Сделай Сам Свою Работу на 5

Динамика корпоративной прибыли





Для того, чтобы придти к такому выводу, нужно было иметь ясные свидетельства того, что экономика «пошла на поправку». Выступая год назад, я отмечал, что из всей программы «самоочищения», которую экономика должна выполнить в ходе рецессии, полноценно была выполнена только работа по снижению всех составляющих корпоративных затрат и понижению точки безубыточности. Эта чрезвычайно важная, хоть и болезненная операция, не только абсолютно необходима для стабилизации корпоративных финансов, но и позволяет экономике в целом скорректировать распределение капитала, поднять производительность труда и эффективность использования материальных ресурсов. И как только экономика начинает выходить из спада, проведенная санация затрат позволяет очень быстро получить непропорционально высокий рост прибыли.

В таблице 2 представлены данные о корпоративной прибыли в США в период 1999-2004 г.г. Официальная статистика рекомендует в качестве наиболее репрезентативного показателя корпоративной прибыли показатель прибыли до налогообложения с учетом оценки запасов и потребления капитальных товаров (corporate profits before taxes with inventory valuation and capital consumption adjustments). Именно этот показатель выбран мной для представления характера фазы восстановления в текущем экономическом цикле.



Таблица 2. Данные о корпоративной прибыли в США в период 1999-2004 г.г.
(в млрд. долларов США)

  1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
844,2 849,3 842,3 869,3
832,6 833,0 811,8 794,3
778,7 783,1 714,5 793,0
838,2 868,4 876,2 915,4
912,0 986,2 1057,1 1129,1
1165,6 1173,9    

Источник: U.S. Department of Commerce. Bureau of Economic Analysis. National Income and Product Accounts. Table 1.12.

Как показывают данные таблицы 2, нижняя точка в динамике корпоративной прибыли была пройдена в третьем квартале 2001 года. И после этого то скачками, то с замедлениями прибыль начала расти и несмотря на небольшой спад в первом квартале 2003 года не только восстановила предрецессионный уровень, но и существенно превзошла его. На мой взгляд именно эта картина циклической реставрации корпоративных прибылей и поддерживала мнение Гринспэна.

Причины роста корпоративной прибыли



Конечно, надо принимать во внимание, что помимо санации затрат действовал и целый ряд других факторов, способствовавших таким результатам.

В первую очередь, исключительно мягкая монетарная политика. Процентная ставка в тринадцать приемов была понижена с уровня 6,75% до уровня в 1%. Поскольку за этот период при всей своей мягкости инфляция тем не менее ни разу не опускалась в район 1% в годовом исчислении, реальная процентная ставка была фактически отрицательной.

Рисунок 1. Динамика реальной процентной ставки
(процентной ставки ФедеральногоРезерва за вычетом инфляции) в 1984-2004 г.г.

Источник: Bureau of Labor Statistics and Smith Barney U.S. Equity Strategy

Во-вторых, необходимо отметить беспрецедентные для Америки меры фискального стимулирования. Здесь и снижение налогов на личные доходы, прямые выплаты денег налогоплательщикам с рассылкой чеков по домам. Здесь и существенное удлинение сроков выплаты пособий по безработице. Здесь и снижение ставок налогов на дивиденды. Здесь и огромные инвестиционные льготы, как например, возможности сверхускоренной амортизации и т.д., и т.п.

В-третьих, во второй половине девяностых годов американские компании сделали крупномасштабные инвестиции в новые информационные технологии и лишь в период спада в значительной степени сумели воспользоваться плодами этих инвестиций. Новые информационные технологии в первую очередь позволяют усовершенствовать управление компаниями и существенно повысить эффективность использования всех видов ресурсов. В итоге, удалось получить невиданное ранее явление — рост производительности труда во время рецессии.



В-четвертых, в отличие от предыдущих рецессий американские компании впервые крупномасштабно воспользовались возможностью переноса целых производств в другие страны и прежде всего в Китай.

