этих типов сюжета - характер связи между событиями. Главное отличие хроникального и линейного сюжетов - это, конечно, время. Хроникальный сюжет воспроизводит естественное течение времени, поэтому тяготеет к описательным жанрам (сага, мемуары, приключения). В концентрическом же сюжете физическое время не имеет определяющего значения: здесь оно частично заменяется психологическим временем, важен конфликт, интрига, поэтому этот сюжет характерен для жанров детектива, триллера, социального и психологического романа, драмы. Можно сказать, жанр диктует выбор вида сюжета.
Э.М. Форстер в книге «Аспекты романа» привёл односложный пример обоих видов сюжета: «Король умер, а потом умерла королева» - это хроникальный сюжет; «Король умер, а потом умерла королева - с горя» - это концентрический сюжет.
Сюжет литературного произведения - сцепление событий, раскрывающих характеры и взаимоотношения героев. С помощью сюжета обнаруживается сущность характеров, обстоятельств, присущие им противоречия. Сюжет - это связи, симпатии, антипатии, история роста того или иного характера, типа. Исследуя сюжет, необходимо помнить о таких его элементах, как экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|