Бюджет муниципального образования
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Муниципальный бюджет является ведущим звеном местных финансов. Слово «бюджет» происходит от английского и переводится как «сумка с содержимым», «запас», «финансовая смета». С политической точки зрения бюджет представляет собой одно из средств перераспределения созданного на территории местного сообщества чистого продукта (национального дохода). Он выполняет три функции. Во-первых, отражает политические приоритеты местного большинства. Во-вторых, является демократическим средством регулирования политических планов и решений представительного органа, поскольку требует представления их в виде хозяйственной программы для исполнительных органов. В-третьих, сравнивая доходы и расходы, бюджет обеспечивает контроль финансового состояния местного сообщества и муниципальных предприятий, даёт представление о тенденциях развития муниципального хозяйства.
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.
В местные бюджеты после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.
Согласно статье 132 Конституции РФ «…органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения». Важно, что к вопросам местного значения в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»26, в частности, отнесены «… местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов».
За счет налоговых платежей и сборов формируются финансовые ресурсы муниципального образования, обеспечивается формирование доходов бюджета, которые используются органами местного самоуправления для финансирования необходимых расходов. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации. Налоги имеют решающее значение в доходах бюджетов всех уровней, но при этом следует различать местное налогообложение и государственное. Если государственному налогообложению присущ упор на фискальную функцию, то местное налогообложение во главу угла ставит функцию регулирования развития местного сообщества.
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам и сборам отнесены:
1)земельный налог;
2)налог на имущество физических лиц;
3)налог на рекламу;
4)налог на наследование или дарение;
5)местные лицензионные сборы.
В соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»27 доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов. Доходная часть бюджетов также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.
К собственным доходам местных бюджетов относятся:
· а) местные налоги и сборы;
· б) другие собственные доходы местных бюджетов;
· в) доли федеральных налогов;
· г) доли налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.
К местным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:
· а) доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;
· б) не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования;
· в) доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель;
· г) платежи за пользование недрами и природными ресурсами;
· д) доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;
· е) штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты;
· ж) государственная пошлина;
· з) не менее 50% налога на имущество предприятий (организаций);
· и) подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельности без образования юридического лица.
К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе:
· а) часть подоходного налога с физических лиц (в пределах не менее 50% в среднем по субъекту РФ);
· б) часть налога на прибыль организаций (в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ);
· в) часть налога на добавленную стоимость (НДС) по товарам отечественного производства (в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ);
· г) часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия (в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ);
· д) часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ).
В местный бюджет поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.
Расходная часть местных бюджетов включает:
1)содержание органов местного самоуправления;
2)формирование муниципальной собственности и управление ею;
3)организация, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
4)содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
5)организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
6)муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
7)благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
8)организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
9)содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
10)организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; обеспечение противопожарной безопасности;
11)охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
12)реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
13)обслуживание и погашение муниципального долга;
14)целевое дотирование населения;
15)содержание муниципальных архивов;
16)проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
17)финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
18)В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов, определяются законами указанных субъектов Российской Федерации.
19)Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах29:
20)муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
21)кредиты, полученные от кредитных организаций;
22)бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
23)поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
24)изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
Вопрос№82
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|