Китайский фактор

Производственные базы, т.е. те территории, где благодаря дешевизне квалифицированной рабочей силы и достаточной развитости правовой и инженерной инфраструктуры развивается промышленное производство на основе иностранных инвестиций, за последние тридцать-сорок лет многократно мигрировали, находя себе интересные места то в Японии, то на Тайване, то в Южной Корее и других странах Юго-Восточной Азии, то в Мексике, то в Бразилии, то в Ирландии. Новейшее пристанище — Китай.

После многих лет постепенной подготовки, включающей в себя привлечение иностранных предпринимателей и специалистов, подготовки собственных инженерных и управленческих кадров, приобретения современных навыков и технологий управления производством, создания и совершенствования правовой базы ведения бизнеса, создания системы институтов рыночного хозяйства, создания и развития производственной, складской и транспортной инфрастуктуры, Китай просто созрел для того, чтобы стать масштабным реципиентом инвестиций. При этом именно спад в экономиках развитых стран позволил Китаю привлечь инвестиции в передовые высокотехнологические сектора. Фактически, за несколько лет у всех на глазах Китай превращается в доминирующую в мировой экономике производственную базу.

Необходимость резко снизить уровень затрат на производство заставила американские и европейские компании в массовом порядке развернуть строительство собственных предприятий в Китае. Из данных, представленных в таблице 3, хорошо видно, как развивался процесс активного использования Китая в качестве операционной базы американских компаний.

Таблица 3. Поквартальная динамика торговли между США и Китаем в 1999-2004 г.г.
(млн. долларов, в процентах к соответствующему периоду предыдущего года)

  1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал За год
В млн. долл. В %% В млн. долл. В %% В млн. долл. В %% В млн. долл. В %% В млн. долл. В %%
Экспорт 2781,2 - - - - -
Импорт 16421,1 - - - - 81788,1 -
Сальдо -13639,9 - -15708 - -20076 - -19260 - -68683,9 -
Экспорт 3166,3 13,9 13,9 24,1 42,2 16185,3 23,5
Импорт 19910,1 21,2 21,6 24,3 21,6 100019,1 22,3
Сальдо -16743,8 22,8 -19373 23,3 -24957 24,3 -22760 18,2 -83833,8 22,1
Экспорт 4333,1 36,9 16,9 10,0 15,5 19183,1 18,5
Импорт 22393,3 24,7 1,6 9,9 -0,1 102278,3 2,3
Сальдо -18060,2 7,8 -19062 -1,1 -24101 -3,4 -21872 -3,9 -83095,2 -0,1
Экспорт 4719,3 8,9 15,6 17,9 18,2 22129,3 15,4
Импорт 23695,2 5,8 24,5 25,0 31,6 125193,2 22,4
Сальдо -18975,9 5,1 -24147 26,7 -30464 26,4 -28877 32,0 -102463,9 23,3
Экспорт 6541,6 38,6 6225,8 12,7 6192,8 8,4 9407,6 52,4 28367,8 28,2
Импорт 31143,1 31,4 35533,9 19,6 16,0 22,9 21,8
Сальдо -24601,5 29,6 -29308,1 21,4 -35758,2 17,4 -34400,4 19,1 -124068,2 21,1
Экспорт 8999,5 37,6 8346,3 34,1            
Импорт 39192,9 25,8 31,3            
Сальдо -30193,4 22,7 -38306,7 30,7            

Источник: U.S. Department of Commerce: Census Bureau and Bureau of Economic Analysis. Release: U.S. International Trade in Goods and Services. U.S. Exports to and U.S. Imports from China, Mainland (последнее обновление — 14 октября 2004)

В 1999 году и большую часть 2000 года американо-китайская торговля развивалась хорошо, но без каких-либо экстраординарных событий. Лишь к концу 2000 года, когда в Америке уже появились выраженные признаки спада, американский экспорт в Китай сделал внезапный скачок. Необходимо отметить, что в силу разности экономических потенциалов и стандартов потребления, американские экспортные товары — это в подавляющем большинстве промышленное оборудование. Поэтому любой скачок в американском экспорте в Китай является индикатором активизации инвестиционного процесса. Так, начиная с 4 квартала 2000 года, мы можем зафиксировать усиленное внимание к Китаю, как к месту дислокации промышленности. Что касается китайского экспорта, то он пережив спад 2001 года, вызванный рецессией в США и неровностью спроса, начал энергично возрастать со второго квартала 2002 года. Этот энергичный рост продолжается и сейчас на основе существенно укрепившейся и продолжающей укрепляться промышленной базе. Вот, например, данные Национального Бюро Статистики Китая: инвестиции в основные фонды промышленности Китая в I-II кварталах 2004 года выросли по сравнению с I-II кварталами 2003 года на 66,6% и 41,8% соответственно.

