|
Ответств органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, перед физическими и юридическими лицами и перед государством
Ответственность органов МС перед населением. Самостоятельность органов МС и должностных лиц в пределах их компетенции предполагает ответственность за осуществление этой деятельности. Органы МС — это действующие в пределах МО, формируемые местным населением в порядке, предусмотренном ФЗ» 0б общих принципах МС" органы, основная деятельность которых заключается в решении вопросов местного значения. Ответственность как институт характерна для всех отраслей права. Выделяют ответственность конституционную, уголовную, административную, налоговую, гражданско-правовую. Сущность ответственности заключается в возможности наступления неблагоприятных последствий для субъекта ответственности. Ответственность может наступить в соответствии с каким-либо нормативно-правовым актом. Для привлечения должностного лица МС или органа МС необходимо соблюдение определенной законодательно процедуры привлечения к ответственности. Наступление ответственности связано с реализацией санкции муниципальной нормы. Муниципальная ответственность—самостоятельный вид ответственности. Субъектами муниципальной ответственности могут быть субъекты муниципального права, реализующие публичную право- субъектность, т. е. главным образом органы МС и должностные лица. Их ответственность за нарушение муниципальных норм может наступать в административном, дисциплинарном порядке. Различают три вида ответственности муниципальных органов и должностных лиц МС. Органы МС и должностные лица МС несут ответственность перед населением МО, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. Ответственность перед населением — особый вид ответственности в публичных отраслях права, таких как конституционное право Перед населением ответственны депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления. Они ответственны перед населением постольку, поскольку получают от него свои полномочия по осуществлению муниципальной власти. Эти лица замещают свои должности в результате избрания их населением муниципального образования на прямых демократических равных выборах, представляют население муниципального образования, принимают решения от его имени. Основания наступления ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований, Основания юридической ответственности — это совокупность юридических фактов, предусмотренных законодательно и необходимых для привлечения к ответственности. Ответственность муниципальных должностных лиц и муниципальных органов перед населением заключается главным образом в том, что население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного . самоуправления. Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления — процедура, аналогичная по порядку осуществления муниципальным выборам в соответствующие органы или на соответствующие должности, но противоположная по цели. Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращает полномочия соответствующего должностного лица или депутата.
Ответственность органов и должностных лиц МС перед государством. Ответственность представительного органа МО перед государством наступает в случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом МО принят нормативно-правовой акт, противоречащий:— Конституции Р.Ф;— федеральным конституционным законам;— федеральным законам;— конституции (уставу);— законам субъекта Р.Ф;— уставу МО. Если представительный орган МО в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял мер по исполнению решения суда, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда вносит в законодательный орган государственной власти субъекта РФ проект Закона субъекта РФ о роспуске представительного органа МО. Полномочия представительного органа МО прекращаются со дня вступления в силу Закона субъекта РФ о его роспуске. Закон субъекта РФ о роспуске представительного органа МО может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи. Ответственность главы МО и главы местной администрации перед государством заключается в возможности отрешения их от должности. Высшее должностное лицо субъекта РФ издает правовой акт об отрешении от должности главы МО или главы местной администрации в случае:1) издания должностным лицом нормативно-правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу МО, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочии мер по исполнению решения суда;2) совершения должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности РФ и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда. Срок, в течение которого высшее должностное лицо субъекта РФ издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шести месяцев со дня вступления в силу этого решения суда, Глава муниципального образования или глава .местной администрации, в отношении которых высшим должностным лицом субъекта РФ был издан правовой акт об отрешении от должности, вправе обжаловать данный правовой акт в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.
Ответственность органов МС перед физическими и юридическими лицами. Эта ответственность наступает вследствие нарушения законных прав и интересов граждан и юридических лиц в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований. Существуют два порядка рассмотрения и защиты законных прав и интересов физических и юридических лиц — административный и судебный. Граждане согласно ст. 33 Конституции вправе обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Органы и должностные лица в пределах своей компетенции обязаны принимать обращения граждан, рассматривать их в установленном законодательством порядке и в установленные сроки, давать на них мотивированные ответы, принимать меры в случаях нарушения прав гражданина по их защите и восстановлению, а также привлекать виновных к дисциплинарной или административной ответственности. Аналогично в административном порядке могут обращаться за защитой своих законных прав и интересов юридические лица. Согласно ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса убытки или вред, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания несоответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению за счет казны муниципального образования. Требование о возмещении убытков или вреда, причиненных в сфере управления, предъявляет физическое или юридическое лицо, права которого нарушены, в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд по подведомственности. Данные требования являются гражданско-правовыми, и при их рассмотрении применяются соответствующие нормы Гражданского кодекса РФ. Дела по таким требованиям отнесены к делам в сфере управления. Убытки или вред подлежат возмещению при наличии вины и доказанности причинной связи между убытками или причиненным вредом и незаконными действиями (бездействием) либо актами причинителя вреда
В отличие от юридических лиц, граждане могут требовать за причинение убытков или вреда в сфере властно-административных отношений и компенсацию морального вреда. Сами должностные лица, незаконными действиями (бездействием) которых причинены убытки или вред, гражданско-правовой ответственности перед потерпевшим не несут. Возмещение убытков или вреда производится из казны муниципального образования. Орган местного самоуправления, возместивший убытки или вред, причиненный его работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в пределах его среднего месячного заработка, а в случаях, предусмотренных ст. 243 Трудового кодекса РФ, в полном размере причиненного ущерба. Работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника. При выявлении случаев законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых мерах. Если при рассмотрении гражданского дела либо заявления на неправомерные действия и решения, нарушающие права и свободы граждан или права и законные интересы юридических лиц, суд обнаружит в действиях должностного или иного лица признаки преступления, он сообщает об этом прокурору (ст. 226 ГПК РФ). Прокурору, государственным органам отдельные законы предоставляют право предъявлять иски в суд в защиту прав граждан и (или) юридических лиц. Так, в соответствии со ст. 12 и 22 Закона РСФСР о конкуренции такие иски могут предъявлять антимонопольные органы. Заявления на противоправные решения или действия (бездействие) органов и должностных лиц местного самоуправления, если ранее гражданин обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе, согласно ст. 16 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» могут быть направлены на рассмотрение Уполномоченному по правам человека в РФ. Гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Вопрос№96
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|