В итоге Китай, как видно из данных, приведенных в таблице 4, за несколько лет существенно изменил картину мировой торговли, заняв позицию второго по величине торгового партнера США после Канады, что надолго будет иметь возрастающее экономическое и геополитическое значение.

Таблица 4. Структура импорта СЩА по странам и регионам мира в 1999-2003 г.г.

 
Млрд. долл. %% Млрд. долл. %% Млрд. долл. %% Млрд. долл. %% Млрд. долл. %%
Объем импорта в США — всего 1024,6 100,0 100,0 100,0 1161,4 100,0 1259,7 100,0
Западная Европа 213,0 20,8 240,7 19,8 239,4 21,0 245,9 21,2 266,2 21,1
В т.ч. Германия 55,2 5,4 58,5 4,8 59,1 5,2 62,5 5,4 68,0 5,4
Великобритания 39,2 3,8 43,3 3,6 41,4 3,6 40,7 3,5 42,7 3,4
Франция 25,7 2,5 29,8 2,4 30,4 2,7 28,2 2,4 29,2 2,3
Италия 22,4 2,2 25,0 2,1 23,8 2,1 24,2 2,1 25,4 2,0
Ирландия 11,0 1,1 16,5 1,3 18,5 1,6 22,4 1,9 25,8 2,0
Восточная Европа 11,8 1,2 16,1 1,3 14,3 1,3 14,9 1,3 18,3 1,5
В т.ч. Россия 5,9 0,6 7,7 0,6 6,3 0,6 6,9 0,6 8,6 6,9
Канада 198,7 19,4 230,8 19,0 216,3 19,0 209,1 18,0 224,2 17,8
Мексика 109,7 10,7 135,9 11,2 131,3 11,5 134,6 11,6 138,1 11,0
Южная Америка 38,9 3,8 50,9 4,2 46,5 4,1 48,2 4,2 54,2 4,3
В т.ч. Бразилия 11,3 1,1 13,9 1,1 14,5 1,3 15,8 1,4 17,9 1,4
Венесуэла 11,3 1,1 18,6 1,5 15,3 1,3 15,1 1,3 17,1 1,4
Африка 17,0 1,7 27,6 2,3 25,4 2,2 22,1 1,9 32,0 2,5
В т.ч. Нигерия 4,4 0,4 10,5 0,9 8,8 0,8 5,9 0,5 10,4 0,8
Азия 408,5 39,9 484,7 39,8 437,7 38,4 456,1 39,3 492,5 39,1
В т.ч. Япония 130,9 12,8 146,5 12,0 126,5 11,1 121,4 10,5 118,0 9,4
Китай 81,9 8,0 100,0 8,2 102,3 9,0 125,2 10,8 152,4 12,1
Индия 9,1 0,9 10,7 0,9 9,7 0,9 11,8 1,0 13,1 1,0
Израиль 9,9 1,0 13,0 1,1 12,0 1,1 12,4 1,1 12,7 1,0
Саудовская Аравия 8,3 0,8 14,4 1,2 13,3 1,2 13,2 1,1 18,1 1,4
Республика Корея 31,2 3,0 40,3 3,3 35,2 3,1 35,6 3,1 37,0 2,9
Австралия и Океания 7,4 0,7 8,8 0,7 9,0 0,8 9,1 0,8 9,2 0,7
В т.ч. Австралия 5,3 0,5 6,4 0,5 6,5 0,6 6,5 0,6 6,4 0,5

Источник: U.S. Department of Commerce. The Office of Trade and Economic Analysis. U.S. Aggregate Foreign Trade Data. Table 7. Последнее обновление — 26 апреля 2003)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.